Шары: крутим, моем, сушим, мажем.

hohreek2 26 декабря

    Каждый рыболов рано или поздно сталкивается с тем, что его любимая катушка начинает хуже работать: туже крутиться, издавать непривычные звуки и т.п. А если, не дай бог, она угодила в воду?

    Помню, как когда-то давно моя Шимано Катана (красненькая и симпатичная) начала изображать из себя "синий трактор", просто попав под дождь. Было обидно и непонятно. Многие годы после этого я обходил продукцию Шимано стороной, а зря...

    И что делать в таком случае? Нести к ТО-шнику или ковырять самому? Я предпочёл второй вариант, не слишком доверяя чужим рукам.

    Разобрать и промыть-пересмазать сам механизм, в общем-то несложно. Но как быть с подшипниками? Они ведь тоже нуждаются в ТО.

    И главная проблема заключается в том, что современные подшипники в катушках закрытые. Открытые редко попадаются, в основном в мощных катушках.      Закрытый - значит с так называемым "пыльником". Это такое колечко, закрывающее сбоку шары и обойму. В подшипнике их обычно два. Их задача - защищать от попадания воды и грязи внутрь, но они же препятствуют промывке той же грязи.

    Обычный способ, которым люди пользуются, это замочить подшипник на несколько часов в растворителе, типа "калоши" или спирта, с последующей сушкой.

    Но меня такой способ не устроил: даже промытый и просушенный подшипник продолжал неважно крутиться.

    А всё потому, что растворённая грязь и смазка остаются внутри. Можно, конечно, использовать ультразвуковую ванночку, но приобретать недешёвую вещь для использования раз в год - верх финансового безрассудства:)

    Вот и получается, что для полноценной промывки надо как-то снимать эти самые пыльники.

    Если они резиновые, как здесь, то несложно подцепить иголочкой.

    А если пыльник металлический? И его удерживает разжимное стопорное кольцо, найти стык которого и подцепить, становится настоящим квестом? А на бесконечнике-то подшипники совсем крохотные...

    Пришлось курить интернет. И нашёлся-таки способ, который вполне осуществим в домашних условиях, этакий экспресс-метод:) Проверил на себе, работает:)

 

    Нам понадобится две вещи: автомобильный очиститель тормозов и баллончик сжатого воздуха для компов.

    В случае мультовой катушки, ещё и съёмничек для пина, типа такого.

    Ещё можно приобрести у китайцев специальный набор для ТО катушек.

 

    А дальше запасаемся терпением и приступаем.

    Надеваем подшипничек на что-нибудь подходящее: карандаш, палочку от кисточки, специальную конусную штучку или просто на пинцет:) Крутим его пальцем, чтобы запомнить, настолько туго он вращается. Затем прыскаем очистителем тормозов, начинаем вращать. 

    Обращаем внимание, насколько легко и долго крутятся шары, пока очиститель не испарился; это как раз идеал, которого желательно достичь: легко, долго и с тонким звоном:)

    Выдуваем всё это дело сжатым воздухом, чтобы выбить растворённую грязь. Обращаем внимание, что подшипник после удаления очистителя начинает снова плохо крутиться, иногда даже хуже, чем до. Это нормально, ведь мы стронули с места залежи грязи и старой смазки.

    Повторяем процедуру. Иногда приходится делать несколько раз, в зависимости от степени загрязнения. Цель - добиться лёгкости вращения, как в тот момент, когда мы прыснули очистителем, но теперь уже без него.

    Шибко долго крутить подшипник без смазки всё же не надо. Но это всё-таки лучше, чем гонять его в забитом грязью состоянии:)

    Остаётся смазать шары и установить на свои места.

 

 

    Тут следует сделать небольшое отступление.

    Дело в том, что в мультипликаторных катушках существует два условных вида подшипников: "быстрые" и "медленные". Быстрые это те, что на шпуле, вращающиеся на довольно высоких оборотах. К их качеству самые высокие в катушкостроении требования.

    Медленные - это все остальные, включая обгонку.

    Для смазки "медляков" подойдёт почти любое жидкое масло, типа Ред Лаб и т.п. Просто прокапываем снятый подшипник и немного вращаем.

    А вот для "быстрых" требования несколько иные. Для мощных катушек и крупных приманок можно использовать стандартную вязкость, можно даже густые смазки (только как их заложить внутрь, не снимая пыльников), вращение шпули замедлится не критично.

    Для лайтовых дел, а особенно для УЛ, важен лёгкий старт шпули, и тут уже вязкость смазки имеет значение. Кто-то использует смазку для стоматологических бормашин, кто-то оружейную. Я лично два сезона пользуюсь вот такой смазочкой от Red Lab. По сути похоже на очищенную веретёнку, особенно на ощупь. Но есть и недостаток: довольно быстро вылетает, приходится докапывать каждые пять-шесть рыбалок. Экспериментирую и с другими:)

    Есть ещё вариант для шпуль: гибриды и керамика. Гибридный подшипник - это когда в металлической обойме вращаются керамические шары. Фулл керамика - это когда и обойма керамическая.

    Такие подшипники шумнее, с завода идут без смазки. Я многие свои катушки, даже 150-го размера, перевёл на гибриды, причём сухие, без смазки, и результатом оказался доволен. Более лёгкий старт для малых весов приманок, а это самое то. Если всё же раздражает шум, можно чуть капнуть смазки с низкой вязкостью, но нужно быть готовым, что вращение в таком случае замедлится.

    И ещё совет: смазка должна быть в подшипнике, а не на посадочном месте или оси. Там и так приличные зазоры...

    А безынерционникам и тут повезло: у них все подшипники "медленные":))

 

 

    Вот и всё, пожалуй, чем хотел поделиться:) И что попробовал в деле сам:)

    Это мой личный опыт; вам ничто не мешает  воспользоваться каким-то иным способом:)

 

    С уважением, Николай.  

 

 

 

За этот обзор автор получил 1638 бонусных рублей! узнать подробнее об акции

Комментарии

hohreek2
hohreek2 18 дек.
Сразу поправлюсь: пыльники не закрывают обоймы, только шары и сепаратор.

А ещё забыл написать, что следует использовать прилагаемые с баллонами трубочки:)
Андрей-drdrew-Туманов
Николай, привет! Прочитал с интересом.
hohreek2
hohreek2 26 дек.
О, Андрей, привет! Спасибо:) Искал простой способ ТО, получилось:)

С Наступающим!
Андрей-drdrew-Туманов
С Наступающим, Николай! Всего наилучшего в новом году!
palfedor
palfedor 26 дек.
Николай, интересная статья! Вот мне бы такое терпение, Респектище!
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Так это не терпение, это пенсия:) Спасибо, Павел!
Alexey_U
Alexey_U 26 дек.
Николай, привет! Ждал этот материал, разумеется +) Но вот скажи, чем мотивирована жижа в медленных подшипниках? С быстрыми-то всё ясно. Если вообще есть нужда какая-то лезть в подшипники, то это же не просто так, нам выработка уже есть 100%, и лить туда масло? И да, с оклейкой воблера настоящей чешуей ты точно справишься без вопросов)))
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Привет, Алексей! Не совсем тебя понял насчёт жижи. Есть ли вообще нужда мазать и мыть подшипники? На новых катях точно не надо, с завода как нужно. Но если искупал, то придётся. Эмульсия из воды и смазки к хорошему не приведёт. А ещё стоит сравнить вращение новой катушки и поезженной, оно не в пользу последней:) И вот тут вопрос по "медлякам" - а как туда густую заложить? А после купания надо. Кстати, в обгонку лучше специальную смазку или смесь густой и жидкой. Хотя я мазал и той и той.

И ещё. Не стал писать об этом в статье. После первого же сезона столкнулся с появившимся "зудом". Обслужил, но подшипники шпульные не трогал. Зудит и всё. Перебирал, пересмазывал, прокапывал - всё бесполезно. Откуда взяться выработке в ГП за один сезон без особых нагрузок? Можно было бы оставить и так, но хотелось понять. Вот тогда и взялся за промывку шпульных шаров. И вуаля, зуд исчез. Так было на РевоХ и Спид Демоне. Казалось бы, выработка есть, надо смазку погуще, но нет - просто всё из подшипника выбить, и новой чистенькой закапать:) У меня сработало:)

А ещё мысль насчёт частоты и необходимости ТО такая. На мультах в силу конструкции попадает много воды именно на шпульные шары и бесконечник. Поэтому и капаем в эти места почаще:)

Пы.Сы. Чешую ещё надо сперва добыть:)))

 
Alexey_U
Alexey_U 26 дек.
Я именно про опорные подшипники, не шпульные, не обгонку, не в ролике л/у, с ними всё как раз ясно. А с мультами я до сих пор ничего не трогал, только прокапывал шпульные и бесконечник, и всё.  Разумеется, вопрос не о новых подшипниках, а о сильно поработавших. Смысл их мазать жижей? Их, кмк, укатываешь до предела, потом снимаешь пыльники, или хотя бы один, внутренний, моешь и закладываешь консистентную, потому что как пыльник впихнуть обратно? Да и смысл с этим возиться, даже если можно, подшипник на финишной прямой, он уже уставший. Поэтому упоминание жижи в медленных удивило))
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Да тут всё просто. Для меня проблема снять пыльник: не вижу, да и моторика мелкая не фонтан:) Поэтому взял на вооружение такой способ промывки и капаю жидкой, пока можно:) А если износ приличный, это слышно, когда промываешь с очистителем, они начинают погромыхивать. Тогда конечно под замену:)
Alexey_U
Alexey_U 26 дек.
Ну так замена, это ждать пока приедет)) Хотя это самое правильное решение. Возиться смысла, как правило, нет с уставшими опорными. Самому скоро придется очки на близь покупать)) Но хоть моторика живая)) Сегодня вот на рыбалке поймал детскую коляску))) Не могу не поделиться просто)) В первый раз такое)) Вылез опять аквавские воблеры пощупать на воде, и новую катушку, решил еще один creed забрать, X 3000-к, большо уж K оказался хорош)) Ну что за долбокваком нужно быть, чтобы утопить в речке детскую коляску??? Это же какой-то горе кадавр-рыбак это сделал, зачем-то привез и зачем-то утопил... Поймал Tamer-ом 90-м, в отличие от оригинального Джиба, с петлями ничего не сталось)
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Коляска круто:) Это Знак, кругом Знаки, ну ты в курсе:)))))))) Только не визуализируй, не то прилетит:))) Пацаны, может, катались, да и бросили в речку...

Благодаря тебе, тоже нос в сторону Аквы повернул:)
Alexey_U
Alexey_U 26 дек.
Меня Аква привлекла полной оригинальностью. Бесконечные реплики одного и того же просто заморили уже. А тут свежак (ну, для меня), и много разного. Позавчера разловил, правда мелочью, четыре воблера из шести, что брал на рыбалку. И слил, ну как слил, не слил, злыдня в поводок вдарила, пару метров прокатилась, и все, ну примерно кила на два, я её видел, вывернулась на поверхности брюхом. На меньшего щуренка от Аквы. Это первый воблер-щуренок, которого я вообще в руках держал. Ждал чего-то невразумительного, ну, чисто ради внешки сделанного, но нет, он мне по поведению даже Гридика-эфку напомнил. И щука оценила)  Правда кольца, заводные кольца... Как будто сделаны из кольчуги Ильи-Муромца, которую он купил на алиэкспрессе... Трындец полный, как можно было такое ставить. Короче, вчера час сидел, менял колечки на всех 16-ти экземплярах на вменяемые)) А в целом мне понравились. Пока рано что-то говорить сверх того.
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Колечки и на Жуках просто жесть. Менял тройники, так достали, что просто откусил и поставил другие.
georg333
georg333 26 дек.
Ну в целом все по делу. Хотя я ещё не встречал шариков с которых нельзя снять пыльник. Они зачастую просто намагниченные.  Смазываю их очень жидкой смазкой DC-oil, это для подшипников стоматологических турбиннок. Буквально 2-3 крохотные микрокапли на кончике зубочистки и все ОК. Для катушек не УЛ вполне подходит Шиманвское жидкое маслице. Идёт в комплекте обычно. Мою в обычном Калошинском обезжиривателе. Положил в баночку с ним шарики, подождал 10-15 минут, поболтал чуток и все. Достал и прокрутил. 
hohreek2
hohreek2 26 дек.
Да, Герман, можно и так. Если снять пыльник, то ванна из растворителя вполне рабочая штука. Особенно если пшикнуть потом воздухом из баллончика:)

Но с пыльником не вымывается, а снять его с мелкошара для меня та ещё задача.

Спасибо за коммент!
Добавлять комментарии могут только .