Обзор бюджетной катушки Kosadaka Onix

AndreyDok 26 мая 2017

Kosadaka Onix

Безынерционные катушки. Их многообразие на рыболовном рынке на сегодняшний день очень велико. И если с подбором модели

средней или верхней ценовой категории проблем обычно не возникает, то выбор бюджетной катушки – дело не такое уж и простое, как

может показаться на первый взгляд. Обилие дешевого, приличного внешне, безымянного китайского ширпотреба делает покупку такой

катушки делом рискованным - изделие может прослужить совсем недолго, да и о выброшенных на ветер финансах вспоминать не всегда

приятно. Зная о способности фирмы Kosadaka производить недорогие, но вполне надёжные снасти с едва ли не лучшим на рыболовном

рынке соотношением «цена-качество», я обратил внимание на одну из бюджетных моделей безынерционных катушек, которая появилась в

каталоге этого бренда - Kosadaka Onix.

Изделие существует в двух размерах: 2500 и 4000. Характеристики, заявленные производителем: 1) передаточное отношение 5,1:1 (у

обоих моделей), 2) лесоемкость шпули FX2500 - 0.20 mm/230 m, FX4000 - 0.20 mm/230 m, 0.25 mm/150 m, 0.30 mm/105 m 3) вес – 300 и 330

гр соответственно. Доставшийся мне образец весил даже чуть меньше, а именно 295 граммов 4) передний фрикцион 5) количество

подшипников 5+1.

Катушка упаковывается в стандартную картонную коробку зеленого цвета, кроме того имеется мягкий чехол со шнурком-стяжкой, для

дополнительной защиты изделия от механических повреждений. На тестирование я получил младшего брата, FX2500. Теперь вооружимся

парой отверток и познакомимся с Ониксом поближе. Итак, поехали…

Рукоять. Выполнена из силумина, с напылением «под нержавейку», механизм складывания кнопочный. С противоположной стороны под

декоративной заглушкой находится винт, на который и собирается ручка.

Оперативно переставить её под удобную руку не получится, потребуется плоская отвертка. Кноб сделан из плотной резины уплощенной

с диагональными насечками для удобства удержания в руке. Конструкция неразборная, без подшипника.

Шпуля. В комплекте присутствует в единственном экземпляре, запасной нет. Сплав – алюминий, насадного бортика нет.

Рабочая поверхность имеет напыление золотисто-бронзового цвета; не нитрид титана, конечно, но все же лучше, чем ничего. Лишний

металл по традиции выбран посредством 10 овальных отверстий в нижней части «юбки». Вес шпули – 65 граммов.

Диаметр бортика 48 мм, диаметр юбки 49 мм, ширина лесопроема 15,5 мм. Клипса для лески пластиковая.

Фрикцион. Признаться, в данной катушке я ожидал увидеть стандартный легкий фрикцион – пару стальных дисков и мягкую прокладку.

Однако, «начинка» оказалась приятно неожиданной. 6 дисков, 3 стальных (диаметр каждого 21 мм) + 3 из мягкого, качественно

спрессованного войлока (диаметр 20 мм). Достаточно мощный фрикцион с тяговым усилием примерно в 7-10 кг.

Смазка присутствует. Регулировка плавная и четкая, от ослабленного до полностью затянутого положения гайка совершает 335 щелчков.

Есть и недостаток – гайка фрикциона не имеет защитной манжеты. Об этом необходимо будет помнить в течение всего срока эксплуатации

изделия, т.к. после каждого более-менее серьезного контакта катушки с грязью, песком или речной водой придется обязательно проводить

ей внеплановое ТО.

Дужка, ролик лесоукладывателя и механизм сброса. Дужка полая, а-ля Daiwa, рычаги снаружи ротора литые пластиковые, аккуратно

собраны на саморезах. Литье ровное, без зазубрин.

В ролике лесоукладки ( ⌀ 10,6 мм, толщина 4,5 мм, внутренний ⌀ 7 мм) подшипника я не обнаружил, вместо него там находятся 2 втулки,

металлическая (наружный ⌀ 7 мм, внутренний ⌀ 6 мм, высота 3 мм) и фторопластовая (наружный ⌀ 5,8 мм, внутренний ⌀ 4 мм, высота 2,5

мм). К слову, у многих безынерционных катушек фирмы Shimano в ролике используются подшипники размером 7 х 4 х 2,5 мм. Точно такого

же размера подшипник встречался мне в ролике у Kosadaka Absolut Sport Special F1500. Если учесть постоянный контакт ролика с

проходящим через него шнуром и серьезные нагрузки, особенно при подсечке и вываживании рыбы, то для данного узла легко можно

(и очень желательно) провести апгрейд – замену втулок на подшипник. Это значительно повысит ресурс ролика и живучесть катушки в

целом. Покрытие – неизвестный мне сплав золотисто-бронзового цвета. И хоть это не нитрид титана, все же, немного забегая вперед,

могу сказать, что его износостойкость вполне достойная.

Катушкой я пользовался весь сезон очень интенсивно, разными плетеными шнурами и видимых следов износа этого покрытия в конце года

не обнаружил. Сброс дужки выполнен на 2-х рычагах, на правом рычаге есть балансировочный груз (!)

Сам механизм закрыт пластиковыми крышками с напылением под хром. Пружина металлическая, шток тоже металлический (это большой плюс для бюджетной катушки).

Крепление рычагов выполнено на привычных для катушек этой ценовой категории саморезах.

Подшпульный узел. Прост, неказист и без изысков. Металлический шток (диаметр в основании 4,5 мм, диаметр в концевой части 4 мм,

длина проточки для подшпульного – 28 мм, высота резьбы 10 мм. Общая длина штока 105 мм.) без напыления, шестеренка трещотки (⌀

18 мм), регулировочная шайба (⌀ 9 мм) и фторопластовая втулка (⌀ 6 мм).

По сути основную нагрузку и берет на себя втулка, на ней вращается шпуля, поэтому ресурс данного узла остается под вопросом. Для

силовых нагрузок , да и в целом для длительной эксплуатации я бы заменил фторопласт на «бронзу» или нержавейку.

Ротор и корпус. Ротор выполнен из пластика, литье аккуратное, сильно напоминает Дайву. Гайка ротора с подшипником закрытого типа,

шток опирается на подшипник и центрируется фторопластовой втулкой. Корпус отлит вместе с лапкой для крепления в катушкодержателе.

Съемная крышка и 4 фиксирующих самореза.

Корпус обгонной муфты по сути совмещен с корпусом катушки – почти классическая схема Дайвы, разве что не внедрен механизм

выключения самой муфты, он отсутствует.

Механизм главной пары. Колесо ГП (диаметр 32 мм) вращается на 2-х шарикоподшипниках (размеры каждого 13 х 7 х 4 мм).

Вал главной пары опирается на фторопластовую втулку, сверху соответственно на шарикоподшипник (14 х 8 х 4 мм). Механизм осцилляции

шпули – «паровоз», паразитная шестерня алюминиевая (диаметр 22 мм), также опирается на подшипник (8 х 5 х 2,5 мм).

Каретка S-образного паза (длина 16 мм, ширина 3 мм, высота 9 мм) опирается на приливную плоскость двумя роликами, резиновым и

латунным. Бронзовая втулка главной пары (диаметр 8 мм) опирается на 2 фторопластовых втулки.

Как видим, узел практически аналогичен конструкции безынерционок Daiwa средней ценовой категории, которые в 3-4 раза превышают

цену на Kosadaka Onix. Смазка в механизме присутствует в достаточном количестве, причем сама ее консистенция очень сильно напоминает

популярную SFT.

Механизм заднего хода. Он отсутствует. Вращение происходит только в одном направлении, а сброс лески возможен только после

откидывания дужки лесоукладывателя вручную либо через полностью ослабленный фрикцион. Мотив производителя хорошо понятен - это

один из моментов, который позволяет значительно удешевить стоимость готового изделия. Анализируя увиденное, я поймал себя на мысли –

а часто ли я польуюсь флажком обратного хода для стравливания лески? Честно, говоря, не пользуюсь совсем. Полагаю, что также

поступает и большая часть спиннингистов. Потеря в комфорте ловли минимальная, надежность не уменьшается, зато конечная стоимость

снижена значительно. Надо отдать должное производителю – решение интересное и оригинальное.

Схема 5+1. Теперь давайте посчитаем, где же на «вскрытии» были обнаружены обещанные 5 и где еще прячется +1

1. Подшипник гайки ротора

2. Верхний опорный подшипник бронзовой втулки главной пары

3. Левый опорный подшипник колеса главной пары

4. Правый опорный подшипник колеса главной пары

5. Опорный подшипник паразитной шестерни

6. Сама обгонная муфта по сути и есть подшипник, который производитель посчитал как +1

Как видим, заявленная Косадакой схема полностью соответствует увиденному при разборе изучаемого образца.

Намотка лески и опыт эксплуатации. Как видно на фото, Оникс мотает типичный «прямой конус».

Шаг намотки уменьшается ближе к стенке шпули. Трение витков друг с другом минимальное, т.к. они имеют разный диаметр, а это

позволяет продлить ресурс плетеного шнура. Также схождение «дальних» витков происходит с минимальной силой трения о бортик, это

продляет срок его службы и опять же, благоприятно сказывается на «дальнобойности» и долговечности шнура. Минус такой намотки один –

чрезмерная легкость сбегания дальних витков может приводить к образованию бород и петель. Это более критично при ярко выраженном

прямом конусе, в нашем случае все, что называется, «в меру». Не лишним будет соблюдать золотое правило – оставлять при намотке запас

расстояния до бортика в 2-3 мм, тогда вышеназванной проблемы можно легко избежать.

Я использовал с Ониксом шнуры разного диаметра и разной разрывной нагрузки, от 10 lb до 20 lb. Лучше всего катушка «сработалась» с

толстыми шнурами, с тонкими несколько раз случались сбросы петель, и как правило, это происходило во время ловли твичингом.

В остальном никаких проблем с Kosadaka Onix у меня не возникло. Катушку я не жалел. Гонял, что называется, и « в хвост и в гриву». Как в

теплое время года, так и зимой по открытой воде. Джиговал весами до унции включительно, твичил, гонял крупные упористые вертушки.

Много, много, очень много вываживаний самой различной рыбы – судак, щука, некрупные сомики, жерех, форель.

Все мои издевательства Оникс пережил на удивление успешно. Контрольное вскрытие через 3 месяца глобальных проблем не выявило.

Были ожидаемые неприятности с попаданием песка и пыли через гайку фрикциона, это подчеркивает необходимость внеплановых ТО при

попадании изделия в экстремальные условия.

Вторая «слабость» этой катушки – фторопластовая втулка в подшпульном узле благополучно пережила сезон, следы износа оказались

совершенно несущественными. В целом, катушкой я остался очень доволен, особенно если в первую очередь вспоминать о том, в какой

ценовой категории она находится. Для такого бюджетного образца технические характеристики более чем достойные, а уже ставший

визитной карточкой Kosadaka баланс «цена-качество» в очередной раз неожиданно и приятно удивил оптимальным соотношением.

Спасибо за внимание, с ув., Андрей Богатырев (Б.А.Б)

Обзор бюджетной катушки Kosadaka Onix — товары

Комментарии

Андрей
Андрей 28 мая 2017
Ну а самое главное, материал гп, корпуса, люфты изначальные и после эксплуатации. Я так понимаю внутри кроме гп, кулисы и паразитки ничего нет?   Конечно общее впечатление у меня сложилось боагодаря ввшему обзору, но оно не полное, и катушкам косадака я все равно не доверяю
Helena
Helena 28 мая 2017
А что вы хотите увидеть в катушке за 2500 р, титановый корпус? И как можно определить сплав шестерни, на глаз что ли. Доверять или нет, дело каждого, мы с мужем косадакой ловим уже больше 5 лет, качеством за эти деньги вполне довольны. 
AndreyDok
AndreyDok 29 мая 2017
Касательно люфтов - они есть в любой катушке любой ценовой категории. Мне достался экземпляр с небольшим продольным люфтом ротора. В ходе эксплуатации он не увеличивался, поэтому регулировать не стал. Осевого люфта шпули и люфта ГП не было. По материалу ГП. Без маркировки сказать сложно, но с большой долей вероятности это китайский Q235, аналог нашей "сталь3", в бюджетных катушках этот сплав часто встречается. Материал корпуса - углепластик. С ув.
Добавлять комментарии могут только .