Заметки заядлого «щукаря»

IlliuShkO 22 февраля 2018

Щука - один из самых желанных трофеев большинства рыболовов. Этот пресноводный «крокодил» обладает невероятной силой, мощью, отличными навыками выживания и главное - острыми зубами, которые таят в себе большую опасность как для более мелкой рыбы, так и для рыболовов и их приманок.

В большинстве водоемов нашей страны обитает щука обыкновенная (Esox lucius). Относится она к семейству щуковых (если честно, ранее не знал). В целом, имеет во всех водоемах свойственные себе черты - удлинённое пятнистое тело с большом головой и широкой костистой пастью с множеством острейших зубов. Это настоящая машина для убийства в подводном пресноводном мире. На зубах щук имеется особое вещество, которое не даёт крови сворачиваться. Думаю, каждый из нас сталкивался с этими лезвиями в пасти щук - стоит только дотронуться до них, как пальцы начинают моментально кровоточить и справиться с этим удается не скоро. Меня ещё с детства научили практическим путем руки в пасть щуками не совать: было мне тогда года два или три, папа привез с рыбалки нескольких щук и не уследил, как любопытное дитя провело пальчиком по щучьим «губам», после чего крик в доме стоял приличный. Зато доходчиво!

Щука неприхотлива к водоёму обитания - эти крокодилы живут в реках, озёрах, прудах, карьерах и даже в польдерных каналах и болотах, за что хищник получил прозвище «жаба». И абсолютно во всех названных водоемах щуку можно ловить, хотя иногда и не подумаешь, что там есть рыба.

В этом тексте хочу рассказать о своих наработках и наблюдениях о ловле щуки на спиннинг в разных условиях и поделиться своим опытом. Надеюсь, для кого-то он будет полезным. Конечно, я не смогу описать все особенности ловли этой замечательной рыбы, ведь их великое множество и все предусмотреть в рамках одного текста просто невозможно. Поэтому постараюсь сгруппировать свой опыт по определенным блокам и рассказать об основном в щучьей спиннинговой рыбалке.

1. Влияние погоды на клев щуки.

Существует множество споров относительно влияния различных погодных явлений на клев щуки. За свою карьеру «щукаря» сталкивался с кучей различных ситуаций, когда щука клевала вопреки всем догадкам и прогнозам, но общие предпосылки к хорошему и плохому клеву щуки есть.

1.1. Атмосферное давление.

Один из самых важных, на мой взгляд, внешних факторов при ловле щуки - это именно атмосферное давление.

Скажу сразу, что пробовать ловить щуку стоит в любое давление и любую погоду. Но есть общепризнанные закономерности, без которых при ловле щуки не обойтись.

Как влияет атмосферное давление? Повышение или понижение давления сказывается на изменении плотности воды и оказывает влияние на содержание кислорода в воде. При повышении давления кислородом насыщаются верхние слои водоемов и большая часть рыбы стремиться к поверхности. При понижении все наоборот - ближе к дну концентрация кислорода выше, и рыба стремиться туда. Но так происходит с мирной рыбой, щука же живёт по своим собственным правилам и реагирует на смену давления иначе.

Считается, что высокое давление крайне отрицательно сказывается на клеве щуки и многие считают, что при нем вообще нет смысла ее ловить, она якобы «стоит» на одном месте и ни на что не реагирует. Такое мнение лично я считаю верным отчасти.

Точнее на поведение «зубастой» оказывает влияние не столько высота атмосферного давления, сколько его изменение, а также «курс» на повышение. При росте давления клев щуки действительно стремится к нулю и на практике шансы поимки этого хищника в таких условиях минимальны. Очень яркий пример у меня был в прошлом году - ловили на закоряженной протоке, где щука должна была присутствовать в достатке. Но вот беда - давление резко возросло примерно до 760 мм ртутного столба и продолжало расти. В первый день рыбалки исплавали на лодке все вокруг, заглянули под каждый куст и испробовали огромное количество разнообразных приманок - тишина... Потом вдруг увидели рядом с лодкой между коряг щуку - она не двигалась и на приманки, проведенные в сантиметрах от нее, не реагировала. Мы подплыли к ней вплотную, и я даже успел коснуться рукой до щуки, только тогда она неспешно уплыла. Потом ещё встретили такую же рыбу. Вся щука была в ступоре и от резкого роста давления ограничивала свое передвижение, об охоте не шло и речи!

Другая ситуация происходит, когда давление повышенное, но стабильное (меняется плавно, к примеру, 2-3 пункта за день или вообще держится на одном уровне). В таких случаях «раздача» вряд ли будет, но повышается вероятность поклевки по-настоящему крупной рыбы. Такая поклевка может быть одна, но какая! Я большую часть своих самых крупных щук поймал именно в периоды стабильно высокого атмосферного давления - 757, 763, 767 мм ртутного столба (это при норме в 748 для Московского региона).

Выше привел наглядный пример поведения щуки при повышении давления, но сразу не рассказал продолжение описанной истории. Через день после того «пролёта» мы снова поехали на ту протоку, но уже без лодки. Давление стабилизировалось и держалось на уровне все ещё высоких значений в 762-763 мм. Что бы Вы думали? Я поймал в тот день 10 щук (6 на воблер и 4 на джиг), не считая поимок и поклевок у других участников процесса. Причем, я реализовал все свои поклевки, которые были почти все на бросок или в первые метры проводок при попадании в место стоянки щук. У нее был настоящий жор! И схожие случаи происходили на моей практике не раз.

Понижение атмосферного давления чаще всего не так сильно сказывается на активности щуки, хотя резкие скачки также почти всегда приводят к плачевным результатам. Но стабильное снижение давления, а иногда даже довольно быстрое (5-7 пунктов в день), заводит пассивную щуку и та начинает активно кормиться. С чем это связано сложно сказать - сколько раз я смотрел в эти выразительные глазки и задавал ей этот вопрос, но ответа «зубастая» мне так и не дала. Наверное, здесь можно говорить и об ухудшении активности мирной рыбы, та прижимается ко дну, становится менее подвижной, тут-то пятнистая хищница ее и подлавливает! А может щука понимает, что такое давление долго не продлится и надо пользоваться моментом и откормиться на будущее, когда оно вырастет и ей самой придется несладко.

В общем, на практике понижение давления - хорошее время для ловли щуки, как и само стабильное низкое давление на протяжении нескольких дней. Не зря лучшим временем для ловли щуки считается осень. Конечно, здесь много факторов, понижение температуры воды, изменение освещения, благоприятные условия для ее охоты, но и, подумайте, осенью часто все небо затянуто хмурыми тучами и идёт дождь. А циклоны, как правило, несут с собой пониженное атмосферное давление, в результате активность щуки при всей совокупности факторов максимальная, и давление, на мой взгляд, здесь играет не последнюю роль.

И есть ещё нюанс при низком давлени: если при стабильно высоком повышается вероятность поимки крупной рыбы, то при низком чаще всего возрастает количество поклевок, но размер поимок падает. Можно попасть на клев «через заброс», но размер будет среднестатистическим или даже меньше.

Всегда есть исключения из правил, но в целом описанное выше отражает реальное положение дел в большинстве случаев. На щуку влияет любое резкое изменение атмосферного давления и период таких скачков - худшее время для ее ловли. Стабильное давление, напротив, лучше всего сказывается на клеве зубастой хищницы.

Но давление далеко не единственное явление, которое сказывается на ловле щуки, немаловажно и время года, когда мы ее ловим, время суток, освещении и даже ветер.

1.2. Время года и время суток.

Когда лучше всего ловить щуку? Этим вопросом задается большинство спиннингистов и здесь подавляющее число фанатов «щукарей» назовет осень самым главным щучьим месяцем и будет прав. Но не все так однозначно, щука бывает активна во все времена года.

Осень.

Это самая любимая пора многих спиннингистов. Ещё с самого детства я любил это время и с нетерпением ждал возможности половить щуку на живца. Вокруг красота, яркие краски жёлтых и красных цветов, трава пожухла, передвигаться по заросшим берегам стало проще, мухи и комары исчезли, вода становится прозрачнее, а главное - щука начинает активно кормиться!

Из-за чего происходит активизация щуки осенью? Во-первых, сказывается похолодание, вода остывает, и щука выходит на охоту. Рыба ощущает скорый приход зимы, когда ее активность снизится, и большую часть времени она будет проводить неподвижно, поэтому осенью щука активизируется, начинается ее так называемый «жор», хотя на практике я его не наблюдал с 2013 года. Да, клев улучшается, но не настолько, чтобы считать его «жором», хотя, наверное, мне просто не везло, да и ловил я не в Сибири или Астрахани, а в Подмосковье, где концентрация рыбы мала... Но, несмотря на это, октябрь и ноябрь - лучшие осенние месяцы для ловли щуки, мои самые крупные щуки ловились именно в эти периоды. Количество поклевок также возрастало.

Сентябрь у нас же в последнее время полноценное продолжения лета. В том же 2016 году ещё 30 сентября ловил в одной футболке и так бывает все чаще. Поэтому и поведение щуки в это время все больше хочется оценивать по летним критериям. В целом, клев такой же, как и в августе - на хорошем уровне.

В октябре клев щуки максимальный, хищница ежедневно выходит на охоту и пытается набить желудок перед долгими зимними вечерами. В это время на моей памяти щука была максимально активная и, что особенно радует, октябрь - самый трофейный месяц в году.

Осенью сложно однозначно сказать о тактике ловли щуки, она распределяется по всему водоему - ее можно найти и в ямах, на русле, она частенько посещает меляки, выходит на поверхность, где её можно вычислить по всплескам. Коряги, бровки, пожухлая трава, т.е. любые укрытия также перспективны при поиске щуки осенью. В общем, это ее время!

В это время года щука активна в течение всего светового дня, хотя по утрам я уже начинаю редко ездить, а также не задерживаться до темна. На мой взгляд, эти часы становятся уже не так актуальны, как летом.

Что касается спиннинговых приманок, то для меня осенняя рыбалка в первой своей половине является любимым периодом ловли на воблеры, причем, с их размером можно не мелочиться. Активный твичинг крупных объемных приманок, а также джерков приводят к хорошим результатам, хотя и от средних приманок «зубастая» редко отказывается. В это время щука чаще всего предпочитает коряги и другие укрытия.

Но с наступлением поздней осени, где-то с середины октября, она начинает более пассивной и воблеры могут не работать, да и активный джиг тоже. Здесь на помощь приходит лёгкий джиг, чаще всего это веса 4-8 граммов, пассивная резина и очень медленная проводка с большими паузами. И в качестве секретного средства - мандула.

Зима.

Поскольку пишу в первую очередь о спиннинговой ловле щуки, то буду описывать влияние зимних процессов на клев щуки в незамерзающих водоемах. Многие из них живут по своим правилам, но общие закономерности есть у них и с обычными водоемами, покрывающимися льдом.

Здесь применимы те же понятия, что и в подлёдной рыбалке - самое начало зимы и первые морозы отрицательным образом на клеве не сказываются, наоборот, щука продолжает откармливаться перед зимовкой и нагуливать «жирок». В это время щука активно клюет и на открытых водоемах и со льда. Речь идёт о среднестатистических конце ноября - начале декабря.

Где-то со второй половины декабря и до начала февраля начинается «глухозимье», когда рыба по большей части скатывается в ямы и не реагирует на внешние раздражители. Соблазнить ее на поклевку бывает крайне трудно и одна-две поклевки за рыбалку считаются хорошим результатом. Но и в этот период возможны «раздачи», зачастую происходящие в оттепели и снижение давления.

При переходе за экватор февраля обычно случаются положительные перемены с клевом щуки. Она начинает постепенно отходить от зимней спячки и чувствует приближение весны и нереста. Если ко всему прочему добавляется потепление до плюсовых или около значений, то щука непременно начинает «активничать». Кстати, в это время в отличие от той же осени и ранней зимы, щука лучше клюет в солнечные дни.

Основными местами ловли зимней щуки являются, как правило, самые глубокие места водоемов. Речь, конечно, о реках - незамерзающих прудов я ещё не встречал. Поиск ям - залог успеха в зимней щучьей рыбалке. Она может не всегда ловиться в самих ямах, но большую часть времени проводит именно там, а на мель или бровки / в коряги выходит за мальком. Поэтому стоит не только упираться в сами ямы, но и проверить всю прилегающую акваторию.

Щуку зимой можно также успешно ловить в течение всего светового дня, хотя у нее есть предпочтения по часам. К примеру, лучший клев и самые крупные зимние щуки у меня попадались с двенадцати до часу дня или с трёх до четырёх. Обеденный выход щуки зимой - самое распространенное явление. Например, в прошлом январе-феврале мы приезжали на водоем к 12 и сразу начинали успешно ловить, в то время как, навстречу уже встречали недовольных рыбаков, бредущих домой - те все утро ловили впустую.

Зимний период в плане предпочтения щукой приманок схож с поздней осенью. Пассивная рыба = пассивные приманки и медленная проводка. Здесь также в лидерах лёгкий джиг и мандула. Но ещё можно подключить мелкие воблеры и «умирающий» твичинг.

Весна.

Тот самый февраль плавно перетекает в ещё обычно «зимний» март и активность щуки в этот период также находится на максимальных значениях. Тут прибавляется ещё сход льда на многих малых реках, но до половодья время ещё есть. Не зря у многих спиннингистов этот период один из любимых - меньше снега, чище вода, солнышко все чаще выглядывает из-за туч, а главное, что щука все чаще выходит на охоту.

Потом случается самое ужасное в жизни любого спиннингиста - сначала вода плавно поглощает берега водоемов и сильно мутнеет, а клев снижается до минимума. А потом главный кошмар - нерестовый запрет, бич всех добропорядочных спиннингистов и раздолье для браконьеров... Но не будем о них. Да и запрет присутствует не везде и в разных масштабах.

Апрель и май на моем опыте не самые лучшие месяцы для ловли щуки. Она может попадаться в количестве, но размер будет зачастую смехотворный. Я за все время наблюдений ни одной трофейной щуки в это время не поймал, даже на «платниках».

В марте-апреле ещё можно найти щуку на зимних точках в ямах, но с потеплением воды она начинает активизироваться и чаще передвигаться по водоему. Когда температура воды нагревается до 6-7 градусов, щука начинает нереститься. Обычно это происходит в конце марта - начале апреля, но с последними аномалиями всё идёт наперекосяк и сложно точно сказать, когда это явление случиться. Ловить щуку в это время запрещено и лично я в эти весенние месяцы в последнее время переключаюсь на ловлю в зарыбленных (платных) водоемах. В зависимости от стадии икромета щука может или на все подряд ловиться или наоборот не реагировать на приманки. Лично мой совет - воздержаться от ловли данного хищника в нерест, даже не столько ради соблюдения запрета, сколько в моральных соображениях.

После нереста у щуки период так называемой «болезни», когда рыба отходит от этого изнурительного процесса и не клюет. Ещё в детстве мне все говорили, что пару недель после нереста любой рыбы она «болеет» и смысла ее ловить нет никакого.

В мае щука становится активнее, постепенно отходя от посленерестового периода. Ее можно встретить и в ямах, и в корягах, и в только что появляющейся растительности. Время ловли - световой день.

По приманкам на первых весенних порах приоритет также на стороне джиговой рыбалки, но постепенно с потеплением начинается смещение в сторону воблеров. В весенний период щука также не откажется полакомиться блеснами и часто атакует даже самые мелкие «вертушки».

Лето.

Тепло, солнышко, зелень вокруг, окончание запрета - замечательное время и вопреки логике щука летом довольно хорошо ловится. Растительность появляется не только на земле, но и в воде, укрытий для щуки становится больше.

Клев по большей части идёт по нарастающей с июня к августу. Щука предпочитает прятаться во всевозможных укрытиях, в особенности в траве, часто выходит на мель или к берегу.

Время наибольшей активности зубастой хищницы смещается на ранние утренние часы и поздние вечерние, когда ещё или уже не так жарко. Это вроде бы лучшее правило по ловле щуки в жару, за несколькими «но» - я неоднократно ловил щук в самую жару посреди дня. Было это на разных водоемах и на разные приманки - она просто не с того не с сего начинает активно питаться, т.е. поклевок может быть очень много.

К примеру, на одной из своих любимых микро-речек мы раз за разом приезжали именно в полдень, когда солнце находилось в зените и нещадно палило, а в тени термометр показывал «за тридцатку». Были рыбалки и немало, на которых за рыбалку у нас происходило поклевок 30-40 на двоих. Я один ловил за такую рыбалку 13 щук (это максимум, но были по 10, 8, 6 хвостов). Брала она исключительно на воблеры и очень жадно.

Прошлым и позапрошлым летом точно также часто ловили на одной малой реке. Приезжаешь часам к 12, палящее солнце, пот течет ручьями, погода уж совсем не щучья, но стоит забросить приманку в логово этих голодных «крокодилов», как они нападают, и спиннинг сигнализирует о поклевке. Здесь преимущество в поклевках было на стороне джига. Поэтому не всегда имеет смысл ездить летом только утром или вечером.

Ещё один интересный момент - где-то с середины июля многие мелководные водоемы или их отдельные участки покрываются ряской. И в знойные летние деньки щука вероятнее всего будет прятаться именно там! Я не раз попадал в ситуации, когда на чистой воде щука не клевала, потом ради интереса ставил Хорватское яйцо или лягушку и понеслось... Бывало поклевок по 50 за рыбалку, но реализация, конечно, хромала, зато очень веселая и задорная рыбалка!

В целом, летняя рыбалка самая непредсказуемая и щуку можно найти где угодно и поймать на разные приманки, за что мы ее и любим!

Что касается ночи, то ее я специально не упоминал в каждом из сезонов. Щука рыба не ночная, но на крупных реках часто сохраняет свою активность и в темное время суток. Специально в это время суток ее вряд ли кто-то будет ловить, в основном она попадается при ловле ночного судака на воблеры.

1.3. Ветер и осадки.

Ветер на клев щуки точно так же влияет. Не буду вдаваться в теорию, но отмечу, что лучший клев этой хищной рыбы был при южном и западном ветре. Восточный же, напротив, отрицательным образом сказывается на активности щуки. В причинах этого намешано много факторов, в том числе изменение атмосферного давления, появление туч и следующих за ними осадков.

Помимо направления ветра, важна при ловле щуки и его сила. Меня ещё в детстве учили, что лучшая погода - небольшой ветерок, когда на поверхности воды присутствует рябь, рыба становится менее пугливой, хуже нас видит и лучше клюет.

Этот посыл справедлив, в том числе и к щучьей рыбалке! Небольшой ветер, когда на водной глади появляется рябь - лучшее время для ловли щуки. Но понятно, что это лишь факультативный фактор. Ловил я щуку и в штиль и в волну, но лучший клев при небольшом и среднем ветерке.

Осадки - ещё одно факультативное явление, влияющее на клев «зубастой». Одно из самых ярких воспоминаний из детства - это «щучья» погода, т.е. пасмурное небо, низкая облачность, ветерок и моросящий дождик. Теперь понимаю, что и давление тогда снижалось и все в совокупности давало лучшие результаты, за что такие погодные условия и получили привязку к этой рыбе.

На моей практике небольшой продолжительный дождик никогда не сказывался отрицательным образом на клев щуки. Нам может и не так приятно ловить, но щука чувствует себя отлично!

Вообще как-то у меня сложилось мнение, что чем хуже погода для человека, тем лучше она для рыбы. Дождь, ветер, холод: едешь на рыбалку, так клев как из пулемета. Спокойствие и умиротворение за окном - рыба не клюет.

1.4. Освещенность.

Здесь скажу пару слов о влиянии солнца на клев щуки. Всем известно, что щука лучше реагирует на наши приманки при пасмурной погоде. Это в целом справедливо, поскольку в такое время она рассредоточивается по всему водоему и вариантов ее ловли намного больше.

При солнечной погоде щука старается найти более укромные места, где ее хуже видно, а ей, напротив. По этой причине есть смысл искать ее в тени. Идеально, если эта тень под противоположным берегом - тогда наш заброс туда быстро обнаруживает хищницу. Помимо тени - это различные укрытия, коряги, трава, ряска. Именно в них я ищу в солнечное время щуку. Если водоем глубокий и большой, то освещение играет факультативную роль и на клеве если и сказывается, то совсем чуть-чуть. По крайней мере, четкой статистики в этом направлении у меня нет, поэтому утверждать не буду.

Помимо описанных выше факторов, влияющих на клев щуки, можно привести и другие. Например, многие говорят о влиянии фазы луны, но я при выборе потенциального хищника для ловли этим фактором не руководствуюсь, поэтому также не буду об этом писать, дабы не ссылаться на чужие опыты и труды.

На клев любой рыбы столько всего влияет и собрать воедино весь свой опыт практически невозможно, поэтому в этом тексте я постарался объединить основные моменты, на которые сам обращаю первоочередное внимание при планировании щучьих рыбалок.

Надеюсь, для кого-то написанное выше будет полезным. С Уважением, Илья Пирогов.

Комментарии

plakha28
plakha28 22 февр. 2018
Симпатичные заметки! Но есть 2 вопроса. На фото с пойманной рыбой все приманки среднего размера (по крайне мере так кажется) - это совпадение или приманки небольшого размера лучше соблазняют зубастую или же просто не пробовал на крупные? И второй вопрос, какой максимум был по трофейности рыбы?)
SiberianFisher
SiberianFisher 23 февр. 2018
Спасибо за статью! Интересно было читать. Все очень доступно написано! Конечно, читателю нужно делать поправки на свой регион. Например, у нас другое давление, (норма 720) ну и осень с весной наступают по разному, но общий смысл статьи понятен. Еще раз спасибо большое за статью! :) 
IlliuShkO
IlliuShkO 23 февр. 2018
Эльдар, спасибо! Рад, что понравился текст. Полностью согласен, поправки обязательно нужно делать, у меня по средней полосе, наши близлежащие регионы. В остальном, думаю, будут отличия, но и общих черт очень много. В части давления поведения щуки, уверен, будет схожим, несмотря на разные значения по регионам
SiberianFisher
SiberianFisher 23 февр. 2018
Конечно схожи, просто отталкиваться от своего нормального значения )
IlliuShkO
IlliuShkO 23 февр. 2018
Ловлю всеми приманками подряд. С недавнего времени увлекся джерками, когда-то крупновоблерам посвящал кучу рыбалок. Все было, сейчас ловлю на все подряд. Задачи накидать кучу разных фоток у меня не было))

В целом, приманки среднего размера для нашего региона в приоритете. К примеру, по пассивной рыбе вообще сложно уходить от нуля чем-то большим. Но все не так однозначно. Иногда наоборот работают очень крупные приманки. Например, той осенью были на одной закоряженной протоке, глубина от 2 до 4 метров и чистого пространства почти нет, сплошь одни коряги. Воблеры, джиг - тишина... И так несколько часов. Ставлю крупную джерковую резину 20 см и на первой проводке щука-трешка из ниоткуда вылетает! Но мимо... я напрягся. Вторая проводка и у самых ног стартует торпеда примерно на 4 кг и с открытой пастью атакует приманку, но опять не засек. А потом засадил на корягу, а аналогичных приманок не осталось. Те же джерки иногда выручали, когда больше ни на что, много ситуаций в общем. Но джерков я старался не касаться, это уже другая тема.

По весу максимум без малого 7 кг. Все щуки на фото Подмосковные
DmitriyForma
DmitriyForma 23 февр. 2018
Зачетная статья - плюс! 

P.s. полнолуние рыба не любит.
IlliuShkO
IlliuShkO 23 февр. 2018
Спасибо! Специально не стал касаться этого момента, т.к. не сильно уделяю ему внимания. Но если вспомнить полную луну на чистом небе, то на память приходят только пустые рыбалки... Но поимки тоже были.
DmitriyForma
DmitriyForma 23 февр. 2018
Таймень сильно не любит полную луну. Казалось бы, вот она луна, все освещает, мышь лучше видно на воде ночью (а тайменя часто ловят по ночам), а таймень как вымер. Причем, этим же днем активно гонял хариуса на перекате. А ночью боится яркой луны. Вот угадай почему...
IlliuShkO
IlliuShkO 24 февр. 2018
Тайменя не ловил, ответить не могу. А на счет судака, которого чаще именно ночью и ловлю - с ним то же самое. Не любит полную луну и особенно штиль. Хотя внешне думаешь, такая красота вокруг, будет клев, ан нет!
zabrodin-nn
zabrodin-nn 24 февр. 2018
Здравствуйте, Илья! Хорошая статья. В целом почти со всем согласен, даже сначала комментарий не хотел оставлять, но всё же захотелось написать свои наблюдения. В 2017 году летнее и осеннее давление у нас было аномально высоким и редко изменялось в меньшую сторону. Если вы пишите, что при высоком давлении должны ловиться повышенные размеры щук, то в прошлом году ни чего подобного не было. Если осенью 2016 щучки ловились в весе 800 гр.-2 кг., то при постоянном высоком давлении в 2017 г. щурята ловились в основном до 400 гр., даже не смотря на применяемые довольно крупные приманки. Если в 2016 году у меня максимальный пик улова пришелся на 14 октября и еще плюс/минус две недели щучки ловились хорошо, то в 2017 году в начале октября клёв щурят уже практически прекратился. Некоторые рыбаки давно переключились на джиговую ловлю судака и окуня, но я упорно практически до ледостава пытался ловить щук на воблеры и колебалки. В 2016 году давлении осенью было пониже и щука на колебалки и воблеры ловилась активно и долго, снижение клёва происходило постепенно. А в 2017 году всплеск ловли щуки был в первых числах октября и через 3-4 дня резко пошел на убыль. Давление было высокое, щурята ловиться практически резко перестали. Так что у меня не сошлось с вашими наблюдениями. При высоком давлении увеличения размера рыбы совсем не произошло. Зато некрупный жерех продолжал радовать в щучьих местах, даже на щучьи приманки. В предыдущие годы в ноябре окуни начинали ловились на мелкие воблеры с поверхности воды еще в утренние сумерке, с 9 до 11 часов ловились в траве. 1-2 часа был бесклёвный перерыв. За 2-2.5 часа  до наступления вечерних сумерек был вечерний клёв. А щука ловилась в конце ноября в течении часа за 2 часа до начала вечерних сумерек. Стабильность была из года в год, а потом разом всё поменялось. В один год в пасмурную погоду ловил почти каждый день щучек до середины декабря. Погода была пасмурная с давлением 730 атм.. рт. столба, Получалось, что в пасмурную погоду ранее щука ловилась стабильно хорошо, а теперь уже несколько лет подряд давление стало заметно выше и стабильной повторяемости в уловах уже нет. Поздней осенью у меня щука раньше ловилась лучше наоборот при низком давлении. Сейчас всё меняется и год на год не приходится. Наработанные ранее наблюдения зачастую теперь уже не соответствуют. Я теперь на давление по прежнему внимание обращаю, но уже не руководствуюсь им. Рыбачу, когда могу и на давление уже наплевать. В последние годы на столько всё изменилось, что порой понимаю, что ни чего не понимаю. Рыба ловится, не одна, так другая, но все былые наблюдения за погодой и давлением давно нарушилось и успехи в ловле часто не поддаются привычным объяснениям. Про направление ветра у меня тоже всё не так. очень много привычных отклонений. Ну, а в целом Ваш рассказ понравился.
IlliuShkO
IlliuShkO 24 февр. 2018
Спасибо за подробный комментарий! Я согласен, все очень неоднозначно и меняется от года к году. В том феврале у меня было почти 40 щук на счету, в этом 2 или 3 уже и не помню даже. Поклевка за рыбалку - уже хорошо! Так или иначе каждый год меняется рельеф, глобальные погодные явления, которые сказываются на клеве. Я точно также езжу всегда, вне зависимости от погоды за окном. В тексте попытался все же вывести какие-то закономерности, они в большей части в нашем регионе правдивы, но панацеи для щуки не существует, особенно в наших запрессованных водоемах. То, что зубастую здорово выбивают, тоже ведь сказывается...
zabrodin-nn
zabrodin-nn 25 февр. 2018
Да, изменение рельефа дна за год меняется сильно, особенно, каждую весну. Отложения ила у берега  растёт стремительно. За последние 5-7 лет из-за обмеления и бурного роста травы у берега в этом месте вместо проточного течения образуются застойные явления, что еще больше способствует обмелению и накоплению ила, а следственно и более бурному росту растений. Река непрерывно заболачивается. Для щуки это, наверное, хорошо. Только ловить без лодки с берега становится с каждым годом всё сложнее - трава одолевает, не везде нормально удаётся поджиговать. Часто приходится ловить на поверхностные приманки у берега, не смотря на то, что дальше за прибрежной бровкой всё же можно успешно поджиговать. Забродных сапог уже не хватает. Вот и приходится ловить щурят в траве у берега до первой бровки или заходить по грудь в забродном костюме в глубокий ил и ловить джигом. Самое главное, что глубина ила растёт с каждым годом. Иногда так увязнешь, что не знаешь, что делать и как выходить на берег, уже думаешь, как выбираться из забродного костюма. Трудовая береговая рыбалка становится еще сложнее. Целый световой день ходить по вязкой жиже тяжело. Не многих моих знакомых на весь день рыбалки со мной хватает. Не удивительно, что некоторые или редко со мной ходят или переходят на фидер. Ну хотя бы вещи мои охраняют и за машиной следят. Каждый год наблюдаю, где песок черпают и дно углубляют. На следующий год там рыба обживается и начинает лучше ловиться, но эти новые ямы всё равно заносятся быстро песком, илом и корягами. Эту тему можно развивать неограниченно. При ходовой рыбалке обычно перемещаюсь от точки до точки, поскольку рыбачу в одних и тех же местах и дно в пределах джигового заброса хорошо изучил. Между точками каждый год всё равно простукиваю дно. При приводнении груза всегда считаю. Поэтому замечаю, как местами меняются глубины и структура дна. Иногда появляются новые уловистые точки. а старые перестают работать (замолкают временно или на годы). С одной стороны это хорошо, но "проверять" реку приходится постоянно. После окончания запретки первые рыбалки проходят за простукиванием дна, определения новых "точек" и подтверждении уловистости старых. Зато потом ловлю стабильно, ориентируясь на вид рыбы и сезонность. Специализация по щучкам у меня начинается только с началом похолодания воды и отмиранием водных растений. У нас ежегодного осеннего паводка нет. Находимся под влиянием Чебоксарского ГЭС. Всё зависит от количества осадков и "хулиганства" этой ГЭС. Все пытаются вынудить верхнюю отметку выше поднять и берег подтопить, а у нас оползневая зона с кустарником до самой воды. Если поднимут, то на многие годы на рыбалке нужно будет ставить крест. В привычных мне местах рыбачить не каждую осень и весну удаётся (кусты, топь, оползни, крутой обрывистый берег, заросший кустами). Да и летом всё зависит от уровня воды в реке. Читаю ваш рассказ про давление. В целом почти со всем согласен, но давление меня не сильно уже интересует. Если не одна, то другая рыба будет ловиться. Я к ней уже "пристрелялся". Для меня больше важен уровень воды в реке. Не сам дождь. Я и в дождь ловлю, пусть не всегда и комфортно. Рюкзак только надо с собой постоянно таскать и искать место, куда бы его поставить (не в грязь). У каждого рыбака есть свои сложности, но рыбалка нас объединяет, поэтому интересно читать рассказы, когда автор делится своими опытом и наблюдениями. Некоторые авторы пишут с целью заработать. Пусть пишут, для начинающего рыбака и в таких материалах много полезного найдётся, если захотят. Илья, ваши обзоры читать люблю. Пусть не всё из них для меня применимо и не всё подходит для моих условий, но всё равно удаётся много для себя подчерпнуть. Вы хоть и молодой, но в рыбалке хорошо разбираетесь. Читать интересно и поучительно. Я когда читаю обзоры, то сильно "фильтрую" базар, так как вижу, что  у некоторых авторов намеренно или не намеренно встречаются разные ошибки и некоторая фальшь из обзора в обзор, поэтому вынужден к каждому обзору таких рыбаков относиться с некоторым недоверием и подозрительностью. Далеко не каждому автору верю, но к вам это не относится. Я вижу, что вы очень хорошо разбираетесь в рыбалке и находитесь " в теме". Накопленный рыболовный опыт у всех рыбаков разный и не всегда всё у нас "стыкуется", но не смотря на это я с большим доверием отношусь к вашим рассказам и с удовольствием их читаю. Так держать!
IlliuShkO
IlliuShkO 27 февр. 2018
Спасибо еще раз за признание моих трудов, надеюсь, и правда нравятся. Согласен практически со всем. У нас аналогичная ситуация с реками уже который год происходит. Все очень сильно мельчает и заиливается. Поэтому постоянно приходится искать новые точки и проверять все места подряд! Без эксперимента никуда тоже. Этим рыбалка и хороша, наверное, постоянно узнаешь что-то новое. Одной приманкой и способом ловли уже не обойтись... На счет уровня воды отличное замечание - сам забыл об этом. У нас, к примеру, щука в подъем воды, после сильных дождей клюет только по праздникам)) реально ее ничем не выманить и удачных рыбалок в таких условиях по пальцам пересчитать.
Street_fishing
Street_fishing 26 февр. 2018
Илья, спасибо за статью! С удовольствием прочитал, интересные и полезные заметки) 
IlliuShkO
IlliuShkO 27 февр. 2018
Михаил, спасибо! Рад, что понравилась))  только, как обычно, что-нибудь да забыл, тут столько нюансов, что все и не упомнишь. Да еще и опыт всегда новый появляется.
Алексей
Алексей 23 нояб. 2018
Фактор давления вообще интересная штука. 

Ну да, в общем и целом, высокое давление щуку "выключает", но не всегда и не всю. 

Давно заметил такую штуку, не знаю, есть ли в ней система, или это череда совпадений, но, с тех пор как начал анализировать уловы применительно к погодным условиям, оказалось, что самые здоровые экземпляры были пойманы при запредельном давлении - за 770, особенно памятной оказалась щука, пойманная при 777 давлении.

Вообще, как я давно для себя уяснил, ни один из "отягощающих" погодных факторов не способен выключить щуку сам по себе, только в комплексе с другими факторами. 

Вот если высокое давление + неправильная Луна + муть + солнце, и т п, вот тогда можно ожидать реальный ноль, и никуда не ехать. Но часто и это не срабатывает. 

За сим по погоде вообще не загоняюсь. 
IlliuShkO
IlliuShkO 23 нояб. 2018
Спасибо Алексей за то, что поделились своим опытом. Я как раз об этом и писал. Высокое давление зачастую равно 1 поклёвке, но это обязательно "мамка". У меня все точно также, всех самых крупных щук ловил при высоком давлении, но кроме них в эти рыбалки ничего не ловил. Поэтому, учитывая и Ваш опыт, могу заметить, что система все же есть...! Хотя ехать на пырыбал надо всегда!!!
Виктор
Виктор 29 нояб. 2018
Интересная статья!
Виктор
Виктор 29 нояб. 2018
Мои наблюдения о влиянии на клёв щуки ветра, давления и времени ловли полностью совпадают с вашими! О влиянии луны - у меня всегда плохой клёв в полнолуние. У меня одна загадка - вопреки общепринятому мнению - у меня клёв гораздо лучше в солнечную погоду ( в любое время года), почему у меня такой опыт, я не понимаю.
IlliuShkO
IlliuShkO 29 нояб. 2018
Рад, что понравилась статья, старался по максимуму поделиться своим опытом в части ловли щуки. На счет луны, как я писал, особое внимание этому фактору просто не уделял, хотя скорее всего он тоже влияет. А на счет солнца вопрос - клюет щука лучше в целом по статистике или же мелкая/крупная?! 

На моей практике крупная щука почти всегда попадалась в пасмурную погоду или при переменной облачности. Хотя в солнце тоже не могу сказать, что не клюет, но размер чаще меньше
Виктор
Виктор 29 нояб. 2018
Спасибо за ответ. В солнечную погоду у меня и клёв лучше и щука крупнее. И почти постоянно во время  ловли при смене  освещённости с солнечной погоды на пасмурную - клёв ухудшался и наоборот, причём выраженно и резко. И на пруду, и на большой реке. Все мои крупные щуки(7-8 штук от 5 до 8кг.) пойманы в солнечую погоду. Для меня это большой вопрос в течении многих лет.
IlliuShkO
IlliuShkO 29 нояб. 2018
Действительно интересно! На счет смены погодных условий у меня любое изменение освещенности сказывалось на клеве щуки скорее отрицательно... Неважно с солнца на тучи или наоборот. Вот если пару дней постоит, то уже неважно. Даже если солнце постоянное. 

Может быть от региона зависит?!

У меня тоже случалось, что летом, в самую жару в солнечную погоду щука хорошо клевала, да и в другие времена тоже, но в пасмурную по классике - лучше. И по размерам тоже, поэтому реально очень интересно такой статистике.
magel62
magel62 26 авг. 2019
...очень интересная статья для меня, как начинающего щукаря, но........блин, где такие (!!!!!!) щуки водятся в Подмосковье??? ...самую большую щуку, что я поймал на 80-й шакал, весила 2700....
IlliuShkO
IlliuShkO 26 авг. 2019
Рад, что понравилась! А щуки есть такие почти в любом водоем, только нужно найти место, время и подобрать приманку)) 2,7 это тоже хороший результат! Я когда начинал изучать Подмосковье, редко за 2 переваливал
magel62
magel62 26 авг. 2019
...буду стараться, при условии, что начал ловить на спиннинг всего 2,5 мес тому назад... ) ...буду искать "мамок", хотя.....думаю, что в Подмосковье их всех уже переловили...(((
Добавлять комментарии могут только .