Береговой воблерный отцеп своими руками.
В каких случаях мы обычно теряем приманки? Самых характерных и распространенных случая всего два: отстрелы и зацепы. Остальное, вроде откусов приманки щукой выше поводка, это такой форс-мажор, с которым ничего не поделать, только смириться и забыть. Подя забрал, ну и ладно, ему нужнее. Удлинение воблерного поводка до неразумных длин — не выход. А самопроизвольное расстегивание застежек, так это просто наказание за лень.
С отстрелами тоже можно эффективно бороться, сведя эту проблему практически на нет, с развешиванием приманок на деревьях тоже, как и со всем прочим, за что ответственным мы сами, но вот с зацепами сложнее. Это то, чего мы не контролируем.
Под водой всегда может оказаться что-то такое, чего там еще вчера не было, и вуаля… Этой зимой мне вот довелось вываживать, долго и муторно, по сантиметру, детскую коляску(!). Очень уж не хотелось горячиться и отрывать воблер. Странно, что на ней других приманок не нашлось, обычно находятся. Наверное, я попросту оказался первым. И эта коляска оказалась последней каплей: отцепу в моем арсенале быть.
Мне сложно дать психологический портрет человеку, притащившему это на реку и сбросившему в воду. Рваная дырка на ручке, это я вырезал "с мясом" впившийся воблер.
Рекомендации сплошь использовать незацепляйки оставьте себе: в статье речь не об оптимальном, с чьей-то точки зрения, выборе приманок, а о том, как быть, когда зацеп уже произошел. И если незацепляйка таки зацепится, то она же превращается из незасекайки в неотцепляйку, особенно если обладает лишь одним жалом крючка, которым и зацепилась. Спасти такую приманку, как например, Rapala Minnow Spoon, с берега, можно только «методом лука», ну или лезть в воду. Но вот если жало не одно, и вообще, крючок не один, и они открыты, то хорошие шансы спасти приманку отцепом с берега уже есть.
Если честно, я шел к тому, чтобы разжиться наконец отцепом, долгими годами, с самого начала моей практики ловли на воблеры. Но вот всё никак, то лень, то конструкции откровенно кривые или лодочные, не подходящие под применение с берега ни по рабочим качествам, ни по конструкции, ни по габаритам (мне что, таскать в своей сумке, откуда безжалостно выбрасывается любой лишний грамм, бестолковый в условиях берега чугуниевый строительный карабин?!), ни по весу.
Именно это и было главным камнем преткновения: для изготовителей серийных отцепов спиннингистов-береговиков как будто и не существует вовсе. Поэтому и приходилось иногда пользоваться импровизированными отцепами, сооруженными на месте, образно говоря, «из г-на и палок», вроде веревок от раколовок, и прочего заботливо разбросанного хлама. Но их эффективность ограничена, потому что с горизонтальной подвижностью там та же самая беда, что и у всех лодочных отцепов: несколько метров ходу и последующий «затык» на леске.
Второй камень преткновения: применение отцепа все же не до конца безопасный способ спасти воблер, ведь его так можно и разломать. Даже имея хороший отцеп, в теплое время года, или просто в такое, когда прием водных процедур не грозит излишними проблемами со здоровьем, я предпочту аккуратно отцепить бедолагу, особенно оригинального и дорогого, руками, а не раздергивать ломом, рискуя вырвать петли. Поэтому, за вычетом времени холодной воды, этот вопрос был малоактуален.
Но в итоге я решил, что больше не хочу таких вот водолазных спасательных операций, в условиях, явно отличающихся от комфортных.
И для начала нужно было определиться с типичным случаем зацепа, и, следовательно, с требованиями к отцепу.
В моей практике подавляющее большинство воблерных зацепов приходятся на зону примерно от 4 до 12 метров от берега, и чаще ближе, чем дальше, что вполне понятно, так как и воблер выходит на свое максимальное заглубление, и ближе к берегу подводных препятствий, равно как отдельно растущих и обломанных под водой камышин, и даже некогда воткнутых поплавочниками и затопленных рогатин, намного больше.
Другой типичный в моем случае случай, так как я обожаю формат мини и микроречек, где нужно бросать максимально близко к камышам противоположного берега, это улет, собственно в линию камышей. Это порой и допускаемая неточность, из-за желания положить приманку максимально близко, это важно для результативности, и влияние ветра, и чаще всего воблер удается просто сдернуть с или без значительных усилий, но вот иногда сдернуть не получается. Большинство моих «трофейных» приманок именно с камышей и сняты. Вроде бы камыши, особенно старые, труха трухой, руками легко ломаются, крошатся и выдираются, но вот для приманок могут оказаться фатальными.
Получается, что большой вес отцепа не нужен, и даже нежелателен, потому что в доставке его к цели придется поработать удилищем. Зато нужна максимальная горизонтальная подвижность, чему большой вес препятствует, и максимальная зацепистость именно спереди отцепа, а не снизу его, как у лодочных вариантов.
Начнем с карабина.
И это должен быть именно застегивающийся карабин, так как доставить отцеп к цели при береговой ловле, особенно не под воду, а в точку над ней, бывает довольно-таки сложно, иногда приходится изрядно потрудиться, и соскакивания отцепа с лески быть не должно.
От обычного карабина я отказался из-за нехватки у него скользящих свойств: на испытаниях отцеп преодолевал лишь половину расстояния, а дальше увязал в угле перегиба лески, а небольшого острого угла и облегчения ему не хватало, чтобы тронуться дальше. Раскачка и помощь удилищем не помогали. То есть, по сути, получался тот же лодочный отцеп, но с зацепами не снизу, а спереди. Сколько простых карабинов не перепробовал, одно и то же. Несколько метров, и затык на леске. Требовалось радикальное решение.
Идея с роликом, не трущимся об леску, а катающимся на ней, напрашивалась сама собой, но как это воплотить? Как сделать надежно держащийся на леске, и не соскакивающий с неё ролик? И вообще, где его взять? И как сделать закрывающимся, как карабин?
При словах «ролик» и «леска», употребленных вместе, что у вас первое возникает из памяти? Вот и у меня тоже: узел ролика лесоукладывателя от катушки. Тем более, что таким вот образом проблема замыкания решилась сама собой. Просто вынимаем из паза саму дужку, и закручиваем туда нужной длины и калибра винтик. И хорошо, если часть винтика у шляпки будет без резьбы, так леска травмироваться не будет. Вкручиваем винтик, немного размыкаем узел, затягиваем ролик, и оставшегося пространства хватит для замыкания-размыкания нашего импровизированного роликового карабина просто от руки.
Далее, убираем ненужный пластик, и сверлим отверстие для всё того же кольца, на котором и собирается весь отцеп. Отверстие должно быть строго параллельным направлению хода лески по ролику, иначе легкого хода не будет, и располагаться строго над роликом.
Насаживаем получившееся изделие на кольцо, на том всё.
Разумеется, желательно, для простоты обработки, кронштейн ролика должен быть пластиковым, а сам донор недорогим, без шарикового подшипника, или даже без втулки. Оно и так будет нормально вращаться и работать, но попадание воды в подшипник, насколько мы все знаем, критично и порой фатально. У меня этот узел снят с какой-то самой дешевой «кобры», которая приобреталась за какие-то символические деньги просто как донор пружинки дужки. Без подшипника и втулки. Воды не боится. Нагрузки на этот узел, кроме веса самого отцепа, нет.
Это итоговый вариант с роликом. Он же уже испытан на воде.
Далее, огрузка.
Я решил сделать огрузку из пары когда-то найденных на берегу «левых» кастмастеров, весом 25 и 32 грамма. Один снял с камышей, другой нашел просто под ногами, почти новый. Кого ими пытались ловить там, где я их нашел, особенно такими — вселенская загадка)) Но мне вот в итоге пригодились. У вас тоже может оказаться в распоряжении пара крупных, и по факту ненужных, колебалок. Ну или тяжелых чебурашек. Да что угодно.
Промежуточный вариант с обычным карабином.
Я сперва повесил кастмастеры на само кольцо, но потом снял и перевесил на застежки: пусть лучше конструкция остается модульной, можно легко облегчить, если нужно, или утяжелить еще больше.
Зацепляющие элементы.
У меня это крученная в несколько колец гитарная струна калибра 46 (шестая), закрепленная на держателе скруткой, плюс три петли из паракорда, одна из которых узлом на кольце не дает съезжать держателю струны вниз, к огрузке. Это важный момент. Кольца должны быть направлены вперед, а не вниз.
Струна пропущена несколько раз через насаженный на крупное заводное кольцо (размером как от ключей) держатель тяг привода ЦЗ от авто. Просто удобная штука с несколькими отверстиями, хорошо встающая на кольцо (заодно и не дающая ему разъехаться, если что), но это может быть и что-то другое. Непринципиально.
Сами струны тоже могут быть чем угодно, хоть тросиками передач/тормозов от велосипеда, лишь бы нагрузку держали, и были надежно связаны.
Ну и капроновый шнур толщиной 2 мм и длиной 20 метров из хозмага, за 30 рублей. От руки не рвется. Перемотал на бобину от плетеной лески, как раз хватило емкости.
Привязывается сзади конструкции, прямо за кольцо. Я привязал шнур все тем же узлом трайлин, которым пользуюсь почти всегда.
Вес всей конструкции со шнуром и бобиной составил около 150 граммов. Считаю, более чем хороший результат для отцепа. Такой вес в сумке хоть и ощущаю, но вот то, что теперь я себя и чувствую куда более защищенным от потерь, и потому более смелым в точных забросах в опасные места, и в проводках, однозначно перевешивает.
Итоговый вариант.
Напоследок хочу заметить, что никакой отцеп не является 100% гарантией для спасения приманки. Этого я вам не обещаю. Её можно и не суметь зацепить, и поломать при операции спасения, если это воблер. Отцеп можно и просто не суметь доставить к жертве: для этого требуется какое-никакое, а умение.
Так что, как вы понимаете, все действия на свой страх и риск. Вопрос не в гарантированном возврате приманки в ваши руки, а в серьезном повышении шанса на это. Там, где вы раньше отрывали и горевали, теперь можно побороться. Удачи!
Комментарии
