Поучительный случай на рыбалке или как я встретил бабушку

Часть 1. Рыбалка

Дело было в конце мая 2022 года на окраине Московской области. До окончания нерестового запрета оставалась еще неделя, но вся щука уже давно отнерестилась. Поэтому я поддался искушению и несмотря на неутешительный прогноз погоды, который обещал сильные дожди, отправился на рыбалку, которую я не забуду никогда.

Всё утро лил хороший дождь, поэтому грунтовая дорога к реке раскисла. Она моментально замылила летнюю резину. Как в таких ситуациях любит говорить батя - под колесами солидол. Кроме того, вторая половина дороги была сильно разбита тракторами и квадроциклами. Местами, как предупреждение, встречались обрывки буксировочных тросов. Из-за этого пришлось оставить машину достаточно далеко от реки.

Кое как припарковавшись, я собрал снасти и отправился пешком сначала до воды, а затем вверх по реке до отправной точки рыбалки. Моросил легкий дождь.

Минут через 30 я дошел до нужного места, оснастил спиннинг и разложил подсак. Первый заброс сделал в 14:45. На третьем или четвертом забросе получаю поклевку и первая щука на берегу. Начало положено.

Следующий заброс и сразу вторая поимка! Пошло дело!

В 15:06 поймал третью. В 15:15 - четвертая на берегу. Количество радует, но размеры не те. Все ровненькие, грамм по 600–800. Все уплывают подрастать.

Мелкий дождь так и продолжает накрапывать. При облове интересного места с чуть большей глубиной и бурунами у подмытого берега получаю хороший удар и понимание, что там уже рыба покрупнее.

Весенняя щука — это что-то с чем-то. Она сильная и активная, сопротивляется до последнего. Бой дают даже «шнуры». А когда клюет килограммовая, да еще и на струе…  Весь спектр эмоций, за которые мы так любим спиннинговую рыбалку, точно будет обеспечен. То она рвет от тебя, то резко разворачивается и плывет на встречу с такой скоростью, что еле успеваешь выбирать слабину. Легкий спиннинг гнется в дугу, фрикцион поет… Красота! Именно по этим ощущениям я так соскучился за зиму! Вот тут-то и пригодился подсак. Пятая щука, да еще и хорошего размера на берегу.

Тем временем тучи становятся все темнее и все ниже, но пока еще есть надежда, что дождевой фронт все же обойдет стороной. В 16:07 паркую очередную рыбу грамм на 500. Шестая щучка тоже отправляется в родную стихию.

Буквально минут через 10 после последней поимки пошел сильный и продолжительный дождь, который то чуть затихал, то начинал идти с новой силой. Спасло только наличие дождевика и болотников. Без последних вода с плаща стекала бы прямиком в короткие сапоги – уже проходили такое. А болотники поднял повыше и как с гуся вода. Поэтому, несмотря на то, что в тех местах использовать болотные сапоги по прямому их назначению особо негде, я все равно одел их, как раз с тем расчетом, что может пойти ливень.

К тому моменту, как разверзлись тучи, я прошел только треть запланированного маршрута – впереди было еще много интересных и перспективных точек. И сворачиваться из-за непогоды не хотелось от слова совсем. Тем более я знал, что такой расклад возможен. Так что врасплох я застигнут не был. Благо не было грозы, поэтому я решил продолжать.

За 2,5 часа, пока поливало, я получил еще 7–8 поклевок, но ни одну не реализовал: 2 поводка в поросячий хвост, один откушенный хвост, остальные – сбита резина. И удары-то хорошие, но все подсечки уходили в пустоту. Я связываю это с тем, что когда по поверхности воды барабанят крупные капли дождя, щуке сложнее целиться. Видимо, лишний акустический шум частично дезориентирует ее. Но это лишь мое предположение.

Постепенно дождь стал затихать и примерно к 18:30 практически прекратился. Пострадал рюкзак. После того, как он и его содержимое намокло, он солидно прибавил в весе. Но до финальной точки маршрута, которую уже можно было наблюдать, оставалось немного - пройти пару поворотов реки.

Я случайно увидел, что как раз в том районе, где я планировал завершать рыбалку, ходит какой-то мужик и что-то кричит. То ли зовет кого-то, то ли пьяный песни орет. Не разобрать. Все же расстояние было приличное. Ветер только какие-то обрывки доносил. В общем внимание обратил, но особого значения не придал.

В 19:03 на очередной струе с кручей по спиннингу долбануло как молотком! И вновь мощное сопротивление! И вновь выручил подсак! Это оказалась рыба дня! В длину не очень большая, но очень толстая – одной рукой не обхватишь. Небольшое поленце. Где-то 1,8 кг. Рыба номер семь!

Эту отправил в рюкзак в довесок к первой полторашке. Рюкзак потяжелел еще сильнее. Ловить вместе с ним уже стало не комфортно. Оставшуюся дистанцию между точками переносил его в руке. До конца рыбалки удалось получить еще 3 поклевки. Один хороший экземпляр даже какое-то время подержал, но на очередном рывке щука сошла. Но ничего, рыбалка итак получилась клевая! Всего 7 рыб. Две самые крупные взял, остальные 5 уплыли подрастать.

Часть 2. Дорога домой

Итак, я дошел до конца маршрута. Время около 19:45.

Собрал спиннинг, сложил подсак, рюкзак на плечи – они чуть отдохнули – и двинул к машине.

Пройдя примерно треть пути до машины, послышалось, как будто женский голос где-то далеко то ли зовет кого-то, то ли плачет. Не разобрать. Дождь-то хороший прошел, и в траве стоит вода. Под сапогами все хлюпает и чавкает, шуршит дождевик. Я остановился, прислушался. Тишина. Подумал, что показалось. Пошел дальше. Но вот опять как будто голос кажется. И тут я вспомнил про мужика, который ходил вдалеке и звал кого-то. В голове сразу сложились два этих обстоятельства и возник вопрос - может быть действительно кто-то потерялся?

Решил чуть пройти в ту сторону, откуда примерно шел звук, и проверить. Прошел метров 50 больше никто никого не звал. Тут я решил, что если кому-то помощь нужна, то надо дать понять, что рядом кто-то есть, чтобы человек себя как-то обозначил. В общем остановился, громко свистнул и замер. Прислушиваюсь. И тут слышу где-то подальше слабое, но более-менее отчетливое - «Помогите».

При этом визуально я никого не наблюдаю. Но там местность такая – низины и много кустарника. Пошел на голос и метров через 50, когда пролез через очередные кусты, увидел бабушку с двумя пакетами. Еле идет, всхлипывает. Вышел к ней. Поздоровался.

Она правда сначала испугалась от неожиданности. Спросила, кто я. Я ей объяснил, что я тут неподалеку рыбу ловил и услышал ее. Дальше я стал у нее спрашивать, нужна ли ей помощь и не заблудилась ли она. А она двух слов связать не может. Видимо, в шоке находится. Я ее чуть успокоил и выяснил, что она тут с обеда бродит и не может дорогу домой найти. Она пошла нарвать травы для кур и заблудилась. Потом попала под этот треклятый ливень. Вся мокрая насквозь. Когда немного в себя пришла, то расплакалась - обрадовалась, что ее кто-то нашел. С ее слов она уже отчаялась. Получалось, что она уже более 5 часов ходит мокрая по холоду.

Я стал спрашивать, откуда она и где живет. А бабуля название вспомнить не может, начинает говорить слово на букву «Б», а дальше не получается. Я говорю: «Боровково?» Она кивает: «Да, да, Боровково. Тут рядом.»

Я конечно очень удивился тому, как она сюда вообще дошла. От Боровково то далеко.

В общем забрал я у нее пакеты с травой, взял под руку и сказал, чтобы за меня держалась, и что я ее выведу и до дома довезу. Надо только до машины дойти. Не знаю какое расстояние было до машины от того места, где я ее нашел, может метров 400, может 500. А может и меньше. Но мы это расстояние шли очень долго. Около часа наверно. Она измотана дальше некуда, обезвожена, еле ноги передвигает, а там пересеченка, кочки, прошлогодняя трава. У нее ноги цепляются.  К ней бы на машине подъехать, да моя там не пройдет. Там и на кроссовере нечего ловить в такую погоду. Не всякий джип подготовленный проедет.

Один раз из-под ног выскочил птенчик, так она испугалась и упала. С трудом поднял ее на ноги. Бабушка не высокая, но кругленькая весьма.

Пока шли старался поддерживать беседу и подбадривать ее всячески. Узнал, что зовут ее баба Тамара, и что ей 76 лет! Что шла она мимо птичника. Что за птичник, я не понял. Потом оказалось, что она птичником называла дом, который мы с батей зовем коровником. Рассказала, что иногда у нее бывают провалы в памяти. Однажды зимой она также потерялась возле какого-то магазина. Но то было в деревне и ее быстро привели домой. А здесь она думала, что ей уже в лесу ночевать придется. Еще рассказала, что живет она с дочкой. А та наверно волнуется страшно и убьет ее, когда мы вернемся. Короче, что стар, что мал. Всё переживают, что их ругать кто-то будет. Еще сказала, что она слышала, как ее искали. Люди звали, она кричала в ответ, но ее почему-то так и не услышали и не нашли.

Стало быстро темнеть. Температура ощутимо упала (до +4) и опустился туман. До машины добрались примерно в 21:15.

Посадил ее на переднее сидение, а она стала трястись от холода. Пока двигалась хоть как-то согревалась. А сейчас зуб на зуб не попадает. Оно и понятно - полдня под дождем с ветром. А у меня, как назло, ни воды ни чая с собой нет. Я быстрее машину завел, печку включил на полную, подогрев сидений на всю. А сыро, лобовое сразу запотело. К тому же стемнело окончательно, туман стал как молоко – ни хрена не видно. Но ждать некогда. Чуть полоска лобового стекла отпотела снизу, поехал по этому «солидолу» скорее. Машину таскает будь здоров! Хорошо, что я запомнил днем, где были опасные места и благополучно обошел их. К слову, о коварности дороги. Позже этим же летом по-светлому в абсолютно сухую погоду я умудрился в этих же местах сесть на «брюхо». В траве не разглядел колею и колеса провалились. А тут в темноте и тумане, да по грязи, умудрились проскочить! Повезло, не иначе.

Выехал, где более-менее дорога, притопил. В машине стало уже тепло. Бабушка что-то замолчала. Я ей вопросы задаю, а она молчит. Начал громче говорить, стала отвечать. Видимо оттаивать начала + стресс сказался. Но спать я ей не даю. Адрес-то она не может назвать, сказала, что так дорогу покажет. На подъезде к деревне увидел, что у начала дороги стоит несколько машин с включенными фарами - все джипы (паджеро, амароки, патролы) и людей человек 15-20. Ну думаю, наверно, бабулю собрались искать. Подъехал, сигналю, а они на меня не реагируют. Развернули карты на капотах и рассматривают их с фонарями. А на дверях джипов наклейки – ЛизаАлерт (для тех то не в курсе — это такой поисково-спасательный отряд).

Ну точно по адресу! Я вышел и спросил, они бабушку ищут? Отвечают - да. Я им - я ее нашел, она в машине у меня сидит. Говорю, скорую вызывайте срочно. Они все бросили, подбежали. Кто в скорую звонить стал, кто говорит, давайте пересадим ее в нашу машину и до дома отвезем скорее. Но решили, бабулю зря не напрягать, у нее уже итак сил нет никаких, ребята показали дорогу, я ее до дома и отвез.

Дом оказался совсем рядом. Только со спуска съехать и сразу налево – второй дом. Там ее уже дочка встретила (женщина лет 45) и внучка (лет 25). Помогли ей из машины выйти. Все рыдают. Мол, мама, ну как ты так и все в этом духе… Повели ее в дом. Я сказал, что отогревать срочно нужно, посоветовал спиртом растереть, чай горячий дать или еще как-то. В общем способы по согреванию, что в голову пришли на тот момент. Там еще какие-то медики видимо были в том отряде, они с ней пошли первую помощь оказывать до приезда скорой. Пока родственники пошли бабушку откачивать, ко мне старшие из отряда подошли, стали спрашивать, где же я ее нашел. Когда рассказал, они очень удивились, что она так далеко была.

Убедившись, что бабушка в надежных руках, я поехал домой. Еще до дома по темноте ехать часа 1,5. Супруга моя тоже вся испереживалась, т.к. на телефон я не отвечал, потому как совсем не до него было. Позвонил и все объяснил только когда выехал домой.

Я когда домой ехал, подумал, что если поисковики удивились тому, где я бабушку нашел, значит не предполагали, что она может быть там. А значит и искали бы в первую очередь где-то рядом, постепенно расширяя зону поисков – что в общем-то не быстро. А если бы даже искали в том районе… Ночью, да в таком тумане… Там и фонари не помогут. Можно рядом ходить и не видеть. Шансы были бы, если бы она к тому моменту еще не уснула от холода и звала бы на помощь, допустим, когда фонари увидела бы. Но в мокрой одежде и при температуре +4, обессиленная, не знаю дождалась бы она поисковиков. Но хорошо, что все хорошо закончилось.

Такая вот рыбалка получилась. Я всегда хотел поймать «бабушку» – какую-нибудь пятнистую Клару Захаровну килограмм на 5–7. А в итоге встретил бабу Тамару.

Домой я вернулся уже после одиннадцати. День завершился теплой встречей дома, ужином, несколькими рюмками коньяка и тихим созерцанием спящей дочки, которая уснула и мерно посапывала, так и не дождавшись папки с рыбалки… На душе было хорошо.

Произошедший случай показал, что ситуации могут случаться разные. Заблудиться можно и в Московской области, хотя казалось бы… Кругом населенные пункты, куда-то да выйдешь. Но учиться лучше все же на чужих ошибках. Поэтому вот несколько мыслей по мерам предосторожности, чтобы не попасть в подобную ситуацию:

1) Отправляясь на рыбалку или за грибами, обязательно надо рассказать кому-то из родных, куда конкретно пойдешь, а лучше показать на карте;

2) Обозначить время возвращения или время созвона;

3) Всегда брать с собой мобильный телефон и следить, чтобы баланс средств был пополнен, а сам телефон был заряжен. Даже если окажешься там, где сеть не ловит, им можно подать сигнал в темное время суток, включив фонарик;

4) Один из элементов одежды должен быть яркого цвета (не зеленый): желтый, красный, белый - и быть хорошо заметным. Еще лучше если есть светоотражающие элементы;

5) Предварительно свериться с прогнозом погоды. Если обещают дождь, то обязательно брать дождевик, если сильную жару - то головной убор и бутылку воды;

6) Брать с собой свисток, т.к. голос можно сорвать, может не быть сил кричать, да и голос у всех разной силы. Свисток выручит в такой ситуации. Весит мало и места не занимает.

Всех благодарю за прочтение. Берегите себя и своих близких.

Поучительный случай на рыбалке или как я встретил бабушку — товары