Как подготовить сани к лету? Lucky John Scandi 2
Для начала несколько слов о причинах покупки зимней катушки Lucky John scandy 2.
В начале своего увлечения ультралайтом я был в поисках катушки оптимального размера и веса, необходимых(по моему, на то время, мнению) для ультралайта, в том числе для мормышинга. И насмотревшись и начитавшись всяких разных "блогеров" я впал в заблуждение, считая что для Х и S ультралайта, а тем более мормышинга необходима катушка максимально легкая и малоразмерная. Не мало в то время для начинающего мормышера и наноджигита в моем лице значила и цена. Купить набор шестеренок в коробочке по цене мотоблока или рейсмуса? Ну нет, поищем чего попроще. И вот, опираясь на таких "трех китов", я, на просторах fMagazin.ru, нашел данную модель весом 165 грамм и размером шпули в 800 безинерционных у.е. с ценой для постоянного покупателя на то время(14.02.2023) в 2104 рубля. Ну и что, что производитель позиционирует ее как зимнюю? Даже если не пойдёт, то я давно собирался освоить ловлю зимой на безинерцонные катушки(к слову и сейчас тоже собираюсь и этих самых зимних катушек уже штуки три-четыре, а все недосуг). В общем в конце февраля 2023 года очередная посылка с "ништяками" для рыбалки от fMagazin.ru среди которых и была катушка Lucky John Scandi 2, пришла и началась эпопея по подготовке саней к лету. Для начала я изучил ТТХ катушки - в общем то стандартные для таких размеров недорогих катушек, кроме одного интересного пункта - тяговое усилие 4.8 килограмма. Как? К примеру в "снасти-здрасте" тест-драйвы фидерных катушек такого и близко не выдавали. Понятно, что это не тяговое усилие, а граница граница работы фрикциона, но звучит смешно. Схема, кстати, напечатана на коробке, что имеет свои плюсы.
Те же Йети от Блэк-Сайд, Лены от Дайо или Сиббир Рокеты хранят тайну своих механизмов от владельцев. А то, что напечатано довольно мелко, в наш "вэк кабэрнэтыки" легко решается цифровым зумом камеры мобильного телефона.
Ну, приступаем к осмотру самой катушки. Дизайн нереально крут, но в то же время не содержит лишних нагромождений, как во многих современных китайских и не очень катушках. Рубленные и гнутые линии не противоречат друг другу. Смесь стали, хрома, рубина и темно-серого, матового пластика беспроигрышна в теме оформления катушек на все времена. Металлическая рукоятка, длинная и токая, изящна как балерина и жестка как двутавровая балка. Прорезиненный кноб классической формы, с насечками, не скользит и приятно чуть пружинит под пальцами. Пластиковый корпус так же жесткий - при тесте на скручивание не шевельнулся. Рубиновая шпуля имеет хороший диаметр и классический, "Шимановский" скос бортика. Крупная крышка фрикциона в меру ухватиста и в то же время не провоцирует выступами образование петель. Ротор жесткий, не люфтит плечами и относительно корпуса, четко откидывает простую проволочную дужку, в спорах о плюсах и минусах которой сломано на просторах рыболовных сайтов сломано не мало копий, так что я лучше промолчу. Ролик имеет интересную ступенчатую, "противозакруточную" форму и никак не портит намотку.
В механизме катушки 4 шариковых подшипника открытого типа(по моему из нержавейки)и роликовая муфта - стопор обратного хода, итого 5 подшипников. Пара подшипников 7*11*3 стоит на ведущем колесе из диаметром 23 мм, с зубом длинной около 2,5 мм(90% современного парка катушек 3000 размера имеет, такой же размер зуба и диаметр лишь на +-4 мм больше, приблизительно 27 мм) еще один подшипник 6*12*3 стоит на пиньене, а четвертый подшипник 4*7*2 обеспечивает работу ролика ЛУ. Scandy 2 работает на главной паре 4.8 с бронзовым пиньеном и главной парой неизвестного металла цвета "люминий", паразитной шестерне 15 мм диаметром и кареткой отлитых "из того-же материала". Шток стальной 3.5 мм. Функции направляющих, к сожалению, выполняют полозья каретки, двигающиеся вдоль дорожек в корпусе, но отдельные направляющие это уже очень другие деньги и лежат они где-то рядом с подшипником на хвостовике ведомой шестерни, а в такой ценовой категории встречаются очень редко, даже подшипник под паразиткой по цене обычно ближе. Втулок, которые можно было бы заменить на подшипники, к сожалению нет. Теперь о грустном - шпуля не "лонг", а очень даже наоборот- 11 мм, место для укладки лески по форме классическая восьмисотка - один в один с Ryobi Spiritual 800(если кто-то обрадовался, что можно заменить шпули у этих катушек, то спешу огорчить - у них разный диаметр отверстия по шток). Так же катушка имеет приличные люфты подшипников на ведущей шестерне, а в механизме ротора архаичная пружина "от кобры", которая по утверждению известных блогеров "ломается". Правда я еще ни одной не сломал, но видел(обычно у таких "ломастеров" катушка не обслужена, а место хода сломанной пружины забито грязью или покрыто глубокими царапинами из-за отсутствия смазки, так что дело было не в пружине...). Фрикцион, а точнее размер его дисков: оочень маленькие, две пары дисков, два металлических и два выполненных из неизвестного материала, похожего на мягкий пластик, диаметром около 13 мм - возможно пресловутые 4,8 кг они будут держать, а вот тонким настройкам их вряд ли можно подвергнуть
В общем, если приложить руки, то катушка для мормо и нано подойдет. Но к весне в мормышинге я перешел на размеры 1000, 2000 и 2500 в весовой категории 180-220 грамм, с длинными, мелкими шпулями и сильная надобность в таком стиле применения катушки отпала и мне пришла мысль проверить на практике пресловутую надпись - тяговое усилие 4.8 кг. На катушку была намотана целая бобина четырехжильного шнура от российского производителя толщиной побольше 0.1 мм, в пару была приписана любимая лайтовая палка до 11 грамм от Касадаки в росте 213см.,(щуку-двушку такая палочка с другой катушкой, но с почти аналогичной ГП выкидывала на берег минуты за полторы, а палочки с тестом побольше уже плохо сочетались с весом катушки 165 грамм)для которой кстати такой толстый шнур, как по мне, был перебором и я рисковал спиннингом и личным комфортом, но ничего было терпимо, с учетом того, что мне надо было кидать приманки не в заоблачные дали, а в прибрежные кусты. Так же подобран набор джига грамм до восьми и блесен-вертушек до 12 грамм. Комплект стоял вторым номером на мормышевых и наноджиговых рыбалках: как только где-то рядом появлялись признаки зубастой (резкое бесклевье, брызги на воде от разбегающейся мелочи или происходил срез мормышки) "тяжелая артиллерия" вступала в бой. Scandi 2 не бросал петли, хорошо работал и с джигом и с железом, рвался в бой, желая кровью(рыбьей)закалить себя в бою! И тишина... Ни тычка ни схода - как так то? Вот для меня до сих пор загадка - какого лешего крупные щуки срезают среди бела дня, в жару мои мормышки, когда буквально только что целая толпа рыбаков им предлагала подходящие под их размеры блесны, воблеры и резину?!?! За весь сезон мне попался только один "наглый хищник", но он не смог раскрыть вопрос о тяговом усилии.
Даже сейчас принцип выбора добычи этими монстрами мне непонятен, хотя смотрел и читал и уже ловил в этом стиле много, но это все отдельная большая тема и сейчас не стоит ее поднимать тут, меняя тему.
Зимой 23-24, уже поднабив руку в мормо и понабрав прилично снастей я снова обратил внимание на Scandi 2. По части параметров, из-за которых я ее и купил, Scandi 2 подходила под бюджетный мормышинг, но вышеперечисленные мною мелкие недостатки ставили на комфортном мормышинге крест и пришлось немного попотеть. В подготовоке к мормышингу и наноджигу я провел ТО и небольшой апгрейд. В ходе ТО нарушений в работе катушки не выявлено, зуб в идеальном состоянии, не смотря на наглое кручение вертушками до 4 номера включительно и джигом 4-8 грамм: ведь несмотря на участие где-то в тридцати рыблаках, в сумме там было всего на 3-4 полноценные рыбалки.
Заменил подшипник на пиньене на более толстый 6*12*4 и не такой уж большой люфт ротора ушел в минимум(из-за этого правда перестала работать трещотка фрикциона, так как шпуля с ротором сместились по штоку вверх на миллиметр). Подогнал "секретным способом" посадочные места подшипников и полностью убрал поперечный люфт на ведущей шестерне, добавил еще одну шайбу 4*6*0,2 в ролик ЛУ - он стал меньше люфтить и крутится теперь чуть не от дуновения ветра. Сменил пластиковые диски фрикциона на фетровые - с ними он стал помягче, но все равно, какой-то неравномерный шаг в работе выдавал. Осталась шпуля - эта "ужасная яма" требовала чудовищное количество бекинга, что не гарантировало жесткости намотки основной лески. Есть конечно такая вещь как экономайзер, но для Scandi 2 его не продают, а заказывать индивидуальный дорого и муторно, но выход есть. Помните я говорил о том, что форма точь в точь как на Ryobi Spiritual ? Откуда я это узнал? А я просто примерил к Сканди 2 экономайзер, купленный для Ryobi Spiritual DX и он встал как родной. Я закрепил экономайзер черной изолентой(критическая ошибка - потом пришлось менять на синюю)во избежание попадания шнура в щели между экономайзером и стенкой шпули.
Как только на прудах зашевелился окунь я намотал 50 метров зимней версии шнура от Косадака, подобрал к катушке две палочки +- 210см и 0-5 грамм и вышел в бой. И афигел.., "шимановский скос" бортика, в паре с экономайзером выбрасывали веса 3.5 грамма 38-42 метра шнура из 50 с не самым жестким замахом(не люблю я "рвать палки" этими рубящими ударами). Правда передаточное число 4.8 показало, что такой выброс сильно перебор - так далеко от берега не клевало, а время выматывания на нужную дистанцию казалось вечным.
Работа катушки после такой подготовки шла настолько хорошо, что я иногда задавался вопросом - а не зря ли были трачены "совсем другие деньги" когда вот оно! Что тебе еще надо было!?
Вдоволь погоняв окуней я сменив шнур на леску с очень странным диаметром(дело в том, что я на мормышку ставлю обычно зимнюю леску в размотке 30-50 метров и у меня в запасе есть несколько бобин, на которых написано 0,059 мм а в увеличительное стекло видно что, допустим, касадаковская зимняя леска 0.08 мм почему-то тоньше этой 0.59... (наверное у Касадака кто-то опечатку сделал, а как еще иначе объяснить, ведь российская фирма ХХХХ врать не будет ) то есть леска толщиной примерно 0,1мм. Так же сменил наноджиговые палочки на популярный народный бренд с тестом 0,2-,0,8 грамма в росте от 185 до 198 см и тронулся в бой с уклейками и далее по списку.
Катушка вела себя хорошо, петель и бород так же не кидала, единственное, что меня смущало - работа фрикциона, но поскольку обрывов не было, а так как после уклейки в списке оказались вот такие, исхудавшие и оголодавшие после нереста красавицы весом 650 и 750 грамм, то, я думаю, проблемы он если и может создать, то только в диаметрах сильно меньше 0.1мм или на совсем уж больших трофеях.
Сейчас Lucky John Scandi 2 обрела нового хозяина - такой жертвой я смог втянуть в наши ряды своего товарища, используя военную хитрость: на рыбалке дав подержать комплект с лайкой и народной мормопалкой первого поколения, пока я "сейчас быстро до машины и обратно за вещами, а ты пока покидай". Пять минут было достаточно, что бы у товарища появился такой взгляд, что любому становилось понятно - проще у отца Федора колбасу отобрать, чем у него эту мормоснасть. Единственное, что удалось оставить на память - рукоятку и то лишь потому, что в тот момент на катушке стояла другая и вот эту изящную вещицу, которая будет мне напоминать о светлых моментах связанных с Lucky John Scandi 2 я вам предъявляю в доказательство о том, что говорю вам чистую правду.
Шутка... Просто друг отдал рукоятку на апгрейд - хочет подшипнки в кноб зарядить.
по итогами месяца