На сплав выходного дня, с рыбалкой и ночёвкой. Плавсредство и бивуак.

Allerdings 05 октября 2023

Кого из нас, рыболовов, живущих в городах, не посещала мысль однажды бросить всё, пропади оно пропадом, и умотать на природу, подальше от людей? Не «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов», а куда-нибудь на реку, да так, чтоб и рыбку можно было половить, и вечерком у костра посидеть, и от комарья назойливого поотмахиваться. :)

Можно, конечно же, этого всего достичь, просто став лагерем на парочку выходных где-нибудь на берегу водоёма, но если жажда путешествий манит в дорогу, не даёт сидеть на месте, зовёт покорять расстояния, тогда вам - на сплав!

Итак, если вы вдруг решились на такую авантюру, то с чего следует начать? Ответ на этот вопрос очевиден - с выбора маршрута.

Давайте сразу, что называется - на берегу, договоримся, что речь в данной статье пойдёт о походе выходного дня, то есть суббота-воскресенье, с одной ночёвкой, и исключительно на вёслах, никаких моторов. Какие критерии выбора водоёма для сплава, в таком случае, выходят на первый план? 

На мой взгляд самое важное - это правильно подобранное расстояние от точки старта к финишу, с тем расчётом, чтобы вам не нужно было наматывать километры водного пространства, а иметь возможность идти выбранным курсом со скоростью, позволяющей не только осматривать красоты, но и перманентно отвлекаться на рыбалку. Из собственной практики могу сказать, что протяжённость маршрута в таком случае может варьироваться от 10 до 15 километров, если меньше, то рискуете уложиться в один день, и либо просто проторчите остаток запланированного на поход времени на финише, либо придётся сворачиваться, и уезжать домой уже в субботу вечером. Если же замахнётесь на большее, то придётся или усиленно налегать на вёсла, чтобы поспеть к назначенному на отъезд времени, или жертвовать рыбалкой, что в нашем случае, конечно же, недопустимо!

Неотъемлемой частью первого пункта считаю, также, привязку выбранного маршрута к транспорту. Этот вопрос особенно актуален, если ты идёшь на сплав сам, без попутчиков, в такой ситуации следует заранее продумать каким образом добираться к месту старта, и как потом уезжать от финиша. Самый простой вариант: выбирать реку, протекающую вдоль каких-нибудь транспортных магистралей, будь то автодорога с регулярным автобусным сообщением между населёнными пунктами, либо железная дорога, соответственно - электрички.

В таком случае, правда, мы рискуем весь путь пройти в не очень привлекательной местности, касаемо как красот окружающей нас природы, так и наличия в водоёме рыбы. Издержки близости цивилизации, с этим ничего не поделать, к сожалению… 

Идеально, конечно, если есть друзья, которые могут помочь добраться со всем скарбом до начальной точки, либо заберут от финишной, и тогда можно привередничать при выборе, ведь вариантов для реализации ваших планов сразу становится ощутимо больше. 

А уж если найдётся напарник для совместного путешествия, да ещё и с машиной, а вы тоже на колёсах, то тут вообще - разгул фантазии, ведь один автомобиль довезёт вас до старта, второй подождёт у финиша. Красота! 

В общем, будем считать что с маршрутом определились, что там следующее на очереди?

Несомненно плавсредство, ибо без него далеко не уплыть. 

Мы с вами - не Тур Хейердал, и вариант с постройкой плота отметём сразу, поскольку на это дело уйдёт куча времени, а если у нас всего два выходных, то глупо время тратить на вещи, совершенно не нужные. А значит что? Правильно, значит - лодка, желательно - надувная и не очень тяжёлая, ведь как ни крути, но какое-то расстояние, скорее всего, вам всё равно придётся пронести её на себе.

В плане выбора лодки - всё индивидуально, у каждого - свои предпочтения, однако некоторые советы дать я всё же рискну.

Первое - это её габариты в состоянии полного функционала, то есть уже накачанной. Приобретая лодку для себя, и подразумевая изначально, где она будет использоваться, я остановился на длине в 2,6 метра, хотя долго сомневался: не взять ли чуток покороче, в 2,4 метра?

Окончательный выбор был обусловлен двумя критериями, первый: два шестьдесят - более просторное судно, что мне, при росте в 1,92 и весе в районе 115 кг, лишним не покажется, второй: ширина лодки в обоих случаях одна и та же - метр двадцать, и вот тут я ничего не выигрываю и не проигрываю.

Касательно ширины. Все ведь прекрасно знают, что многие малые реки не просто закоряжены, а изобилуют завалами, которые во время сплава приходится либо обносить, либо искать места прохода. На фото ниже видно, что будь лодка чуть поуже, то вошла бы в этот «пролив» между берегом и торчащим из воды стволом дерева, однако в той серии, что я рассматривал к приобретению, лодки меньшей ширины (на целых 8 сантиметров, что иногда очень ощутимо, поверьте) имеют максимальную длину в 2,05 метра, что при моих габаритах совсем уж ни в какие ворота.

Следующий пункт для раздумий - какое дно выбрать, надувное или нет? И тут опять же, всё зависит от личных предпочтений и желаний, я, например, выбрал с надувным дном, решив, что так комплект будет полегче, ведь слань сама по себе тоже имеет некий вес (в моём случае - 3,5 кг), а при транспортировке лодки к месту назначения, или при обносах препятствий на воде, каждый лишний килограмм потом аукается.

С другой стороны, надувное дно тоже имеет ряд недостатков. Во-первых - неровный «шиферный» пол, во-вторых - из-за толщины дна колени гребца находятся выше обычного, что не очень удобно при работе вёслами, в-третьих - считается, что плотность ПВХ у надувного дна меньше, чем на обычных лодках (но это не точно), то есть проколоть такое дно будет легче.

Первые два недостатка я нивелирую тем, что не всегда накачиваю дно, и перестал устанавливать второе сиденье, которое мне одному совсем не нужно.

Как бы ни парадоксально звучало, но, несмотря на недостаток номер три (толщину ПВХ и опасность прокола), по закоряженным рекам я предпочитаю иди с надутым «шиферным» дном, дело в том, что иногда завалы не столько опасны, сколько просто неудобны. 

Часто бывает, что препятствием является обычное дерево, упавшее поперёк реки, либо невысокий мост, и есть несколько вариантов пройти такую преграду.

Первый, если повезло и между препятствием и поверхностью реки есть допустимый зазор - пройти под ним, а для этого достаточно просто лечь в лодке.

А может быть и другой вариант, когда ствол дерева полностью лежит на водной глади, и в этом случае часто получается преодолеть этот барьер, просто «перепрыгнув» через него. Тут тоже возможны два варианта: если ствол притапливается при нажатии сверху, то бывает что даже не надо вылезать из лодки, если нет, то можно выбраться либо в воду, либо на само дерево.

Так вот, переваливание «ладьи» через ствол выполнить намного легче при накачанном днище, поскольку надутые продольные баллоны дна выполняют роль рёбер жёсткости.

Насос в лодку и ремкомплект - по умолчанию, тут, я думаю, вопросов ни у кого не возникнет.

Меня могут спросить, почему я не упомянул здесь про байдарки, так я отвечу, что такой вид плавсредства, по моему скромному мнению - больше для преодоления расстояний, чем для рыбалки, а мы ведь говорим о сплаве «два в одном».

Кстати, недорогие ПВХ-лодки обычно идут в комплекте с откровенно дешёвым мешком, у которого довольно тонкие, врезающиеся в плечи лямки, и чтобы начать искать качественную замену штатной сумке, мне хватило двух выездов со своей ульяновской «Дельтой». К счастью, поиски были недолгими, сейчас перевожу и переношу лодку в сумке-рюкзаке от отечественного производителя.

Также «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 06.07.2020 №487» требуют ещё иметь спасательный жилет, и не просто держать его в лодке, а всё время, пока вы находитесь на воде, он должен быть надет на вас и застёгнут. Каюсь, но сам я до сих пор грубо нарушаю это требование, однако постоянно обещаю себе, что когда-нибудь исправлюсь.

Итак, предположим, на чём плыть разобрались, и следующее у нас по списку - где спать, и на чём спать.

Палатка. Тут сразу скажу, советчик из меня слабый, ибо сам пользуюсь тем, что имеется в наличии, а имеется чешская Hannah Atol II, которой уже лет и лет... 

Хорошая, трекинговая, с противомоскитной сеткой и прочими удобствами, типа тамбура, но для похода в одиночку, всё же, великовата, ведь по заявленным характеристикам рассчитана она на четверых. Хотя, опять же, учитывая мои габариты, я бы сказал, что размер спального отделения два на два метра позволяет комфортно себя чувствовать, кроме меня, ещё двум соседям, вчетвером уже будет тесновато, если только четвёртый - не ребёнок. Производители, я думаю, тоже это подразумевали, ведь не зря на этикетке четвёртый человек обозначен другим символом.

Сейчас большую популярность набирают палатки автоматические, собирающиеся чуть ли не за секунды, по принципу зонтика, поглядываю на них, но «земноводная асфиксия» всё ещё удерживает от покупки. Если рассматривать, например, Norfin Pike 2 NF, так она весит 4,2 кг, а моя - 4,65 кг, разница в 450 грамм не так уж и внушительна, коль из явных преимуществ мы имеем только скорость разбивки бивуака. Мой Атолл устанавливается минут за 8-10, так я никогда особо и не тороплюсь при устройстве лагеря. Вот Norfin Zope 2 - более привлекательный вариант, ибо весит чуть ли не вдвое меньше, всего 2,9 кг, в сторону небольших палаток такого размера я неспешно и посматриваю.

В общем, хоть и великоват имеющийся у меня домик, тратиться на покупку нового в настоящее время не собираюсь, покуда всё устраивает. 

Спальник. Тут тоже всё просто, довольствуюсь тем, что имеется в арсенале, а имеется PanAlp Panda, спальник-одеяло с капюшоном-подголовником, вес - 1,65 кг. Зимой в нём особо не поночуешь, ибо нижняя температура комфорта всего -2 °C, ну так я зимой на сплавы и в походы не хожу. 

Оптимальный диапазон температур, от +4 до +9°C, указан на чехле, а совсем уж комфортно себя можно чувствовать при +14 °C. Единственное неудобство - чуть узковат для меня, приходится немножко живот втянуть, пока застёгиваешь кокон, но опять же - не настолько критично, чтобы срочно искать замену тому, что уже есть в наличии. Как начнёт приходить в негодность, так и наступит время задумываться о покупке нового, у того же Norfin можно будет что-то подобрать. 

Туристический коврик, пенка, каремат, названий для него хватает, так же, как и разнообразных версий. Самый простой - прямоугольный мат, скатываемый в рулон, дёшево и сердито, размеры варьируются как по длине, так и по ширине и толщине.

Самый простой - не есть самый оптимальный, поэтому для тех, кто любит удобства, можно попробовать выбрать из других модификаций, как то: складные или надувные коврики.

Мне нравится складной.

Сидушка, поджопник, господин ПэЖэ, пендель, хоба, пенка, пятиточечник... От перечислений голова закружится, причём далеко не все названия тут упомянуты, поскольку эта незаменимая в походе вещь имеет ещё много других, сугубо региональных. Сейчас многие используют слово хоба, как более благозвучный вариант, мне же из походной советской юности привычнее второе название из вышеперечисленных, так по привычке я эту вещь и продолжаю именовать.

Чисто утилитарный предмет, который в походе постоянно находится на поясе, и смещается на пятую точку при необходимости присесть на землю, холодные камни, влажный ствол дерева… Прекрасно выполняет функцию мягкой накладки на жёсткое лодочное сиденье.

У меня их несколько штук, и на всех уже растянулись ремни-резинки, надо бы поменять, да всё руки не доходят. 

Во время преодоления расстояний по воде категорически не советую перевозить свои вещи в обычных сумках или рюкзаках. Исключительно герметичная упаковка, ибо от неожиданностей никто не застрахован, а ночевать потом в мокром спальнике, или в сырой палатке - удовольствие не из приятных.

Давно и не нами придуманы гермомешки и гермобаулы, защищающие личные вещи от воздействия воды, а выбор, как обычно - за вами. Гермомешками чаще пользуются туристы-водники на каркасных байдарках, эти ёмкости, имеющие цилиндрическую форму, удобно распихать под деку плавсредства. Если есть желание и возможность, то вещи распределяются по нескольким гермомешкам небольшого объёма. Неудобство упаковки такого типа - узкая горловина, в этом случае, если объём вашего мешка большой, то, чтобы достать что-то, лежащее на дне, придётся вытащить из него всё остальное.

Такой проблемы нет с гермобаулами, которые больше похожи на обычную сумку с широким раструбом. 

Как гермомешки, так и гермобаулы, обычно имеют клапан для спуска воздуха, опция не лишняя, если приходится на лодке продираться сквозь нагромождение ветвей. Не удалённый лишний воздух увеличивает опасность того, что какая-нибудь ветка или сучок непременно ткнут в вашу «герму» именно там, где есть воздушный пузырь, а вероятность сквозного прокола в этом случае выше, чем при плотно прилегающей к содержимому поверхности сумки или мешка.

Для своих нужд я приобрёл гермобаул объёмом 90 литров, куда без проблем упаковывается всё то, что надо защитить от контакта с водой.

Перечень достаточно прост, это уже упомянутые выше палатка, спальник, пенка-каремат, и, конечно же, одежда. Примерный список личных вещей, которые желательно взять, будет опубликован во второй части статьи.

В общем, весь мой скарб для двухдневного сплава с одной ночёвкой умещается в обозначенные 90 литров, и принимает форму сумки, которую удобно транспортировать как при перемещениях до места назначения, так и при обносах завалов, ежели таковые будут встречаться на пути.

Продолжение следует...

На сплав выходного дня, с рыбалкой и ночёвкой. Плавсредство и бивуак. — товары

Комментарии

hohreek2
hohreek2 05 окт. 2023
Всё по делу, Михаил!



По спальникам поделюсь опытом. Если ночевать при нулевых или минусовых температурах, лучше не один "минусовой" спальник, а два или три. Я сплю так: один пуховой "китаец" до -10 (что неправда, при нуле уже очень холодно) и два летних сверху как одеяло. Чем больше слоёв, тем теплее:) До минус десяти ночевал и ничего не отморозил:)
Allerdings
Allerdings 06 окт. 2023
Спасибо за оценку, Николай!

Возьму на заметку подсказку с двумя спальниками. )
Добавлять комментарии могут только .