Тенкара. Недонахлыст или отдельный вид ловли?
История тенкары: путь японской рыбалки в горных реках
===========================================
Тенкара (яп. テンカラ) - это древний японский способ ловли рыбы на искусственную мушку без катушки, который зародился в горных районах Японии примерно в XVII–XVIII веках, во времена поздней эпохи Эдо (1603–1868). Во времена Эдо Япония находилась в состоянии политической стабильности под властью сёгуната Токугава. Страна была закрыта для внешнего мира, что позволило формироваться уникальным внутренним традициям. Рыбалка в горах развивалась автономно, без влияния запада.
Происхождение слова «тенкара» до сих пор точно неизвестно. Существует несколько версий:
1. «Тэн кара» (天から) - буквально «с неба» или «с небес». Возможно, так называли технику, при которой мушка падает на воду, будто насекомое, упавшее с неба.
2. Диалектная версия - в некоторых горных областях Японии слово «тенкара» могло быть разговорным выражением, означающим «ловля с забросом».
3. Профессиональный термин - так могли называть стиль ловли бродячие рыбаки-промысловики, отличая его от сетей или ловли на живца.
Первые письменные упоминания тенкары можно найти в старинных японских манускриптах:
«Тэндзё-дзаку» (天上作), около 1600 года - упоминает рыбаков из горных районов, ловящих на «удилища без катушек».
«Ёдзан-ки» (与山記), XVIII век - описывает искусство ловли в горах Тюбу и Гифу, где мастера «используют длинную бамбуковую палку и одну мушку».

Крестьяне, дровосеки и торговцы, жившие в горах , ловили рыбу не ради спорта, а для пропитания и торговли. Особенно ценились следующие виды рыб:
йамэ (yamame) - вид лосося, известный также как «вишнёвый лосось» или «вишнёвая форель» пресноводная рыба, которая обитает в Японии, но при этом является родственником океанического лосося

Кстати, возможно некоторые не знают, но название расцветки многих известных форелевых воблеров дано именно в честь этой рыбки


ива́на (iwana) - разновидность гольца, живущая в холодных горных ручьях.

В честь неё тоже не забывают называть окраски форелевых воблеров

амагo (天魚)

Обычные рыбаки (рыбаки назывались "ямабито" 山人 - «люди гор») не могли позволить себе дорогие снасти, поэтому использовали простые, но очень эффективные средства: длинный гибкий бамбуковый или хиноки (японский кипарис) шест длиной 3,5-5 м, шёлковую или конопляную леску, короткий поводок и привязанную искусственную мушку - кебари (kebari). Катушек не было, техника заключалась в том, чтобы бросить мушку на воду и естественным образом провести её по течению. Простота конструкции компенсировалась мастерством рыбака. Зачастую, эта рыбалка была промысловой. Рыбаки часто ловили для гостиниц, которые обслуживали путешественников на горных дорогах, монастырей или для продажи в деревнях. Наиболее известными центрами ранней тенкары были:
- Префектура Нагано (особенно район Кисо),
- Гифу (долина реки Йосэ),
- Яманаси,
- Нагано - сердце Японских Альп.
В этих регионах речки узкие, с множеством порогов и перекатов - идеальные условия для коротких, точных забросов. Тенкара выгодно отличалась от других способов ловли тем, что рыбаки не использовали природные наживки, это упрощало ловлю, ведь в холодных горах насекомых не всегда хватало. Вместо этого применялись примитивные мушки, имитирующие личинок и стрекоз, вязанные вручную из доступных материалов: перьев петуха, конского волоса, бамбуковых волокон и шёлковых нитей.
Раз уж мы подошли к вопросу снастей, давайте рассмотрим, что из себя представляла тенкара в своём первоначальном виде.
Удилище (竿, sao)
Делалось из бамбука, хиноки (кипарис) или ядзудакэ (дикий бамбук). Длина от 3,3 до 5 метров, реже длиннее. Кончик тонкий, гибкий, часто сужался естественным образом (бамбук подбирали по строю, а не строгали). Вершинку иногда обматывали шелковой нитью или пропитывали лаком, чтобы защитить от влаги. Такое удилище было живым - оно имело природный строй и амортизировало рывки рыбы, но требовало бережного обращения. «Бамбуковое удилище - как старый друг: чем старше, тем мудрее».
Леска (ライン, rain)
Первые шнуры делались из шёлка, конопли, лошадиных волос или их комбинаций. Рыбаки часто смазывали шнур натуральным маслом, чтобы он не тонул. Его длина соответствовала примерно длине удилища, иногда чуть больше, - в зависимости от реки.
Мушка (毛鉤, kebari)
Главный символ тенкары - кебари. В отличие от западных мушек, японские кебари не копировали конкретных насекомых. Они имитировали скорее движение на поверхности воды - сакана о ёбу кэбари («мушка, что зовёт рыбу»). Максимальная простота конструкции: крючок, тело из нитки (тело обматывали шёлком или хлопковой нитью), перо (часто использовалось перо фазана, петуха или воробья), естественные цвета: коричневый, серый, оливковый, бежевый. Основной особенностью кебари было «обратное оперение» (sakasa kebari): перо направлено вперёд, а не назад, как в западном нахлысте. Это создавало вибрацию и движение, напоминающие насекомое, которое пытается всплыть и было невероятно эффективно в быстрой воде. К XVIII–XIX вв появились локальные школы кебари - в каждой деревне свои традиции вязания мушек:
- Школа Хида (Гифу): использовала мушки с перевязанным пером петуха в обратную сторону (саксаки кебари), чтобы мушка «дышала» в воде.
- Школа Нагано: применяла более тёмные мушки для прозрачной воды и быстрой проводки.
- Школа Яманаси: славилась миниатюрными мушками для осторожной рыбы.
В настоящее время выделяют несколько вариантов японских мушек для тенкары. Все они отличаются направлением и формой оперения, которое определяет поведение мушки в воде.
1. Sakasa Kebari (逆さ毛鉤) - «обратная мушка». Самая известная и характерная для тенкары. Перо направлено вперёд. При подергивании или удержании перья «раскрываются» и создают колебания. Проводка: имитация насекомого, пытающегося всплыть или вырваться из течения. Лучше всего использовать на быстрых горных потоках. Материалы: перо петуха или фазана, шёлковая нить, лак, простая обмотка. Символ японского минимализма: «Одно перо, одна нить — бесконечные возможности».

2. Jun Kebari (順毛鉤) - «прямая мушка». Перо направлено назад, как в западных сухих мушках. Плывёт более спокойно, подходит для спокойного течения. Проводка: имитация утонувшего насекомого или личинки. Лучше всего использовать в медленных участках, плёсах и заливах.

3. Futsu Kebari (普通毛鉤) - «универсальная мушка». Перья поставлены перпендикулярно к цевью крючка, как «воротничок». Устойчиво держится в потоке, не заваливается. Проводка: комбинированная - дрейф и вибрация. Лучше всего использовать для среднего и умеренного течения.

4. Killer Kebari. Современная разновидность, популяризированная Такаси Ёсидой. Имеет цветное тело (часто красное, оранжевое, жёлтое), короткое перо. Назначение: провоцирующая мушка, хорошо видна в мутной воде. Предназначена для агрессивных рыб - иамэ, голец, хариус.

5. Takayama Sakasa Kebari. Традиционная мушка из префектуры Такэяма (Гифу). Особенность - перо воробья и золотая нить. Имеет мягкую «живую» игру и особое "мерцание" в толще воды. Проводка: имитация мелких ручейников. Предназначена для ловли при низкой активности рыбы.

毛鉤は生きている水の Kebari wa ikiteiru mizu no koe - «Кебари — это голос живой воды».
Способы ловли (проводки).
Прежде, чем перейти к способам ловли на тенкару нужно сделать очень важное замечание. Чтобы понять тенкару по-настоящему, нужно осознать, что для японцев рыбалка, - не просто добыча рыбы, а форма взаимодействия с природой. Тенкара возникла в горах, где человек был окружён стихиями - водой, камнями, ветром и лесом. Здесь всё зависит не от силы, а от гармонии с течением. Японцы называют это словом “ма” (間) - «пространство между». Это момент тишины, пауза, которая делает действие осмысленным. В тенкаре «ма» проявляется в каждом движении: когда рыболов замирает перед забросом, слушает шум воды, чувствует дыхание ветра и выбирает момент. «Когда ты ловишь тенкарой, ты не только ловишь рыбу - ты ловишь мгновение». Тенкара - это не только техника, но и путь, или, как говорят в Японии, до (道) - «путь сердца». Подобно чайдо (путь чая) или кадо (путь цветов), тенкара - это тэнкара-до, путь внутренней сосредоточенности.
В Японии нередко говорят: テンカラは心で釣る Tenkara wa kokoro de tsuru - «Тенкарой ловят сердцем».
Философия минимализма: В центре - идея «чем меньше между тобой и рыбой, тем чище ощущение». Мастера говорят «В тенкаре ты не борешься с рекой — ты слушаешь её».
Тенкара как медитация движения : каждая проводка в тенкаре - это не просто способ поймать рыбу, а упражнение в присутствии. Ты смотришь, как течёт вода, чувствуешь её влияние на шнур, ощущаешь ритм ручья. Когда происходит поклёвка , это не случайность, это результат единства с рекой.
Философия «毛流» - Ichi Kebari, Ichi Ryū - «Одна мушка — один стиль». Многие старые мастера ловят всю жизнь одной мушкой, в одном стиле, на одной реке. Они не меняют снасти — они меняют себя, пока не станут единым целым с водой. Такой подход учит терпению, наблюдательности и внутреннему спокойствию. Это дзен тенкары. Мастер Сакураи говорил: «Моя мушка не меняется. Меняется только то, как я с ней разговариваю».
Дзэн и принцип бездействия. Многие мастера тенкары, даже не называя себя буддистами, следовали принципам "дзэн": «Не борись с рекой. Стань её частью». Если течение быстрое - не тормози, а позволь мушке плыть с ним. Если вода спокойна - играй легчайшим движением кончика удилища. Эта философия близка принципу му (無) - «пустоты» или «отсутствия лишнего». В тенкаре нет катушки, нет сложных снастей остаётся только ты, река и мгновение. Всё остальное - суета.
Также тенкара воплощает древнюю японскую эстетику ваби-саби (侘寂) - красоты в простоте, скромности и естественном старении. Бамбуковая удочка с трещинками, потёртый узел на леске, неидеальная мушка, связанная вручную, - всё это не недостатки, а следы жизни, "оками но ато" (痕跡 - «отпечатки духа»). Для японцев удилище тенкары - живое. Оно несёт в себе историю человека, его терпение и уважение к материалу, из которого изготовлено. Потому старые рыбаки никогда не выбрасывали снасти - они их чинили, как продолжение себя.
Мгновение, когда исчезаешь. Настоящему мастеру тенкары хорошо знакомо состояние, которое японцы называют “мусин” (無心) - «ум без мыслей». Это момент, когда ты перестаёшь думать и просто ловишь. Ты не анализируешь заброс, не следишь за мушкой глазами ты чувствуешь, как течёт вода, как дышит шнур, как рыба поднимается к поверхности. Когда происходит поклёвка, это не победа - это встреча. Старики в горах говорили: «Рыба не враг. Это посланник воды». Поэтому после ловли многие выпускали рыбу обратно, считая, что таким образом сохраняют равновесие между человеком и рекой.
Теперь, поверхностно (именно "поверхностно", т.к. философия тенкары достаточно глубока и изложить её в одной статье, наверное, просто невозможно) ознакомившись с философией тенкары, можно переходить к практической части проводок (хотя это выражение и не верно, т.к., повторю, философия и способы ловли переплетены прочнейшим образом и это неотъемлемые части одного процесса). Японская тенкара — это танец мушки и воды. Рыбак управляет мушкой не механически, а чувственно, через натяжение шнура и движение кончика удилища.
Итак.
1. Ochi (落ち) - «падение». Мушка мягко касается воды, как упавшее насекомое. Важно не шлёпнуть о поверхность, а именно положить. Используется при первом забросе в каждую точку.
2. Nagashi (流し) - «дрейф». Мушка свободно плывёт по течению, без вмешательства. Главная задача - не создавать «петли» на воде. Рыбак контролирует натяжение, чтобы мушка двигалась естественно. Подходит для осторожной рыбы в прозрачной воде.
3. Tome (止め) - «остановка». Мушка плывёт по течению, рыбак внезапно останавливает её, шнур натягивается, мушка «оживает». Часто именно в этот момент следует поклёвка, рыба воспринимает остановку как движение живого существа. Это любимая техника японских мастеров.
4. Sasoi (誘い) - «приглашение». Рыбак слегка подёргивает удилище, заставляя мушку дрожать. Перья раскрываются и колышутся, будто насекомое шевелит крыльями. Очень эффективно при ловле в холодной воде, когда рыба пассивна.
5. Uke (浮け) - «всплытие». Мушка медленно поднимается вверх — имитация личинки, поднимающейся на поверхность от дна. Проводка против течения, плавное подтягивание. Используется на мелких участках или перед перекатом.
6. Yuragi (揺らぎ) - «колебание». Мушка держится на одном месте, дрожит в потоке. Удилище неподвижно, но кончик подрагивает, придавая мушке «дыхание». Особенно уловисто на границе струй.
7. Hashiri (走り) - «ускорение». Мушка резко уходит по диагонали вниз по течению. Имитация убегающего насекомого или малька. Отлично провоцирует агрессивную рыбу. Используется в конце проводки, когда мушка уже подходит к берегу.
Комбинации движений : «Падение - дрейф - остановка», «Остановка - подёргивание - всплытие», «Дрейф - ускорение». Каждая комбинация - как короткая музыкальная фраза. Не зря японцы сравнивают тенкару с игрой на флейте: важна не только нота, но и пауза между ними.
От почти полного забвения к возрождению.
После реставрации Мэйдзи (1868) и начала индустриализации Японии тенкара стала исчезать. Появились современные снасти, катушки и метал, крючки. Рыбалка перестала быть промыслом - её заменили методы ловли сетями и фермерское разведение рыбы. К середине XX века тенкара почти полностью исчезла из повседневной жизни японцев. Её продолжали практиковать лишь немногие старики в отдалённых горных деревнях, где не было дорог и связи с внешним миром. Одним из таких был Сабуро Ватанабэ из префектуры Нагано. В 1930-х годах он обучил многих местных мальчиков искусству кэбари-нагэ (заброса мушки). Благодаря таким людям традиция не исчезла.
Возрождение тенкары началось после Второй мировой войны. В 1950–60-х годах некоторые японские энтузиасты начали записывать рассказы старых рыбаков, чтобы сохранить их опыт. Среди них особенно выделялся доктор Ёсинобу Сакурада (Yoshinobu Sakurada) - врач и заядлый рыбак, который стал изучать традиционные методы горной ловли и систематизировал знания о тенкаре. Именно он первым превратил тенкару из исчезающего ремесла в отдельный вид спортивной рыбалки, сохранив её суть, но оформив как «искусство японской нахлыстовой ловли». В 1970–80-х годах японское общество вновь обратилось к своим культурным корням, появились новые мастера - Киити Иида (Kiichi Iida), Масами Сакураи (Masami Sakurai, прозвище «Тенкара-но-Оса» - «Король тенкары»), Сато Кебари, Ёдзи Кикучи и другие. Появились и первые статьи о тенкаре в рыболовных журналах (Fishing Fan, Tsuribito). В это время термин «тенкара» окончательно закрепился, хотя до этого его использовали не все - в разных регионах говорили просто «кэбари-дзури». Главным популяризатором тенкары стал Сакакуса Кобаяси, автор многочисленных статей, и Кацутоси Амано, - настоящий мастер и исследователь, чьи демонстрации и книги вдохнули в тенкару новую жизнь. Новые мастера модернизировали снасти: вместо бамбуковых шестов начали использовать карбоновые и стеклопластиковые телескопические удилища, лёгкие, но прочные. При этом философия тенкары осталась прежней - минимум снастей, максимум мастерства и понимания воды.
Распространение за пределы Японии.
Долгое время тенкара была неизвестна в западном рыболовном мире. Всё изменилось в 1990-х, когда нахлыстовики из Европы и США начали интересоваться японской культурой и минималистичными техниками ловли. Первым "звоночком" стала статья в журнале Fly Fisherman о «японской ловле без катушки», вышедшая в 1997 году. Её автором был американец Крейг Мэтьюз (Craig Mathews), побывавший в Нагано и увидевший, как старики ловят горную форель короткими удочками без катушек. Это вызвало любопытство у многих западных рыболовов, ведь в мире нахлыста тогда господствовали дорогие снасти, сложные катушки и «правильные» мушки. На фоне этого тенкара выглядела почти революционно - простота против избыточности.
В 2009 году бразильско-американский энтузиаст Даниэль Галхадо (Daniel Galhardo), впечатлённый японской простотой и эстетикой, основал в США компанию Tenkara USA. В начале 2000-х Галхаддо, увлечённый японской культурой, отправился в горы Японии, где познакомился с мастером Кацутоси Амано. Он был поражён эффективностью и эстетикой тенкары: «Всё, что тебе нужно, - это удочка, шнур и мушка. И всё работает». Tenkara USA стала первой ласточкой глобального движения. Удилища продавались онлайн, а Галхаддо проводил лекции и мастер-классы по всему миру. Его книги - “Tenkara: Radically Simple Fly Fishing” и “Tenkara: The Book” - стали своего рода манифестом нового поколения минималистов: «Простота - это не ограничение. Это путь к свободе». Так начался всемирный бум тенкары. Рыболовы по всему миру стали интересоваться японской философией «минимализма у реки», появились бренды Nissin, Daiwa, Suntech, TenkaraBum, Tenkara Rod Co., Sakura, возникли международные сообщества и фестивали - Tenkara Summit, Tenkara Jam, Tenkara Fest. Сегодня тенкара - признанная форма нахлыстовой ловли во всём мире. Её практикуют в Японии (особенно в префектурах Гифу, Нагано, Ниигата, Тохоку - традиционные центры), в США (Колорадо, Монтана, Юта - популярные места для тенкары благодаря горам и ручьям), Великобритании, Италии, Франции, Скандинавии (включая Финляндию), и даже в Южной Америке и Новой Зеландии. Появились десятки разновидностей:
Honryu Tenkara - ловля на больших реках,
Genryu Tenkara - экстремальная горная ловля,
Micro Tenkara - ловля на ультралёгкие снасти,
Western Tenkara - адаптация под западные мухи и тактику.
На данный момент существует две школы тенкары: традиционная и современная
Традиционная японская тенкара : фокус на естественной подаче мушки, минимум движений и оборудования, рыбак читает воду, а не просто делает забросы. Почти монашеская простота - «одна мушка, один стиль, одна река».
Современная (западная) тенкара : больше экспериментов - разные мушки, техники, условия. Использование тенкары для ловли хариуса, окуня, голавля. Адаптация под разные водоёмы (от микроречек до больших рек и озёр). Выраженное влияние нахлыста.
Современные японцы видят в тенкаре символ экологического сознания. Вместо дорогого снаряжения и топлива - лёгкая снасть и пешие маршруты. Многие тенкара-клубы в Японии и Европе проводят акции по уборке рек, сохранению популяций горной форели и защите водоёмов от загрязнений.
Тенкара прошла долгий путь - от промысловой рыбалки бедных горцев до философии рыболовного минимализма, объединяющей людей разных культур. Она сохранила суть: простота, внимание к воде и уважение к природе. В этом её сила и вечная привлекательность. «Когда ты держишь в руках удилище тенкара, ты держишь историю Японии, отполированную временем и водой».
Применима ли тенкара в наших условиях? Мой ответ - да, да и ещё раз да! Особенно, если речь идёт о малых реках и микроречках.

Именно в этих условиях данная снасть полностью раскрывает свой потенциал. Именно тут отсутствуют "соседи" по ловле и не мешают раствориться в окружающем.

Именно в таких условиях отсутствует погоня за трофеем, а важен именно сам процесс ловли, его эстетическая и философская составляющие. Размер пойманной рыбы становится абсолютно не важен. Непередаваемое удовольствие доставляет сам факт поимки, той самой "встречи", а не "победы".

Ведь не зря фраза «Tenkara isn’t about gear - it’s about experience» («Тенкара - не про снасти, а про ощущения») стала девизом движения.
Шаг за шагом, под гомон птиц и шелест листьев на ветру где-то там, высоко, в кронах нависающих деревьев, ты проходишь и читаешь реку поворот за поворотом. Неспешно, без конкретных целей, потому что то, что ты сейчас делаешь и есть та самая Цель. Тебя не может расстроить отсутствие поклёвок или раздражать нежданная петелька на поводке, всё это составляющие одного Процесса, от каждого этапа которого ты получаешь удовольствие.

Конечно же я не строго придерживаюсь канонов тенкары и очень многие мухи и нимфы беру именно из нахлыста. Да и руководствуюсь больше "европеизированным" подходом с достаточно частым перебором приманок. Не нужно пытаться обмануть свой менталитет, всё должно быть максимально естественно и природно, без усилий, без внутренней борьбы с собой, без попыток изменить себя или окружающее

В XXI веке многие называют тенкару «медитацией на воде». Она особенно притягательна для тех, кто устал от избыточности мира - от телефонов, компьютеров, технологий, стресса. Тенкара требует минимального снаряжения, но максимального присутствия. Это возвращение к основам: вниманию, дыханию, моменту. С каждым забросом ты словно отпускаешь лишние мысли.

Тенкара - это не просто способ ловить рыбу. Это напоминание, что иногда, чтобы получить больше, нужно иметь меньше. И что тишина воды может сказать больше, чем тысячи слов.

Как сказал Даниэль Галхаддо - «Каждый заброс - как вдох. Каждое вываживание - как выдох».

