Шары: крутим, моем, сушим, мажем.
Каждый рыболов рано или поздно сталкивается с тем, что его любимая катушка начинает хуже работать: туже крутиться, издавать непривычные звуки и т.п. А если, не дай бог, она угодила в воду?
Помню, как когда-то давно моя Шимано Катана (красненькая и симпатичная) начала изображать из себя "синий трактор", просто попав под дождь. Было обидно и непонятно. Многие годы после этого я обходил продукцию Шимано стороной, а зря...
И что делать в таком случае? Нести к ТО-шнику или ковырять самому? Я предпочёл второй вариант, не слишком доверяя чужим рукам.
Разобрать и промыть-пересмазать сам механизм, в общем-то несложно. Но как быть с подшипниками? Они ведь тоже нуждаются в ТО.
И главная проблема заключается в том, что современные подшипники в катушках закрытые. Открытые редко попадаются, в основном в мощных катушках. Закрытый - значит с так называемым "пыльником". Это такое колечко, закрывающее сбоку шары и обойму. В подшипнике их обычно два. Их задача - защищать от попадания воды и грязи внутрь, но они же препятствуют промывке той же грязи.
Обычный способ, которым люди пользуются, это замочить подшипник на несколько часов в растворителе, типа "калоши" или спирта, с последующей сушкой.
Но меня такой способ не устроил: даже промытый и просушенный подшипник продолжал неважно крутиться.
А всё потому, что растворённая грязь и смазка остаются внутри. Можно, конечно, использовать ультразвуковую ванночку, но приобретать недешёвую вещь для использования раз в год - верх финансового безрассудства:)
Вот и получается, что для полноценной промывки надо как-то снимать эти самые пыльники.
Если они резиновые, как здесь, то несложно подцепить иголочкой.
А если пыльник металлический? И его удерживает разжимное стопорное кольцо, найти стык которого и подцепить, становится настоящим квестом? А на бесконечнике-то подшипники совсем крохотные...
Пришлось курить интернет. И нашёлся-таки способ, который вполне осуществим в домашних условиях, этакий экспресс-метод:) Проверил на себе, работает:)
Нам понадобится две вещи: автомобильный очиститель тормозов и баллончик сжатого воздуха для компов.
В случае мультовой катушки, ещё и съёмничек для пина, типа такого.
Ещё можно приобрести у китайцев специальный набор для ТО катушек.
А дальше запасаемся терпением и приступаем.
Надеваем подшипничек на что-нибудь подходящее: карандаш, палочку от кисточки, специальную конусную штучку или просто на пинцет:) Крутим его пальцем, чтобы запомнить, настолько туго он вращается. Затем прыскаем очистителем тормозов, начинаем вращать.
Обращаем внимание, насколько легко и долго крутятся шары, пока очиститель не испарился; это как раз идеал, которого желательно достичь: легко, долго и с тонким звоном:)
Выдуваем всё это дело сжатым воздухом, чтобы выбить растворённую грязь. Обращаем внимание, что подшипник после удаления очистителя начинает снова плохо крутиться, иногда даже хуже, чем до. Это нормально, ведь мы стронули с места залежи грязи и старой смазки.
Повторяем процедуру. Иногда приходится делать несколько раз, в зависимости от степени загрязнения. Цель - добиться лёгкости вращения, как в тот момент, когда мы прыснули очистителем, но теперь уже без него.
Шибко долго крутить подшипник без смазки всё же не надо. Но это всё-таки лучше, чем гонять его в забитом грязью состоянии:)
Остаётся смазать шары и установить на свои места.
Тут следует сделать небольшое отступление.
Дело в том, что в мультипликаторных катушках существует два условных вида подшипников: "быстрые" и "медленные". Быстрые это те, что на шпуле, вращающиеся на довольно высоких оборотах. К их качеству самые высокие в катушкостроении требования.
Медленные - это все остальные, включая обгонку.
Для смазки "медляков" подойдёт почти любое жидкое масло, типа Ред Лаб и т.п. Просто прокапываем снятый подшипник и немного вращаем.
А вот для "быстрых" требования несколько иные. Для мощных катушек и крупных приманок можно использовать стандартную вязкость, можно даже густые смазки (только как их заложить внутрь, не снимая пыльников), вращение шпули замедлится не критично.
Для лайтовых дел, а особенно для УЛ, важен лёгкий старт шпули, и тут уже вязкость смазки имеет значение. Кто-то использует смазку для стоматологических бормашин, кто-то оружейную. Я лично два сезона пользуюсь вот такой смазочкой от Red Lab. По сути похоже на очищенную веретёнку, особенно на ощупь. Но есть и недостаток: довольно быстро вылетает, приходится докапывать каждые пять-шесть рыбалок. Экспериментирую и с другими:)
Есть ещё вариант для шпуль: гибриды и керамика. Гибридный подшипник - это когда в металлической обойме вращаются керамические шары. Фулл керамика - это когда и обойма керамическая.
Такие подшипники шумнее, с завода идут без смазки. Я многие свои катушки, даже 150-го размера, перевёл на гибриды, причём сухие, без смазки, и результатом оказался доволен. Более лёгкий старт для малых весов приманок, а это самое то. Если всё же раздражает шум, можно чуть капнуть смазки с низкой вязкостью, но нужно быть готовым, что вращение в таком случае замедлится.
И ещё совет: смазка должна быть в подшипнике, а не на посадочном месте или оси. Там и так приличные зазоры...
А безынерционникам и тут повезло: у них все подшипники "медленные":))
Вот и всё, пожалуй, чем хотел поделиться:) И что попробовал в деле сам:)
Это мой личный опыт; вам ничто не мешает воспользоваться каким-то иным способом:)
С уважением, Николай.
А ещё забыл написать, что следует использовать прилагаемые с баллонами трубочки:)
С Наступающим!
И ещё. Не стал писать об этом в статье. После первого же сезона столкнулся с появившимся "зудом". Обслужил, но подшипники шпульные не трогал. Зудит и всё. Перебирал, пересмазывал, прокапывал - всё бесполезно. Откуда взяться выработке в ГП за один сезон без особых нагрузок? Можно было бы оставить и так, но хотелось понять. Вот тогда и взялся за промывку шпульных шаров. И вуаля, зуд исчез. Так было на РевоХ и Спид Демоне. Казалось бы, выработка есть, надо смазку погуще, но нет - просто всё из подшипника выбить, и новой чистенькой закапать:) У меня сработало:)
А ещё мысль насчёт частоты и необходимости ТО такая. На мультах в силу конструкции попадает много воды именно на шпульные шары и бесконечник. Поэтому и капаем в эти места почаще:)
Пы.Сы. Чешую ещё надо сперва добыть:)))
Благодаря тебе, тоже нос в сторону Аквы повернул:)
Но с пыльником не вымывается, а снять его с мелкошара для меня та ещё задача.
Спасибо за коммент!