Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню

vlpavlenko 19 февраля 2019

В отличии от героев известного фильма, во-первых, не в декабре, а в сентябре, поскольку большая часть команды охотники, а открытие охоты в нашем регионе приходится на конец августа. Следовательно, выезд смещается на более позднее время или раннее. Во-вторых, не ходим, а ездим. За 200км. На одну неделю. Уже восемь лет. И уже восемь лет я получаю приглашение присоединиться к этой экспедиции, поддерживая традицию. Иногда и два раза в год, позднее в октябре. Ну, не только париться, но и рыбачить - каждый на свой вкус. Поскольку я пятнадцать лет назад закрыл тему поплавков, спускников-кольцо и пр. “мирной” рыбалки, то единственным орудием лова у меня является спиннинг, а вот напарники универсалы - “на всё”! Но вернёмся к девизу. Колонна, как правило, состоит из трёх УАЗ-ов, но факультативно иногда добавляется одна-две “Нивы”, что позволяет комфортнее обустраивать быт на месте, но об этом ниже. 

Длительность перемещения по просторам до места обычно 5-6часов, но бывает и больше. Дело в том, что заветная Банная Поляна располагается на берегу одной из проток Оби, и более двадцати километров из обозначенных двухсот, пролегает по затопляемым во время половодья лугам, где ручьёв, ложков и пр. остаточных явлений разлива предостаточно.

По этой причине все машины оснащены лебёдками, без лебёдок ехать в баню нельзя - не проехать. Кроме того, и приметы подсказывают, что если не получить каких-либо повреждений в машине, то в баню тоже не попасть. А вот если оторвал глушитель, или пробил бензобак, или спалил лебёдку, проколол колесо, то попадание в баню - гарантировано! Можно, конечно, поднапрячься и съездить в Турцию, ту же Анталию, но кто на это потом обратит внимание? Помните, как говорил Крокодил Данди, когда ему понадобилась помощь и звучало это, примерно, так: “ Вот что ты ответишь, если у тебя сегодня спросят, что ты вчера делал? Ты скажешь, да ничего такого. А вот если у тебя завтра спросят, что ты делал вчера, ты ответишь, что помог одному сумасшедшему взять крепость!” Так и тут, “ Да я вот вчера вернулся из бани за 200 вёрст, неделю парился”, и будет что обсудить на светском рауте! Можно, конечно, не подвергать машину риску и помыться на 9 этаже в ванной, принять душ... Кроме риска общения с природными катаклизмами есть вероятность столкнуться и с чисто "антропогенными” явлениями. В одну из поездок уже у самой протоки после последнего ручья пробили колесо, оказалось, что кто-то в колею воткнул заточенные штыри, “заминировав” несколько метров. Откуда такая ненависть? 

Перед этим рыбацкая ”Нива” пробила все четыре колеса, и мужики намаялись выбираясь обратно. Иногда ручьи и с помощью лебёдок бывает невозможно форсировать, особенно если паводок затяжной и вода не успевает уйти к сентябрю, и луга просто не успевают просохнуть. Однажды, проплутав по лугам весь день в поисках возможного проезда, упёрлись в ручей с размытой дамбой - крах последней надежды... Но тут услышали на другой стороне голоса, послали своего разведчика, и тот "захватил языка”, молодого парня, который в начале пути ехал на “копейке” за нами по лугам, а потом куда-то пропал. Несколько часов возвращались назад по топям и своим просекам, пока не подъехали к незаметному своротку в луга, который мы пропустили ранее, а теперь вот выехали на нужную гриву. “Рассчитывались” обычной питьевой водой - у парней она закончилась, кое-как убедили взять 0.5л для “дезинфекции”, парни оказались непьющими, чудеса... День заканчивался, решили переночевать, а наутро строить мост-гать для дальнейшего продвижения к бане. На этот случай прихватываем несколько досок, гвозди, проволоку, мешки под песок и пр.

Иногда приходится и новые дороги торить, и просеки рубить.

 

Кстати, это места, где гнездятся орланы-белохвосты, одни из самых крупных птиц России. Гнезда вьют на огромных тополях, рядом с протоками, которые не всегда спасают от пожаров, губящих эти ”дома” орланов.

Главная задача при форсировании, чтобы переправить одну машину на ту сторону, которая в последствии будет помогать оставшимся штурмовать препятствие. Хорошо, если на противоположном берегу ручья есть дерево, пень или мощный кустарник, тогда тросом цепляешь и понемногу, как барон Мюнхгаузен, вытаскиваешь себя вместе с лошадью из болота.

А если нет? Тогда, как говорит юморист: ”А у нас с собой было”. Мощный металлический пруток с приваренной в верхней части косынкой кувалдой забивается в грунт, а затем за него цепляется трос лебёдки и ”вира”! Первый опыт был не совсем удачен - трос вытягивал “плуг из грунта, к тому же и грунт был очень влажный, а пруток коротковат. Приходилось лопатой пробивать желобок для троса, чтобы он углубился и не тянул пруток вверх.

Если же цепляли за петлю вверху, то ”плуг сразу вытягивало наружу. В общем, для небольших машин этого «плуга» достаточно, а вот для гружёного УАЗ он слабоват. В следующий раз упор изготовили из отрезка швеллера с горизонтальной опорой в верхней части.

И как вариант этого с увеличенной горизонтальной шарнирной площадкой.

 

Есть ещё одна мысль - но «думать её» мы будем уже на следующий год - когда предполагается использовать блок, закреплённый на вышеописанном элементе на противоположном берегу, а трос протягивается на противоположный берег, пропускается через блок, цепляется за штурмующую машину, и тянется машинами, находящимися на этой стороне. Можно было бы обернуть вокруг дерева на той стороне, и попробовать эту схему, но трос врезается в кору и ствол, снижая эффект ”помощи”. К тому же единственное ближнее дерево на той стороне в этом месте в прошлом году сломало во время бури, великан рухнул… 

В последнюю поездку испытали «рамки», сваренные из уголков – оправдали ожидания, только их следует изготовить немного длиннее, подкладываются под колёса вверх рёбрами.

Ладно, когда тепло, “бабье лето“ , а то ведь и конец октября бывает, а желание “попариться“ просто невмоготу...

Но бывают и ”акции скидок“ и “льгот“ при продаже билетов в баню! Вот одна из них. Два года назад подъехав к последнему ручью, где мы всегда тратили массу времени на форсирование, своего рода ”испытательный полигон“ наших различных вспомогательных “приблуд“, видим ЭТО:

 .

Даже не буду пытаться описывать наши эмоции при виде ТАКОГО. Кто-то, зачем-то построил предвестника “Крымского моста” среди лугов, удачи и здоровья ему. Часто местные сельхозпроизводители строят подобные сооружения для прохода своей техники в период заготовки кормов, возможно, это тот самый случай.

А всё начиналось катастрофически. Отъехав от дома на двадцать вёрст, полетел задний мост, и это в три ночи. Разгрузились, кое-как своим ходом отогнали назад грузовичок, пригнали прицеп от снегохода, загрузили, погнали. Застучал движок, подшаманили, пробили колесо, в деревне ”переобулись”, день к закату... И вот! Есть справедливость на свете! Но счастье, как оказалось позднее, было не таким длительным - на следующий год при половодье этот мост отбросило вверх по ручью метров на пятьдесят, да там и заякорило.

Всё встало на свои места, ”приблуды” стали вновь востребованы, а алгоритм передвижения по лугам ”актуализировался”. Но когда-то всё плохое-сложное заканчивается и приходит время констатировать - свершилось прибытие на Банную Поляну.

Необходимо отдать должное уровню организованности команды, её оснащённости и профессионализму в вопросах ”быта” и техники, её не следует относить к “бригаде заготовителей“, как это иногда бывает, рыба для них далеко не на первом месте, просто люди предпочитают ТАКОЙ вид отдыха. Первая поездка сюда была ознакомительной, затем осуществилось предложение о транспортабельной бане, а затем уж и о стационарной. 

Не хотелось бы “сглазить“, но место расположения бани было выбрано удачно: на снимке видно, как рядом с баней упали два громадных тополя, буквально в тридцати см от корпуса. Видно также на краске серый след уровня паводка, который был в тот год, после чего два великана и рухнули. По приезду приходится всё чистить и мыть, но другого более высокого места нет, а ставить на полутораметровых колоннах не сочли нужным, не каждый же день сюда ходить, тем более, что размером она не более купе ж/д вагона. За неделю отдыха баня топится 2-3 раза, но желающие могут топить хоть каждый день, благо дров хватает. По приезду литовкой дочиста выкашиваем всю поляну, а скошенную траву выкладываем на топких прибрежных участках причала, кроме того, приходится ещё достилать охапками камыша и кустарника, иначе забраться в лодку весьма затруднительно.

Место здесь очень красивое, что оценили не только мы, но и прибывшие за несколько сот километров другие отдыхающие.

Но одной баней сыт не будешь, пора переходить на “подножный” корм, и для начала народ начинает варить прикорм, я же просто наслаждаюсь отсутствием необходимости участия в этой процедуре! Весь мой «прикорм» умещается в паре коробок. «Сбитень варят!»

В первой поездке большую часть процесса готовки обеспечивался дровами из прибрежного валежника, позднее команда укомплектовалась почти всеми атрибутами цивилизованной кухни и даже “срезкой” для быстрой растопки. Питьевая вода доставляется во флягах и пластиковых бочках.

На начальном этапе при отсутствии трофеев приходится довольствоваться домашними заготовками.

 

А вот и первые результаты стартовых заплывов, начинается подготовка “подножного корма” для деликатесов и их сортировка, “трофеи” - налево, “едовая” - направо.

Годы – разные, а лицо и результат – те же!

Полуфабрикат для ухи и котлет.

То же, но через три года, почувствуйте разницу.

Предкотлеты.

А это для “ХЕ”.

Первые Деликатесы на финише: Кляр из судака.

То же, но спустя тройку лет.

Как-то так в итоге.

Не ядерный реактор, но хватает с лихвой для всего, и для кухни, и водоснабжения, и телефонов и пр., пр., пр.

Насос. 

Так Банная Поляна выглядит летом, урез воды почти под кромку обрыва.

А так - осенью.

В эти поездки я большей частью занимаюсь экспериментами, т.к. на Обь теперь езжу реже, основная ловля ближе к дому по небольшим вдхр, там почти вся ловля воблерами, а здесь основная ловля джигом, вариации на его тему и пр.: Техас, джиг-риг, Каролина, Drop-Shot, поролонки разных конструкций. Иногда крэнки минноу на обратках, тиховодных заливах, прибрежных чистых зонах. При наличии подводного ”лесоповала” предпочитаю свою оснастку Техаса, проходимость которой повыше, чем с шарнирным грузом. Из других приманок - различная резина Manss, Relax, Keitech, Savamura и пр. 

 

Мой основной спиннинг Hearty Rise Boat Jig Force 7.72”, 12-42гр., для подобных мест меня вполне устраивает, катушки Daiwa в размере 2500-3500, шнуры до 30lb. В самом начале спада воды при сплаве интересно наблюдать за береговой линией - обнажённая небольшая полоса преподносит сюрпризы в виде оборванных приманок на корягах и корнях деревьев, устилавшими весь склон. Я бы не решился ловить открытыми крюками, всё-таки офсет предпочтительнее, но хозяин – барин…

Что касается коллег, то основные места ловли - это коряжник с обширными “окнами”, размер которых позволяет забрасывать стационарные кормушки, если речь идёт о ловле на “кольцо” и небольшими в случае использования фидера, но и русло нередко выстреливает. Насадки стандартные: черви, опарыш, кукуруза. Видовой состав не отличается разнообразием: сазан, лещ, язь, но иногда бывают и “бонусы” в виде щук.

В одну из поездок к нашему стану подъехал местный дедок на деревенском “внедорожнике", на лошади, которую и привязал в тени под деревом у травы. Накачал лодку, обклеенную заплатками в три наката, и выплыл к большому завалу на противоположном берегу. Где-то там по лабиринту забрался в самый лесоповал и притих. Я проплавал вверху полдня, неплохо отловился на спиннинг, сплавляюсь, смотрю и дедок тот выбирается из коряг, потому и лодка у него вся в шрамах, и плывёт к берегу, я за ним причаливаю. Слышу, что он зовёт моего напарника помочь рыбу вытащить, тот смеётся, дескать какая рыба, за утро поклёвки не видел, но подходит и … сплошной фольклор. Оказывается, дедок набил мешок и ещё второй наполовину из под сахара лещом, от кило до полутора. А надо отдать должное, напарник умеет говорить “с людями”. Закурили, раскачал деда, и тот признался, что ловит на большую типа конуса мормышку грамм 15-20 , с насаженным пучком червей, без всякой прикормки значительно выше дна. Собрался, сел в телегу и уехал. Спим в салонах машин, правда, если достаточно тепло, то я предпочитаю свою одноместную 40-летнюю палатку.

Если же ночные температуры падают до минуса нескольких градусов, что способствует образованию временного ледового покрова на небольших протоках, то спим в машинах, подогревая салон либо двигателем, либо газовыми горелками, но недолго, лучше иметь хороший спальник, а сверху укрыться бушлатом. Как-то отогревали «сапог» лодочного мотора – вода замёрзла, вот мужики на берегу и пришли за помощью.

Ночью минус – «Картина маслом».

А днём и метель небольшая. 

Вот в такой период понимаешь прелесть бани, когда после дня сидения на воде, оказываешься в тепле на верхней полке! Перед отъездом домой мы тщательно прибираем поляну: весь мусор сжигаем, остатки закапываем в провалы от повалившихся деревьев, коих здесь множество. 

 М. Жванецкий: «Милая, я тебе скажу о своем чувстве - это чувство к тебе я пронес через всю жизнь, через еще более трудное мирное время... я пронес это чувство через всю жизнь и вот сегодня говорю тебе - "Я не люблю тебя!"

Вот теперь в конце повествования про эти восемь лет я могу признаться – я не люблю париться, мне нравится быть чистым, а для этого не обязательно париться. Но я люблю рыбалку! Рассчитываю на снисходительность и милосердие членов коллектива после моего признания. С уважением! 

P.S. Советом коллектива в свете требований использования транспортных средств вблизи водоемов (кодекс Российской федерации) место дислокации Банной Поляны решено изменить.

Комментарии

Андрей Туманов
Андрей Туманов 23 февр. 2019
Шикарный рассказ!!! Много интересного для себя почерпнул.
Predator
Predator 03 мар. 2019
Душевно отдыхаете и написано интересно, спасибо!
vlpavlenko
vlpavlenko 04 мар. 2019
Спасибо.
Добавлять комментарии могут только .