Заметки о ловле «неспортивной» рыбы
Как-то, в одном из рыболовных магазинов стал свидетелем разговора двух молодых ребят. Один из них, судя по сленгу, принадлежал к «спортивной рыболовной тусовке» и учил уму-разуму менее опытного коллегу.
— Карась?! Морока это, а не рыбалка. «Неспортивная» рыбалка, «тупая» ловля. Если он не клюет, ты его никак на прикормку не поставишь. Да и сидеть полдня на водоеме, ради пары-тройки «пятачков» — удовольствия мало. Поехали лучше на плотву или подлещика, хоть душу отведем. Поклевки в любом случае гарантирую. А карася пусть пенсионеры ловят.
Честное слово, еле сдержался, чтобы не возразить молодому коллеге. Карась — достойнейший противник! На первый взгляд «тупая», ловля карася требует серьезных навыков и представляет собой занятие не менее творческое, чем ужение более предсказуемой рыбы. Другое дело, что такая рыбалка не каждому по характеру. Да и ловить карася с наскока не получится, тут нужен особенный подход и умение владеть рыболовной снастью.
Житель малых водоемов. Можно весьма условно разделить водоемы, в которых возможно ловить карася донными снастями, на несколько групп. Первая — это замкнутые, совсем небольшого размера пруды и карьеры. Есть, на мой взгляд, весьма удачное народное название таких водоемов — «сажалки». Максимальная глубина в них соответствует совсем неприличной отметке в дневнике, с которой иной раз со школы возвращается нерадивый ученик. Из-за суровых, морозных зим слишком узок круг их обитателей. Карась да его вечные спутники ротан и верховка — вот и все, кто может покуситься тут на приманку на рыболовном крючке. Выдающимися размерами карась здесь не отличается, но ловля по-своему интересна, в первую очередь тем, что кроме пары-тройки местных рыболов на «сажалках» летом никого больше не встретишь. После шумных, переполненных всяким рыболовным людом наших водохранилищ здесь отдыхаешь душой и телом. А если такой водоем еще и расположен в живописной местности, то от рыбалки можно получить истинное наслаждение.
Несмотря на кажущуюся простоту ловли в «сажалках», надо как следует постараться, чтобы «замочить» садок. Тем более, если есть желание поймать более-менее приличного карасика. В благоприятную погоду на небольших прудах всегда можно рассчитывать на веселый и бойкий клев рыбы «окололадошечного» размера. Как правило, местные рыболовы карасиков такого размера ловят поплавочной удочкой в береговой зоне. Но очень часто есть здесь и «жильцы» рангом повыше. Информацию о них можно получить от тех же самых местных рыболовов, которые после знакомства с вами будут, вставляя в свое повествование яркие и сочные фразы, рассказывать о том, какие экземпляры здесь ловились весной. Не всегда стоит принимать на веру такие откровения коллег. Привыкшим к стандартному размеру своих трофеев, им и карась в четыреста-пятьсот граммов покажется килограммовым красавцем. Представляете, на какую ширину разведет такой рыбачок руки, если ему и впрямь попадется трофейный экземпляр?
Между тем, для таких скромных водоемов карась на триста-четыреста граммов — это весьма и весьма неплохо, тем более что летом здесь, в отличие от весны, карасей-гигантов очень непросто соблазнить на поклевку. Отнерестившись, они ведут незаметный и уединенный образ жизни, изредка выходя на поверхность на зорях и, звучно шлепнув хвостовым плавником по водной глади, вновь уходя в свой подводный мирок. Обычно, увидев такой всплеск, ждущие поклевку рыболовы многозначительно переглядываются между собой, и, кто-нибудь из них обязательно произносит:
— Ну, ты видел, какой «лапоть» вывернулся?
Другой лишь кивнет в ответ да спешно подкинет к поплавку горсть пареной перловки. И вновь «воткнется» глазами в свой поплавок.
Спору нет, основной снастью для ловли на небольших водоемах была и остается поплавочная удочка. Особенно в заросших и затянутых тиной местах. Но если водоем свободен от растительности, то я отдаю предпочтению донной ловле. По моим наблюдениям, наиболее крупный карась здесь летом держится ближе к центру, к максимальным глубинам. Там и располагаю я свою оснастку, в надежде «зацепить» пару-тройку таких красавцев.
Чтобы соблазнить рыбу на поклевку, следует со всей тщательностью отнестись к выбору прикормки и наживки. На небольшой глубине прикормка ни в коем случае не должна пылить, иначе на месте ловли моментально возникнет туча верховки или мелкого карасика, которые будут объедать насадку, изредка цепляясь на крючок. Прикормочная смесь должна быть хорошо увлажнена, в меру ароматна и иметь цвет, мало отличающийся от донного грунта. Последнее очень важно, так как яркий цвет прикормки может насторожить крупного карася. Если в водоеме отсутствует ротанье племя, то в точку ловли весьма уместно положить небольшое количество животной составляющей — резаного червя или утопленного опарыша.
Насадки легче перечислить, чем давать какие-либо рекомендации по их применению. Дело в том, что даже во внешне ничем не отличающихся друг от друга прудах у карася могут быть различные вкусовые пристрастия. Неподалеку от нашего дачного поселка есть три пруда. В одном из них крупный карась ловился только на червя, в другом отдавал предпочтение перловке, а в третьем поклевки были на опарыша. Поэтому к подбору насадки следует подходить творчески и постоянно экспериментировать.
По тропе «топтуна». Следующая группа водоемов, где можно поохотиться за нашим знакомым, более обширна. Это могут быть как небольшие водохранилища, так и природные озера. Карась здесь является хоть и постоянным обитателем, но отнюдь не основным трофеем для рыболовов, и попадается в уловах от случая к случаю. Но именно в таких водоемах случаются поклевки настоящих гигантов, вес которых далеко переваливает за килограммовую отметку. Карась здесь очень пуглив и осторожен, и охота за ним очень увлекательна. Особенно непросто соблазнить трофейного карася на природных озерах, где он практически ничем не выдает своего присутствия.
Своими повадками сей красавец напоминает дикого карпа, столь же хитер и осторожен. Откровенно говоря, мне до сих пор не удалось подобрать наилучшую тактику ловли такого карася-отшельника. В последнее время я все более склоняюсь к мнению, что ее просто не существует в природе. Хотя, кое-какими наблюдениями все же поделюсь.
Карась, как и любое живое существо, в меру любопытен. Рыбий «базар» в прикормленном месте, надо полагать, его привлекает. Кроме того, его тонкое обоняние улавливает ароматные запахи, которые исходят от прикормки. Но природная осторожность не позволяет ему вплотную подойти к соблазнительному столу. Вот он и «топчется» вокруг да около, в надежде чем-нибудь поживиться. На этом и основана тактика ловли, которую я называю «через тернии к звездам», то бишь к карасю. Опытным путем, определив наиболее перспективное, с моей точки зрения, место, где неподалеку может обитать крупный карась, я основательно прикармливаю и начинаю ловить все подряд. Это может быть и плотва с красноперкой, и некрупный подлещик с густерой. Время от времени забрасываю оснастку на некоторое расстояние от прикормленного места: влево, вправо, ближе, дальше. Нередко такой нехитрый прием срабатывает, и вершинка показывает традиционную поклевку активного крупного карася — плавный и мощный «загиб».
…Пишу эти строки после рыбалки, в очередной раз подтвердившей правильность приведенной выше схемы действий. В озере, которое я избрал для ловли, размер карася был от килограмма и выше. Такое впечатление, что более мелких экземпляров вообще не существовало. Местные рыболовы, хотя и знали о существовании подобных гигантов, категорически утверждали, что карась здесь отказывается от любой наживки и попадается только «на удочки в клеточку». Поэтому предпочитали ловить плотву да окуня со щукой.
Я опять начал рыбалку с плотвы. Положил в выбранную точку ловли с десяток кормушек активной прикормки, смешанной с горстью насадки — консервированной кукурузы. Выбрал я такую нетрадиционную для ловли плотвы в стоячей воде насадку для того, чтобы отсечь поклевки совсем мелкой плотвички. Цепляю поводок, насаживаю на крючок четырнадцатого номера одно зернышко и нерезким движением посылаю оснастку метров на двадцать пять от берега. Буквально через минуту после того, как кормушка опустилась на дно, произошла первая поклевка. Неплохая плотвичка заметалась на леске.
Активный клев плотвы продолжался часа два, вершинка «оживала» практически после каждого заброса. Затем на прикормленное место подтянулась плотвичка помельче, которая без конца «волтузила» кукурузину на крючке. Между тем, время подошло к восьми утра. Именно около восьми на этом водоеме случались поклевки крупного карася. Укорачиваю поводок, ставлю крючок больше размером и начинаю облавливать места неподалеку от прикормленного места. Чтобы не привлекать внимание мелочевки, набиваю в кормушку хорошо увлажненную прикормку, плотно сжимая ее пальцами. На крючке несколько средних «навозников», жало прикрыто парой личинок опарыша. Именно такой «бутерброд» нет-нет да и приносил поклевки карася. Долгое время поклевок нет, так и хочется переключиться на ловлю пусть некрупной, но все-таки активной рыбешки. Но я собираю всю волю в кулак и продолжаю поиск тропинки карася-топтуна. Наконец, вершинка еле заметно вздрагивает. Кладу руку на комель, мысленно отгоняя нехорошие мысли о мелком окуньке. И тут же — плавная и мощная потяжка! Отвожу удилище в сторону и чувствую, как все оно прогибается под тяжестью рыбы. Есть, карась-карасевич!
На первый взгляд, в такой ловле есть большой процент случайности и нет гарантии, что карась находится где-то рядом с прикормленным местом. Однако выбранное для ловли место — итог достаточно большой работы по исследованию наиболее привлекательных для этой рыбы мест. Пять рыбалок прошли с нулевым результатом, прежде чем мне удалось найти тропу карася-топтуна.
«Хозяин» водоема. Первый раз я столкнулся с «хозяином» в мае 1989 года. В ту пору, будучи еще несовершеннолетним юнцом, я, «усиленно готовясь» к предстоящим экзаменам за восьмой класс, злостно прогуливал уроки в школе. Дождавшись за углом дома, пока отец с матерью уедут на работу, мигом возвращался в квартиру за приготовленным с вечера рюкзаком. Переодевшись, быстро мчался на пригородный автобус, который за пятнадцать минут доставлял меня на водохранилище. Там в одном из заливов за «первой» травой постоянно клевала неплохая плотва. Ее и ловил, не думая о том, что около этой самой травки может находиться кто-то еще. Прибыв в очередной раз на водоем, обнаружил неподалеку от «своего» места двух пожилых рыболовов. У каждого было по два удилища и по очень большому, как мне тогда показалось, подсаку. Последний аксессуар вызвал у меня недоумение: кого они тут собирались подсачивать?
Однако рыбацкое нетерпение заставило меня быстро собрать удилище, подбросить к поплавку нехитрой прикормки (панировка + четвертинка размоченного в воде «формового» хлеба + грунт) и обязательно (так учил папа!) жменьку перловки. И замереть в ожидании первой поклевки. Как правило, минут через пять-семь плотвичка подходила к месту ловли и, дернув раз-другой поплавок, утягивала его под воду. На этот раз поклевок долго не было, и я тоскливо смотрел на качающийся на волне поплавок. Вдруг он дернулся и упал на воду плашмя. Поклевка!? Подсекаю и ощущаю на крючке мощно нарастающее сопротивление. Крупная рыбина упрямо движется к камышу, заставляя меня парировать ее движения, подавая руку с удилищем влево. Наконец, мне удалось ее развернуть и подвести к «первой» траве. Но как ее взять? Вспомнив про подсаки у соседей, зову их на помощь:
— Вы с подсаком не подойдете?
— Что, карась попался?
— Не знаю, в траве застрял…
— Сейчас разберемся…
Мужик, подойдя ко мне, ловко подсачил рыбу и выбросил ее на берег. Это был карась, весом далеко за полкило. Тупорылый, круглый, как тарелка, карась был прямо как с картинки «Рыболовного альманаха». Рыболов, окинув взглядом рыбу, произнес:
— «Хозяин» пожаловал…
Есть достаточно крупные водоемы, отданные матушкой природой во владение карасю. Это не говорит о том, что там нет другой рыбы. Наоборот, в этих водах, помимо нашего героя, могут в изобилии водиться плотва, красноперка, подлещик, густера, линь. Но основным объектом ловли является именно карась. Сотни наших коллег по увлечению приезжают сюда именно ради карася.
Поведение карася в водоемах подобного типа резко контрастирует с образом привычной нам по деревенским сажалкам и прудам ленивой рыбы. Крупный карась, объединяясь в стаи, активно передвигается по всему водоему и вытесняет другие виды рыб с кормовых участков. Стайки мигрирующего в поисках корма карася долго не задерживаются на одном месте и практически постоянно находятся в движении. Вычислить, где именно сегодня будет находиться рыба, очень непросто, но угадав с местом, можно попасть на очень интересную ловлю.
В таких водоемах карась хорошо реагирует на прикормку. Стайки его многочисленны, могут состоять из нескольких десятков особей весом по триста-пятьсот граммов, и удержать рыбу на месте можно только постоянным докормом. Если позволяет дистанция, я постоянно подбрасываю при помощи рогатки в точку ловли небольшое количество пареной перловки или кукурузных зерен. В местах без ощутимого течения этот способ докорма наиболее эффективен. Медленно опускающиеся на дно и оставляющие за собой ароматный шлейф зерна привлекают любую рыбу, и карась — не исключение. В условиях приличной глубины и течения на помощь приходит фидерная кормушка, которая позволяет варьировать подачу прикормки.
Летом насадки в большинстве своем используются растительные: перловка, макароны, консервированная кукуруза, манная «болтушка». Несмотря на растительные пристрастия карася, рекомендую всегда иметь с собой банку с червем или опарышем. В самую жару карась очень часто предпочитает «мясные» наживки.
Вот такой разный по характеру карась обитает в наших водоемах. Начинающим рыболовам не стоит пренебрегать ужением этой рыбы, так как кроме получения положительных эмоций при вываживании трофея можно обстоятельно познакомиться с различными способами ловли.