Дети и рыбная ловля!
Нужно ли приучать детей к рыбной ловле? Как это сделать правильно? На что обратить внимание при этом? Об этом и будет мой сегодняшний материал.
Момент, когда я увлёкся рыбной ловлей я не помню. Рыбалка - это была привычная и неотъемлемая часть жизни советских детей. Даже городской ребенок понимал рыбалку, был с ней знаком; что уж говорить про деревенских детей, для которых выход на реку был что для нынешней молодёжи подключение к интернету - обыденно, но каждый раз интересно.
А что мы имеем сейчас? Увлекается юное поколение рыбной ловлей? Да, конечно. Не так масштабно, но всё же. И если есть возможность, то, я считаю, нужно учить детей рыбной ловле. Для кругозора, для саморазвития, для более широкого восприятия окружающей действительности. И сегодня материал о том, как это сделать верно. Как не ошибиться и сходу не отбить всякое желание новичка выбираться на природу, на водоёмы.
Да, в наше время всё было проще. Есть река, есть компания, какие-то снасти, а значит мы собираемся и идем на рыбалку. Рыбачим, стараясь выиграть в негласном, но обязательном состязании по количеству пойманной рыбы. И несем улов домой, который нередко тут же превращался в ужин для всей семьи. А реально ли сейчас представить такое же? Да, в сельской местности запросто. Но вот в городе рыболовы-подростки редки. Дети сейчас увлечены другим, более виртуальным миром. Поэтому по возможности нужно показывать своим детям, что есть мир и за пределами планшетов. И не то чтобы они сильно избалованнее нас в прошлом, но, как мне кажется, на начальном этапе нужно сделать правильные шаги, чтобы они прониклись этим неплохим увлечением.
1. Особенно если ребенок маленький, его первые выходы на рыбалку должны быть комфортными. Не тянуть его в дождь и слякоть, а выбирать погожие деньки для ловли.
Если вы знакомите юного рыболова с миром рыбной ловли зимой, то лучше выбрать оттепель, спокойный день...
... а не тащить его в ветреную погоду или, скажем, мороз, который нам, опытным рыбакам, в общем-то не помеха; но вот для новичка может стать серьёзным испытанием, после которого он далеко не факт, что решится на повторный выход.
2. Помимо комфорта внешнего, не забывайте о комфорте внутреннем. То есть ребенок не должен устать, проголодаться, выбиться из сил.
У меня есть знакомая семейная пара рыболовов, которая своих детей пыталась приучить к выходам на водоём наравне с собой. Для них пройти несколько километров по бездорожью до заветной речушки - пара пустяков. Но вот дети, несколько раз прогулявшиеся по высокой траве под аккомпанемент кровососущих насекомых, в какой-то момент просто наотрез отказались выходить из дома. Начни они с каких-то близких водоёмов, глядишь, и втянулись бы наследники в процесс, а так...
Будет весьма неплохо, если первые рыбалки ребенок будет воспринимать, как приятную прогулку, небольшое приключение, пикник. Поэтому позаботьтесь, чтобы юный рыболов был накормлен.
Ну и смотрите по его экипировке. Обязательно сапоги, потому что если он промочит ноги, то ничего хорошего в этом не будет. Комары, пауты, мошки - от этого нередко никуда не денешься, но можно и нужно оградиться с помощью репелентов. Одежда по сезону.
3. Чтобы у ребенка возник интерес к процессу ловли рыбы, рыба должна ловиться. И ловиться стабильно. Поэтому забываем на этой стадии про какую-то желанную, но, скажем, осторожную и нечастую по клëву рыбу, и переходим на такой объект ловли, который будет клевать хорошо и стабильно.
Что летом, что зимой, такие представители подводного мира есть, и мы о них прекрасно знаем.
При этом как можно более подробно рассказывайте юному рыболову о своих действиях; о том что вы делаете, чтобы рыба попалась и как и почему вы при этом поступаете. Ну то есть, например, объясните, что вы затем забросили в воду прикормку (понюхай, как она пахнет! Правда ароматно? Да, рыбка точно приплывет на этот запах!!!) , чтобы рыба подошла к вашей точке ловли. А уже затем вы забросите наживку, которую эта рыба съест после прикормки. Если ребенок уже взрослый, то сначала покажите, как цеплять наживку на крючок, а затем дайте ему попробовать это сделать самому. Если ещё маленький и не наровит всё сделать сам, то будьте готовы цеплять наживку сами. Столько, сколько понадобится.
Рассказывайте о снасти, на которую вы рыбачите. Что для чего в ней нужно и как работает. Подогревайте интерес юного рыболова рассказами о своëм опыте ловли и уловах. Одним словом, больше информации, желательно полезной и дельной.
4. Думаю, многие рыболовы понимают, что начинать нужно с азов. И та же поплавочная удочка - это та снасть, с которой следует начинать знакомство с миром ловли рыбы. Спиннинг сложен в быстром освоении, особенно если опыта ловли рыбы никакого или слишком мало. Фидер - слишком замудрëнный, особенно если следовать всем общепринятым правилам процесса ловли на него. Поэтому да, обычная поплавочная удочка будет нормальным стартом в карьере юного рыболова.
Однако же, приведу пару примеров, опыт которых в итоге сделал из юных новичков матерых профессионалов начального уровня.
Один мой товарищ, заядлый спиннингист, естественно стал брать своего сына именно на ловлю на спиннинг, так как просто не принимал никакие другие варианты рыбалки.
И точно бы не заинтересовался бы этой ловлей юный рыболов ( блесны цепляются за одежду и коряги, да еще и летят куда не надо, наровясь при этом запутать леску и т.д.), если бы, если не ошибаюсь, на втором выезде, новичок не поймал пусть и не трофейную, но бойкую рыбу.
Радости и адреналина было много, особенно от того, что рыбу сын вытащил полностью сам, начиная пусть и с неумелого, но заброса; и заканчивая вываживанием и выволакиванием рыбы на берег. После этого проблем с выездами и водоём и процессом освоения снасти уже, конечно же, не было.
Второй пример - это опыт моего двоюродного брата. Он в тот раз взял своего ребенка на жерличную рыбалку. Рассказал про снасти, процесс ловли и объяснил, что у них и остальных рыбаков, что сидели над лунками с удочками, координально разное понимание и ожидание итогов ловли. И когда по итогу дня брат с ребенком неплохо отловились по зубастой...
... юный рыболов явно свысока, пусть и с уровня своего невысокого роста, смотрел на уловы других рыбаков, в дальнейшем уже планируя составлять компанию отцу именно в этом, живцовом, виде ловли рыбы.
Поэтому смотрите сами, как и с чего вам будет удобней и наглядней начинать знакомить ребенка с миром рыбной ловли.
5. Помимо самого процесса рыбной ловли, нужно знакомить юного рыболова с красотой окружающего нас мира и правилами обращения с этим миром.
Если я напишу, мол учите ребенка отпускать рыбу и не мусорить, вы, конечно, согласитесь со мной. Но это будет слишком линейно что ли и обыденно.
Да, принцип "поймал - отпусти" он уже повсеместно вошёл в рыболовную среду. Но иногда ребенку это не объяснить. А как же похвастать уловом? На фото не всегда то. Нужно ведь всем домашним именно рыбку показать, чтобы подстегнуть интерес ребенка похвалой.
А раз я видел отца с дочкой у нас на пруду. Он всё верно делал, по науке, но в конце рыбалки чуть не довёл ребенка до истерики, когда собрался выпустить пойманный ими улов. И дочка, лет пять ей наверное было, не могла принять, как и почему он собрался отпустить ЕЁ рыбу. Одним словом, всему своё время. И понимание придëт, вместе с опытом.
Точно так же с вопросом не мусорить. Понятно, что за собой вы оставите порядок и объясните это ребенку. Но вот прибирать за другими не каждый ребенок согласиться. Дело-то благое, но не заставляйте его делать это. Сами если несколько раз порядок навели, пояснив зачем, почему и для чего это делать, то хорошо. Глядишь, где-то ребенок и сам к этому процессу подключиться, проявив, так сказать, самосознание. Но если заставлять его - дело проигрышное. Подумает: "дома игрушки заставляют собирать, здесь - мусор. Куда катится этот мир... "
Одним словом, своё мировоззрение нужно преподносить ненавязчиво. И тогда вы получите увлечённого юного рыболова, который будет по жизни идти с этим увлечением, понимая его и совершенствуясь в нем.