Обзор смазки для катушек Penn Grease. Любой механизм нуждается в профилактике.
Перед каждым спиннингистом рано или поздно встает ряд вопросов на тему профилактики катушки, и самые очевидные из них: «Нужно ли эту профилактику делать?» и «Как ее делать?»
Раньше к этому относились проще, многие рыбачили по принципу: работает и ладно. Но с появлением на рыболовном рынке дорогих и технологичных моделей катушек отношение существенно изменилось. И теперь большинство рыболовов понимает, что чистка и смазка катушки нужна, причем делать ее нужно периодически. Конечно, после каждой рыбалки вскрывать и промывать механизм не стоит, но хотя бы раз за сезон (в начале или конце) провести профилактику не помешает. Опять же, если рыболов берет спиннинг два — три раза за лето, то задаваться данным вопросом можно не каждый год. И наоборот, при «нещадной» эксплуатации следует уделить этой теме более пристальное внимание.
Если с первым вопросом все понятно, то второй: «Как делать?» уже более серьезный. Самое простое — доверить профилактику профессионалу, который занимается именно этим делом. Тем более, когда речь идет о катушках топового сегмента, которые многим просто страшно разбирать, ведь зачастую спиннингист не особо представляет ее внутреннее устройство.
Но, во-первых, не в каждом населенном пункте есть такой сервис, во-вторых, не каждый хочет тратить на это лишние деньги, и в-третьих, освоить процесс не так уж и сложно, а поняв и выполнив качественно профилактику катушки, сам получаешь удовольствие от процесса.
Когда я впервые задался вопросом чистки катушки, я слабо представлял, что для этого нужно. И на вопрос продавца в рыболовном магазине: «Вам смазка нужна для главной пары или подшипников?» я растерялся...оказывается они еще и разные бывают. Благо сейчас в интернете достаточно обучающих роликов, где наглядно показан весь процесс, так что при должном терпении научиться можно, что я и сделал. Но дам совет, тем кто решил освоить это дело самостоятельно: сначала посмотрите несколько разных видеоматериалов, и только потом приступайте, потому что некоторые «учителя» сами не понимают, чему учат, давая скорее «вредные советы», нежели дельную информацию.
Итак, теперь к сути вопроса. Смазка бывает двух типов жидкая (oil) и густая (grease). Первая нужна для подшипников, вторая для шестеренок. Проблема в том, что некоторые смазки слишком дороги, дороже чем сами катушки у многих рыболовов. Они обладают хорошими свойствами, но не для каждого такая покупка оправдана. Есть и дешевые смазки, но после обработки ими зачастую катушка теряет первоначальную легкость хода, да и вообще работает не так, как хотелось бы.
Перепробовав различные варианты, я хотел бы выделить продукцию компании «Penn», как некую золотую середину. По крайней мере, меня она более чем устраивает.
Данный обзор посвящен густой смазке «Penn Grease».
Предназначена она, как было сказано ранее, для «трущихся деталей», а именно шестерней. Для примера, кратко коснусь процесса чистки на примере одной из своих катушек.
Первое, что понадобится — это подготовленное рабочее место. Необходимо достаточное пространство, на котором не должно быть ничего лишнего.
Далее, нужно приготовить инструмент. Это набор отверток разного размера (иногда нужны нестандартные, например типа torx).
Пассатижи, шило, пинцет и прочие. С опытом у каждого формируется свой рабочий набор.
Чистая ткань, ватные палочки и диски. Часто не советуют брать ватные изделия, потому как ворсинки могут попасть в механизм, но на самом деле, это не страшно, на работе катушки не скажется, да и если действовать аккуратно, то ничего лишнего внутрь не попадет.
Снимаем шпулю, открутив гайку фрикциона, затем ротор, который фиксируется гайкой и страховочным винтиком, и ручку катушки. После чего можем убрать боковую крышку корпуса, которая крепится несколькими винтами. И вот тут перед нами предстает сам механизм.
При внешнем осмотре видна черная примесь в смазке на деталях. Это верный признак, что пора делать профилактику катушки.
Далее аккуратно освобождаем корпус. Как и при разборке любого механизма, все детальки складываем по порядку вынимания, чтобы можно было все собрать в обратной последовательности.
Обращаем внимание на тонкие шайбочки, иногда они незаметны из-за смазки, и в процессе промывки слетают, а потом трудно восстановить их принадлежность.
ВАЖНО! Если передаточное число целое, например, 5:1, то нужно на ведущей и ведомой шестерне сделать отметки, чтобы потом сопоставить в контакт соответствующие зубцы, которые уже притерлись в процессе работы. При дробном передаточном числе, например, 5,2:1, в этом необходимости нет.
Промывать катушку нужно растворителем, подойдет уайт-спирит или очищенный бензин «Галоша». В подготовленной емкости сначала промываем корпус, затем по порядку все детали.
После этого начинается процесс смазки и обратной установки.
Смазка Penn Grease поставляется в удобной баночке с завинчивающейся крышкой. Закрывается она плотно, а внутри имеет фольгированный слой. Герметичность в случае смазок имеет важное значение.
Penn Grease имеет правильную консистенцию. Она не растекается, что крайне важно для смазки шестеренок.
Вот пример ведущей шестерни. Сначала смываем старую смазку.
Просушиваем.
И наносим новую.
С одной бюджетной смазкой была проблема, она плохо прилипала к поверхности, так что ее трудно было нанести. С Penn Grease такой проблемы нет.
Сколько смазки нужно? Достаточно ровным слоем покрыть все зубцы, все равно в процессе работы лишняя смазка выдавливается на внутреннюю поверхность.
Таким образом смазываем все трущиеся поверхности. Подшипники смазываем жидкой смазкой (например Penn Oil). И собираем катушку в обратном порядке. Если все сделано правильно, работать она будет тише и плавнее.
Еще один момент, многие смазки поставляются в маленьких тюбиках и хватает их не на долго. В данной же баночке 2 унции (56,7 г) густой смазки. Этого количества хватит надолго!
В заключение скажу, что Penn Grease стала для меня замечательным открытием, решившим проблему выбора смазки. Обслуживайте ваши катушки регулярно, и они не подведут вас в ответственный момент!