Ерш, да не простой, а морской! Скорпена.
Ехать в отпуск на Черное море и не взять с собой рыболовный скарб, мне кажется, не позволяет сейчас себе даже тот, кто в обычное время на рыбалку выбирается от случая к случаю, а уж если человек увлечен этим занятием настолько, что не представляет себе отдыха без удилища в руках, то снасти у него с собой будут наверняка.
Причем удилище, будь оно спиннинговым, донным или поплавочным, можно взять отнюдь не в ущерб основной, пляжно-загорательной цели отдыха, ведь морские рыбы наибольшую активность проявляют как раз в сумеречное и ночное время суток. Ну, за небольшим исключением.
Скорпена в это исключение не попадает, она-то как раз тот хищник, чей клев с наступлением темноты становится более интенсивным.
Черноморская скорпена, или иначе морской ерш, является, наверное, самым распространенным и самым многочисленным видом в уловах отпускников-рокфишеров. Со мной, к примеру, в двух из трех поездок в Адлер именно так и было, и лишь в самый первый раз, на удивление, основную массу поимок составил ласкирь. Хотя предположение, почему это могло произойти, в итоге сформировалось, и чуть позже я его озвучу.
Морской ерш — малоподвижная придонная рыба, которая днем стоит на приличном удалении от берега, а с наступлением сумерек подходит ближе. В светлое время суток тоже случаются поимки этой страшилки, но настоящая рыбалка наступает именно ночью!
Хищник этот засадный, за жертвой гоняться не станет, атакует ее резким броском из укрытия, поэтому при ловле скорпены приманку лучше вести не торопясь, с паузами. Я для этих целей применял дроп-шот (в меньшей мере) и отводной поводок. Пробовал ловить на джиг, но быстро отказался от такого способа из-за условий акватории.
Дело в том, что побережье Нижнеимеретинской бухты представляет собой сплошной галечный пляж, на котором отсутствуют какие-либо гидротехнические сооружения вроде пирсов, молов, волнорезов, с которых обычно советуют ловить тем, кто только что приобщился к таинству морской рыбалки. В общем, ночью я выходил на тот же пляж, что и днем, но только уже с другой целью.
Что же мешало джиговой ловле, раз я отказался от нее? А вот как раз галька-то и мешала. Поскольку, как я уже сказал, рыбачил я на пляже, чтобы забросить на более-менее приличное расстояние и добраться до более-менее приличной рыбы, требовался груз весом от пяти граммов, а чебурашка такого веса прибойной волной в глухой зацеп в гальку забивалась практически на каждом забросе, ведь, как я уже сказал, при ловле скорпены желательно выдерживать паузы в проводке. Чуть больше времени дал грузику полежать на дне — и обрыв неминуем, а с чебурашкой меньшего веса, которая зацепам подвержена не так сильно, не всегда доставишь силиконовую приманку в нужное место.
В общем, отводной поводок или дроп-шот, с применением в качестве груза тирольской палочки.
Из приманок предпочтительнее всего креатуры; я на своих рыбалках использовал копии Bait Breath Mosya, стрекозу Larva марки Fanatik и ее аналоги других производителей, веснянку Kosadaka Bugsy, раков Kosadaka Kong и таких же раков производства моего друга-литейщика Алексея. Кроме того, в третьей поездке неплохо отработали Лехины же копии твистера Relax Turbo и копии креатуры Han Han, продаваемые под маркой Tsunekichi. А вот слаги по скорпене у меня не сработали ни разу.
Что я понял за три отпускных сезона, так это то, что при ловле скорпены мельчить с приманками не следует, семисантиметрового рака Kong с удовольствием хватает даже некрупная страшилка, не говоря уже о достойных экземплярах. В то же время, уменьшение размера приманки почти всегда приводило к уменьшению размера рыбы.
Именно по этой причине в свой первый сезон черноморских рыбалок я ловил небольшую скорпену и много такого же мелкого ласкиря. Дело в том, что, подстраховавшись от бесклевья, я на второй день после приезда приобрел несколько упаковок сушеного морского червя нереиса и в первое время цеплял на крючок в основном только его, а специфика этой насадки такова, что, будучи намоченным в воде, нереис представляет собой некую «кишку», стремящуюся сползти с крючка.
Соответственно, я стал использовать маленькие кусочки червя, а крючки ставить небольшого размера, что повлекло за собой, как я потом уже понял, откат по величине рыбы не в лучшую сторону.
Вкратце вот так вот, ибо, если оставить в стороне нереиса как насадку животного происхождения, то на уровне силикона мои познания о ловле скорпены исчерпываются. Пара оборванных колеблющихся блесен да несколько воблеров, на которые я так никого и не поймал, как раз и образуют ту границу между силиконом и остальными типами искусственных приманок, которую мне пока перешагнуть не удалось.
Что же касается величины пойманной рыбы, то каких-то выдающихся экземпляров мне пока не попадалось. Максимальный размер скорпен, которых мне довелось поймать, ограничивался сантиметрами пятнадцатью-шестнадцатью, остальные были значительно меньше.
Поначалу я думал, что это по неопытности, но как-то наткнулся на YouTube на видео рыболова, живущего на черноморском побережье, в котором он говорит, что скорпены весом 50–100 граммов как раз и составляют основную массу в уловах большинства рыболовов. Одна-две рыбины весом 300–400 граммов за ночь рыбалки — вполне возможно, а вот монстры свыше 800 граммов — это уже редкие трофеи, и автор видео говорит, что за свою практику он поймал уже порядка двадцати тысяч скорпен, а на все это количество пришлась всего одна килограммовая!
Надеюсь, что и я когда-нибудь выужу из пучин морских килограммовое чудище, а пока все мои поимки все еще в диапазоне до трехсот граммов, крупнее не пришлось подержать в руках.
Хоть скорпену и именуют морским ершом, но из привычных нам пресноводных обитателей по характеру поклевки и вываживания (удар и тяжесть на том конце снасти) я бы приравнял ее к судаку.
Вся суть борьбы с рыболовом у этой страшилки сводится к одному приему: растопырить посильнее все свои плавники, а заодно и жабры, и таким образом увеличить площадь сопротивления воде. На крючке эта рыба практически не бьется, ну разве что дернется пару раз у самого берега, уже когда увидит своего врага со спиннингом.
С этими растопыренными плавниками следует быть осторожным, когда берешь скорпену в руку, ибо практически все они, кроме грудных, снабжены колючками. Передний спинной сплошь состоит из лучей-колючек, плюс первый такой же луч во втором спинном. Также по одному лучу-колючке имеют брюшные и две колючки — анальный плавник.
Особенностью этих колючек является то, что они снабжены канальцами, по которым к их острию поступает ядовитая слизь, выделяемая железами, расположенными у основания плавников. Укол таким шипом для человека не смертелен, но последствия могут быть разными, все зависит от индивидуальных особенностей организма. Мне доставалось от скорпены много раз, из них первый — самый болезненный, по моим ощущениям — как укус пчелы: тоже слегка опухает и чешется место укола. А все последующие разы — как будто укус комара, просто чешется. Но тут у всех может быть по-разному, бывают аллергические реакции, симптомы отравления, тошнота; самое неприятное, о чем я слышал, — это временное онемение руки до плеча при уколе в ладонь. В любом случае, летальных случаев от яда черноморской скорпены не зафиксировано, так что бояться особо нечего, но осторожность соблюдать все-таки надо!
Правда, начиная со второй своей поездки на море, я стал поступать по другому. Чтобы весь отпуск не переживать по поводу «уколет-не уколет», я уже в первую рыбалку веду себя расхлябанно, поэтому удар колючкой получаю достаточно быстро. Неприятно, конечно, опухает и чешется, зато после этого — спокоен на все оставшееся время. Однако такую наглость я себе позволяю, поскольку уже знаю реакцию своего организма и понимаю, что серьезных последствий не будет, повторять же никому не советую, чтобы потом не было мучительно больно.
На голове и жаберных крышках у скорпены тоже имеются короткие шипы, но яда в них нет, поэтому опасности они не представляют.
А еще эта рыба, прямо как змея, регулярно меняет кожу, и так же, как и змея, сбрасывает ее чулком, а не лоскутами.
Прошлым летом мне попалась одна, со странным окрасом. Не знаю, как скорпена выглядит во время линьки, но для себя решил, что именно так.
Если почитать описания в интернете, то практически нигде не упоминается чешуя скорпен, говорится только об их коже. А чешуя-то имеется, просто очень мелкая, ее можно увидеть, если попробовать рыбу почистить.
А раз зашел разговор о чистке рыбы, значит, мы подошли к разделу, именуемому «Кулинарная страница».
В гастрономическом плане скорпена весьма интересна, ее мясо очень вкусное, дает отличный навар, поэтому выражение «из ерша уха хороша», касающееся ерша пресноводного, в полной мере относится и к ершу морскому.
Также хвалят жареную скорпену, однако нам с женой все же больше по вкусу жареный ласкирь, или морской карась.
У кого-то, возможно, возникнут претензии по поводу напитков, фигурирующих на фотографиях рядом с тарелками, но колхоз — дело добровольное, как говорится, поэтому у каждого свои взгляды на отдых, на рыбалку, и на все остальное.
Поэтому продолжим про скорпену, которую мы уже немножко очистили от чешуи, хотя можно, в принципе, и не чистить, особенно если рыба пойдет на жареху.
Следующим этапом надо избавиться от колючек.
Дело в том, что яд у скорпены продолжает действовать еще довольно длительное время, даже после того, как рыба перестала подавать какие-либо признаки жизни. Поэтому мой вам совет: вооружитесь ножницами и срежьте все плавники, как в песне про елочку, под самый корешок.
Кстати, если увеличить эту фотографию, то явно будет виден узор чешуи на теле рыбы, да и сами чешуйки на тарелке тоже заметны.
Вот тут я еще и чайную ложку положил, для масштаба.
Что дальше? А дальше, как обычно — потрошим. Ну и головы я в последнее время стал отрезать, чтоб не расходовать панировку, масло, да и время на жарку тоже. Есть там, в той голове, практически нечего, так зачем добавлять себе лишних затрат?
Ночью наловил, утром почистил, разделал. Свежая рыбка на завтрак!
Для жарки панируем рыбу в кукурузной муке. Если не приходилось так делать — попробуйте, потом еще спасибо скажете.
Про уху рассказывать не буду, там рецептов огромное количество, и у каждого готовящего обязательно есть свой, самый лучший, самый правильный, а остальные все — от лукавого.
Ну вот, что знал о скорпене — рассказал. Чего не рассказал — того сам еще не знаю, но буду узнавать в следующие поездки на море!
за статью плюсую.
Мы на море стараемся снимать такое жильё, чтобы была кухня, и можно было бы самим что-нибудь приготовить: уху сварить, рыбу пожарить. Ну и так случилось, что рыбы я уже наловил, а средства для панировки мы ещё не купили, поэтому воспользовались тем, что было в ящичках кухни. Многие отдыхающие оставляют на подобных кухнях то, что не использовали: муку, крупы, масло растительное. Да мы и сами так всегда делаем, не везти же всё это с собой в Москву.