Отзыв на густую смазку для катушек Penn Grease.
На заре своей увлеченности спиннингом я совершенно не задумывался о необходимости технического обслуживания катушек. На рыбалку ходил часто, щуки тогда было много, а правильно пользоваться фрикционом и "выкачивать" пойманную рыбу удилищем не умел. Вследствие этого да плюс еще предельной дешевизны снастей, редкий агрегат выдерживал дольше одного сезона. Постепенно увеличивались люфты, затем изнутри отчетливо слышался все нарастающий рокоток, а на излете нередко ломались каретки штока или выкрашивались зубья на шестернях.Обзаведшись более-менее приличной катушкой, которая все лето радовала своим легким ходом и безупречной работой, по прошествии сезона я впервые задумал провести ее обслуживание. Разобрал, промыл механизм и смазал шестеренки обычным литолом. Да от души. Ох, как зря! Когда на следующий год, немного половив, вскрыл ее для осмотра, увидел удручающую картину - черные шестерни. Литиевый загуститель смазки на алюминиевых деталях образовал прочную пленку. Надо признать, на работе катушки данная химическая реакция заметных нарушений вращения не принесла и даже не добавила шумности. Но это, скорее, до поры, до времени - агрессия не подходящей к алюминиевым сплавам смазки налицо. Потом были эксперименты с маслами для высоконагруженных подшипников, ЦИАТИМом, чем-то еще, но вывод напрашивался уже сам по себе - смазка нужна специализированная.
Вообще при эксплуатации спиннинговых катушек есть три пути.
1. В катушку не лезть вообще, пусть служит, сколько ей отведено. Потом выбросить и купить другую. Для "рыболова выходного дня", впридачу не очень любознательного, такой вариант, возможно, самый предпочтительный. Механизм просто физически не сможет критически износиться даже за несколько лет. Правда, смазка со временем потеряет пластичность и подсохнет. Но это когда еще будет! А ультрабюджетные поделки нет смысла разбирать вообще.
2. Отдавать свои катушки в конце сезона на обслуживание профессионалам. Для простого механизма, если отнестись к вопросу серьезно, требуется несколько видов смазок, а высококачественные стоят немало. И их покупка для любителя получается несколько накладной.
3. ТО-шить свои катушки самостоятельно. Решив пойти именно по этому пути, я и выбрал недорогую смазку от известного производителя катушек Penn.
Смазка для катушек густая Penn Grease 2 oz предлагается в удобной пластиковой баночке с плотно закручивающейся крышкой. Количество 56,7 грамм. Гриз имеет ярко-синий цвет. Краситель это или действующее вещество нам пользователям совершенно неважно. Главное, хорошая видимость на блестящих зубчиках шестерен. Смазка очень липкая, буквально пристает к металлу.
Для разбора катушки необходим минимум инструментов: накидной или рожковый ключ под гайку ротора и набор отверток. Крышки корпуса чаще соединены саморезами с головками "под крест", но бывают и под шлиц TORX. Снимать крышку нужно осторожно, чтобы не растерять регулировочные шайбы на валу ведущей шестерни и не сместить ее относительно ведомой. Последнее особенно важно при не дробном передаточном числе, в этом случае помечаем исходное взаиморасположение главной пары.
На очищенные и промытые детали катушки масло можно наносить спичкой, зубочисткой и с осторожностью ватной палочкой. Но наилучшие результаты дает применение кисточки. Ее любой жесткости легко найти в магазинах, торгующих тенями для век и прочей женской раскраской. Достаточно нанести тонкий слой на рабочие части главной пары и т.н. паразитной шестерни, а также промазать паз каретки. Шток катушки и все направляющие смазываются жидкой смазкой. В самом простейшем случае подойдет веретенное масло.
По воле случая ко мне попала безынерционная катушка Penn. Новенькая, только из магазина. Красивая, добротная, держать в руках приятно. Но ход несколько тяжеловатый. Разобрал посмотреть и внутри ожидаемо обнаружил родную смазку. Ничем не отличающуюся от той, которая находится в моей баночке. Просто ее положили с огромным переизбытком, густо залепив и шток, и направляйку. После изъятия излишка смазки катушка обрела заметно более мягкий и приятный ход.
По сравнению с дорогими смазками, например от Shimano и Daiwa, гриз Penn субъективно приводит к менее легкому старту и чуточку более вязкому ходу, что особенно заметно в эксплуатации катушки при очень низких температурах. На самом деле, правильно нанесенная смазка Penn, т.е. по разумному минимуму, без набивания ненужных излишков во все свободное пространство обеспечивает вполне плавный и приятный ход катушки. Для личных нужд в обслуживании любимых катушек гриз Penn - достойное средство профилактики и ремонта. Катушкам от лайтовой ловли до хэви, а также фидера и троллинга обозреваемая смазка Penn подойдет на все 100%.