Обзор смазки для катушек Penn Pack Oil&Grease
По части обслуживания спиннинговых катушек рыболовы делятся как минимум на две части: на тех, кто обслуживает свои катушки самостоятельно, и на тех, кто отдает их на переборку и смазку мастерам.
Я сам, раз уж вы видите этот обзор, отношусь к последовательным сторонникам самостоятельного обслуживания, поскольку, кто бы что ни говорил, это не ахти какая сложная работа, с одной стороны, и серьезный риск нарваться на неквалифицированного «мастера» или же квалифицированного мошенника — с другой.
Я достаточно много смотрел роликов по переборке катушек с комментариями «хороших» мастеров в адрес тех, кто обслуживал катушки клиентов до них, чтобы уловить такой вот нюанс: для части «мастеров» является нормой относиться к катушке клиента, которую должно обслужить, как к конструктору для подбора менее изношенных запчастей для катушек других клиентов, или же своих собственных.
И хотя у меня нет дорогих катушек, для которых этот малоприятный момент был бы наиболее актуален, но все же мне в принципе не хотелось бы, чтобы к моим вещам прикасался человек, способный на такие вот «фокусы». Однако на лбу у них не написано «мошенник» или «профан», поэтому проще все делать самому, тем более, я повторюсь, действительно дорогих катушек, из-за которых жаба удавит, у меня нет. Как и у многих из нас.
Я решил сделать ТО трем катушкам, Stinger Phantom XW, Mitchell 308 Pro New и Shimano Sahara 2500. Начал со Стингера, и решил по следующим двум написать обзор и смазки. В обзоре используются фотки именно этого процесса.
Об экономических выгодах самостоятельного обслуживания я скромно умолчу, лишь упомянув, что катушек у меня всего штук 15, тогда как предметом обзора пользуюсь третий год, и даже не выработал его на половину. А сколько бы отнес мастерам, пусть даже рукастым и честным? И сколько на это уйдет времени? Если делать ТО своими руками, включая чайные церемонии и попутный просмотр какого-нибудь видео, то на одну катушку у меня уходит примерно час. Не сопоставимо.
По этой же причине попытаюсь отговорить вас от замены специальных катушечных смазок, в моем случае Penn Pack Oil&Grease, «подножным кормом» в виде всяких автосмазок, и тому подобного. Ну да, оно будет дешевле в пересчете на единицу объема, и так тоже можно, но каков реальный расход, чтобы всерьез интересоваться подобными цифрами? Он очень невелик, если пользоваться смазками разумно, не пытаясь весь их объем запихнуть в одну-единственную катушку, из соображения «кашу маслом не испортишь!». Еще как испортишь, кстати говоря. И кашу, и себя, поедающего такую кашу, и катушку свою — тоже.
В реальности катушкам для нормальной работы нужна лишь тонкая пленка смазки, остающаяся после выдавливания излишков при работе механизма. И все, больше этот излишек никакой пользы не приносит. А вот вред — вполне может.
Начнем с того, что избыток смазки сделает работу катушки тугой и вязкой, потому что она набьется и туда, где ее быть не должно. А это значит и то (помимо того, что пользоваться такой катушкой неудобно и неприятно), что на контактные плоскости шестерней, и на их оси, пойдет повышенная нагрузка. Это уже серьезно, и не уровень субъективных ощущений.
Что случится с вашим автомобилем, если вы будете ездить, давя на газ, но не отпуская тормоз? Или вот вспомните, что происходит с суставами (это контактные поверхности механизма) и сердечно-сосудистой системой (а это вы, недовольно крутящие тугую ручку катушки) у толстяков?
С катушками все ровно то же самое. Износ, преждевременное старение, смерть.
Кажется, что смазки многовато, но по поверхности ведомой шестерни еще будет скользить кулиса.
В ответ тем, кто может относительно справедливо заметить, что из излишка подпитывается пленка на контактных плоскостях, замечу, что нанести смазку так, чтобы достаточного по объему для подпитки пленки излишка не образовалось, вы все равно не сумеете. Мажьте аккуратно, не бухайте лишнего, вот и все. Если вы видите, что все плоскости промазаны — смазки заведомо достаточно. Это что касается смазки (Grease).
Но то же самое верно и для масла (Oil). Совершенно ни к чему лить целые озера в обгонку (обгонная муфта стопора заднего хода) или в ролик лесоукладывателя. Даже больше — излишек масла из обгонки может попасть на контактные поверхности главной пары, растворив густую смазку, изменив ее консистенцию, и следовательно, свойства и стойкость пленки. А вы вот говорите про кашу какую-то…
Поэтому излишка смазки и масла следует избегать, что естественным образом толкает нас на невольную экономию. Поэтому и хватает набора очень надолго, а экономить на дешевых альтернативах смысла особенного нет.
Вот, все, да и то чуть многовато. Не нужно обмазывать все, что видите.
Иногда доводится слышать, что такой-то добрый человек купил катушку «сухую с завода», в которую якобы «не доложили» смазки. Честно, мне такие не попадались ни разу. Такие, какие профан мог бы принять за «сухие» - да. Но ни разу не было, чтобы смазки действительно не хватало. Кстати, иногда подобные заявления сопровождаются фото «до» и «после». То что «после», как правило, похоже на то, что внутрь катушки извергся масляной Везувий, начинаются проблемы, и несчастную жертву извержения несут к коту в мешке, то есть к мастеру. Ну а там как повезет… Нужно оно вам все?
Насчет «озер масла», залитых в обгонку… Вообще, обгонная муфта — самое сложное место при сборке/разборке в катушке. Многие ее просто снимают, и в сборе откладывают в сторону, не решаясь лезть внутрь. В каких-то случаях, оно, конечно, правильно, если не уверен в своих навыках и знаниях — не лезь, целее будет. Легко вытряхнуть все эти детальки и цилиндрики, растерять, не суметь собрать. Да, все так. Но я считаю, если не обслужил обгонку — не обслужил катушку. Влияние состояния обгонки на плавность и легкость хода катушки очень велико. Ее обязательно нужно отчистить от грязи/старого масла, и смазать при обслуживании. Вопрос только как, и в каком количестве. Снова же, много масла не нужно.
Обгонная муфта Mitchell-а.
Обгонка может работать и вообще сухой, но это не очень хорошо, потому что все же идет износ, пусть узел и не самый нагруженный, а на сухих поверхностях возможно образование водяного конденсата, что может отразиться и на ходе катушки, и на работе стопора обратного хода, и даже дать коррозию. Если масла будет много, затруднится ход, и в околонулевые и отрицательные температуры он затруднится еще больше, вплоть до невозможности использовать катушку по назначению. Или даже до отказа стопора заднего хода. И с высокой вероятностью при переизбытке масло попадет и на главную пару, через подшипник пиньона.
Вот пример того, как излишек не того масла (машинное из комплекта "Нельмы" попало не туда (на пиньон). Еще и загустело, к тому же. Масло Penn такого недостатка лишено.
Поэтому нужен некий оптимум, то есть тонкая пленка масла, которая предотвратит износ и образование конденсата, но в идеале, не более того.
Поэтому цилиндрики (ролики, ведь обгонка по сути это роликовый подшипник) не стоит обильно прокапывать каждый, пусть их так и легче поместить и удержать на своих местах до окончательной сборки муфты. Я сам смазываю не цилиндрики, а центральный ролик, по которому они катаются. Капаю пару капель на ватную палочку, и промазываю центральный ролик по всей поверхности, и если кажется что этого недостаточно, провожу той же ватной палочкой изнутри собранной муфты по цилиндрикам, уже стоящим на своих местах. Вот и все, ничего никуда не вытекает, ход не затрудняет, и все смазано.
Шимановская обгонка. Выглядит страшновато, но по факту обслуживание удобнее и проще.
Насчет подшипников. Закрытые не трогаем. Просто не трогаем. Не смотрим всяких очумелых деятелей с ютуба, снимающих защиту с подшипников, полоскающих невинную жертву во всяких там «калошах», просто игнорируем весь этот вредный вздор. Закрытые подшипники лучше не трогать, их ресурс очень велик, а нагрузки с пробегом в катушках — малы. Вы скорее убьете их многочисленными и ненужными попытками обслуживания. Не создавайте себе лишние проблемы своими же руками. Оправдание у таких действий может быть только одно — песок. Но правильнее их заменить, если это таки песок.
С открытыми (без защиты, видно шарики) подшипниками ненамного сложнее. Если визуально внутри чистая смазка — не трогаем. Если грязь, можно-таки промыть, но промыть хорошо, и таки смазать. Смазкой (Grease), а не маслом. В них от рождения закладывают смазку, вот ее же и вам закладывать. Скорости там не те для масла.
За вычетом ролика лесоукладывателя. Там как раз скорости высокие. Мнение общественности насчет смазки для ролика лесоукладывателя разделяются, если он на подшипнике. Если на втулках — все понятно, масло без обсуждений, на густой смазке он просто встанет, а вот если подшипник, то это уже почва для спора.
В качестве контраргументации по части масла для ролика на подшипнике приводят тот довод, что масло тянет в себя пыль и грязь. За себя скажу — я всю свою рыболовную карьеру смазываю оба типа роликов именно маслом (Oil), и никаких проблем с грязью и пылью не имею. Мы же не на Марсе в пылевую бурю ловим? А так, решать как быть, снова же, вам. И повторюсь, не лейте масляных озер в ролик. Быть может те проблемы и возникали у людей как раз из-за этого.
Если бы все эти горе-ютуберы хотя бы смогли подсказать, как снять кольцо трещетки со шпули Stinger Phantom XW/Kastking Sharky 2, то, возможно, мой тон по отношению к ним был бы помягче. Но нет, пришлось доходить самому. Чуть что сложное или непонятное, у них всё, пустота))
Диски фрикциона (если нужно, а нужно это редко) смазываются тонким слоем смазки (Grease). Фетровые или карбоновые диски смазывать не нужно, только металлические.
Шток, соединяющий кулису со шпулей, смазывается равномерно распределенной по поверхности каплей масла. Капли достаточно. В инструкции к смазочному комплекту шток полагается смазывать смазкой (Grease), но как по мне, это больше морская тема. По нашим в общем-то лайтовым пресноводным катушкам это не очень актуально. Хватит и масла.
Стараюсь при обратной сборке замкнуть главную пару так, чтобы ручки устанавливались в сложенном положении вот так.
Вроде бы и все. Помните, наша задача — сделать лучше, чем было до ТО, а не обеспечить рабочие объемы очередному профессору вкусных каш/коту в мешке под личиной мастера.
Поэтому все делаем аккуратно, используем подходящий инструмент, шлицы у винтиков дурной силой не срываем, детальки не теряем, пружинкам прыгать не даем, схему соблюдаем, смазку/масло экономим))
Теперь по самому смазочному комплекту Penn Pack Oil&Grease.
Почему именно он? Да все просто. Я не теоретик, я практик. Просто пошел в рыболовный магазин и купил смазочный комплект знакомой, уважаемой марки, морские серии катушек которой очень даже на слуху.
Морские серии в ассортименте — это хорошо, там и смазки должны быть качественные, иначе катушкам наступит капут в очень сжатые сроки. Такая компания как Penn просто обязана разбираться в смазках.
Попробовал — понравилось. Для меня один из главных моментов после ТО, это поведение катушки на холоде, так как я ловлю круглогодично. В любое другое время года смазка может быть в принципе какой угодно, но не зимой. Претензий — ноль. Что еще нужно?
Возможно, какими-то другими супер-пупер смазками можно добиться от катушек того, что их смогут своим весом вращать и мухи, но мне это неинтересно. Как по мне, важнее «как» а не «чем». Поэтому другие смазки я в обозримом будущем использовать не собираюсь, да и как-то плотно интересоваться этим вопросом — тоже. Пока что вопрос закрыт.
Комплект поставляется в разъемном блистере, который нет нужды резать, и я доволен, что сохранил его — в нем оказалось очень удобно совместно хранить флакон с баночкой.
Объем флакона (Oil) – 14.5 мл. Синтетика, в отличие от минеральных масел вроде машинного и веретенок, не склонна густеть со временем. Проверено в обгонках нескольких катушек.
Заявленное назначение (Oil) — кнобы рукояток, шариковые подшипники (см. выше в тексте), червячные передачи (бесконечники), ролики лесоукладывателя.
Объем банки (Grease) — 14.7 гр, крышка оборудована кисточкой, очень удобно. Состав неизвестен, но судя по ориентации и на морские серии катушек, где крайне актуальна защита от коррозии, в том числе и алюминиевых деталей (дающих реакцию в сочетании с литолами и водой), смазка на кальциевой основе, как и морские смазки. И кстати, она тоже синего цвета.
Заявленное назначение (Grease) – главная пара, шестерни, пиньон, шток шпули, фрикционный тормоз.
Что еще сказать про смазки Penn Pack Oil&Grease?
Made In USA. Это не непонятный китайский производитель, смазка американская.
В общем, рекомендую всем, кто не желает устраивать замороченные тараканьи бега вокруг ТО, а хочет просто и эффективно обслуживать свои катушки и спокойно и дальше себе ловить рыбу.
Мое почтение!