Зимний джиговый судак на средней реке

nnvolkov 02 ноября 2020

Река Западная Двина. На дворе октябрь месяц 2020 года. Водная растительность потихоньку начинает отмирать, и ее остатки плывут вниз по реке, мешая фидеристам, сторожащим стаи леща. Кормовая рыба готовится к переселению из летних «зеленых дачных домиков» в речных зарослях на зимние «галечные квартиры» в русле реки. Температура воды падает каждый день, и начинается долгожданная пора руслового джига. Рядом со скоплениями русловой рыбы щука и судак активно кормятся с незначительными перерывами до самого ледостава. Дальше по сценарию — обмерзание плетеной лески, сложности с безопасным спуском лодки на реку и, наконец, закрытие и спиннингового и лодочного сезонов.

Все это так, да вот только погода преподносит сюрпризы и вносит корректировки в рыболовные планы. Зима уходящего года стала ярким тому примером. Лодочный сезон пришлось закрывать не в середине декабря, с первыми настоящими морозами, а только с началом весеннего запрета. Река оставалась открытой всю зиму, а температура, по большей части плюсовая, позволяла привычно и спокойно ловить джигом. И неведомый ранее зимний лодочный джиг потихонечку стал приоткрывать свои тайны.

Ставка на зимнюю русловую щуку не сработала. Тема ловли зимней щуки на открытой реке еще требует и сбора статистики, и осмысления. Но, вместе с тем, приятным сюрпризом на фоне откровенно слабого клева щуки стала высокая зимняя активность судака, позволившая собрать немного статистки и понять какие-то закономерности поведения клыкастого в зимний период.

В преддверии очередного зимнего сезона будет полезно озвучить некоторые итоги зимнего речного сезона 2020 года.

Речь, как говорилось выше, пойдет о средней реке — Западной Двине. Ширина ее в среднем 150 м, течение примерно 3 км/ч, минимум коряжника. Уровень воды этой зимой ГЭС держала высокий, в русловых ямах в моем районе ловли было по 6 м, фоновые глубины — 3–4 м.

Процитируем Л.П. Сабанеева

«Осенний судак, зимующий в низовьях рек, однако, не ложится в ямы и не впадает в спячку, подобно красной рыбе. В Волге он обыкновенно собирается густыми массами в устьях, менее чем на саженной глубине, и ожидает первой вздышки воды, чтобы тронуться в реку. В теплые зимы и при продолжительной моряне движение судака вверх почти не прекращается, но в суровые зимы он входит в Волгу только при оттепели. Весной же главный ход судака бывает в средине, иногда в начале марта; в начале апреля идет уже поздний судак, смешанный с лещом, т.н. кочешный. За исключением низовьев рек судак всю зиму проводит в глубоких ямах и не выходит оттуда, по-видимому, до полой воды; во время разлива он в большом количестве входит в поемные озера и вообще держится на пойме, где вода чище, чем в русле. Замечено, что местами (напр., в Белоозере) судак на зиму ложится в ямы вместе с лещом».

Люблю обращаться к классике рыболовной литературы и черпать оттуда информацию. Но все, что возможно применить к верховьям Западной Двины из написанного Сабанеевым о зимнем судаке, — это утверждение о том, что судак зиму проводит  в зимовальных ямах и в теплые зимы движется вверх по течению.

«За исключением низовьев рек судак всю зиму проводит в глубоких ямах и не выходит оттуда, по-видимому, до полой воды».

Возможно, это и так в полноводных реках, где уровень воды не падает на 50% от весны к лету и так же не поднимается от осени к зиме. В условиях нашей реки 3-метровая русловая яма может иметь летом 1,5 м глубины, а осенью и в половодье — 6 м, и на ловле это, конечно, не может не сказываться. Слова Сабанеева скорее применимы к Волге, которую любит упоминать классик.

«В теплые зимы и при продолжительной моряне движение судака вверх почти не прекращается...».

Как оказалось, это утверждение вполне подходило под поведение клыкастого зимой 2020 года.

1. Первым интересным наблюдением и открытием зимы 2020 года стал тот факт, что рыба при высоком уровне воды в реке поднимается ближе к ГЭС и эхолот четко рисует бель, прижимающуюся по руслу ко дну за барханами. Русловые ямы на 10 км ниже ГЭС, где еще в ноябре была бель и хорошо отзывался хищник, стали малонаселенными. Зато русловые ямы ближе к ГЭС оказались забиты рыбой. Налицо сезонная миграция, и это уже не первый год так.

2. Второй интересный факт заключался в том, что джиг по русловой бели не приносил никаких результатов. Приходилось использовать 52-граммовую джиг-головку, чтобы пробить русло там, где летом хватало 20 граммов свинца. Но полученная возможность достать дно и прочесать бровку и русловые барханы на сильной струе ничего не дала. Ни одной поклевки за три месяца рыбалки.

3. В-третьих, рыба уже не первый сезон выбирала одну из четырех русловых ям в восьмикилометровой зоне вблизи ГЭС. Чем она руководствовалась при выборе той или иной ямы, выявить не удалось. Можно предположить, что в каком-то месте уровень воды делает подводные завихрения и затишки более предпочтительными в конкретном месте. 

4. Наконец, в-четвертых, следует отметить, что наличие рыбы на участке реки длиной пару километров сменялось практически полным ее отсутствием на протяженных участках, где также были и русловые ямы, и места с тихим течением.

Итак, если начинать зимнюю ловлю с чистого листа, я бы начал с поиска скопления рыбы в реке. А уже потом приступил бы к проработке конкретного участка на предмет судака. Как я уже писал выше, в перспективных для поиска судака ямах эхолот показывал явные скопления бели, которые на пустых участках не наблюдались. В более тихих местах в районе «рыбной» русловой ямы находились и скопления леща, и спящие сомы; присутствовала щука, которая зимой у нас клюет очень плохо, и, как оказалось, хозяйничал судак.

Что заставляет рыбу плотно держаться на одном участке реки, остается только догадываться. Скорее всего, рыба просто греется, прижимаясь друг к дружке. А если серьезно, то остается предположить, что бель, следуя природным инстинктам, поднимается выше по течению при повышении уровня воды, а хищник следует за ней и зимует рядом. По крайней мере, так складывается ситуация в моей реке, где в зависимости от уровня надо найти приглянувшуюся рыбе русловую яму и прилегающий к ней участок реки.

Судак никак себя не проявлял на 5–6-метровых русловых глубинах и сильном течении. Поклевок по русловым бровкам и русловым барханам, забитым белью, за весь зимний период я так и не дождался.

Судак располагался где угодно рядом, и, конечно, лучшими были места с более тихим по сравнению с основной русловой струей течением. Заработали затопленные на «меляках» лодки, бревна и т.п., поливы с обратками и тихим тягуном, каменные гряды и песчаные косы. Все это на участке в 1–1,5 километра в районе русловой ямы.

Зимний уровень воды регулировала ГЭС, и скачки уровня в полметра-метр были в зимний сезон не редкость. С учетом изменения уровня воды четко прослеживалось перемещение рыбы к береговым затопленным кустам при повышении уровня и смещение зоны поклевок к ближней бровке русла при падении уровня воды в реке.

Время выхода судака в зимний период менялось ото дня ко дню, но в большинстве случаев поклевки случались в первой половине дня. Учитывая, что зимний рассвет — это 8–9 часов, то к 10 часам судачок уже проклевывался. Были дни с равномерным клевом в течение дня. Были и пустые рыбалки. Реже клев начинался во второй половине дня. Но в среднем до пяти поклевок за рыбалку получить удавалось. Для наших мест это неплохой результат. Судаки клевали вполне приличные, от одного до трех килограммов. За зиму удалось выудить пять судаков весом более двух килограммов и пару десятков — от одного до двух килограммов. В районе «рыбной» ямы случались поимки и четырехкилограммовых экземпляров. Больше четырех судаков за рыбалку извлекать из воды не получалось.

Еще одним интересным моментом при активном клеве судака стали пустые желудки зимних клыкастых. Эта статья пишется в октябре месяце текущего года, судачок ловится, и в каждом экземпляре обнаруживается или плотичка, или окунек.

Январские и февральские судаки сидели на диете, и этот факт где-то на десятом пойманном зимнем судаке стал очевиден. Остается только констатировать его и отметить, что зимние поклевки были вполне адекватными и судак полностью заглатывал даже крупные приманки. 

Освещение и ветер в течение дня большого влияния на клев судака не оказывали. Возможно, смена пасмурной погоды на солнечную и обратно, а также появление ряби на воде в течение дня могли незначительно повлиять на клев, но не так сильно, как в другие сезоны. Хорошо судак клевал и в яркие солнечные дни.

Какие приманки предпочитал зимний судак?

Скажу сразу, что приманки меньше четырех дюймов длиной я не использовал. В дело шли и «четвертые копыта», и «ланкер-сити» примерно того же размера, и 15-сантиметровый оранжевый китайский пиг-шед, и 17-сантиметровая «басара», и «копыта» по 5–6 дюймов. С одинаковым энтузиазмом хватал кушал все приманки, периодически предпочитая одни варианты другим.

Перечисленные выше приманки на джиг-головках хорошо работали у меня с лодки, и такой вариант оснастки лично мне предпочтителен при ловле на течении. Фаворитами у меня были «копыта» длиной 6 дюймов, фиолетовых расцветок.

В то же время на том же месте, узнав об активности судака, ежедневно собиралось до 10 рыболовов-береговиков. В ход шли и мандулы, и приманки на шарнирных оснастках. Периодически судак пробовал все. 

Учитывая, что рабочие глубины были 3–5 метров и приходилось периодически проверять шестиметровое русло на наличие судака крупными приманками, как нельзя кстати пришелся Black Hole Shot Gun до 70 граммов. При таких условиях ловли плетеную леску лучше брать не более единички по японской шкале (для увеличения чувствительности и уменьшения парусности на сильном течении).

Подачу приманки судак предпочитал небыструю. Вполне хватало равномерной проводки крупного шеда с периодическим касанием дна. Береговые спиннингисты также старались сделать проводку более плавной, без резких подрывов, на небольшой огрузке.

Поскольку такая аномально теплая зима в нашем регионе выдалась в первый раз, статистику по январскому и февральскому клеву удалось собрать именно в 2020 году. Но к зимнему периоду можно причислить и отдельные рыбалки других сезонов, когда открытая февральская вода позволяла спускать лодку. Февральские и мартовские рыбалки также подтверждали наличие рыбы в какой-то одной русловой яме с полным отсутствием клева в других местах. Не знаю, особенность ли это нашей реки, но закономерности в зимовке речной рыбы прослеживаются. 

С поступлением весенней талой воды в реку скопившаяся рыба разбегается по водоему, часть ее уходит ближе к устьям малых рек, часть на поливы и т.п. Зимнее оживление на русловой яме подходит к концу.

В заключение статьи статьи можно подвести некоторые итоги.

1. Зимняя лодочная рыбалка оказалась вполне интересной и приятной и при наличии открытой воды и околонулевых температур лично мне понравилась не меньше, чем осенняя.

2. Судак, несмотря на пустые желудки, с энтузиазмом относился к предлагаемому силикону и пытался целиком запихнуть в желудок даже семидюймовые приманки.

3. В нашей реке (а возможно, и в других реках средней полосы) рыба держалась местами, придерживаясь определенной русловой ямы. Обнаружение такой ямы было залогом успеха всего мероприятия "Зимний речной джиг".

4. В зимний период клев судака не так линейно зависел от освещенности, ветра, а также от времени суток, как в иные сезоны.

5. Стремление судака к сильной струе, перекатам и максимальным русловым глубинам зимой сменилось на предпочтение мест с тихим течением и затопленными объектами.

Всем ни хвоста ни чешуи!

Николай Бровкин-Русловой

Комментарии

Андрей-drdrew-Туманов
Спасибо! Познавательно и интересно. Будем надеяться на повторение теплой зимы и в этом году. Жаль что у нас река изобилует корягами...
nnvolkov
nnvolkov 03 нояб. 2020
Спасибо за отзыв! А у нас коряги все подсчитаны и подвохи подчищают их периодически. Немного жалели о таком малом количестве, но привыкли. Ловим "выходного" судака по рельефу. 
Добавлять комментарии могут только .