О фото на рыбалке и в рыболовных публикациях.

Alexey_U 27 мая

На тему фотоиллюстраций в материалах много было уже статей на портале Фмага, да и не только. Но вот объединяет их одно: их авторы пытаются сделать из нас фотографов, навязывают нам то, как должна выглядеть и как должна быть сделана фотография по меркам неких профессиональных фотографов, есть пока такая вымирающая профессия, которые и выдумали такие нормы. А я вот не фотограф, не хочу им быть, и мне всё это давно неинтересно. Как же быть таким, как я? Рассказываю.

Как по мне, применять на рыбалке приемы фотографии как искусства, ради иллюстраций в рыболовной статье, а то и просто на память, это примерно то же самое, что и ездить на рыбалку не как обычный водитель, добирающийся из пункта «А» в пункт «Б», а как какой-то высококлассный раллийный автогонщик. Конечно, кто-то действует и так, мысленно представляя свои L-200, ну или там «Нивы», участниками гонки «Париж-Дакар», а то даже и думать: «да что там этот ваш «Дакар» в сравнении с нашими грязями?!»…

Точно также и с фотографированием. Сами вот хоть увешайтесь профессиональными фотокамерами и закопайтесь по макушку в теорию фото… Но вот ожидать и требовать на обязательной основе аналогичных по смыслу действий от других, просто нелепо! Ну не фотографы мы! Мы рыболовы. И на фото других рыболовов лично мне десятикратно интереснее не "как снято", а "что снято". 

Не то чтобы хороший кадр, но как посмотрю, так до сих пор приходит ощущение, что меня через минуту опять накроет грозой, с ливнем и градом)))

И если совсем честно, то современные материалы, перенасыщенные фото, ни в чем не выигрывают у старых журнальных статей с одной-двумя-тремя фотками в невысоком разрешении, и хорошо еще, если цветными. Разве что обилие фоток маскирует низкокачественные тексты, и естественным образом разбивает их на относительно легкочитаемые абзацы, раз уж сами авторы этого не делают осознанно. А хорошим текстам это обилие идет лишь во вред, раздирая повествование.

Не обязаны мы знать и применять все эти золотые сечения, композицию, экспозицию, избегать «пережарок», если нам представляется, что «пережарка» вернее передает то, что мы видели глазами, или то, что хотим показать, чем та блекло-тусклая скука, что получилась по факту. Ну или просто так нравится больше. И если искусственное недоэкспонирование на единицу, на пол-единицы, выглядит эстетично, по крайней мере, на вкус автора, то зачем критику туда лезть с кривыми, вымеряя какие-то уровни, непонятно кому вообще нужные?

А если вот автор любит всё видеть в мрачном свете, и делает это специально? Не до вульгарного низкого ключа в пейзажной съемке, конечно, но в меру — почему нет?

Низкий ключ.

Еще низкий ключ.

И если мы видим так, и хотим, чтобы оно было именно так, то так тому и быть. А кому это не нравится, я бы призвал заняться проблемами личного плана, вынуждающими гоняться за чужими «недостатками» в интернете. Какие-то самозваные экзаменаторы… Это патология.

И не подумайте, я не призываю фоткать плохо, или на «отцепись», просто то, как вы умеете делать фото прямо сейчас — этого достаточно. Уже хотя бы потому, что всё это делается за вас, автоматически. И ваше чувство вкуса достаточно. Вот только чувство меры стоит развить.

Часто вот рекомендуют, буквально требуют, не снимать против света, против солнца. Я это просто обожаю делать! По материалу в статье это очевидно. А как еще получать фотки прозрачных окунят, к примеру?))

Правильно ли делать что-то лишнее, грузиться тем, к чему нет внутренней тяги, только из-за того, чтобы соответствовать "идеалам" какого-то мутного критика, у которого, быть может, никаких других достижений в жизни-то и нет? Зачем это нужно? Мир был бы другим, если бы участники горячих сетевых дискуссий видели своих анонимных собеседников воочию, а не представляли бы их силами фантазии, приукрашая и наделяя несуществующими качествами, пытаясь верить в лучшее. 

Ну просто представьте, каков шанс на то, что вас придет «критиковать» настоящий занятый своим делом профи-фотограф, секущий во всех аспектах своего дела, включая художественность? Да он нулевой!

Вот откуда всё это пошло, все эти «каноны». Дело в том, что первые фотографы были художниками. Иначе получить "снимок" с камеры-обскуры было невозможно, так как дело происходило задолго до изобретения светочувствительных материалов. Проекции перерисовывались вчерне и доводились вручную теми, кто умел это лучше других, то есть художниками. Они же оккупировали первые настоящие фотокамеры, и они же внедрили все эти "высокие" стандарты. 

И эти стандарты очень долго были актуальны, потому что сложность и цена получения фотоснимка были довольно-таки высокими вплоть до прихода "цифры", а самих кадров было лишь 36 за раз, ну или 72, если камера полукадровая. Приходилось знать основы, потому что получить кадр было сложно само по себе, и делать при этом плохие кадры, или испорченные, просто расточительно. Ну вот пошли вы в дальний поход, и у вас несколько кассет по 36 кадров на всё про всё. Понятно, что нужно стремиться сделать всё по-максимуму, насколько возможно: кадры сами по себе имели ценность. Правда тогда и фототехника реже попадала в руки к случайным людям.

Но пришедшая «цифра» разменяла качество на количество, дав возможность случайным людям совершенно бесплатно получать полностью отрегулированные автоматикой снимки тысячами одним движением пальца. И привела к совершенно новым культурным реалиям. Теперь каждый из людей — фотограф, и нужно понимать и помнить, что не каждый из них, и даже не один из сотни, а может и из тысячи, знает какие-то там основы фотографии на сколько-либо пристойном уровне.

Форменные джунгли.

Короче, у нас тут не фотоконкурс, предполагающий высокий базовый уровень участников, и работу с камерой исключительно в режиме М. Напротив, логично ожидать, что у большинства вообще никакого уровня нет, помимо стремления ухватить хороший кадр. И это не говорит плохо о людях, а говорит всего лишь, что очередное достижение прогресса по-настоящему ушло в народ.

И вот вам правда: если вы целенаправленно не учились фотографии, или учились кое-как, то лучше всю настройку кадра доверить даже простенькой автоматике: её настройки по-умолчанию не с Марса прилетают, и в целом более или менее адекватны. Обычному юзеру туда лучше вообще не лезть, и к счастью, глубоких настроек там, как правило, и нет. Есть вот другое зло: пресеты для самых-самых отбитых, ну вроде «пляж», «спорт», «низкий ключ», «высокий ключ», разные аляповатые фильтры, ну и прочая программная белиберда, результат применения которой стыдно даже профанам показывать.

А лучшая рекомендация по улучшению качества фото ныне звучит примерно так: «купи себе телефон получше, давно пора уже». Полное обесценивание явления.

Ну вот, например: чрезмерность в фильтрах.

А здесь вообще фильтров нет.

Как и здесь.

А вот использования цифрового зума следует избегать любыми путями: ему уже ничем не помочь.

..........

Я вот люблю рисовать, и хочется думать, что умею, на уровне скетча, правда с нынешней скоростью жизни редко это и удается.

И вот исходя из этого опыта посмею утверждать, что «настоящие» изобразительные искусства и фотографирование, даже самое художественное, это далеко не одно и тоже, и оно не должно существовать по одним и тем же законам и правилам. Их пути давно разошлись, а правомерность этих самых «законов и правил» и вовсе всегда была под сомнением, как нелепая попытка ремесленника лезть на территорию художника.

Сам я начал терять интерес к фотографии высокого уровня с уходом черно-белого фото, и окончательно — с приходом «цифры». И ожидаю, что мои собственные иллюстрации не будут рассматриваться как работы Фотографа, а не просто как фотки парня с кнопкой "спуск". А парень с кнопкой занимается лишь ловлей удачных кадров, эстетическая «чуйка» ему в помощь, ну или нет, как повезет…

И вот вполне себе уместный вопрос: а наш массовый пишущий рыболов, он кто, Фотограф, или парень с кнопкой? Я вот не верю в массовое существование людей обширных познаний и многочисленных талантов, это несерийный продукт однозначно, поэтому чрезмерно качественный фотоматериал в опусах тех, кто одновременно, по идее (ну или по самоличному заявлению) является еще и сильным, заслуживающим внимания в качестве ориентира рыболовом, меня несколько напрягает и вызывает недоверие, резонно вынуждая предполагать постановку. У меня самого на рыбалках не хватает ни времени, ни особенного желания делать фото с претензиями.

Тем более что рыбу, коли мы её отпускаем, лучше отпустить как можно быстрее, а не делать по 500 кадров в надежде выбрать лучший, не возиться с ракурсами, с антуражем, раскладывать вокруг неё всякие туземные побрякушки, символизирующие о нашей причастности к высокой стезе рыболова, походника, ну и прочего высокоэстетичного любителя природы с задыхающейся на воздухе рыбой…

Это примерно то же самое, что и украшать текст всякой псевдопоэтической ерундой, призванной будить какие-то там свойственные рыболовам, и прочим любителям природы, высокие эмоции, но по литературной неумелости авторов лишь оставляющей послевкусие графомании. Мы в рыболовных публикациях другим занимаемся, это ведь не школьный конкурс на тему «как я провел лето».

Я допускаю, что такие украшательства могут нравиться модераторам, но меня, как рыболова, читающего материалы других рыболовов, все эти вещи раздражают от «немножко» до «сильно», в зависимости от концентрации полезной информации в материале, и умения автора вплетать художественные штуки безболезненно для материала, несущего в первую очередь информационный посыл. В общем, это не должно быть нелепым и чрезмерным, и не должно заменять собой полезную часть.

У меня у самого есть некоторая штампованность в фотографиях с рыбой, но это делается сознательно, как компромисс ради скорости фотографирования: чтобы поскорее её отпустить. Эти ракурсы «скоростные», они давно отработаны, равно как и навыки быстрого избавления рыбы от крючков. Это ведь вопрос приоритетов: что важнее, сохранить рыбе шансы на быстрое восстановление и беспроблемную дальнейшую жизнь, или получить чуть больше лайков или там бонусов за разнообразие в фотках.

Сложно добиваться какой-то художественности, когда в одной руке рыба, в другой смартфон, рыба дергается, смартфон прыгает, и видишь композицию не через объектив, а через экран, и хорошо если глазами напрямую, а не через поляризационные очки, этот экран гасящие. Вот реалии фотографирования на рыбалке.

И да, я за рыбацкую правду. Поэтому не собираюсь замыливать, обходить, не показывать то, что случается, и случается у всех. Поэтому эту вот фотку я считаю удачной, и щуку эту я хотя бы запомнил. А если у вас этот кадр вызывает неприятие, то ваше ли это увлечение?

В общем, доверия к простому и незатейливому фотоматериалу больше, ведь его получение не так сильно мешается самой рыбалке, и потому не вынуждает заниматься постановочными фото, ну, тех из нас, чье отсутствие моральных принципов это допускает. И именно постановочные фото, как правило, бывают как раз замороченными и с претензиями. 

Я не то чтобы по-умолчанию не верю обзорам с чрезмерно красивыми фото, но подспудно скорее не доверяю, чем доверяю, потому что прекрасно знаю, как это трудозатратно, неудобно и неуместно на рыбалке, как это мешает самому процессу, если ты пришел ловить, а не проводить фотосессию. Для этого нужен отдельный мотив, а получение постановочных фото — это и есть мотив. Ну или нужен умеющий фотографировать напарник, который согласен отвлекаться на фиксацию ваших успехов. Тогда да, без вопросов, респект за качество.

..........

Совсем другое дело домашние фото, или просто фото без рыбы в кадре, когда всё делается не на скорость. 

Рыболовные снасти зачастую очень красивы, над ними дизайнеры работают едва ли не больше, чем инженеры, и фотографировать их одно удовольствие. Но опять же, единственное значимое пожелание, это информативность фотографий. 

Сейчас нет в продаже настолько плохих камер, неважно, специализированные фотокамеры ли это, или камеры смартфонов, такие ужасные иногда выкладываются фото в рыболовных материалах. И главное, эти фото даже ведь не с рыбалки, они комнатные, сделанные в комфорте, но сам объект обзора едва видно, не говоря уже о мелких деталях, к которым мы, потенциальные покупатели, так любим приглядываться (собственно, это единственное оправдание переизбытка фотоматериала в статьях).

Здесь стоило бы призвать авторов таких ужасных фото заиметь хоть немного уважения к своим читателям, и освоить азы минимально приличного фотографирования в условиях слабой освещенности, ведь комнатные фотки в основной своей массе относятся именно к этой категории, или не снимать в таких условиях. Того, что вашему глазу видится нормально освещенным, камере уже может быть недостаточно. И автоматика камер больше всего «тупит» именно в таких условиях.

Или же стоит перенести камерную фотосессию в более освещенное место, например на балкон.

Балкон, смартфон.

То же самое.

Просто поставьте себя на место читателя: а что вам самому хотелось бы разглядеть на фото? Вот это и показывайте, всё же просто. Если видите, что фотка негодная по критерию полезной информативности, так переснимите с коррективами, времени ведь достаточно.

В общем, своё видение вопроса я изложил, стараться определенно стоит, но не посредством попыток прыжков выше головы, чего всё равно не получится, и точно не ради того, чтобы кто-то одобрил, ну или не ругал)). А ради информативности, ради добросовестных читателей.

За этот обзор автор получил 1743 бонусных рубля! узнать подробнее об акции

Комментарии

milyakovpaul
milyakovpaul 27 мая
Всем доб день великолепно!!!! 
vasily1992
vasily1992 27 мая
  В последнее время вообще ни хочу ничего снимать. Хочу просто смотреть и видеть. Я .. утро..природа... и рыбалка.. и это всё что мне нужно.!  с ув.- ваш добросовестный читатель!
hohreek2
hohreek2 27 мая
Такая же история, снимать не хочется, хочется просто наслаждаться окружающим. А вот зимой потом начинаешь жалеть, что мало снимал...
Alexey_U
Alexey_U 29 мая
Привет, Николай, спасибо! Что-то мне самому вообще ни писать, ни снимать не хочется уже. Все эти мерзкие токсики, не понимающие ни слова из написанного, сильно действуют на мотивацию.
hohreek2
hohreek2 29 мая
Ну с этими всё просто: им не терпится поделиться своим, как оне считают, бесценным опытом:) А когда оказывается, что это никому не интересно, тут и включается поток диванного навоза:))) Просто не обращай внимания, пусть дяденьки потешатся:)
Alexey_U
Alexey_U 30 мая
Ну вот смотри: поехал ты, например, в целях расшатать навернутую годами дофаминовую систему куда-нибудь по-настоящему далеко, где водится всякая дичь, ну, вроде арапаймы. И случайно потрогал черно-красную древесную жабу. Вне зависимости от твоего отношения к жабе, вне зависимости от личности самой жабы, начнется трындец и умиралово. Всё это не так работает, просто обломинго, и всё, к слову.
hohreek2
hohreek2 30 мая
К разным гадам надо, как Дроздов относиться, с любовью и пониманием:))))

Шучу:) Понимаю твою боль, но людей не изменишь...
Alexey_U
Alexey_U 31 мая
Ну почему же)) Заместительная гормонотерапия)) Глядишь, и брюзжания поумерится.
hohreek2
hohreek2 31 мая
Сам же понимаешь, что им вряд ли захочется что-то менять:)

Ты, главное, сам не заморачивайся, пиши. Твои статьи всегда интересны, неоднозначны и очень полезны для данного ресурса. И это уже не шутка.
hohreek2
hohreek2 31 мая
Лёш, пиши, пожалуйста:) Не знаю, как другие, я же всегда жду твоих публикаций. Даже если с чем-то не согласен, - условия и руки у всех разные, - всё равно принимаю чужое мнение. Это заставляет задуматься, подвигает на подвиги и т.п. А уж в техническом плане однозначно:) Я на твоей стороне:)))
Alexey_U
Alexey_U 02 июн.
Николай, привет! Да всё нормально. Спасибо за поддержку)
Alexey_U
Alexey_U 29 мая
Спасибо за отзыв!
hohreek2
hohreek2 27 мая
Хорошая статья, Алексей, плюс сразу.
StanleyPikes
StanleyPikes 27 мая
Спорить не буду, у каждого тут своё виденье. Но тут, скорее, правда опять по-середине. Фото для статей совершенно верно должны быть в определенных рамках качества материала, не ниже какого-то условного уровня. Хотя бы резкими и сфокусированными. А уже сколько вкладывать энтузиазма в фото - дело сугубо хозяйское. 
Alexey_U
Alexey_U 29 мая
Именно, насколько вкладываться, личный выбор каждого. В том и не всеми замеченный посыл))
FishermanV
FishermanV 28 мая
Во как получается, какой интересный посыл статьи... Хорошие фотографии на рыбалке плохо?! Доверия к таким фото нет?! Высокая оценка качественного фотоконтента Фмагом -  вопрос в объективности модераторов?!!  Какие ещё выводы  из прочитанного упускаю? А ведь помнится, Алексей в комментах, не так давно писал (по поводу отсутствия начисления "Премий" по итогам месяца) о том, что каждый труд подлежит вознаграждению!!! А теперь? К чему это статья? Где в ней секреты РЫБОЛОВНОГО мастерства? Алексей, ну как же так ? ))) 
Alexey_U
Alexey_U 28 мая
Вот вам секрет рыболовного мастерства: "не всё то золото, что блестит"))) По вашему, нашего брата-рыболова не пытаются, на каждом углу, каждый второй как минимум деятель, из каждого инфоутюга и из каждой щели нае...  ффух, обманывать?)) Или вот по вашему полезный материал лишь тот, который содержит фактическую инструкцию к ловле?)) Как вот по мне, верная расстановка приоритетов куда важнее всей этой чепухи. И я ж ведь не писал, что нужно делать плохо, напротив, нужно стараться, насколько возможно. Но вот верить на слово, верить красивой фотке... Нет, нет и нет. Еще чего.
DmitriyForma
DmitriyForma 28 мая
Ни одной фото достойной внимания. Дешевый кич. Качество (композиция, резкость, цветопередача и пр.) - ниже среднего, сильно ниже. За снимки рыб с выломанными челюстями автору надо отрубить его волосатые руки.
Alexey_U
Alexey_U 28 мая
Идите обижаться на жизнь подальше от моих тем.
plakha28
plakha28 28 мая
"Конечно, кто-то действует и так, мысленно представляя свои L-200, ну или там «Нивы», участниками гонки «Париж-Дакар», а то даже и думать: «да что там этот ваш «Дакар» в сравнении с нашими грязями?!»…" - искреннее улыбнулся, так как по трассе я на пикапе еду как на Макларене, а по внедорожью, как член команды Камаз-Мастер) но это обычно уже с рыбалки... А туда, на рыбалку, неспешно, словно с тростью по набережной в котелке)  впитывая каждым вздохом атмосферу утра, еще ночного воздуха или первых лучей солнца... Фотки для обзоров... Уже давным давно многие на этом "поехали", и рыбалка не рыбалка вовсе, а процесс ковыряния материала для какой-нибудь статьи, чтобы быстрее ее на рассмотрение отправить. И вместо идиллического утра за созерцанием карасевых поклевок, рыболов, подобно возбудившемуся оленю, скачет со спиннингом по крапиве и бобровым хаткам, чтобы раздобыть какую-нибудь несчастную щуку, а потом напихать ей в рот (тут вариантов масса, от воблеров, до резины, но с пометкой "участвует в обзоре"). Глянь, а у автора обзоров и статей не одна сотня, блаженный текст, в котором меняются лишь названия приманок, но не суть повествования, и чудные, чудные картинки. И вот в подобных текстах с навязанными шаблонами по фотографиям ощущаешь, что мы уверенно движемся к чему-то искусственному и ненастоящему, как к надувным женщинам и безалкогольному пиву.  
Alexey_U
Alexey_U 29 мая
Привет! Ну я же не из фантазии беру эти ситуации с Париж-Дакар))) Поэтому да, жизненно и узнаваемо. С фотками, да, беда какая-то рыболовная. Вот любят люди в массе веселые картинки, и всё тут. Сам пытаюсь от этого отходить, так как это сильно вредит самой рыбалке. Я сейчас в большинстве случаев ловлю на то, что не участвует в акции, и специально приобретаю такие снасти, чтобы потом ничего по ним не писать и не снимать, задолбало просто. Впрочем, администрация сама в этом помогает нам, в акции большая часть товаров давно не участвует, и участвовать не будут. Быть может, "сброшу" то акционное, по чему еще остался фотоматериал, и всё, адиос амиго, только статьи, без обзоров.
Добавлять комментарии могут только .