Бюджетные катушки. Особенности, плюсы, минусы, специфика выбора.
Как-то раз я надолго «залип» на обзорной части сайта одного известного рыболовного публициста. Ну люблю я читать про снасти)) Особенно меня впечатлил обзор катушки Shimano Stella 10-го года. Но впечатлил не совсем так, как, вероятно, рассчитывал многоопытный автор. Статья большая, с настоящим экскурсом в «стелловедение». Кто знает, тот знает. А суть и смысл сводится к тому, что вот, «Стелла» 10-го года — лучшая, те, что были до неё — «так себе», а те, что были после неё — ещё более «так себе». Недостатки, спорные решения, дизайнерское «уродство», и так далее… Мораль сей басни такова, ну, как я её понял: сколько ни плати, а с совершенством может лишь повезти. Или не повезти. Да и то, совершенство той же «Стеллы» 10-го года, это частное мнение автора. Именно это моё внимание и зацепило. Люди покупают недовольство по цене «Стеллы».
«Стелла» - топ топыч, лучшая катушка, и ею всё равно, бывает, недовольны. Но не за такие же деньги быть недовольным простым механизмом! За её цену изделие невысокой сложности, со столь длительной историей разработки, обязано быть идеальным, и должно лишь радовать, а не огорчать. Но этого не происходит, в том числе и потому, что модель стала заложником флагманского статуса, являясь полигоном для бесконечной обкатки новых технических решений. А счастливый обладатель, стало быть, находится на острие прогресса, такова задумка серии, и хорошо, если оно острое, а не тупое с зазубринами, и ещё и воткнулось не туда…
И мы ведь еще не касались вопроса, и не будем его касаться, на какой процент ценообразование топовых катушек состоит из себестоимости, а на какой — из чистого, концентрированного маркетинга. Просто обозначим его существование и актуальность.
Чтобы получить смешанные впечатления и неоднозначные эмоции от катушки, необязательно тратить 70к+, вполне ведь достаточно и одной тысячи рублей… Причем негатива будет меньше. Гарантированно меньше. Не та сумма, чтобы о чем-то жалеть.
Ну да ладно, это высокие материи, а подавляющее большинство рыболовов просто не в состоянии выложить за катушку и треть цены «Стеллы», а многие из тех, кто мог бы, не делают этого из соображений разумной практичности. Это я еще не упомянул, что старые снасти надоедают, и без разницы, какие они, дорогие или нет. Впрочем, есть ведь рыболовы, обладающие поразительным постоянством, до сих пор ловящие каким-нибудь древним Biomaster-ом, наверняка это их история… А я вот, напротив, очень уязвим для скуки, не понимаю таких людей сейчас, не понимал раньше, и вряд ли когда-то пойму в будущем.
Предположим, у топовых катушек действительно ресурс в разы выше, чем у бюджетных, ну, не в десятки раз, как их цена, а раза в полтора-два, ну пускай в три-четыре, чтобы фанатов топовых снастей грудная жаба пощадила, пойдем им на такие уступки ради аргумента, пусть мне и представляется, что эти снасти больше берегут и на них любуются, чем всерьез грузят, и используют их аналогично выходному костюму.
Когда я натыкаюсь на рассказы, что ресурс топовых катушек «на порядок» выше, чем ресурс бюджетных, всё это зачастую разбивается об конкретику. Об элементарные вопросы, если удастся их задать и получить честные ответы:
Сколько у тебя катушек всего? Сколько у тебя реально рыбалок в году? Сколько рыбалок именно с этой катушкой? Какие это рыбалки? Почему ловишь и на другие катушки, и в каких условиях? И так далее.
В итоге всё делится и половинится, и остаток не так уж велик. Чуете ход мысли?)) Если хозяина дорогой катушки не понесёт в сказки, и он будет честен, ответы могут озадачить. То, что катушка якобы «отпахала» в компании с десятком других катушек несколько сезонов, ну просто вообще ничего о ней не говорит, ни плохого, ни хорошего. У меня есть бюджетки, которые «пахали» плотнее, и ничего, живые, хотя у них и нет репутации суперресурсных.
И да, кто-нибудь из обвиняющих бюджетные катушки в малом ресурсе, но не пробовавших толком ими ловить, покажет мне бюджетную катушку, «ушатанную» среднемелким окунем, самой типичной рыбой из фоторяда этих критиков? Не расскажет о ней, и не о каких-то своих знакомых, а покажет, с комментариями, что случилось, и как оно случилось. Я-то по обильному личному опыту знаю, что ничего с ними, исключая форс-мажорные обстоятельства, властные над чем угодно, не происходит по нескольку сезонов. А на среднемелком окуне, и прочей такой рыбе, они, считай, вечные. Как и прочие катушки.
Содержимого этого фото, если отбросить скуку, мне хватит, наверное, до конца жизни. И это только мясорубки, да и то, не все))
Так о чём же это всё тогда? Полно пересказывать дурацкие стереотипы, господа. Отловите сами, «ушатайте» лично, там и моральным правом на «поливалово» бюджетной категории разживетесь. А то удивительное дело, действительно ловящие люди с хорошей рыбой, которой порой обзавидуешься, чем только её ни ловят, и не причитают, а этим эстетам вот всё не то)))
Так что вопрос ресурса топовых катушек, якобы «на порядок» большего, чем у бюджетных, это вздор того же типа, что и утверждения, что оригинальные воблеры ловят «на порядок» лучше реплик, из уст людей, вероятнее всего не ловивших ни тем, ни другим. И будь у меня топовая катушка от Daiwa/Shimano, она точно также валялась бы в безопасности шкафа. Половил бы ею пару-тройку рыбалок, чтобы понять, что за зверь, а затем на полку, просто потому, что она не предлагает ничего особенного. Поэтому у меня таких катушек нет. И ещё потому, что у меня нет никакой тяги к тому, чтобы изредка полавливая ею, рассказывать всякие небылицы.
Но это я. А вы? Вы что же, действительно будете ловить одной и той же катушкой лет 10-20? Это абсурд. Если вы и правда гонитесь за новшествами, как то предполагает концепция, то признаете свою «Стеллу» мезозойским реликтом спустя всего лишь несколько лет, еще до того, как начнет кончаться менее выносливая бюджетная катушка.
А если катушек нужно много? Ну, разные размеры, разные комплекты, разные лески, разные стили ловли, и так далее. Сколько топовых катушек вы потянете? За себя скажу, что рыбалка — не единственное моё увлечение, не основное, и даже не самое дорогое, и всерьез втягиваться в «гонку вооружений» еще и здесь, я просто не хочу.
Так вот, если катушек вам нужно несколько, вы начнете покупать дополнительные шпули, каждая по цене отличной среднебюджетной катушки… Потому что потянуть несколько топовых катушек, это история для единиц. А когда ваша топовая катушка начнет кончаться, вы останетесь со всем этим богатством, и будете выяснять степень его ликвидности, или возможность недешевого ремонта, особенно с текущими ценами на $. И там, где с бюджеткой было бы «выбросил и забыл», будет боль, траты и простои. Такая себе тема.
И это будет именно боль, потому что стремление разжиться топовыми снастями на деле не очень зависит от уровня дохода. Вероятность увидеть «Стеллу» в «Жигулях» примерно такая же, как и на то, чтобы увидеть, ну не «Кобры», а какие-нибудь «Сурфмастеры», извлекаемые из недр «Мерса». Это совершенно реальная картина, люди с доходами, в отличие от фанатиков, порой экономны до прижимистости. А за рубежом, без нашего культа дорогих снастей, замешанного на гиперкомпенсации, это так и вовсе вариант нормы.
А в цену шпули от «Стеллы» может уместиться от одной до нескольких бюджетных катушек, причем что важно, вполне себе живых. Что снимает вопрос дополнительных шпуль для них. Зачем, если его проще закрыть еще одной катушкой?
Ну да ладно, «Стелла», практически любая, или там «Экзист», это просто отличные катушки, лучшие, но, как и любой топ, по причине безобразного соотношения «цена/качество», категорически не стоят своих денег, и это главный и непоправимый недостаток верхнего сегмента товаров в любой сфере.
Сколько нужно заплатить D/S, чтобы они дали такую штуку в комплекте?))
А значит, уходим в бюджетный сектор, раз полного порядка всё равно нет и на самом-самом верху, и всё это больше похоже на историю не о технике, а о людях, которые готовы скупать, в силу хитросплетения замысловатых психологических комплексов, даже яйца Фаберже. В бюджетном секторе тоже есть свои сложности, но они хотя бы оправданы приемлемой ценой.
Ну и разумеется, речь пойдет исключительно о безынерционных катушках. Почему?
Во-первых, статья рассчитана на новичков, причем на сознательных, поскольку мнения рыболовов, не являющихся, или не считающих себя новичками, за редкими исключениями, не делающими погоды, поколебать просто невозможно. Доброго дня им.
Во-вторых, из тех же соображений, из которых ребенка, как правило, не сажают сразу на двухколесный велосипед. Его сажают на трехколесный. Безынерционные катушки, они же мясорубки, здесь как раз на правах трехколесного велосипеда. Сел и поехал. С «мясом» ровно то же самое. Кто-то скажет, что и бюджетные катушки — тот же самый трехколесный велосипед. Доброго дня и им тоже. Это полноценные инструменты. Они ничем не отличаются в сложности использования от топовых моделей того же типа.
На том преамбулу заканчиваю.
На что смотреть в первую очередь при выборе бюджетной катушки?
Это банально, но на шарикоподшипники. Но смотреть с умом, а не просто удовлетвориться надписью на коробке, сообщающей, что их там целая куча. Потому что даже куча подшипников может быть распихана по катушке совершенно бестолково. Минимальный разумный набор подшипников в катушке — 6 штук плюс 1, то есть с роликовым подшипником обгонной муфты стопора обратного хода. Но обгонка — не опорный шариковый подшипник, она выполняет другую функцию, поэтому и не в счет.
Вот вам более детальная информация по минимально необходимому набору:
2 на 2 шарикоподшипника в опоре главной пары, подшипник на паразитной шестерне кулисного механизма, и подшипник в ролике лесоукладывателя, итого 6. Всё это является определенной гарантией того, что катушка в относительно жестких условиях не разболтается слишком быстро, если (!) изначально собрана достаточно плотно. Подшипники, желательно, должны быть закрытыми. Им не нужно частое обслуживание, как открытым.
Но, скажете вы, если находитесь в курсе дела, есть ведь начальные Дайвы и Шимано, в которых нет шарикоподшипников в роликах лесоукладывателя и на паразитке, а часто не хватает одного подшипника и на задней опоре пиньона? Как быть?
Отсутствие части "обязательных" подшипников не мешает Сахаре быть хорошей катушкой.
Эти же катушки вполне нормально работают. Да, работают. И у меня тоже, кстати. В нормальных руках, которые контролируют состояние катушки, не давят её нерасчетными нагрузками, и вовремя обслуживают тот же ролик лесоукладывателя. Но вы вот это умеете? Если нет, то 6+1, и не ниже.
Предмет "затыка" новичков в обслуживании катушек: обгонка.
У меня были довольно занятные разговоры с очень опытными (читать «титулованными») рыболовами, которые не могли скрыть свой скепсис в адрес моего утверждения, что катушка — очень простой механизм, и с его обслуживанием справится и дрессированная обезьяна. Я и сейчас так считаю, но, очевидно, многие действительно не могут или не хотят туда лезть. Поэтому 6 закрытых шарикоподшипников в указанных местах позволят вам, по крайней мере, оттянуть этот момент.
И кстати, вопрос о неизбежном ТО, это по сути, концептуальный недостаток всех бюджетных катушек, потому что стоимость обслуживания чужими руками в мастерской сопоставима со стоимостью всего изделия. За сим стоит уметь это делать самостоятельно.
Чем важны второй опорный подшипник пиньона и подшипник на паразитке? Состоятельностью катушки в рывковых проводках с применением нерастяжимых шнуров, то есть стойкостью механизма к практически ударным нагрузкам. Собираетесь твичить воблеры? Это ваша история. Вы же не хотите, чтобы у вашей катушки за сезон ротор в хлам разболтался, а то и шестерни начали выкрашиваться? Менее люфтящий механизм при прочих равных изнашивается значительно медленнее.
А как узнать, где именно, и какие именно стоят подшипники? Ну, давайте условимся, что вы начинающий рыболов, а не начинающий сапиенс, и вполне способны искать информацию и читать элементарные схемы без посторонней помощи. Этим в теории мы и отличаемся от дрессированной обезьяны, беспомощной без посторонней помощи.
Типовая взрыв-схема.
Практически по всем популярным моделям катушек информация есть в избытке. Самая важная информация о катушке — взрыв-схема (exploded view), она практически всегда прилагается производителем в комплекте с катушкой. В первую очередь ищем её. Что искать на ней, вы уже знаете.
Хотите быть летчиком-испытателем и покупать свежие новинки без обзоров? Не рановато ли? Это сугубо на свой страх и риск. Я люблю таких котов в мешке, но рекомендовать новичкам этот подход, понятное дело, не могу.
Перед покупкой катушки изучаете доступную информацию по ней, и лишь после этого принимаете решение о покупке. И хорошо бы, если это не будет дистанционная покупка. Потому что катушка — это тот механизм, который очень желательно перед приобретением повертеть в руках. Даже не имея рыболовного опыта в принципе, многие из нас могут отличить добротную вещь от хлама просто на ощупь: исходя из общего жизненного опыта, и его значение не стоит преуменьшать. Ощущение «вещи» не выдумка.
Не говоря уже о проверках на люфты, на болтающийся ротор (а такое встречается и на новых катушках, ни минуты не бывших в использовании), есть ещё такая штука, как дужка лесоукладывателя. Это один из самых нестабильных механизмов катушки, и при неудачном стечении обстоятельств он способен выпить достаточно вашей крови. Нужно исключить самосброс дужки.
Проверка дужки элементарна: берете катушку за лапку в кулак, откидываете дужку, и бьете кулаком (не катушкой) в ладонь другой руки. Резко. Если дужка проблемная, то она сбросится, или сбросится эн раз из десяти. Такое сразу обратно на витрину. Есть способы усилить или доработать дужку, но это не ваша история и не ваша проблема.
Дужки с пружинами прищепочного типа сразу исключаем из рассмотрения: эти пружины ломкие. Для неподготовленного к такому событию рыболова это означает, как минимум, конец рыбалки, а если у вас руки слегка не оттуда, то, вероятно, и конец катушки, так как такую пружину можно найти только в самых бюджетных моделях, ремонт которых у мастера-профессионала просто нерентабелен. Сделать новую пружину такого типа своими руками элементарно, но у многих, как мы знаем, есть серьезные проблемы со «сделать руками» в принципе.
Теперь о такой «модной» теме, как подшипники в кнобах.
Это первое, на что обращают внимание доморощенные любители катушечного тюнинга, желающие довести инициативу дядюшки Ляо по впихиванию подшипников куда только можно, до логического финала, и не понимающие, что дядюшка занят торговлей, а не осмысленной инженерией. Часто лишь этим и ограничиваются. Небольшой люфт ни на что не влияет, если не деградирует со временем слишком сильно. Ну вот вообще ни на что.
Если вы ловите рывковыми проводками на воблеры, или просто ловите легкими приманками, то можете про кноб со втулками вообще забыть: вы либо подматываете прослабленную на паузе леску (твичинг), либо вес и упористость приманок не заслуживают внимания. Просто прокапывайте его иногда, да и всё.
Но всё меняется, если вы ловите преимущественно на джиг, особенно на тяжелый. Это силовое комплексное воздействие на катушку, и кноб со втулками здесь под ударом. Поэтому если вы джигит, или, и особенно, хэви-джигит, то схема 6+1 автоматически меняется на 7+1, а то и на 8+1. Для хэви-джига два подшипника в кнобе, на мой взгляд, строго обязательны. Выработки металла от втулок на осях кнобов я видел только на катушках джиговиков, которые ловят много, и только джигом. Хотя я и подозреваю, что там просто упускали смазку, но перестраховаться определенно стоит.
Для блеснения (особенно с упористыми вертушками) и равномерной проводки упористых воблеров это тоже актуально, но всё зависит от веса приманок и направления течения относительно проводки. В целом, система, думаю, ясна: чем большую нагрузку на катушку создает проводка приманки, тем актуальнее подшипники в кнобе. Самый требовательный в этом отношении вид ловли — тяжелый джиг, самый нетребовательный — воблерный твичинг. А что нагрузка на вываживании, ну так вываживайте правильно.
И всё же… Вспомните, как пращуры инерционками ловили, не имея в «кнобах» даже втулок? И ведь ловили как-то. И какие-то из этих катушек живы с 60-х годов прошлого века. Вы избалованы, господа.;)
Еще одно «модное» веяние — подшипники в шпуле.
На мой взгляд, это больше ультралайтовая тема, актуальная для тех катушек, у которых изначально тонкий и длинный фрикцион. В ультралайте используются очень тонкие шнуры, для которых крайне критично поведение фрикциона на рывках такой, к примеру, рыбы, как голавль, славящейся «ударом» и нервным вываживанием против течения (за то и ценим). Если у фрикциона плохое страгивание, то возможны обрывы лески. Подшипники в подшпульном узле/шпуле как раз и улучшают этот параметр. Если вам нужно и важно, то запишите и этот подшипник(и) в обязательный набор.
Насчет веса катушки и её баланса со снастью.
Это очень важный момент, но всё иначе, чем обычно представляется. Во-первых, баланс гораздо больше зависит от палки, чем от катушки, во вторых с более тяжелой катушкой получить дисбаланс сложнее, чем с легкой. А дисбаланс при активной анимации утомляет руку больше, чем вес, потому что в дело вступает, кроме самого отягощения, еще и закон рычага. И это очень важно для твичевых палок с короткими рукоятками.
Поэтому я порекомендую вообще не обращать внимание на вес катушки, либо обращать, если другие поводы кончились, и у вас всё еще есть выбор. Размерность катушки, это то, что должно интересовать в первую очередь, а не её вес.
Тем более добротные бюджетные катушки в основной массе схожи, среди них нет ни очень легких в своем размере, ни откровенно чугунных. Металлические катушки потяжелее, но оно того стоит. А поскольку палки у вас тоже бюджетные, скорее всего, то они также будут чуть потяжелее топовых, и чтобы их сбалансировать, пара десятков лишних граммов и нужна. Не переломитесь, верно? Ну или платите вдесятеро))
Daiwa Exceler
Более того, я сам не люблю легкие катушки, и то, что, к примеру Экселер 2500 весит в районе 210 граммов с леской, считаю скорее недостатком, чем достоинством. Для меня нормальный комфортный вес катушки в этой размерности, это граммов 250, а катушки 200+ мне даже крутить не нравится, пусть у них там даже ход лучший на свете будет. Не то.
Shimano Sahara
Поэтому ту же Сахару 2500 я люблю больше: просто из-за большего веса. Не всё так просто и линейно с весом. Просто это стало модным. И очень легкие бюджетки существуют. Навалом. Но у меня самого к этому особенного интереса нет, поэтому я и не вдаюсь в тему малого веса глубоко.
О вкручивающихся/накручивающихся рукоятках…
Возможно, для топового катушечного сегмента это и оправданное решение, но эксперименты с ним в бюджетном поле порой крайне сомнительны, и могут быть удручающими по результату. Факт резьбового соединения ведущей шестерни и рукоятки никуда не убирает люфты самой главной пары. Это крайне дурацкий миф для тех, кто ну вот вообще ничего не понимает в механике. То, что катушки, в которых применено такое решение, порой меньше люфтят, объясняется не вкручивающейся рукояткой, а тем, что в целом это изделия более высокого уровня, изначально меньше люфтящие, вне зависимости от типа соединения рукоятки с главной парой. Обычная рукоятка с шестигранником или шимановским квадратом тоже вообще не люфтит, если исправна и притянута гайкой с обратной стороны. А скептики и не знали, что её нужно притягивать?
Зато вот негатив вполне реален. Вкручивающуюся рукоятку легко просто-напросто потерять. И что делать, если это произошло? Думать и помнить еще и об этом? А не многовато ли внимания забирает на себя катушка? Сам я множество раз отказывался от рыбалок с такими катушками просто из-за опасений потерять рукоятку, а так же из-за того, что со снятой ручкой узел оказывается открытым, и катушку при транспортировке желательно во что-то упаковывать дополнительно, а не как я обычно делаю, кладу в сумку, да и всё.
Второй негатив: в бюджетном секторе кноб вкручивающейся рукоятки может оказаться неразборным. Это уже пахнет трагедией. Я нарвался на такое с накручивающейся рукояткой от Daiwa 17 Exceler LT. Резина кноба просто поплыла, стала вязкой и липкой, и сделать с этим ничего толкового было нельзя, потому что кноб заменить нельзя — он не снимается. Я уже трижды пожалел, что не взял Legalis (отличается от Экселера только ручкой на шестиграннике, которую в легкую можно заменить всю, позаимствовав рукоятку практически у чего угодно), или Fuego (разборный кноб). Обидно, потому что в остальном это отличная катушка.
И разумеется, неразборный кноб однозначно противопоказан систематическому применению катушки в джиге, точно так же, как и ролик лесоукладывателя на втулке, а не на подшипнике. Хотя, если регулярно прокапывать маслом, то сколько-то втулки и ось продержатся…
Было.
Стало.
UPD. Кноб Экселера приведен в порядок, пара слоев термоусадочной трубки 16/8 2:1 поверх очищенного пластикового «скелета» кноба + пересмазка спасли рукоятку, и ощущение «вещи» вернулось. Но вот самой Дайве двойной дизреспект за описанную ситуацию.
О пластиковых колоколах крепления рукоятки.
Ну, везде свои проблемы. Вроде бы и нагрузка на этот узел в теории небольшая, и сам я с этой проблемой не сталкивался, хотя несколько таких катушек, отнюдь не лежавших без дела, у меня есть, но отзывы о разрушении пластиковых зубьев зацепления рукоятки с ведущей шестерней главной пары в интернете иногда появляются. Возможно, причина в браке, в излишне хрупком пластике, в неправильной техники вываживания с боковыми нагрузками на рукоятку, возможно, в неплотно притянутой прижимной гайке, или напротив, перетянутой. Причин может быть много, а то и несколько разом.
Не то чтобы таких катушек стоит избегать, но если есть выбор из двух в целом равноценных вариантов, я бы предпочел рукоятку с металлическим колоколом. Просто на всякий случай. И это еще один повод покрутить перед покупкой катушку в руках лично. Потому что информацию о материале колокола порой непросто добыть дистанционно.
Фрикцион.
Собственно, это один из немногих реально обоснованных поводов рассматривать продукцию Daiwa/Shimano даже в бюджетном сегменте. Китайские катушки, даже очень неплохие, как правило, уступают в качестве, тонкости и удобстве фрикционного тормоза. Собственно, именно этим и объясняется, помимо малого веса катушек, популярность серии LT от «Дайвы», даже в нижнем ценовом диапазоне, где уже используется фирменный дайвовский фрикцион ATD.
Далее, профиль шпули и её глубина.
Сейчас практически все более или менее свежие катушки делаются с «шимановской» скошенной кромкой шпули, или её прямым аналогом с близкой геометрией. Нет никакого смысла хвататься за архаичную геометрию шпули. Скошенная кромка шпули уже доказала свою эффективность, и я бы назвал её обязательным элементом современной катушки.
Если вы планируете ловить со шнуром, особенно с тонким, то ваш выбор — мелкие низкопрофильные шпули с малой лесоемкостью, чаще всего обозначаемые дополнительной буквой S (shallow) в маркировке, ну или там дополнительными числовыми значениями в обозначении, вроде 2500 основной вариант и 2520 низкопрофильный (к примеру у Stinger).
Стингер Фантом с мелкой 2520 шпулей. За всю свою долгую карьеру не сбросил ни одной петли. Ровнейшая прямая намотка.
Помимо отсутствия необходимости подматывать бэкинг, есть и еще один плюс: более ровная намотка, и, как следствие, снижение риска сброса петель. Кроме того, снижение риска врезки верхних витков шнура в нижние, так как вся намотка становится жестче, особенно если альтернатива — мягкий бэкинг из легкого шнура. Конечно, близкого эффекта можно добиться и с плотным бэкингом из монофильной лески, но это дополнительный вес, в данном случае совершенно ненужный. Поэтому больше внимания мелким шпулям, изначально разработанным под шнур.
Вот так выглядит беспроблемная шпуля с "правильной" намоткой легким обратным конусом.
И еще.
Ну и наконец, намотка и её качество.
Поищите перед покупкой катушки в интернете фото, демонстрирующие, как именно она мотает шнур. Чем ровнее, тем, понятное дело, лучше, и тем меньше будет сюрпризов на воде. Только учтите, на фото намотка всегда выглядит чуть лучше, чем она есть в действительности, потому что объектив не передает глубину так, как наше объемное стереоскопическое зрение, видящее все «косяки». Но первоначальное впечатление составить можно. Если нет явного криминала в виде бугров, впадин, или там бочки, то брать можно. И предпочитайте фото от любителей, не заинтересованных в продвижении выбранной вами модели.
Как пример работы с намоткой. Само бы оно так не получилось.
Потому что профики могут и специально повозиться с намоткой, для большей презентабельности намотки на рекламном фото, способы есть, к примеру негативный бэкинг, искусственное разравнивание жесткого бэкинга, применение экономайзеров, и так далее, и без бубна повторить такое может и не получиться. Этим способам стоит поучиться и вам: но не ради обмана, а потому что это, заодно, и эффективное лекарство против сброса петель, если катушка этим грешна. В этом вопросе внешняя красота равнозначна беспроблемности.
И наконец, Ryobi…
Катушки этой марки до сих пор продаются вагонами. Причем не относительные свежие (по сравнению с классикой) Slam, Virtus, Maturity, Krieger, и т. д, которые для меня всё еще коты в мешке, а всё те же Ecusima, Excia, Zauber, и прочие аксакалы из позднего мезозоя.
Про них всё уже давно известно, они морально устарели еще в эпоху наскальной живописи, они давно уже «не те», делаются «не там», они далеко не беспроблемные, их «бесконечники», где они есть, давно уже не дают реальных преимуществ над более свежими кулисными конкурентами, но всё это мало кого останавливает. Рыболовы ну очень консервативны.
Моральное устаревание само по себе, это, наверное, не очень значимый довод. Если катушка нормально работает, то поводов сетовать на её устарелость не очень много.
Но у старых Ryobi есть как минимум четыре общеизвестных кровоточивых «косяка»: чуть более сложное ТО, из-за конструкции узла ролика Л/У и дужки в целом, ну и применения бесконечника, там где он есть, тяжеленные люфтящие складные ручки, какие в наши дни ставят только на самые дешманские катушки, конструкция ролика лесоукладывателя, в силу которой ТО этого узла категорически нельзя упускать, и крепление штока шпули к кулисе/каретке бесконечника, болтик которого склонен самопроизвольно раскручиваться.
Это порой случается и с Zauber, о чем я наслышан из отзывов, а с Ecusima и Excia столкнулся и на личном опыте. Не ахти какая проблема, если подойти к ней с руками и фиксатором резьбы, но на одной из рыбалок моя Ecusima просто развалилась изнутри. Готовился к худшему: к мусорному ведру. Обошлось без последствий, и после ТО с нанесением фиксатора ситуация больше не повторялась. Но осадок остался. У Excia регулярно при ТО я подтягиваю этот винтик. Он еще не выкручивался совсем, но таки ослабляется, факт. Нужно и его на фиксатор посадить, потому что просто перетягивать его нельзя, можно повредить алюминиевую каретку.
Ни на каких других катушках, а их у меня было штук 30, такая проблема не появлялась.
От себя я бы еще добавил неудобные гайки фрикциона.
Конечно, впечатления по Ryobi у меня далеко не сплошь негативные, ловил ими долго, много, куча рыбы поймана, но всё же на данный момент эти катушки уже явный анахронизм.
И таки плюсы у старых Ryobi есть: на них, даже на начальной Ecusima, установлена очень уж нуб-френдли штуковина — подтормаживатель ротора, который препятствует проворачиванию ротора катушки в процессе заброса, и как следствие, самопроизвольному сбросу дужки и отстрелу приманки. Такое может происходить от неопытности, неграмотности, по причине форс-мажора, травм, или просто от усталости. Однозначно полезная штука, по непонятным причинам игнорируемая «хорошим» Китаем, к большому сожалению. Аналог есть у Shimano, но там и ценники другие.
Ну и конечно, знают их, как облупленные, что тоже плюс, а их недостатки преодолимы. Вполне себе нормальный вариант для новичка или непритязательного спиннингиста, который ловит, а не соревнуется в снастях с коллегами.
И давайте под конец разберемся, что есть бюджетная цена применительно к катушке.
Грубо говоря — от одной до десяти тысяч рублей приблизительно. Если не брать в расчет изделия от Shimano/Daiwa, в компанию к которым можно с натягом определить и верхние Abu Garcia, то в бюджетный сектор укладываются и «топовые» катушки многих других производителей. И если катушка от «большой двойки» тысяч за 10 всё еще по сути начальная, с кучей экономии на чём только можно, то большинство брендованных китайских катушек это уже далеко не начальные изделия, а вполне полноценные аппараты с прекрасным соотношением цена/качество, которые явно надоедят быстрее, чем развалятся.
Бренд бюджетной катушки большого значения не имеет. Практически все они являются продукцией одних и тех же китайских заводов, на которых и мелкие, и более крупные бренды, включая наши, и делают заказы. Значение имеет семейство, если его удается опознать, и объективные характеристики, которые расписаны выше. Ну и статистика положительных отзывов, если её удается собрать, тоже имеет значение.
Насчет китайцев, то мои наибольшие симпатии относятся к моделям от DMK, более известным как семейство Sharky марки Kastking. Эта марка не первоисточник самих исходных моделей, а всего лишь наиболее на слуху, перелицованные аналоги Sharky 2-3 выпускают очень многие иные бренды под своими именами. У меня есть Sharky 2 в виде Stinger Phantom XW 2520, которой я очень доволен, и Sharky 3/Kodiak под личиной Volzhanka Pro Sport 2004, полностью в металле. Или вот Akara Ultra Sport, Stinger Innova Ultralight, и так далее, всё та же семья. У многих других брендов можно найти эти же модели с произвольными вариациями и декором под своими именами. Однозначно достойны внимания. В принципе, для наметанного глаза представитель семейства DMK сразу заметен, ну а если нет, в интернете много информации на эту тему.
Повторюсь, на данный момент это мой фаворит из «хорошего» Китая. Хотя, теперь есть и еще один фаворит, бюджетки от 13 Fishing, уж не знаю, чьи они исходно. Конструкционно напоминают «Дайвы». Очень нравятся.
Тему бюджетных катушек можно продолжать до бесконечности, но главное, сдается, я расписал. Ими вполне можно пользоваться без ущерба для чего-либо в рыбалке, а их соотношения цена и полезности и цены и качества лежат на недосягаемом для других ценовых категорий уровне.
Удачи!)
"Вскрыл я наконец Легата, ради пересмазки. Повод - немножко тракторить начал. После пересмазки это полностью ушло. В общем, катушка эта у меня почти год, можно озвучить какие-то итоги. Первое - катушка не развалилась))) Уже похвально, с учетом цены. Второе - чуть-чуть, едва заметно, расшатался ротор, но не критично. Иные катушки подороже прямо с завода такие. Чуть более заметно залюфтил кноб, сейчас разбираться с этим лень, скорее всего нужно просто прокапать маслом. Может потом, если усугубится. Третье - пришлось модернизировать ролик Л/У, об этом было в статье. И да, еще раз по поводу пересмазки. Я вот жалею, что не сделал этого сразу после покупки, потому что реально ход стал лучше и легче, а сама катушка - тише. Если бы я озадачился этим сразу, мое мнение о Легате было бы выше. Вот насколько я противник этих самых "нулевых ТО", потому что считаю это корыстной шляпой со стороны "профессионалов", но вот в этом случае это точно было бы не лишним. Смазки было много, но вот пользы от нее не очень. Общее впечатление и вердикт - за свою цену отлично, но не выше. Потому что есть конкуренция. Осенью я разжился одним Creed-ом от 13 Fishing, в 1000-м размере, за 1600 р, а зимой - вторым, в 3000 размере, но дороже, что не суть, так как эти катушки, за вычетом размера, почти одинаковые, и по ощущениям в том числе. И вот Крид за 1600 полностью уделывает Легат за 1000 практически во всем. У него намного лучше ход, он плотнее собран, фрикцион наголову лучше, "ощущение вещи" намного лучше, он гораздо современнее, он по ощущениям как экселер, только не шелестит)), и так далее. Так что в пределах своей тысячи Легат хорош, но вот выше, даже чуть выше, то там звери и похищнее есть)) "
И всё-таки у "фирменных" решений есть жирный плюс: они работают, хоть и стоят денег. Взять хотя бы Дайвовский монокок. Вкупе с магсилдом делает механизм максимально защищённым от воды и грязи. Плюс фирменные материалы ГП и хорошие шары дают возможность годами не обслуживать механизм. Остаётся лишь ролик мазать время от времени:) Разве нет?:)
Расскажу из своего опыта. Были у меня (и сейчас лежат) старенькая Дайва Лагуна и китайская Цуринойя Фалькон. 2000-е. Работали за сезон примерно одинаково по пробегу. После сезона обслуживал. Так вот на Фальконе для компенсации износа ГП требовались шайбы от миллиметра до двух, а на Дайве 0,3-0,5. Всего-то:)
А верить блогерам типа г-на Анд...ва не стоит:) Он то один бренд продвигает, то другой. И как он откровенно и неоднократно опускал Дайву мне тоже очень не понравилось:)
Про кнобы мы уже как-то разговаривали, на моих Экселерах уже эва была:) Один ещё остался, всё хорошо:) Правда лежит без дела:)