Как сделать эффектный рыболовный фотоотчёт. Часть I
Изначально хотел написать статью "в один присест". Но начав копаться в своих фотоархивах, понял, что это не совсем реально ввиду объёма того, о чём хочется написать. Поэтому было принято решение разбить статью на две части: Часть I - это о том, как включить в фотоотчёт окружающее рыболова, что позволяет более точно перестать атмосферу рыбалки. Часть II - это непосредственно рыболовная часть о том, как эффектней представить читателю свои снасти и трофеи (ок, не только трофеи :) скажем так - "улов").
Сделаю несколько оговорок. Во-первых - я никакой не "профессиональный фотограф" и таковых, наверное, мои рекомендации самоучки изрядно повеселят. Что ж, я готов к продуктивной критике и даже буду благодарен за неё. Это нормально. Но я стараюсь идти вперёд, что-то читаю, что-то смотрю, пытаюсь освоить новое. И фотографирую, фотографирую, фотографирую... Принцип такой же, как в рыбалке да и вообще в жизни - "Чем больше попыток - тем больше удачных попыток".
Во-вторых - я не буду рекламировать ни конкретные модели фототехники ни ПО, с помощью которого фото обрабатываются. Информации об этом предостаточно и любой может всё это освоить, при желании. И вот ещё что. Да, та же "зеркалка" расширит некоторым образом Ваши возможности, но она вообще не обязательна. При нынешних возможностях камер смартфонов - вообще не обязательный компонент (и это не только про возможности. Давайте начнём с объёма и веса той же "зеркалки", разве это уместно на том же стрит-фишинге?).
В-третьих - в публикации (что вполне естественно) будут использованы только личные фото за последние 5-6 лет, я за соблюдение копирайта.
Первым дружеским советом будет такой: делайте максимально возможное количество снимков. Меняйте ракурс, угол съёмки, режимы, зум. Бывает так, что из 20-30 снимков более менее пригодными оказываются один-два. Лучше удалить лишнее, чем лишиться хорошего кадра.
Ну а теперь - к делу. Рыбалка - это не только процесс ловли рыбы снастью и результат этого действия (улов). Рыбалка - это, во-первых, - непосредственно сам участник рыбалки (рыболов), это всё окружающее рыболова во время рыбалки и по пути на неё/с неё... Ведь это всё наши эмоции, ощущения, воспоминания... И чтобы сделать Ваш фотоотчёт атмосферным, эмоциональным, передающим зрителю все ваши зрительно-слуховые впечатления - всё это просто необходимо включать в него. Всё это окружение я разделю на составляющие, чтобы создать более чёткий и запоминающийся алгоритм.
1. ВОДОЁМ
Ну конечно же, то, что мы на рыбалке видим дольше всего - это сам водоём. В моём случае - это, как правило, реки. Много рек. Очень много рек. Поэтому большей частью мои дружеские советы по фотографированию, коснуться в основном их.
Оптимальный (с моей точки зрения) ракурс для фотографирования реки является "вдоль реки", с наличием перспективы, которую обеспечивает растительность по берегам. С лодки это сделать весьма легко - кидаете якорь посередине и вперёд, проблем нет.
А что же делать "береговикам"? Где взять такой ракурс?
Вариантов несколько.
А) Зачастую есть возможность вброд перейти половину реки до какого-либо острова и стоя на нём получить нужный ракурс.
Наглядный пример такого острова и варианта ракурса с него привожу:
Б) В более мелких речках вполне можно обойтись без "суши", а просто дойти до середины вброд, откуда можно выполнить снимок
В) А если зайти в реку нельзя?.. И тут выход есть. Практически все реки имеют повороты и изгибы. Став на таком повороте, Вы получите ту же самую перспективу.
Ещё один вариант получить перспективу реки, не заходя в неё, - это найти возвышение, с которого хорошо видно русло всей реки. Походя по такому возвышению взад-вперёд, Вы обязательно найдёте оптимальную точку для съёмки
Ну а если Вы к такому виду добавите элементы своего кемпинга - фото почти гарантированно будет выигрышным
При фотографировании небольших лесных речушек, иногда достаточно, стоя на берегу, сделать снимок на вытянутой над рекой руке - и вуаля, перспектива готова
Г) Если ситуация безвыходная и Ваша камера оказаться посредине реки оказаться не может ну просто никак, не сдавайтесь, фото с берега по направлению вдоль реки тоже имеет шансы оказаться удачным. Во всяком случае - это лучше, чем ничего и своему читателю водоём Вы продемонстрируете
В данных фото основная проблема - это выравнивание фото относительно осей. Чтобы не потеряться, совет будет таким: выравнивайте вертикаль по стволам деревьев (либо по любым другим растениям), растущих на берегу, с которого ведётся съёмка, а горизонталь - по горизонту (да, тавтология, но вот так :) ), который виден в конце перспективы реки. Т.о. Вы не вызовете внутренний визуальный дискомфорт у смотрящего на фото.
Д) Можно ли снимать реку "поперёк"? Можно. Но придётся поискать какие-то аномалии на реке - перекаты, коряги... без таких деталей снимок будет "плоским", неинтересным и не передаст атмосферы водоёма. И лучше в снимок включить какие-либо элементы берега (в нижеприведенном снимке - это прибрежные валуны).
Е) Обязательно фотографируйте реку в разное время года. Поверьте, зимняя и летняя река - это две разных реки. И совершенно разные ощущения у смотрящих на снимок
2. ПЕРСОНАЖ
Под "персонажем" я имею ввиду самого рыболова. Отчёты с присутствием Вашей персоны имеют некое преимущество. Во-первых - это элемент общения со "зрителем", людям комфортней, если они имеют визуальное представление о том, с кем имеют дело. Во-вторых, Вам же, наверняка, хочется стать плюс-минус узнаваемым?.. Поэтому нет-нет, да придётся. преодолев все стеснения и комплексы, присутствовать в кадре. В принципе, такое присутствие можно сделать анонимным, лишь обозначив своё существование частично теми или иными частями тела (довольно стандартный инстаграмный приём, но он работает)
О фото с трофеями мы поговорим во второй части статьи, так что этот вариант Вашего присутствия в кадре пока оставим в покое.
Простое селфи со спиннингом?.. Если честно - я бы не советовал, это слишком заезженный вариант. Уж лучше ничего, чем вызвать подсознательное раздражение у зрителя. Снимки а ля "я в коридоре" имеют право на жизнь, но, как правило, не интересны. Кадр с Вашим участием должен нести в себе определённую динамику и быть эмоциональным, чтобы зритель мог хотя бы отчасти получить эмоцию, полученную Вами на этой рыбалке. Оптимальный выход - это вариант съёмки от третьего лица в "живые", неожиданные моменты. Я считаю, что мне очень повезло с напарниками по рыбалке и они такие снимки делают. Если этого не происходит - попробуйте не просить целенаправленно, сделайте первые шаги сами и сделайте снимки напарника в моменты вываживания рыбы и т.д. Уверяю Вас, очень скоро он подхватит эту инициативу. Примеры будут на собственной персоне, хотя бы просто потому, что я не получал разрешения напарников на публикацию их фото, всегда необходимо соблюдать это правило.
Итак, варианты. Момент подготовки - сборка снастей и т.д. Для любого рыболова это очень эмоциональный момент в предвкушении самой рыбалки. И очень здорово, если их сумеют поймать.
Фото Ольга Сычёва (с)
Фото Андрей Ворон (с) Спи спокойно, друг, всегда помню
Фото Юрий Пошаталов (с)
Конечно же, после сбора снасти, второй этап - это подход к своему любимому месту рыбалки, и он не менее трепетный для нас....
Фото Ольга Сычёва (с)
Ну и, конечно же, сам процесс рыбалки, когда мы становимся совершенно другим человеком, которого чувствуем внутри, но увидеть со стороны можем только благодаря напарнику
Фото Юрий Пошаталов (с)
Фото Ольга Сычёва (с)
Фото Ольга Сычёва (с)
Честно не помню, чьё фото)))) (с)
Фото Ольга Сычёва (с)
Бывают абсолютно нейтральные рыболовные фото, когда Вы ещё не начали ловлю, а, например, ещё только подыскиваете место. Главное - отсутствие "статики". Дайте зрителю возможность самостоятельного додумывания деталей ситуации...
Фото Ольга Сычёва (с)
...или так... Что это? Был сход? Перехлёст? Зацеп за дерево? Проверка целостности поводка после поклёвки? Дальше будет смена приманки или новый заброс?...
Фото Ольга Сычёва (с)
Какая эмоция? Разочарование? Мысли о замене веса/приманки? Или "почему плотва клюёт на микроджиг?"? А может " стоило ли покупать мультипликатор за 250$, чтобы поймать вот ЭТО?"?))) В любом случае - пространство для мысли есть)
Не помню чьё фото (с) )))
Ну и, конечно же, наиболее эмоциональными моментами являются моменты вываживания рыбы. Никогда Вы не бываете так искренни и эмоциональны) И ни в каких других фото нет столько динамики)
Фото Ольга Сычёва (с)
....и да... "Когда не клюёт" - это тоже отдельная тема для фото))))
Ну да Бог с ним... Переходим к следующему пункту....
3. НЕБО
Смотря на водоём, мы видим не только воду. Как минимум - это противоположный берег (если его видно) и уж точно небо. Это 50% нашей картинки в течение рыболовного дня. Почему бы не предложить это нашему зрителю?...
Тем более, эти 50% бывают настолько впечатляющими, что иногда хочется бросить всё и просто сидеть и смотреть, смотреть...
Чаще всего (если погода ясная), мы видим облака. И, согласитесь, - иногда это более, чем красиво. Это грандиозно.
....а если ещё и с "подсветкой" - то вдвойне грандиозно
Более того, облака могут приобретать такие причудливые или узнаваемые формы, что не зафиксировать это - просто преступление)
Конечно же не нужно забывать о том, что небо, при смене времени суток, становится совершенно другим и даёт нам новые возможности. Например - в полнолуние
...а далеко за городом, где не мешает постороннее освещение, если поставить выдержку побольше и установить камеру на штатив, мы можем получить карту звёздного неба над рекой
Вообщем - пространство для творчества тут просто огромное. И тут не удержусь от дружеского совета: при фотографировании неба весьма выгодно использовать авиацию) Ну т.е. следы "жизнедеятельности" авиации - эти дополнительные небесные "граффити" очень неплохо смотрятся на снимках
А кстати о граффити....
4. ГРАФФИТИ
Данный раздел - это, конечно же, удел "стрит-фишинга". Но этот элемент можно вполне эффектно включить в рыболовный фотоотчёт, наряду с другими фото, и он точно его разнообразит и сделает оригинальней. Тем более, что это чаще всего встречается в одних из наших излюбленных мест ловли - в районе мостов...
Ну, коль уж заговорили о мостах - логично будет продолжить именно о них...
5. МОСТЫ
Прежде, чем я напишу что-либо дальше, давайте я напомню Вам о том, что далеко не все мосты можно фотографировать в районе их опор или снизу. Цитировать законодательство не буду, но, надеюсь, Вы сами отыщите эти правила и будете их придерживаться.
Мало того, что мосты являются одними из самых перспективных точек для ловли рыбы, они являются ещё и прекрасным "антуражем" для наших рыболовных фото и наиболее частыми архитектурными сооружениями на водоёмах. Как говорится - "во-первых - это красиво". Почему бы не использовать?..
Кроме того, один и тот же мост, в разное время суток, может выглядеть совершенно по-разному, давая нам две абсолютно разные по атмосфере "картинки"
Один из вариантов при съёмке мостов - соблюдение того же принципа, что и при съёмке реки, а именно - перспектива.
Как правило это можно сделать, стоя на одном из берегов, которые соединяет данный мост
...ну или можно сделать снимок, проплывая под мостом на лодке.... (ещё раз напоминаю о соблюдении законодательства!)
Не менее эффектными, по сравнению с каменными сооружениями, являются небольшие деревянные мосты через некрупные речки. Я их люблю даже больше в силу более гармоничного, по отношению к окружающей природе, вида...
Отдельная моя "любовь" - это мосты с опорами, сложенными из камня... они всегда смотрятся как-то особенно...
....хотя металлические конструкции смотрятся, зачастую, ничем не хуже... просто по-другому...
...пусть иногда и полуразрушенные... но к атмосфере небольшой речки они подходят просто великолепно
...ну и понтонные мосты бывают довольно симпатичными...
...а ночные мосты - это вообще отдельная тема, полная ночной магии и жужжания насекомых....
Обязательно ли "правило перспективы" для фото мостов? Конечно же нет. Правил нет вообще. Делайте так, как видите и как чувствуете. Мост вообще можно использовать, как "второй план"
Можно вообще использовать арки мостов как, например, некое художественное паспарту для фото того, что находится за мостом....
Единственное правило, которого нужно придерживаться - это выравнивание горизонта именно по уровню воды
Не нужно забывать и о дополнительных элементах, сопровождающих мост. Например - о фонарях...
...либо об указателях с названиями рек. Зачастую это очень эффектное дополнение к Вашему фотоотчёту
Поскольку мы заговорили о сопутствующих чему-либо деталях, давайте обсудим и их.
Предварительно разделю их на две категории: а) естественные б) постановочные.
При этом "постановочные" не носят негативный оттенок (поскольку постановочные ни фото, ни видеоролики просто ненавижу). Это некие дополнительные аксессуары, взятые заранее, которые помогут Вам донести необходимый эмоциональный минимум до зрителя, выстроить "картинку". Но всё по порядку
6. ДЕТАЛИ.
По пути на рыбалку/с рыбалки, либо при перемещении с точки на точку, можно, конечно, идти напролом и не замечать ничего вокруг, "вижу цель - не вижу препятствий" (с). Но почему не использовать эти перемещения для новых кадров? - ведь по пути столько всего интересного, стоит только уделить чуть больше внимания тому, что попадается по пути. Ну, например - обычное птичье заброшенное гнездо в траве...
или, скажем, сложенный кем-то "тур" из камней возле берега...
...или, если чуть свернуть немного с проторенной вдоль реки дороги, можно встретить вот такое...
...или, перемещаясь по водохранилищу на лодке, можно проехать по короткому пути, а можно сделать крюк плюс километр, но зато получить снимок вот такого "памятника" посреди водохранилища (кстати - на данный момент он больше не существует, так что фото историческое :) )
=============================================
Тут сделаю небольшое развлекательное отступление от темы и предложу Вам ещё один "фотоприкол" для фотоотчёта. В штиль сделайте фото берега с отражением деревьев в воде, переверните снимок вертикально и предложите зрителям угадать, что это за растение))) Варианты ответов Вас точно повеселят, а Вашим читателям помогут ощутить непосредственное участие в обсуждении
=============================================
7. ВОДА.
Фото рек мы обсудили. Но можно ли использовать в отчётах и локальные участки воды? Конечно можно. И нужно.
В самом начале я обещал не касаться конкретного фотооборудования. Но тут я оговорку сделаю. Приобретите для своей фотокамеры или камеры телефона поляризационную линзу, которая уберёт блики со всех Ваших фото. Это сейчас не является проблемой, только не гонитесь за дешевизной.
Фотографировать просто воду "под ногами" смысла нет, конечно же. Придётся поискать места поинтересней. Как правило, такими местами будут различные препятствия току воды.
Течение не обязательно должно быть бурным. Существуют и вполне себе "мирные" небольшие водопадики, которые смотрятся ничем не хуже.
Ну и большой грех не использовать для фото зимние локальные аномалии - это прямо природный ювелирный магазин)
Продолжим тему снимков воды. Для этого вспомним, в каких ещё состояниях встречается вода в природе, помимо водоёмов?
Как минимум - в двух: туман и роса. О них и поговорим подробней.
8. РОСА.
Ну, про "точку росы" я ничего тут расписывать не буду, все и без меня прекрасно знают, в какое время суток лучше всего искать эту самую росу)
А вот несколько вариантов фото - приведу.
Во-первых - на фото прекрасно смотрится густая роса ни зеленой вертикальной траве с узкими листьями. Очень приятное глазу сочетание.
Такие растения, как раз, часто растут на берегах рек, поэтому в качестве заднего плана реку тоже можно вполне себе включить в фото
Иногда даже отдельный такой лист, покрытый росой, выглядит весьма эффектно на снимке
Но зацикливаться не нужно. Флора настолько разнообразна, что для Ваших фотоэкспериментов границ практически не существует. Просто чаще и внимательней смотрите под ноги, делайте побольше снимков с разных ракурсов - и Вы сами удивитесь результатам.
Иногда весьма неплох получаются фото растений в росе, сделанные "на просвет" (это чтобы было понятней, никакими терминами сыпать не хочу), когда за каплями сохраняется более светлый фон
9. ТУМАН
Ну как же без них... Они нас так часто встречают на реке на утренней зорьке.... а иногда и провожают в сгущающихся сумерках.
Они как лёгкая тюль, делающая окно куда привлекательней. И не запечатлеть это явление для фотоотчёта - большое упущение.
Особенно красивы туманы, подсвеченные первыми лучами едва взошедшего солнца....
А если Вы найдёте точку для съёмки повыше, то пелена тумана уже полностью скрывает за собой реку...
Созерцание утреннего "парящего" переката - отдельное удовольствие. Так почему бы этим не поделиться в своём рыболовном фотоотчёте?
А как же быть с туманом на стритфишинге?... Да так же, - однозначно фотографировать! Туман отлично скрывает часть четких линий городского пейзажа, что делает фото неоднозначным и заставляет взгляд задержаться на фото. Если перевести фото в ч/б вариант - фото может стать ещё интересней и сделать Ваш фотоотчет более запоминающимся
Давайте немного отвлечёмся от природных объектов съёмки (конечно же, мы к ним ещё вернёмся) и рассмотрим варианты, как внести в наши рыболовные фото некое разнообразие и добавить эмоций. Сделать это можно с помощью отдельных дополнительных предметов, которые, как правило, не занимают много места в рыболовном рюкзаке, а зачастую - вообще помещаются в карман. Да, такие фото несут в себе некий оттенок постановки (что я не очень одобряю), но если они мелькают в Ваших фотоотчётах раз в 3-4 месяца и добавляет эмоций зрителю - то почему бы нет?..
Что я имею ввиду?.. Ну давайте разберёмся на конкретных примерах.
Например - Вы выбрались на рыбалку в новогодние праздники и хотите поздравить своих читателей. С помощью каких атрибутов проще всего создать новогоднюю атмосферу на Ваших фото?.. Ну кроме оливье, конечно ))))) Ну всё просто ведь) Во-первых - это ёлочные игрушки, одну из которых Вы можете взять с собой (придётся придумать надёжную упаковку, естественно).
Во-вторых - это могут быть те же самые мандарины, запах которых у нас рефлекторно вызывает воспоминания о Новогодних праздниках. А уж если у Ваших снастей есть составляющие, которые будут в тон мандаринам ,- вообще отлично. Всё это прекрасно смотрится на белом снегу. Кстати, на нижеприведённом фото есть ещё один элемент, который Вы можете использовать для своих фото - это ручной счётчик рыбы. Очень колоритный аксессуар, отлично помогает при ловле небольшой рыбы, когда нет смысла выкладывать фото каждой, а выбрать пару лучших и, как факт результата, - вот такой инструмент с показателями рыбалки.
Или, например - Вы собираете кошелёк с блёснами и обращаете внимание на то, что рисунок на блёснах очень и очень напоминает игровые кости. Почему бы не использовать эту ассоциацию для фото, как иллюстрацию т.н. "рыболовного фарта"?..
А некоторые, совершенно обыденные детали, могут быть абсолютным экспромтом. Скажем, Вы после пары часов рыбалок присаживаетесь на берегу, чтобы перекусить яблоком... И тут Вы замечаете, что композиция яблоко+нож смотрится довольно эстетично и гармонично. Почему бы сей факт не запечатлеть "для потомков"?)))
Или, скажем, во время того же перерыва Вы любите немного поиграть на варгане... В утренней тишине на берегу звуки варгана, плывущие вдоль просыпающейся реки, просто волшебны. Сами звуки, конечно, Вы не передадите на фото. Но эмоцию (ок, не полностью, но хотя бы её часть) передать вполне возможно
Ну и не стоит игнорировать наши ,настолько нам привычные, предметы "полевой кухни", тем более, что так или иначе, мы их всё равно таскаем на продолжительные рыбалки. Так почему не сделать их объектами для фото?
Ещё одним "аксессуаром" может послужить наш транспорт, который доставил нас на рыбалку. Это ведь далеко не всегда авто. В сочетании с нашими снастями, на фото это может выглядеть органично и передавать атмосферу.
Ну и, раз уж речь зашла о транспорте, - он ведь по чему-то ездит?))) Дороги, которые ведут Вас, полных надежд, на рыбалку и уже уставших, довольных или разочарованных, - домой, тоже заслуживают внимания. Ведь они, зачастую, просто великолепны, наполнены лесными запахами и звуками пения птиц, и даже просто ходьба/езда по ним - отдельный вид удовольствия... Фиксируйте!
Всё же предлагаю вернуться к "нашим баранам", т.е. к природным явлениям, которые окружают нас на рыбалке и которые можно отразить в наших фотоотчётах. Воду мы обсудили в разных ипостасях, поэтому пойдём от противного, обсудим антагонист воды, а именно -
10. ОГОНЬ.
Так или иначе этот элемент стихий, сопровождает нас на рыбалках. Иногда - помогает нам вкусно поесть, иногда - согреться и высохнуть, иногда - скрасить ночь в ожидании утренней зорьки. На фото выглядит весьма эффектно и колоритно. Могу порекомендовать режим "мультисъёмки", когда при нажатии затвора, камера выполняет несколько снимков подряд. Огонь очень переменчив и бывает, что удачный кадр предшествует или следует сразу за спуском затвора в обычном режиме.
Сам процесс приготовления пищи на огне тоже игнорировать не нужно, берите в руки камеру, пока первые, будоражащие обонятельные рецепторы запахи, начинают распространяться по округе
Ну и, как известно, дыма без огня не бывает. И наоборот. Часто струйки дыма бывают даже эффектней, чем сам огонь, их породивший. Пользуйтесь этим!
Ну и теперь, собственно, мы поговорим ещё об одной важной составляющей - освещении. Поговорим в нескольких ракурсах.
Могу сказать по собственному опыту, что наиболее удачные снимки получаются на рассвете и закате. Т.е. когда солнечные лучи не прямые, а ложатся на объекты съёмки по касательной. Но начнём с простого. С закатов.
11. ЗАКАТЫ.
Наверное наиболее распространённый вид фото. Как уже упоминал выше - из-за наиболее удачного и атмосферного освещения. Но не нужно думать, что просто достаточно "щёлкнуть" заходящее солнце и удачный снимок у Вас в кармане. Отнюдь.
Абсолютно пустое небо и неудачный пейзаж могут испортить всё.
Поэтому:
а) старайтесь фотографировать закат, когда на небе есть облака. Они являются неким препятствием для лучей (вспомните, как мы фотографировали реки с камнями), что делает снимок "объёмней" и эффектней
б) Пользуйтесь эффектом отражения заходящего солнца на воде (аналогично "лунной дорожке)
в) подбирайте пейзаж. Заход солнца делает контуры находящегося на противоположном берегу (либо вдоль берегов реки) очень резкими, поэтому очертания не должны быть совсем уж примитивными....
12. КОНТРАСТ
Можно ли нарушать правило, что лучи должны падать НА объект съёмки? НУЖНО!!!
Такие контрастные фото, сделанные против источника освещения, могут выйти очень эффектными и стильными.
Это сродни такому направлению, как «выцинанка» - вырезание профиля из черной бумаги с наложением на белый фон (тот же Репин не чурался этого направления, например). И это вовсе не обязательно должен быть персонаж. Данный способ можно использовать для любых природных объектов
13. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ.
Лучи солнца, просачивающиеся сквозь щели в стенах и крышах заброшенных зданий, сквозь ветки и кроны деревьев - это однозначно Ваш шанс на более-менее удачное фото. То, что при обычном свете выглядит "плоско" и неинтересно, при таком освещении может заиграть совершенно иначе. Как правило, времени на такой снимок мало, всего пара-тройка минут, потому что небесное светило меняет своё положение вовсе не так медленно, как нам кажется. Поэтому, если увидели нечто подобное, - не откладывайте на "сделаю через 10 минут", пожалеете, доказано собственным опытом. Откладывайте всё и берите камеру в руки.
...второго шанса, скорее всего, - не будет
В 90% случаев, подобные фото вы сделаете на рассвете или закате, когда лучи падают под углом к поверхности. Но бывают моменты, когда фото с использованием нестандартного освещения можно сделать посреди дня. Например - когда лучи солнца пробиваются сквозь тучи.
Обсудив фото пейзажей, давайте перейдём к фото более конкретных объектов.
Я уже упоминал, что лучи могут падать сквозь листву, например, и "подсвечивать" объекты съёмки довольно выгодным нам образом. Чаще всего такими объектами станут, конечно же, грибы/ягоды.
Ну а контровой свет заходящего/восходящего солнца мы тоже можем заставить работать на себя. При таком освещении можно придать обычным растениям, которые мы днём и не замечали, некий шарм
И не забывайте про паутину! Эти нерукотворные кружева неповторимы, восхитительны и их фото придаст Вашему фотоотчёту некую изюминку
Ну вот. Добрались и до следующей части. Тем более. к ней есть вполне логичный переход - паутина это уже не просто природное явление, а творение других живых существ. Не замечать их вокруг себя на рыбалке - огромная потеря как в личном эмоциональном плане, так и в качестве составляющей (практически неотъемлемой) фотоотчета. Итак. Флора и Фауна)
14. РАСТЕНИЯ
Не нужно думать, что растения могут принимать участие в фотосессиях только в теплое время года. Это совершенно не так.
В каждом сезоне можно найти нечто особенное, колоритное, характеризующее его. Ну скажите, разве не прекрасен, по-своему, сухостой зимой вдоль берега небольшой речушки?
Отсутствие отвлекающих деталей и скромные цвета только подчёркивают совершенство форм, созданных Природой.
Отдельными элементами растений, отживших бурное лето, можно любоваться до бесконечности. Такое можно увидеть только в каком-либо фэнтези, хотя всё это рядом с нами каждый день, стоит лишь внимательно присмотреться
Вы же иногда с удовольствием рассматриваете пусть уже и "не жилую" архитектуру, которая является памятником истории? Так что мешает нам получить удовольствие от созерцания памятников Природе?
А внимательному человеку Природа оставляет не только почти черно-белые зимние тона, а вполне может подарить немного ярких красок прошедшего сезона
А некоторые представители флоры продолжают нас радовать своим неизменным видом на протяжении почти всей зимы) Стоит лишь поискать)
Осень тоже помогает нам немного погрустить и успокоиться вместе с окружающим нас. И растения дают Вам шанс поделиться с Вашими зрителями своей безупречностью в том виде, который повторится только через год
Чаще всего довольно скромные растения, малозаметные в период буйного цветения и роста других растений летом, осенью дают все козыри в руки, чтобы сделать фото уже совершенно другого плана.
Передать немного такого умиротворения и подготовки к зимней передышке в своих фотоотчетах точно не помешает)
Про весну и рассказывать нечего. Тут настолько широкое поле для фотоэкспериментов, подстёгиваемое пробуждением организма в целом и мыслительного процесса в частности, что и говорить ничего не нужно) Ходи, дыши, впитывай, фотографируй)))
Летом от выбора растительных фотообъектов разбегаются глаза, да и рыбалки становятся более продолжительными, время пребывания на природе значительно увеличивается. Видимо такие объёмы визуальной информации у меня, лично, вызывают некий ступор и найти подходящие объект/ракурс становится трудней, чем в другие времена года. Но всё равно поделюсь парочкой приёмов, наработанных для себя лично.
а) Ищите контрасты. Летом практически всегда цвет фона сливается с объектом фотографирования - всё вокруг зелёное) Поэтому вариантами фона остаются лишь небо, вода и какие-либо тёмные объекты (стволы деревьев, здания, камни).
Но если уж пользуетесь общим зелёным фоном - ждите выгодное освещение, чтобы свет выделял нужные Вам элементы растений
б) Макрофотография. На самом нижнем этаже растительности, можно найти не менее интересные объекты, чем на вышерасположенном этаже. Попробуйте сделать крупные планы таких "коротышек", зачастую "коврики" из такой растительности выглядят очень приятно для глаз. А на отдельно стоящем, поросшем мхом камне, Вы можете найти совершенно другой растительный пейзаж при ближайшем рассмотрении
Ну, с растениями более-менее разобрались. Переходим к животным.
15. ЖИВОТНЫЕ
Фото животных даются с бОльшим трудом, чем растений, как минимум, - в силу их осторожности и пугливости. Например, фото птиц приходится делать со значительных расстояний и тут может понадобиться объектив с хорошим зумом. Но даже с "китовым" объективом можно иногда получить достаточно сносные фото и разнообразить ими свой фотоотчёт
С водными птицами дела обстоят чуть проще, особенно, если Вы рыбачите с лодки или в черте города, где птицы менее пугливы и подпускают к себе гораздо ближе
Ещё парочка вариантов съёмки птиц:
а) На мультисъемке сделать серию кадров (чем больше - тем лучше) птицы в полёте, отобрать наиболее выгодные и собрать своеобразный "триптих" - схему перемещения птицы в воздушном пространстве
б) запечатлеть птиц на геометрически интересных объектах, можно даже в контрастном освещении
Одним из запоминающихся, был случай, когда стриж, пикируя над водой, влетел непосредственно в мой шнур, запутался и нуждался в экстренной помощи. Которая была незамедлительно оказана. В благодарность я получил фото на память от перепуганного насмерть стрижа)
Помимо "пугливых" зверушек, у Вас есть отличные фотомодели, которых Вы встречаете чуть ли не на каждой рыбалке и искать их прицельно не нужно - они сами Вас находят. От этого менее милыми и эстетичными они не становятся и их фото точно добавит положительных эмоций людям, просматривающим Ваш фотоотчёт) У меня целая коллекция таких позитивных мордах, малой частью которой я с Вами с удовольствием поделюсь.
Ну что, улыбнулись хоть раз при просмотре?))) То-то же))) Ваш зритель сделает то же самое)
Ну а как же быть с пугливыми, дикими?.. Что ж... Ответ простой - будьте сами как можно тише и развивайте периферическое зрение, рано или поздно они появятся на доступном для фотографии расстоянии
Но начинать, конечно, легче с тех, что поменьше и бегают буквально у вас под ногами. Но от этого менее привлекательными не становятся.
Путешествуя по своим дальним (или не очень) рыболовным точкам, мы так или иначе попадаем в частный сектор. Ну а тут просто раздолье для нашего объектива в плане фиксации обаятельных, грациозных, с добрыми и умными глазами)))
16. НАСЕКОМЫЕ
Неотделимая часть фауны, постоянно встречающаяся нам на рыбалках. Помимо надоедливых комаров и мошки, может быть, между прочим, очень эстетичным дополнением к фотоотчётам.
Когда-то, когда по планете ещё ходили динозавры, а мне было 7-8 лет, я мечтал стать энтомологом. Динозавры вымерли, а я стал врачом)))
Тем не менее, через всю жизнь несу память об этой детской мечте и продолжаю внимательно наблюдать за всем членистоногим на своём жизненном пути)
Безусловно, общепризнанными фаворитами в этом царстве являются бабочки. Они как мужчины - рождаются сразу красивыми и в дополнительных процедурах красоты не нуждаются))) Но к ним, как и к женщинам, нужно найти подход: очень-очень медленный, без резких движений и звуков, желательно против лучей света, чтобы на них не упала Ваша тень.
Но все мы учили биологию и помним, что бабочки не всегда были теми, кем являются сейчас. Путь к красоте они пробивали через жирное мохнатое тельце, медленно ползающее и постоянно жующее. В общем - всё как у людей)))
Иногда эти красавицы не прочь украсить собой даже Вашу снасть) Что однозначно автоматически делает их неотъемлемым компонентом Вашего рыболовного фотоотчёта)
Но можно я признаюсь честно?.. Я не сторонник "статичных" фото насекомых. Нет, они могут быть, безусловно, очень эстетичными и атмосферными. Но если, например, добавить в фото немного динамики, когда смотря на него зритель начинает ощущать даже лёгкий ветерок от крыльев....
....или, скажем, элемент драмы на местном, "травяном" уровне...
.... то ведь правда, такие фото становятся практически живыми? А вместе с ними становится таким же живым и Ваш фотоотчет)
Кто-то абсолютно справедливо заметит "А вот стрекозы? Стрекозы чем хуже твоих бабочек?!? Они на водоёмах встречаются нам куда чаще!". А ничем не хуже. Мало того, что не хуже, так ещё это чуть ли не самые древние представители фауны. Когда динозавры были размером с хомячка, они уже во всю летали и могли запросто полакомиться этим самым динозавром-хомячком. Хотя бы потому, что достигали в размере около метра. Поэтому не отметить их - просто несправедливо
Вот так, шаг за шагом, долго ли, коротко ли, мы добрались до финала этой нудной статейки.
Автор не претендует на объективность ни единого пункта, описанного в ней. Но очень надеется, что написал что-то полезное)))
Во второй части перейду непосредственно к фотографии снастей и пойманной рыбы. Уж очень коробит при виде фото рыбы в кухонной раковине, рядом со сланцем, "баклашкой" или пачкой сигарет)
Всем натянутых шнуров, визга фрикционов и море адреналина в новом сезоне!
И да, в голове не было ни в чем обвинять или подозревать именно вас. Просто к отчетам с фотками, сделанными сложной в использовании аппаратурой есть некое предубеждение, потому что у этого использования должны быть причины. И в профессиональных фотографов я вот не очень верю)) Допустим, кто лучше как водитель, вы, или таксист?)) Здесь то же самое.
Что же касается инструкций, как и что красиво снять, как подобрать композицию и т.п. - так это зависит от человека, либо он "видит", либо нет. А это уже вопрос "насмотренности". Если человек любит картины и художественную литературу, он автоматически строит кадр не хуже, и замечает красоту. А техника уже дело второе. Давно уже не беру на рыбалку свою зеркалку, жалко, и неудобно. Смартфон мобильнее. А за пейзажами езжу иногда отдельно, со штативом и кучей оптики:))