Ловля на хлебную корку с поверхности (в реке)
Друзья, вы когда-нибудь обращали внимание на то, кому достаётся хлеб, которым на городских водоемах кормят уток бабушки с внуками или родители с детьми? Скажете: странный вопрос, конечно же, уткам? И будете правы, но не на все сто процентов. Если рядом есть уклейка или мелкая плотва, то она не преминёт воспользоваться оказией поесть на дармовщину. Не брезгует этим и карась, живущий в прудах. А если окунуться в историю, то у Сабанеева прочтём:
"Точно так же, поверху, приходится ловить карпов в таких прудах, где они привыкли к бросаемому им хлебу. Рыба здесь сыта и со дна берет редко, но если снять поплавок и грузило и бросить предварительно несколько кусочков черного или белого хлеба, один из таких кусочков (не смятых) надеть на крючок и осторожно закинуть, то не пройдет и минуты, как насадка будет схвачена."
Ну а кого ещё можно поймать таким способом? Понятное дело — того, кто кормится с поверхности, и тут одним из первых приходит на ум голавль. Уж этот товарищ наверняка не пропустит аппетитный кусочек хлебушка, проплывающий мимо рта.
Проверить эту догадку мне довелось на небольшой речке в Тверской области, где я прожил в силу жизненных обстоятельств полтора года, два полных летних сезона.
Река неширокая, летом зарастающая камышом, изобилующая изгибами, поворотами, протяженными и не очень перекатами, участками с быстрым течением и спокойными плёсами.
Добавьте к этому плотину и множество мостов и мостиков, переброшенных через неё, и получится раздолье для рыбы в целом и для голавля в частности.
Первого голавлика на корочку хлеба, а точнее — батона, я поймал как раз с моста.
Этот мост, кстати, будет фигурировать на многих моих фотографиях, поскольку ниже него была замечательная точка. Быстрая струя воды, проходя между зарослями камыша и прочей растительности, доставляла корочку туда, где на выходе из ямы поджидали плывущую сверху добычу голавли разного калибра. Достаточно было только опустить с моста хлебушек на крючке на эту струю и потом только контролировать шнур, чтобы он не запутался в стеблях камыша.
Первый голавлик был некрупный, но это было неважно. Главное, что он своей поимкой подтвердил предположение, что так ловить можно!
Сама снасть для такого вида ловли, в принципе, нехитрая. Удилище, я использовал в тот раз Aiko Dixi длиной 2,21 м (3–12 г), а катушка была Shimano Catana 2500 с недорогим шнуром Flagman (то ли 0,14, то ли 0,12 мм). Флюорокарбоновый поводок из «Декатлона» — 0,16 мм. Крючок — с широким поддевом, крупный, номер 8 или 6 .
В общем, прецедент был создан, и оставалось только закреплять результат и улучшать его, что и было сделано.
И начались мои регулярные рыбалки на голавля, с использованием в качестве насадки нарезного батона, купленного в магазине «Магнит».
Когда рядом не было фотографа, то крупные экземпляры удостаивались фото на фоне из остатков асфальтового покрытия на тротуаре моста.
Крупный голавль попадался редко; всё-таки мелкого всегда больше, и он не такой осторожный.
Остальных же я фотографировал на весу, и однажды меня даже озарила мысль, что в основном фотографии с голавлём у меня однотипные: рыба в левой руке головой вправо.
Или просто висит на крючке, если голавль совсем мелкий.
Решил внести разнообразие, но «креатива» хватило только на то, чтобы повернуть лобастика башкой влево.
Так вот я и ловил голавля, иногда с некоторыми нюансами, о которых расскажу чуть позже.
И не только голавля.
Как-то захотел проверить, сколько на катушке осталось шнура, и для этого решил распустить его по воде, стоя ближе к поверхности. Выбрал для этой цели один из деревянных мостиков через реку, а в качестве нагрузки, чтобы было сопротивление приманки для ровной намотки шнура, прицепил недолго думая ту же самую корку батона.
Полной размотки хватило метров на пятьдесят, корочка приблизилась к островку растительности, откуда её атаковала красивая и сильная рыба язь!
Пришлось повозиться, но в итоге латунный слиток оказался у меня в руках.
Дальнейшие рыбалки принесли понимание алгоритма. Быстрая струя, с переходом в яму или на плёс — ожидай поклёвки голавля. Ослабевающее течение с выходом к траве либо вообще в тихие заводи — жди язя.
Применяя приобретённые знания, я начал полавливать с тех мостов рыбу обоих этих видов.
Можно было оставить корку плыть по основной струе, туда, где был шанс на поклёвку голавля.
А можно было скорректировать проплыв корочки так, чтобы она, минуя голавлей, добралась до растительности, в которой её ждали язи и подъязки.
Что характерно, в отличие от осторожного голавля, язь совершенно не боится рыболова, стоящего над водой, и очень много этой рыбы я поймал с невысоких деревянных мостов буквально в пяти метрах от себя, прямо вприглядку.
Почему эта рыба в описываемой мною реке так близко подходит к мостикам? Одной из причин является как раз то, о чём писал в приведенном выше отрывке из книги «Рыбы России» Леонид Павлович Сабанеев, — язи привыкли к бросаемому в воду хлебу.
Дело в том, что рядом расположен санаторий, и у отдыхающих есть своеобразное развлечение после столовой сходить на реку, покормить с мостов уток. Наглые язи иногда выхватывали кусочки хлеба прямо из-под носа нерасторопных крякв, причём они приплывали только завтракать и ужинать, в обед я их ни разу не увидел.
В общей суматохе, происходящей на воде, не все могли разглядеть, кому именно достаётся хлеб, но намётанный взгляд рыболова сразу выхватил в этой вакханалии толстые спины упитанных рыбин.
Так был разработан второй способ ловли — не сплавлять корочку вдаль, а приманить язей поближе, используя всё тот же батон из «Магнита». А поскольку в качестве насадки используется исключительно корочка батона, то мякиш без лишних раздумий шёл на прикормку.
Первой его обнаруживала уклейка, начинала дебоширить рядом с мякишем, чем привлекала внимание уток, и, конечно же, язей. Как только рыба подходила к мостикам, требовалось выполнить второе действие — отогнать уток, что было уже сложнее, но тоже выполнимо. Перемещение по мосту заставляло пернатых отойти чуть дальше, и в этот момент надо было продолжать подбрасывать на поверхность хлебушек, чтобы рыба тоже не отошла; когда это удавалось, старания вознаграждались борьбой с очередным язем. Самая удачная рыбалка у меня была, когда я за два с небольшим часа поймал пять неплохих язиков и ещё три сошли с крючка.
Особенно хороший, но непродолжительный период ловли был в момент наступления темноты. Утка уже уходила на места своей ночёвки, а язь ещё продолжал питаться.
Но этот промежуток времени обычно был совсем короткий — минут двадцать, полчаса. Если за это время удавалось увидеть поклёвку, то это была уж точно последняя рыба в этот день, если не случалось — то можно было собираться домой, в этот день язя хлебом на поверхности уже было не соблазнить.
И вообще надо заметить, что основной период активности язя летом, когда за утро или вечер бывает с десяток поклёвок и когда можно побороться с ним накоротке, — всего несколько дней в году, не больше недели. В остальное время он тоже клюёт, но приходится выжидать, вымучивать, искать на разных дистанциях, то отпуская корку на несколько десятков метров, то подтягивая назад.
В такой ситуации много хлеба уходит как раз на корм уткам и чайкам, которые безнаказанно пользуются тем, что рыболов далеко и можно сожрать его насадку. При виде плывущих к корочке вечно голодных пернатых приходится резким рывком освобождать от нее крючок, чтобы эти «заклятые друзья» сами не попались в качестве трофея. К сожалению, некоторых крякв эта участь не миновала, и три или четыре обжоры были пойманы вместо рыбы.
Кстати, крупного язя в той реке много, а вот с крупным голавлём дело обстоит хуже. Скорее всего, это связано с тем, что в летний период река сильно зарастает камышом и потенциальных язевых территорий в ней больше, чем голавлевых. Но поскольку сразу крупной эта рыба не рождается, подъязки тоже попадались.
Понятно, что хлебушком питались не только два этих представителя рода ельцов. Да-да, если кто не знал, сообщаю: по научной классификации род ельцов включает в себя три вида наших рыб: собственно ельцы, голавли и язи.
Так вот, кроме голавлей и язей, корочкой также активно интересовались и другие карповые. В прилове иногда оказывалась плотва.
Временами — достаточно крупная.
Самой первой рыбой, обнаруживавшей плывущий хлеб, оказывалась уклейка, что не удивительно. Она попадалась только тогда, когда крючок на снасти стоял маленький, но даже и в тех случаях подсечь ее случалось редко, обычно эти шустрые рыбёшки умудрялись сбить корочку с крючка.
Однажды на хлебушек клюнуло зубастое недоразумение, причём клюнуло честно, атаковав из куста травы, пока корочка проплывала по струе в коридоре между стенками из камыша.
Второй же щуке, которую я поймал таким способом, просто не повезло. Она кинулась на ворох уклейки, крутившийся вокруг кусочка батона, но промахнулась, при этом глупо зацепившись нижней губой за крючок.
Видимо шокированная случившимся, разбойница особо не сопротивлялась, позволила себя вытащить на берег, и только там уже устроила танцы на траве. Был в этой щуке без малого килограмм живого веса.
Ну и пришло время, наверное, рассказать о некоторых мелочах и нюансах; их немного, но они есть.
Первое — крючок. Как я уже говорил, крючки я применяю такие, у которых широкий поддев, чтобы было удобно насаживать хлебную корочку, то есть карасевого или карпового типа. Из марочных подойдут, например, Owner Pin Hook 50922, Owner 50355 Chinu with Eye и им подобные, из более дешевых вариантов — Kosadaka Tatsu, Kosadaka Tanago. Крючки такого типа есть у многих производителей, и тут критериев отбора я бы назвал два: острота и упругость. Крючок должен хорошо засекать рыбу и не разгибаться во время борьбы с крупным экземпляром. Впрочем, это касается любого стиля ловли.
Крючки подходящей формы не всегда имеются в наличии в тот момент, когда нужны, поэтому не исключается использование и лещёвых, и плотвиных, и прочих одинарников. Кстати, вот написал сейчас про одинарники и подумал — а может, попробовать будущим летом двойники?
Следующая деталь — поводок. Флюорокарбоновый рекомендуется, если рыба неактивна и осторожничает и вы хотите сделать замаскировать участок лески в непосредственной близости от крючка. У меня был декатлоновский флюорокарбон 0,16 мм, а когда он закончился, я использовал Kosadaka Super Line Zero 0,23.
Можно применять также обычную нейлоновую мононить, поскольку ловля с поверхности не подразумевает контактов с жёсткой растительностью или ракушкой, то есть устойчивость флюорокарбона к подобного рода воздействиям здесь не является преимуществом. В моменты активного клёва я, бывало, вязал крючок прямо к шнуру, избегая лишних слабых мест в снасти в виде узлов.
Дальше — непосредственно насадка. Батон из «Магнита».
Почему именно оттуда? Всё просто. В том небольшом городке, где мы тогда жили, из сетевых магазинов пять были местного бизнесмена, названные по его фамилии, три «Магнита» и три «Пятёрочки». Мне по пути на рыбалку удобнее было заходить как раз в «Магнит».
Причём, из нескольких видов нарезного батона идеально подходил только один, самый дешёвый, стоивший в то время (три года назад) 17 рублей. Основным его преимуществом перед другой хлебобулочной продукцией являлась его «резиновость», если можно так выразиться. Корка у такого батона эластичная, мякиш влажный, после сжатия не расправляется. Мякиш, к слову говоря, отлично работал не только в виде приманки, но и как насадка на крючок при ловле плотвы с поплавком.
В магазинах продаются два варианта одного и того же батона, целый и в нарезке. Предпочтительнее второй. Во-первых, с ломтиков удобнее обрывать корочку, а во-вторых, вытащил один ломтик и используешь его, а остальные держишь в пакете, контролируя, чтобы горбушки, как крышки, прикрывали мякиш оставшихся там ломтей. Так насадка дольше сохраняет свою пригодность. Подсохшие же кусочки батона плохо держатся на крючке.
Можно заранее нарезать батон на кубики нужного размера, но я один раз попробовал, и мне этот метод не понравился. По отдельности такие кубики быстро начинают крошиться, мякиш отваливается от корочки, и вскоре в пакете — не пойми что, а не наживка.
Я решил, что правильнее отрывать кусочки руками прямо на водоёме.
Насаживаем хлеб на крючок, протыкая с наружной стороны, жало крючка выводим так, чтобы оно, оставаясь открытым, тем не менее прилегало к поверхности насадки. Это — базовый вариант. Возможны и другие варианты. Мне приходилось как прятать жало в мякише, так и оставлять его торчащим наружу. Тут всё зависит от активности рыбы, от того, насколько она сегодня осторожна.
Полтора года мы прожили в том небольшом городке, и уже прошло два, как уехали оттуда. За это время изменилось многое, в том числе и дизайн упаковки. А вот содержимое в пакете осталось на том же уровне — хорошая наживка для ловли голавля и язя с поверхности.
Год 2018
Год 2019
Год 2020.
И ещё одно приспособление, которое допустимо применять при такой ловле, — бомбарда.
Не всегда можно доставить корочку в нужное место, просто сплавляя её по струе, иногда приходится выполнять заброс приманки на некоторое расстояние, и тут без дополнительных приспособлений не обойтись. Или бывает, что ветер не даёт опустить корку с моста, выдувая петлю на шнуре, и надо чем-нибудь подгрузить снасть.
Изначально я для этих целей использовал имеющийся у меня попла-поппер, а когда оборвал его в траве, на скорую руку выточил некое подобие из полиуретана. Вон он, видите — слева от карасика? Карасик тоже пойман на корку хлеба с поверхности, как вы понимаете. Это уже в Москве я так ловил, на одном из городских прудов. Чтобы добросить до гуляющего по поверхности карасика пришлось пойти на такую хитрость.
Спросите, почему не покупная прозрачная бомбарда-сбирулино? А мне просто с такими вот самоделками удобнее. Не надо ни в какую трубочку продевать леску, не надо ставить стопоры и вертлюжки… Шнур — к одному колечку, поводок — к другому. Быстро, дёшево и сердито!
Было дело, изготавливал я такую бомбарду из коры тополя. Красивый материал, приятный на ощупь и на вид, легко поддающийся обработке. А оторвётся — можно вечером хоть десяток новых наделать.
А ещё можно взять обычный поплавок с поломанной антенной. С такой «бомбардой» ловил однажды плотву на Москве-реке в районе Киевского вокзала.
Ну а теперь в кадре — разные места и разные снасти.
«Голавлиный» мост. В руках — Black Hole Hurricane MS-702MH с катушкой Kosadaka Blaze 3000S. Шнур тоже Kosadaka, по-моему Super PE X4 Light.
Мост — тот же, но год спустя, ловил Kosadaka Brave 213UL и Shimano Catana 2500 FB, а в кармане — батон из «Магнита» в упаковке дизайна 2020 года.
Помните, я писал про плотину? Вот и она. Спиннинг — Flagman Firefly Spin (0,5–4 грамма), катушка — Bogan Seagull DC2000. На шпуле вообще не шнур, а какая-то монолеска.
Деревянный мостик через речку, таких мостов в черте города — полдюжины. Crazy Fish Aspen Stake AS602ULT и Stinger Priority 2010.
Первый язь! Спиннинг — Aiko Margarita Mr-II-180UL-S, катушка опять Bogan Seagull DC2000.
И вновь деревянный «язевый» мостик и Aiko Dixi DIX221L, катушка Shimano Catana 2500, шнур Flagman PE Hybrid F4.
Ну и в конце повествования — фотографии с «мастер-классов» для друзей, приезжавших ко мне в гости в период моей жизни в маленьком старинном городе в российской глубинке.
Возможно, рыбалка на корочку с поверхности не такая спортивная, как спиннинг или фидер, не требует множества приманок, насадок, и прочих принадлежностей и вообще может кем-то считаться примитивной, но я предлагаю вам сперва попробовать, а после этого уже выносить свой вердикт.
А вдруг понравится?
Всем ни хвоста ни чешуи, друзья!
Спасибо!
Сам тоже ловлю голавля в Тверской (в Медведице), но использую не булку, а именно хлеб (в смысле черный). Тоже корочку, но не верхнюю, а нижнюю и боковые - они лучше держатся. Почему хлеб? Да потому что держится намного дольше. Булка намокшая сбивается даже уклейкой. А еще раз попробовал... бублик! Тоже неплохо и держится лучше, чем булка.
А что у вас за городок? Поначалу подумал, что Торжок, но вроде не он. Лихославль?
Нет, не Торжок и не Лихославль. :) Кашин.