Вашу ручку, мадам…
Ни для кого не секрет, что катушки серии LT от Daiwa за последние несколько лет стали чуть ли не мейнстримом, прочно закрепившись в арсеналах многих рыболовов, и, я считаю, по праву занявшую достойное место в сегменте «мясорубок» бюджетного, что называется, класса.
Говоря о бюджете, я имею в виду ценник в районе ста долларов, что на начало лета 2023 года составляет порядка восьми с половиной тысяч рублей. В этот диапазон попадает довольно много весьма приличных моделей, от совсем незатейливых Revros и Ninja, до чуть более продвинутых Regal, Legalis, Exceler, а если ещё чуток денежек подкинуть, то можно и на Fuego или Freams замахнуться, но это уже если кого система Magsealed заинтересует.
Что характерно, все перечисленные модели отличаются друг от друга не очень сильно, более того - сердце механизма, то есть главная пара, идентична у одного типоразмера для всех. Возможно, вы меня поправите, если я ошибаюсь, ведь сам я такого разнообразия катушек не имею в своём арсенале, поэтому просто озвучиваю сведения, полученные мной из интернета.
Но и разница есть, разумеется, вот только в чём она? Да в деталях, как обычно.
У какой-то модели больше подшипников, как, например у Regal, куда их аж 9 штук впихнули, не подумав, почему-то, потратиться ещё на один, чтобы в ролике лесоукладывателя не использовать втулку. У кого-то дужки лесоукладывателей полые, а у кого-то - обычная проволока, у кого-то кноб разборный, у кого-то - нет, у одних ручка складывается, у других накручивается… Причём жонглирование всеми этими деталями от модификации к модификации там такое неочевидное, что логику ещё надо поискать.
С другой стороны, эта вариативность открывает рыболовам некоторые горизонты для самостоятельного тюнинга своих катушек, с целью улучшения их характеристик.
Есть моменты, которые никак не исправить, как например отсутствие у Revros и Ninja подшипника на хвостовике ведущей шестерни, и с этим придётся смириться. Зато, с другой стороны, ни на одной, из перечисленных мною в самом начале статьи, бюджетных катушек не придётся лезть в механизм и разбирать корпус, поскольку в две вышеназванные подшипник не установить, а в остальных он и так уже имеется, там улучшать нечего.
Также, Daiwa напрочь отказывается устанавливать для катушек ценовой категории в районе ста долларов, подшипник в ролик лесоукладывателя, но вот тут, имея руки, довольно просто установить его самостоятельно взамен имеющейся там втулки, правда купить для этого правильные подшипник и проставочные шайбы - это уже другой вопрос.
Ну и ещё одно улучшение можно сделать самому, приложив некоторое усилие, а именно - сделать неразборный кноб разборным. Для этого понадобится приобрести не только подшипники, но и новую ось, поскольку от штатной придётся избавиться.
На всем известной торговой площадке из Поднебесной можно найти как алюминиевые оси, так и из нержавеющей стали, достаточно просто вбить в поиск фразу «Ось кноба для катушек». Среди прочего, в ленту выйдут также готовые наборы, где в комплекте уже имеются подшипники и дистанционные шайбы, я на пробу заказал именно такой.
Что имеется в наборе, кроме непосредственно оси? Глядя на то, что лежало передо мной, я невольно вспомнил фразу из бессмертного «Золотого телёнка»:
...два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер»
Два подшипника, два винта, и одна втулка. Кроме того - три шайбы, и небольшая загогулина из проволоки, призванная помочь при установке подшипников в положенные им места. Втулка мне не понадобится, она нужна только в том случае, если вы решили заменить дайвовский кноб на более массивный, из ЭВА, в таких нижнее посадочное место представляет собой достаточно длинный колодец, поэтому, чтобы кноб не болтался по оси туда-сюда, приходится ставить рядом с подшипником ещё и втулку в качестве ограничителя.
Ну и, ясное дело, в дополнение к очумелым рукам потребуется инструмент, и в первую очередь - дрель и сверло, чтобы высверлить хвостовик оси кноба.
Процедура несложная, у меня заняла минуты три.
Далее, приложив некоторое усилие, получаю на столе вот такую композицию.
И вот что характерно: штатная ось имеет сверху грибок, удерживающий кноб, и в посадочное место для этого грибка впоследствии замечательно становится один из подшипников, однако внизу на оси отсутствуют какие-либо утолщения, либо втулки, и при всём при этом в нижней части кноба тоже имеется похожее гнездо. Каково назначение этого гнезда, я не понимаю, и тем не менее оно есть. В нём я, кстати, обнаружил продукты воздействия оси на пластик, из которого кноб изготовлен, эдакие небольшие частички от выработки, либо, если выразиться иначе - стружка.
Для сравнения прежней оси, и той, что будет установлена на её место, выложу их совместное фото. Для ясности: утолщение в нижней части новой оси - не втулка и не подшипник, как можно было бы подумать, а обычный ограничитель.
Вот так новая ось выглядит, будучи установленной на место.
Для монтажа ещё понадобится фиксатор резьбовых соединений, и даже не один, а два. Красный - для неразъёмных соединений, его я буду применять в нижней части оси, там, где она крепится к рукоятке.
Винт в том соединении мне больше не потребуется выкручивать, поэтому красный.
Далее настала очередь подшипников. Верхний в гнездо сел отлично, без каких-либо зазоров.
А вот нижнее посадочное место, из-за выработки пластика, уже больше стало похожим не на круглое, а на квадратное. В принципе, и сюда подшипник вошёл довольно плотно, однако же рискну посоветовать, если надумаете заниматься таким тюнингом - особо не тяните. Моей катушке уже три года, ещё чуть-чуть, и, возможно, подшипник уже бы свободно болтался в гнезде.
Ну и дальше всё просто: закручиваю верхний винт, и проверяю на люфты. Кноб немножко ходит вверх-вниз по оси, самую малость, поэтому снимаю его, ставлю одну дистанционную шайбу, и опять закручиваю винт. Теперь стало наоборот, кноб не очень хорошо вертится, значит винт надо немного ослабить. Опять его выкручиваю, капаю на резьбу немного синего фиксатора, закручиваю до конца, и отпускаю назад на пол-витка. Вращаю кноб, всё крутится отлично!
Фиксатор схватывается через пятнадцать минут, полная полимеризация наступает через сутки.
Всё! Можно пользоваться.
Единственное примечание - в сети встречается информация, что те подшипники, что идут в комплекте с осью кноба, лучше заменить на более качественные. Я пока оставил имеющиеся, поиском новых ещё не занимался.