Mitchell MX9 25FD - Одна из самых легких и совершенных катушек современности.
В поиске максимально легкой (до 150-160г), но прочной и надежной ультралайтовой катушки, я проштудировал немало разных каталогов, сравнивая, рассматривая и взвешивая все за и против. Ничего не имея против катушек с корпусами из разного рода пластиков и графитов (карбонов), я всегда предпочитал им агрегаты в металлических корпусах, как максимально прочные и долговечные, поэтому выбор мой постепенно сузился до нескольких моделей, которые можно перечесть буквально по пальцам одной руки. Основываясь на личном опыте по ремонту и обслуживанию различных безынерционных катушек, я подошел к выбору со всей ответственностью и подготовкой, выискивая среди претендентов наиболее оптимальный вариант по своим параметрам и желательно за вменяемые средства.
Собственно, в списке моем оказалось всего четыре топовых катушки от разных брендов, в корпусах из металла, в основном из магниевых сплавов. Все они обладали приблизительно равными характеристиками, плюс-минус незначительные отклонения в граммах массы, количестве подшипников и сантиметрах выматываемого шнура за оборот ручки. Это Daiwa Exist, ABU Garcia Zenon, Pflueger Patriarch 9525 и Mitchell MX9 25FD. Последние две, по сути являются родственными, поскольку компания Mitchell входит в концерн Pure Fishing, где скопился целый ряд производителей из околорыболовной индустрии, и неудивительно, что разработки внутри корпорации перекликаются общими техническими решениями. В отличие от европейской Mitchell MX9 25FD, американка Patriarch 9525 тяжелее на десять граммов за счет более массивного простого карбонового ротора и наличия механизма стопора обратного хода. Но за то она продается в более богатой комплектации - с запасной глубокой графитовой шпулей и красивым неопреновым чехлом. Если кому нужнее наличие запасной шпули и чехла, то выбор очевиден, а вот мне важнее более легкая и совершенная в техническом плане катушка. Все таки в ультралайте 10г массы катушки это существенно, это же не тяжелый джиг, где и 30г разницы между весом катушек практически не ощутим. И более легкий старт легчайшего ротора Mitchell тоже куда приятней на практике. На фото я пометил отличительные детали:
Так что, выбирая катушку, я между этими двумя схожими моделями остановился на предложении от Mitchell, сократив тем самым количество претендентов уже до трех. Остальные две отпали буквально после пристального знакомства с ценами, которые еще и подскочили в последнее время. Я уверен, что японка Exist прослужит долго и точно знаю, что тонкие нитки она укладывает просто идеально, за ее цену просто обязана. На счет шведки Zenon я мало что пока могу сказать, но ее высокая цена наверняка обусловлена высоким качеством. А вот с катушками Mitchell я знаком с самого детства. Даже лучшие советские катушки ленинградского завода ЛЭМЗ были созданы по мотивам старых Mitchell.
В общем, не долго я колебался и выбрал таки Mitchell MX9 25FD. Отсутствие механизма стопора обратного хода, поначалу немного доставляет дискомфорт, но привыкаешь быстро, к тому же у меня уже был подобный опыт и давно, еще с легендарной червячной Team Daiwa Aegis. В остальном ничего необычного, кроме удивления тому, что Mitchell создала свою топовую сверхлегкую катушку в магниевом корпусе и предлагает ее за вполне умеренные деньги.
Катушка действительно невероятно легкая, при этом нет боязни ее хрупкости, как в случае с карбоновыми безынерционками, все-таки металлический корпус на металлической ножке сломать при падении, или при ударе об ветку во время ловли и подхода к лесной речке куда сложнее. А именно для таких рыбалок на лесных речках, мне и нужна эта катушка в первую очередь.
Характеристики Mitchell MX9 25FD:
Вес: 150г
Количество подшипников: 9+1
Диаметр шпули по бортику: 39мм
Передаточное число: 5,2:1
Намотка за оборот ручки: 62см
Нагрузка на фрикцион: 3,6кг
Объем шпули по монолеске: 0,13мм/210м, 0,20мм/100м, 0,23мм/80м
Катушка поставляется в скромной коробке, с паспортом и взрыв-схемой. На коробке указаны все ее ТТХ. Производит впечатление красивым ярким дизайном, легким стартом и плавным ходом, отсутствием люфтов, аккуратной сборкой и большим количеством выборки в металлических деталях шпули.
Но как бы там ни было с красивой внешностью и плавностью хода, а разобрать французскую топ-модель мне было интересно, к тому же не помешает узнать как в ней обстоят дела со смазкой, а то вот японки нынче все больше «сухими» идут, несмотря на топовость.
Сначала выкручиваем из оси ведущей шестерни ручку, она переставляемая на любую сторону, состоит из металлических и карбоновых деталей, весит всего 22г. Кноб массивный из EVA и очень ухватистый, вращается на двух подшипниках 4х7х2,5мм, для его разборки надо лишь выкрутить алюминиевую заглушку плоской отверткой и крестовой отверткой выкрутить крепежный винт.
За тем снимаем обильно перфорированную шпулю из алюминиевого сплава. Она весит всего 27г в сборе с пакетом фрикционных шайб и гайкой фиксации.
Снимаем с титанового штока пакет из шайб, втулок и подшипника 6х10х3мм.
Порядок полной разборки.
Выкручиваем стопорный винт на роторе, снимаем стопорную шайбу, откручиваем гайку на 11(с правой резьбой) и снимаем комбинированный ротор из магния и карбона, который весит 33г.
Под ротором рукой откручиваем красный металлический защитный колпачок, новорачивающийся на корпус по резьбе.
Под ним нужно выкрутить микровинтик черного цвета и снять ступень упора опрокидывателя дужки.
За тем снять фигурное полукольцо из полупрозрачного эластичного пластика.
Внизу хвостовика выкручиваем крестовой отверткой маленький винтик, за тем отверткой - шестигранником выкручиваем единственный винт под такую отвертку и только после этого снимаем декоративную заглушку хвостовика катушки.
Далее выкручиваем крестовой отверткой два винта со стороны обгонной муфты (они снабжены пластиковыми шайбочками).
Снимаем боковую металлическую крышку с левой стороны корпуса. В ней имеется закрытый опорный подшипник ГП 8х14х4мм.
Вынимаем ведущую алюминиевую шестерню с валом главной передачи (диаметр шестерни 24мм. С противоположной стороны металлического корпуса установлен второй опорный подшипник ГП 8х12х4 (8х12х3 или 8х11х3)мм.
Снимаем с титанового штока диаметром 4мм комплект из пиньона (ведомой шестерни), обгонной муфты и пары опорных подшипников (7х13х4мм) пятизаходного алюминиевого пиньона диаметром 8,8мм. Пиньон с обеих концов оборудован пластиковыми втулками, снижающими трение между ним и штоком.
На штоке закреплена винтом каретка кулисного механизма, которая движется в направляющих пазах корпуса.
Внутри корпуса под кареткой снимаем алюминиевую шестерню кулисы диаметром 15мм, которая вращается на подшипнике 4х7х2,5мм, и работает в паре с маленькими паразитными металлическими шестернями. Смазки внутри всех узлов более чем достаточно, даже удалил половину.
В ролике Л/У установлен пакет из втулок и подшипника 4х7х2,5мм. Материал дужки Л/У не указан, но судя по ее внушительному диаметру и легкости она вероятно титановая.
Итог разборки катушки.
Все подшипники в катушке закрытого типа, их 9+1, как и указано производителем, все они на своих местах, добавить просто некуда!
Для разборки потребуется одна плоская отвертка (для одной операции), две крестовых (для шести операций), одна шестигранная (одна операция) и ключ на 11(одна операция). Ротор с его механикой не разбирал, вряд ли там может быть что то новое. Шпуля порадовала, кстати, классической клипсой, а то последнее время начали некоторые производители чудить с этой деталью.
При желании, производитель запросто мог бы сделать эту катушку еще легче, возможно даже создав самую легкую в мире ультралайтовую катушку. Для этого лишь надо заменить часть подшипников на пластиковые втулки, а самые крупные из них сменить на более компактные, перфорировать ведущую шестерню, а корпус и ротор выполнить из карбоновой массы, типа Зайона или Си-4+ ))). Граммов десять-двенадцать как минимум бы ушло, при этом еще и расходы на производство сократились бы. И в итоге вышла бы хлипкая, слабенькая и недолговечная катушка, каких и без того на рынке рыболовных снастей сегодня предостаточно. Но Mitchell удалось создать не просто супер-легкую, но еще и прочную металлическую катушку, с могучим потенциалом в ультралайтовом форм-факторе, при этом не задирая ценник на нее выше разумных пределов.
Поначалу я немного удивился разнице в заявленном весе и показаниям моих весов, хотя они конечно не идеальны, но тем не менее. Но после вскрытия корпуса катушки стало понятно, откуда взялись лишние граммы, смазки в катушке был явный переизбыток, пришлось даже удалить излишки. Сразу вспомнились дебаты на рыболовных форумах по поводу отсутствия смазки в новых японских катушках и необходимости ТО со смазыванием всех шестерней перед началом их эксплуатации. Возможно современные японцы вовсе не кроят на смазочных материалах, а просто не хотят вводить нас в заблуждение с указанной массой в паспорте ))).
После проверки внутреннего содержания, на шпулю Mitchell MX9 25FD был намотан новенький многоцветный шнур в размере #0.4 и катушка начала свой путь по моим обширным рыболовным угодьям, от речки к речке.
Что является самым точным определением хорошей катушки? Это ее незаметность на рыбалке. То есть хорошая катушка во время ловли никак о себе не напоминает, она тихо и незаметно делает свое дело, не привлекая нас никаким посторонним шумом, скрипом, визгом, она не сбрасывает петли, ее фрикцион работает четко, и мы вспоминаем о ней только собирая, или разбирая снасть, или фотографируя снасти с уловом.
Вот и Mitchell MX9 из таких катушек. Я с первой же рыбалки привык к ее тихой и безотказной работе, которую она выполняет от и до, не давая о себе знать. Отменная укладка тонких ниток, никаких сбросов петель, четкая работа опрокидывателя дужки, удобнейший кноб и беспроблемный ролик лесоукладки, тонко настраиваемый фрикцион - топ есть топ. В этой легчайшей из катушек все продумано до мелочей и надежно работает. Прочный и жесткий металлический корпус из магниевого сплава надежно защищает внутреннюю механику от лишних люфтов и риска повреждений.
Я повидал на своем веку, точнее за полвека рыбалки, немало различных катушек, и могу без всяких сомнений назвать Mitchell MX9 одной из самых достойных, а уж из ультралайтовых она точно одна из лучших на сегодняшний день. Что касается ее цены, то за эти деньги у Mitchell MX9 вообще нет никаких конкурентов подобного качества и уровня.
про некоторых производителей, мудрящих с клипсами, улыбнуло:)) уже поматерился малость:))