Mitchell MX9 25FD - Одна из самых легких и совершенных катушек современности.

palfedor 26 мая 2022

 В поиске максимально легкой (до 150-160г), но прочной и надежной ультралайтовой катушки, я проштудировал немало разных каталогов, сравнивая, рассматривая и взвешивая все за и против. Ничего не имея против катушек с корпусами из разного рода пластиков и графитов (карбонов), я всегда предпочитал им агрегаты в металлических корпусах, как максимально прочные и долговечные, поэтому выбор мой постепенно сузился до нескольких моделей, которые можно перечесть буквально по пальцам одной руки. Основываясь на личном опыте по ремонту и обслуживанию различных безынерционных катушек, я подошел к выбору со всей ответственностью и подготовкой, выискивая среди претендентов наиболее оптимальный вариант по своим параметрам и желательно за вменяемые средства.

Собственно, в списке моем оказалось всего четыре топовых катушки от разных брендов, в корпусах из металла, в основном из магниевых сплавов. Все они обладали приблизительно равными характеристиками, плюс-минус незначительные отклонения в граммах массы, количестве подшипников и сантиметрах выматываемого шнура за оборот ручки. Это Daiwa Exist, ABU Garcia Zenon, Pflueger Patriarch 9525 и Mitchell MX9 25FD. Последние две, по сути являются родственными, поскольку компания Mitchell входит в концерн Pure Fishing, где скопился целый ряд производителей из околорыболовной индустрии, и неудивительно, что разработки внутри корпорации перекликаются общими техническими решениями. В отличие от европейской Mitchell MX9 25FD, американка Patriarch 9525 тяжелее на десять граммов за счет более массивного простого карбонового ротора и наличия механизма стопора обратного хода. Но за то она продается в более богатой комплектации - с запасной глубокой графитовой шпулей и красивым неопреновым чехлом. Если кому нужнее наличие запасной шпули и чехла, то выбор очевиден, а вот мне важнее более легкая и совершенная в техническом плане катушка. Все таки в ультралайте 10г массы катушки это существенно, это же не тяжелый джиг, где и 30г разницы между весом катушек практически не ощутим. И более легкий старт легчайшего ротора Mitchell тоже куда приятней на практике. На фото я пометил отличительные детали:

Так что, выбирая катушку, я между этими двумя схожими моделями остановился на предложении от Mitchell, сократив тем самым количество претендентов уже до трех. Остальные две отпали буквально после пристального знакомства с ценами, которые еще и подскочили в последнее время. Я уверен, что японка Exist прослужит долго и точно знаю, что тонкие нитки она укладывает просто идеально, за ее цену просто обязана. На счет шведки Zenon я мало что пока могу сказать, но ее высокая цена наверняка обусловлена высоким качеством. А вот с катушками Mitchell я знаком с самого детства. Даже лучшие советские катушки ленинградского завода ЛЭМЗ были созданы по мотивам старых Mitchell.

 

В общем, не долго я колебался и выбрал таки Mitchell MX9 25FD. Отсутствие механизма стопора обратного хода, поначалу немного доставляет дискомфорт, но привыкаешь быстро, к тому же у меня уже был подобный опыт и давно, еще с легендарной червячной Team Daiwa Aegis. В остальном ничего необычного, кроме удивления тому, что Mitchell создала свою топовую сверхлегкую катушку в магниевом корпусе и предлагает ее за вполне умеренные деньги.

Катушка действительно невероятно легкая, при этом нет боязни ее хрупкости, как в случае с карбоновыми безынерционками, все-таки металлический корпус на металлической ножке сломать при падении, или при ударе об ветку во время ловли и подхода к лесной речке куда сложнее. А именно для таких рыбалок на лесных речках, мне и нужна эта катушка в первую очередь.

 

Характеристики Mitchell MX9 25FD:

Вес: 150г

Количество подшипников: 9+1

Диаметр шпули по бортику: 39мм

Передаточное число: 5,2:1

Намотка за оборот ручки: 62см

Нагрузка на фрикцион: 3,6кг

Объем шпули по монолеске: 0,13мм/210м, 0,20мм/100м, 0,23мм/80м

Катушка поставляется в скромной коробке, с паспортом и взрыв-схемой. На коробке указаны все ее ТТХ. Производит впечатление красивым ярким дизайном, легким стартом и плавным ходом, отсутствием люфтов, аккуратной сборкой и большим количеством выборки в металлических деталях шпули.

Но как бы там ни было с красивой внешностью и плавностью хода, а разобрать французскую топ-модель мне было интересно, к тому же не помешает узнать как в ней обстоят дела со смазкой, а то вот японки нынче все больше «сухими» идут, несмотря на топовость.

Сначала выкручиваем из оси ведущей шестерни ручку, она переставляемая на любую сторону, состоит из металлических и карбоновых деталей, весит всего 22г. Кноб массивный из EVA и очень ухватистый, вращается на двух подшипниках 4х7х2,5мм, для его разборки надо лишь выкрутить алюминиевую заглушку плоской отверткой и крестовой отверткой выкрутить крепежный винт.

За тем снимаем обильно перфорированную шпулю из алюминиевого сплава. Она весит всего 27г в сборе с пакетом фрикционных шайб и гайкой фиксации.

Снимаем с титанового штока пакет из шайб, втулок и подшипника 6х10х3мм.

Порядок полной разборки.

Выкручиваем стопорный винт на роторе, снимаем стопорную шайбу, откручиваем гайку на 11(с правой резьбой) и снимаем комбинированный ротор из магния и карбона, который весит 33г.

Под ротором рукой откручиваем красный металлический защитный колпачок, новорачивающийся на корпус по резьбе.

Под ним нужно выкрутить микровинтик черного цвета и снять ступень упора опрокидывателя дужки.

За тем снять фигурное полукольцо из полупрозрачного эластичного пластика.

Внизу хвостовика выкручиваем крестовой отверткой маленький винтик, за тем отверткой - шестигранником выкручиваем единственный винт под такую отвертку и только после этого снимаем декоративную заглушку хвостовика катушки.

Далее выкручиваем крестовой отверткой два винта со стороны обгонной муфты (они снабжены пластиковыми шайбочками).

Снимаем боковую металлическую крышку с левой стороны корпуса. В ней имеется закрытый опорный подшипник ГП 8х14х4мм.

Вынимаем ведущую алюминиевую шестерню с валом главной передачи (диаметр шестерни 24мм. С противоположной стороны металлического корпуса установлен второй опорный подшипник ГП 8х12х4 (8х12х3 или 8х11х3)мм.

Снимаем с титанового штока диаметром 4мм комплект из пиньона (ведомой шестерни), обгонной муфты и пары опорных подшипников (7х13х4мм) пятизаходного алюминиевого пиньона диаметром 8,8мм. Пиньон с обеих концов оборудован пластиковыми втулками, снижающими трение между ним и штоком.

На штоке закреплена винтом каретка кулисного механизма, которая движется в направляющих пазах корпуса.

Внутри корпуса под кареткой снимаем алюминиевую шестерню кулисы диаметром 15мм, которая вращается на подшипнике 4х7х2,5мм, и работает в паре с маленькими паразитными металлическими шестернями. Смазки внутри всех узлов более чем достаточно, даже удалил половину.

В ролике Л/У установлен пакет из втулок и подшипника 4х7х2,5мм. Материал дужки Л/У не указан, но судя по ее внушительному диаметру и легкости она вероятно титановая.

Итог разборки катушки.

Все подшипники в катушке закрытого типа, их 9+1, как и указано производителем, все они на своих местах, добавить просто некуда!

Для разборки потребуется одна плоская отвертка (для одной операции), две крестовых (для шести операций), одна шестигранная (одна операция) и ключ на 11(одна операция). Ротор с его механикой не разбирал, вряд ли там может быть что то новое. Шпуля порадовала, кстати, классической клипсой, а то последнее время начали некоторые производители чудить с этой деталью.

При желании, производитель запросто мог бы сделать эту катушку еще легче, возможно даже создав самую легкую в мире ультралайтовую катушку. Для этого лишь надо заменить часть подшипников на пластиковые втулки, а самые крупные из них сменить на более компактные, перфорировать ведущую шестерню, а корпус и ротор выполнить из карбоновой массы, типа Зайона или Си-4+ ))). Граммов десять-двенадцать как минимум бы ушло, при этом еще и расходы на производство сократились бы. И в итоге вышла бы хлипкая, слабенькая и недолговечная катушка, каких и без того на рынке рыболовных снастей сегодня предостаточно. Но Mitchell удалось создать не просто супер-легкую, но еще и прочную металлическую катушку, с могучим потенциалом в ультралайтовом форм-факторе, при этом не задирая ценник на нее выше разумных пределов.

Поначалу я немного удивился разнице в заявленном весе и показаниям моих весов, хотя они конечно не идеальны, но тем не менее. Но после вскрытия корпуса катушки стало понятно, откуда взялись лишние граммы, смазки в катушке был явный переизбыток, пришлось даже удалить излишки. Сразу вспомнились дебаты на рыболовных форумах по поводу отсутствия смазки в новых японских катушках и необходимости ТО со смазыванием всех шестерней перед началом их эксплуатации. Возможно современные японцы вовсе не кроят на смазочных материалах, а просто не хотят вводить нас в заблуждение с указанной массой в паспорте ))).

После проверки внутреннего содержания, на шпулю Mitchell MX9 25FD был намотан новенький многоцветный шнур в размере #0.4 и катушка начала свой путь по моим обширным рыболовным угодьям, от речки к речке.

Что является самым точным определением хорошей катушки? Это ее незаметность на рыбалке. То есть хорошая катушка во время ловли никак о себе не напоминает, она тихо и незаметно делает свое дело, не привлекая нас никаким посторонним шумом, скрипом, визгом, она не сбрасывает петли, ее фрикцион работает четко, и мы вспоминаем о ней только собирая, или разбирая снасть, или фотографируя снасти с уловом.

Вот и Mitchell MX9 из таких катушек. Я с первой же рыбалки привык к ее тихой и безотказной работе, которую она выполняет от и до, не давая о себе знать. Отменная укладка тонких ниток, никаких сбросов петель, четкая работа опрокидывателя дужки, удобнейший кноб и беспроблемный ролик лесоукладки, тонко настраиваемый фрикцион - топ есть топ. В этой легчайшей из катушек все продумано до мелочей и надежно работает. Прочный и жесткий металлический корпус из магниевого сплава надежно защищает внутреннюю механику от лишних люфтов и риска повреждений.

Я повидал на своем веку, точнее за полвека рыбалки, немало различных катушек, и могу без всяких сомнений назвать Mitchell MX9 одной из самых достойных, а уж из ультралайтовых она точно одна из лучших на сегодняшний день. Что касается ее цены, то за эти деньги у Mitchell MX9 вообще нет никаких конкурентов подобного качества и уровня.

 

Mitchell MX9 25FD - Одна из самых легких и совершенных катушек современности. — товары

Катушка Mitchell MX9Катушка Mitchell MX9
.....
цена 17281,20

Комментарии

palfedor
palfedor 22 мая 2022
Прошу прощения за неточные размеры правого опорного подшипника, вынимать его не стал из корпуса, но заметил, что он чуть меньше левого, так и должно быть, вот только размеры указал лишь вероятные.
hohreek2
hohreek2 26 мая 2022
отличный обзор!

про некоторых производителей, мудрящих с клипсами, улыбнуло:)) уже поматерился малость:))
tracker.67
tracker.67 26 мая 2022
Да, всякие кругленькие дизайнерские клипсы нынче многих уже "повеселили". Лайк!
palfedor
palfedor 28 мая 2022
Спасибо друзья! Давненько столько плюсиков в карму не прилетало за обзор. И - с Праздником всех Пограничников!!!
a_panskikh
a_panskikh 06 июн. 2022
Как владелец 35-го Patriarch взял второго в том году на замену первому, отслужившему с 2014 года основной снастью в комбинации с  валькирией 802ML (а по цветам какая комба :) ) - разбилось крепление дужки к ротору, узел пластиковый, и перестал стрекотать фрикцион. Эксплуатация была жесткая, без всяких ТО. Других претензий нет, ход такой же бархатистый, ни одного сброса, бороды или самопроизвольного закрытия. Проблемка есть одна, когда шнур тонкий (8lb) проскакивает в щель ролика лесоукладывателя, если дужку захлопываешь раньше времени. Возможно под ролик шайбочкой можно пофиксить. После такого разбора :) захотелось старую разобрать. 
Добавлять комментарии могут только .