Выбор и проверка бюджетной безынерционки

 Одной из самых животрепещущих тем на современных рыболовных форумах является вопрос выбора недорогой спиннинговой катушки, по своей актуальности он идет практически сразу за темой выбора удилищ. Пожалуй, в первую очередь этот вопрос поднимается начинающими спиннингистами, а во-вторую уже опытными рыболовами, которым в силу разных причин под час просто не потянуть материально несколько дорогих катушек подо все свои удилища.

Умудренные опытом и стажем спиннингисты как ни крути находятся в несколько более выгодном положении, и опираясь на собственный опыт и знания своих приятелей, они все-таки совершают куда меньше ошибок при выборе рыболовных снастей, поэтому более всего данная статья будет адресована все-таки начинающим.

Начну я свою поучительную сагу с того, что для начала попытаюсь объяснить, что вообще есть такое бюджетная катушка и какие вообще катушки считать бюджетными? По сегодняшним реалиям, наверно правильно будет отнести к таковым все безынерционные катушки ценой примерно до 10 тысяч рублей, и, пожалуй, разделить эту группу условно на сверх бюджетные и непосредственно бюджетные. К сверх бюджетным мы наверно отнесем самые простецкие катюши, где-то до 3000руб. Почему я их так неровно поделил, спросите вы? Да в общем-то потому, что практически все катушки примерно до 3000руб мало чем отличаются друг от друга и соревнуются меж собой скорее по дизайну и по количеству недостатков, а вот уже в более дорогой нише бюджеток начинается довольно интересное соревнование по качеству различных узлов и количеству всяких полезных примочек.

И главное, что необходимо уяснить себе спиннингисту, что стоит перед выбором недорогой катушки. Во-первых – в реальной жизни никаких чудес не бывает, и платим мы при покупке определенной техники строго за ее вполне определенный ресурс и строго определенный уровень надежности и комфорта при эксплуатации. А во-вторых – рекомендованная розничная цена на всякую технику складывается из определенных величин, где с одной стороны представлены задействованные в производстве материалы, технологии, маркетинг и человеческий труд. А с другой – общая солидность, или иначе – раскрученность бренда, то есть чем серьезнее и известнее производитель, тем дороже каждая отдельная деталь и сам девайс целиком, но при этом у такого производителя обычно и с техподдержкой, и с гарантией дела обстоят лучше.

Иначе говоря, покупая катушку с малоизвестным, или вовсе неведомым именем, мы в случае какой-нибудь непредвиденной поломки вряд ли можем рассчитывать на легкий поиск и быструю замену несчастной детали, что для катушки от известного бренда обычно не представляет особой сложности. Впрочем, и с бюджетками продвинутых производителей не стоит заходить слишком далеко в их обслуживании, превращая его в дорогостоящий апгрейд. Не нужно забывать, что бюджетная катушка все-таки состоит на 100% из дешевых деталей и сколько в нее не вкладывай дополнительных и дорогих подшипников, ее ресурс ограничен и из строя она выйдет практически целиком, а вложенные в нее новые подшипники останутся на память о зря потраченных деньгах. В своем упрямом желании любую вещь довести до ума, мы вероятно впереди планеты всей, это у нас еще со времен СССР, когда действительно приходилось каждую ерундовину допиливать и докручивать. Вот и сейчас мы порой не можем без этого и если у самих руки заточены не совсем ровно, то рукастые добрые дяди из разных сервисных центров охотно помогут страждущим за денежку с любым апгрейдом и деталями для него. Так вот о чем я еще раз – тюнинг дело хорошее и реально полезное, когда речь идет о девайсах среднего и дорогого сегмента, но в катушках бюджетных все это не более, чем баловство, создающее иллюзию лучшей работы, которая быстро испарится.

И еще, когда речь заходит о месте производства той или иной бюджетной катушки, под час можно до сих пор еще услышать от продавцов, особенно в провинции, что дескать вот вам катушка, сделанная в Германии, Франции, Польше, или в Швеции. Лукавит он, или впрямь настолько недалек, но по факту все производства дешевых катушек давно сконцентрированы в юго-восточной Азии. Громкие имена старых европейских брендов по-прежнему привлекают к себе наше внимание, хотя подсознательно мы и понимаем, что все эти Balzer, Mitchell, DAM, Cormoran, ABU Garcia, и менее звонкие Salmo, SPRO и прочие, все это от и до производится в Китае, Вьетнаме, или Тайване.

Вот теперь, когда мы разогнали в голове почти всех наших тараканов, развеяли все мифы и расставили, как говорится все точки над «i», можно переходить к уже вполне осмысленному и более продуманному выбору недорогой безынерционной катушки. Рассматривать мы будем общие принципы – на что обращать внимание при выборе, от чего лучше отказаться и что предпочесть.

Для общего понимания стоит упомянуть о двух основных кинематических схемах, по которым создаются уже давно безынерционные катушки открытого типа.

1 - Кривошипно-шатунная схема передачи, чаще называемая в народе кулисной.

2 - Схема передачи на основе «бесконечного винта», или червячная передача (WORM SHAFT).

Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы. Но в целом обе схемы рабочие и проверенные на протяжении уже не одного десятилетия в самых разных катушках. В сущности, не схема механики катушки решает все, а то качество, с которым эта схема реализована на конкретном производстве в конкретных моделях. Поэтому безапелляционные заявления всяких диванных экспертов о безоговорочном превосходстве катушек с бесконечником над кулисными и наоборот, совершенно нелепы и беспочвенны.

Стоит упомянуть о том, что среди сверх бюджетных катушек встретить модели с бесконечником вряд ли удастся, все-таки кулисная схема обходится заводам несколько дешевле, поэтому выбор сверх бюджетных катушек будет только среди кулисных моделей, хотя наверняка на Али Экспресс ушлые китайские продавцы и с «червячком» катюшу за рупь с полтиной вам найдут.

Чаще всего катушки с бесконечником лидируют в бюджетном сегменте по части лучшей работы с укладкой тонких шнуров. Но в основном, увы, эти образцы катушек с «червячком» представлены уже довольно старыми моделями, имеющими весьма обременительную по нынешним временам массу, что не есть совсем хорошо для использования в ультралайте и даже с легким современным лайтовым удилищем. Впрочем, на мой скромный взгляд, лучше тяжелая катушка с приличной укладкой шнура, чем легкая с посредственной. Что любопытно, так это то, что до сих пор среди бюджеток с бесконечником лидируют старушки Excia и Zauber от Ryobi и их более и менее удачные клоны от SPRO, Dragon, Serf Master и Sakura.

Задумываться о материале корпусов бюджетных катушек особо, наверное, не стоит. В них использованы самые дешевые материалы из сплавов алюминия, или самые простые пластики, все они не из самых легких и прочных, из-за чего и вес бюджетных катушек не часто блещет минимализмом, хотя следует признать, что производители не просиживают свои штаны и постепенно начинает все больше появляться легких катушек в недорогом сегменте.

Теперь еще немного о материалах, или точнее о том, какие материалы нам порой указывают в рекламных целях продавцы и производители бюджетных катушек. Здесь стоит сказать честно и откровенно, что всякие красивые слоганы про нитрид титана, магниевые сплавы, карбоновые детали и всякие словосочетания типа титановая дужка, или «сталь по бронзе», все это наверняка рассчитано ласкать слух неискушенного пользователя, но обольщаться этому пользователю на сей счет не стоит. Все эти красивые фишки по факту далеки от правды и та же сталь по бронзе на поверку оказывается всего лишь цинковым сплавом по бронзовому, а то и вовсе силумином по цинку. Хотя стальная или бронзовая ось в ведущую шестерню главной передачи может и впрямь быть запрессована, если ручка катушки выполнена вкручивающейся в эту самую шестерню.

Но чаще в недорогих катушках применяются ручки на шестиграннике, который при наличии на ручке фиксирующих зубьев, входящих в соответствующие пазы на шестерне главной передачи, является вполне надежным вариантом. Главное, чтобы эти самые зубчики были из металла, а не из пластика, иначе выкрашиваются они запросто.

Частенько ручки на бюджетках бывают выполнены складывающимися и их устройство в большинстве своем оставляет желать лучшего, поэтому предпочтение здесь лучше отдать вариантам с цельной ручкой. Кноб на ручке конечно лучше на подшипниках, хотя бы на одном.

Ну и главное, чтобы ролик лесоукладывателя вращался на подшипнике и этот узел стоит проверить в первую очередь – насколько хорошо он вращается, ведь в магазине выкручивать крепежный винт для разборки ролика вам вряд ли разрешат, а наличие подшипников в паспорте бюджетной катушки еще не факт их реального присутствия на своих местах. Здесь можно поступить вот как – забираете покупку домой и там аккуратно проверяете ролик на наличие подшипника и если устройство ролика оказалось неудачным, то собираете все как было и идете сдавать катушку обратно в магазин.

В идеале, также было бы неплохо и внутренности катушки проверить, сделав ее неполную разборку, если конечно есть небольшие слесарные навыки. Мне попадались всякие катушки, которые на ТО приносили приятели, и там, особенно среди малоизвестных катушек с Али Экспресс, попадались разные образцы с различными недостатками, как например эти катушки с пластиковыми никуда не годными втулками в роликах Л/У:

При внешнем осмотре можно проверить легкость и плавность вращения ротора, люфты рукоятки, общий баланс катушки и четкость функционирования механизма сброса и фиксации дужки, а также переключателя стопора обратного хода. Но остальные плюсы или минусы спрятаны внутри корпуса, поскольку судить о внутренностях бюджетной катушки по прилагаемой взрыв-схеме можно с большой натяжкой. Но ее наличие все же лучше, чем ничего. Количество указанных подшипников может быть и 5, и 8 и 10, но важно не количество подшипников где попало расположенных, а наличие их в правильных местах. Важно в первую очередь наличие опорных подшипников на оси шестерни главной передачи с обеих сторон.

Также важно наличие хотя бы одного опорного подшипника на оси ведомой шестерни (пиньона), но в идеале конечно лучше, чтобы и пиньон был на двух опорных подшипниках.

То есть в катушке должно быть самое минимальное количество подшипников 4+1, где один в ролике Л/У, два опорных на ведущей шестерне главной передачи, один опорный на ведомой шестерне (пиньоне), и «+1» это роликовый подшипник в обгонной муфте. Но лучше конечно вариант 5+1, с двумя опорными подшипниками на пиньоне. Наличие дополнительных подшипников конечно приветствуется, например, пара штук в кнобе точно не будет лишней, и в подшпульном узле один-два тоже не помешают, так же, как и в самой шпуле, но главное это те самые 4+1 или лучше 5+1 на своих местах – ролик Л/У, ведущая шестерня и пиньон.

Если на красивой глянцевой коробке дешевой безынерционной катушки красуется надпись вроде 7+1 или даже 10+1, то повторюсь – не факт, что их наличие есть на самом деле и не факт, что их расположение бывает правильным. Порой эти копеечные китайские подшипники могут быть разбросаны по узлам катушки в довольно бестолковом порядке, при этом в вышеперечисленных наиболее важных местах их может оказаться меньше, чем хотелось бы.

Кроме придирчивой проверки качества сборки, плавности хода и наличия подшипников в правильных местах, стоит сразу после покупки проверить насколько катушка хорошо укладывает шнур на шпулю. И если с укладкой дела обстоят неважно и никакие регулировки с помощью шайбочек под шпулей не приводят к ее улучшению, то стоит опять же вернуть эту катушку в магазин, а не заниматься ее модернизацией.

А еще следует обязательно попробовать установить катушку на удилище, ибо до сих пор встречаются катушки с излишне толстыми опорными площадками, которые с трудом входят в катушкодержатель и могут стать причиной его поломки. От покупки такой катушки также стоит воздержаться, а если вы ее уже купили, то верните обратно в магазин.

Нелишним будет и проверка пакета фрикциона, что расположен в шпуле катушки. В нем должно присутствовать хотя бы две шайбы из фетра и металла, или карбона и металла. Но лучше, чтобы их было немного больше двух.

Если говорить о конкретных именах без упоминания конкретных моделей, то сегодня трудно выделить и поставить на пьедестал кого-то одного среди бюджетного сегмента. Здесь у каждого бренда можно найти что-то интересное, будь то Ryobi, Okuma, Balzer, Mitchell, DAM, Cormoran, ABU Garcia, Allux, Alcedo, SPRO, Dragon, Stinger, Serf Master, Sakura, Mikado, Salmo, …. Катушки лидеров производства – Shimano и Daiwa стоит расположить особняком, поскольку они, как и положено лидерам обладают все-таки большей стабильностью качества и лучшей технической поддержкой по части запчастей, хотя за их бюджетные модели приходится и платить дороже.

Вот такие реалии на сегодняшний день среди бюджетных безынерционных катушек для спиннинга. При всем разнообразии выбора, сделать его правильным не так просто, но приложив руки и голову для проверки приглянувшихся моделей, можно найти вполне достойную катушку за не очень большие деньги. Но главное здесь – не стоит себя обманывать, в поиске лучшего мы все равно приходим рано или поздно к вещам более высокого уровня, но это будет уже совсем другая история.

За этот обзор автор получил 1800 бонусных рублей! узнать подробнее об акции

Комментарии

North_Side_King
North_Side_King 9 апреля
Как всегда - Трекеру огромадный лайк)))

Ждём-с про сильвер крики и сертэйты)))
palfedor
palfedor 9 апреля
Спасиб! )))
Valdemar
Valdemar 10 апреля
Полезная статья, спасибо))) 
Garry
Garry 11 апреля
За 10 тыр. бюджетная катушка?
North_Side_King
North_Side_King 19 апреля
Считается, что да. Ну до 10т.р.

Потом идёт средняк где-то до 20ки (Лувиасы, Страдики), а потом уже ТОП, так называемый (Экзисты, Стеллы)
Владимир Борисович
Владимир Борисович 11 апреля
Не совсем согласен с автором статьи. В силу своего бюджета, я всегда пользовался только "бюджетными" катушками и не всегда это было плохо. Вот например, у меня уже много лет в ходу катушка ABU Garcia Cardinal 300U, серии ultra light, так очень надёжная штука оказалась! Я, её использовал, даже для ловли на Jig, причём глубокой осенью, когда приманки были от 10 г., да и трофеи, под 1,5 - 2,0 кг. И ничего с ней не стало!!! И, при этом, и шнур, и леска, укладываются на шпуле ровно, без перекосов. Единственная проблема - это то, что кноб на рукоятке вышел из строя (от времени "потекла" резина), пришлось изобретать что-то своё. Но, ничего, справился и моя "старушка" готова к новому сезону. И ещё, лет 5 назад, мне удачно попала в руки катушка Ryobi Stamina 1000. Так вот, хоть она уже давно снята с производства, менять её ни на какие Shimano и Daiwa, я никогда не буду! Очень надёжная и функциональная катушка!!! Единственный недостаток её - это отсутствие запасной шпули. (Я ловлю и шнуром, и леской, поэтому, чтобы не брать 2 катушки, лучше брать с собой дополнительную шпулю с другой оснасткой). Так вот, прошлой зимой, мне удалось найти к моей катушке доп. шпулю и у меня появилась возможность быстрой перестройки снасти, непосредственно на рыбалке. Главное - это регулярное обслуживание любых катушек, желательно с полной разборкой, чисткой и смазкой. Я это делаю после каждого сезона.   Теперь, что касается катушек от Shimano и Daiwa, которых автор относит к лидерам производства и ставит их особняком. Кстати, они тоже делаются в странах Юго-восточной Азии, на тех же заводах. Катушек Shimano, у меня никогда не было (за исключением старенькой маленькой Alivio, у которой даже обгонной муфты не было. Но она годится лишь для ловли на блёсны или для удочки). Так что про качество этих катушек ничего говорить не буду. Единственно, что стоить отметить, так это то, что ценовая политика Shimano, на мой взгляд, ни в какие ворота не лезет!!! Цены на этот брэнд, ввиду его раскрученности, неоправданно высокие и за такие деньги, я никогда эту катушку брать не буду, как бы её ни хвалили. Меня, вполне устраивает Ryobi. А вот, что касается Daiwa... Вот их (бюджетных) у меня было несколько и разных классов. И при их эксплуатации, я пришёл к одному очень неутешительному выводу: все бюджетники от Daiwa хороши только в первые месяцы работы. Т.е., пока катушка новая, я не мог нарадоваться на её работу. А дальше, наступает одна и та же болезнь, почему-то присущая именно Daiwa: ломается возвратная пружина лесоукладывателя и катушку можно выбрасывать или оставлять на запчасти, как донора. Потому что, отдельно пружины не продаются, а если обращаться в авторизованный сервис-центр, то ремонт обходится, как минимум в полцены самой катушки (а иногда и дороже!), да ещё и ждать приходится, когда они соизволят эту маленькую, копеечную деталь, доставить, аж из самой Японии, (как они говорят). А сезон-то проходит....... Да ещё не факт, что новая пружина опять не сломается (перекаливают они их что ли?) Поэтому, я пошёл по другому пути: я делаю сам пружину из подходящей, по диаметру и жёсткости, стандартной пружины, намотанной виток-к-витку. Конечно, после этого дужка Л/У, возвращается в рабочее положение менее быстро (приходится "расплетать" пружину и она теряет былую жёсткость), но, ведь работает же!!! В общем, от всех своих катушек Daiwa, я избавился и покупать их больше никогда не буду.    Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дёшево, не всегда плохо, а дорого, далеко не всегда хорошо! Например, американцы, очень редко пользуются дорогими раскрученными брэндами, т.к. они постоянно считают деньги и не хотят делать крупных неоправданных вложений. Впрочем, это лично моё мнение и мой опыт, который я никому не навязываю. Попробуйте покопаться в своём опыте спиннинговой ловли и, может быть, и Вам будет что вспомнить и что рассказать.
андрей
андрей 11 апреля
писать лишь бы писать. мы и так все знаем, что день светлее ночи.конечно вы загнули такой коридор от 3 до 10000 рублей. а что вы не описываете случаи от 300 руб до 1000рублей? люди покупают для знакомства и раз два в сезон порыбачить для меня уже до 10000 рублей это пафос не совсем продуманный.
North_Side_King
North_Side_King 19 апреля
Тот, кто питается дошираками и пьёт ссанину из пластика с наклейкой "пиво", врятле поймёт тех, кто ест шашлык из осетрины и пьёт односолодовый виски 12 лет выдержки.

Хотя, быть Диогеном никто не запрещал.
palfedor
palfedor 11 апреля
Коллеги, я все и всех понимаю, потому что уже очень много лет в теме спиннинга и катушек для него. Поэтому. как бы мы не хотели и чего бы нам не хотелось, но существуют определенные реалии, от которых никуда не уйти. И это касается цен на спиннинговые снасти в том числе. Я лишь подарил всем начинающим спиннингистам простую инструкцию по выбору бюджетной катушки без всяких понтов и лукавства, и да - до 10000руб все катушки бюджетные, увы, такие уж у нас цены в стране.((
Евгений
Евгений 13 апреля
Отличная статья !!!
Alexey_U
Alexey_U 15 апреля
Не в защиту Дайвы, но всё же. 

Деталька эта, возвратная пружина, делается за 5 минут из куска упругой проволоки при помощи пары отверток, мини-тисков и плоскогубцев. 

У меня до сих пор валяется в сумке со всякой рыбацкой мишурой пакетик с такими вот самодельными пружинками, хотя дайвами с такой системой дужки я уже не ловлю. 

И зачем описывать сегмент до тысячи рублей? Это даже не сегмент, а черти что. Реально крепкая бюджетка находится в диапазоне 3-5 т.р, и, как правило, если эстетика и доходы не позволяют и не требуют большего, то их вполне хватает. 

И да, даже в этом сегменте на дайву и шимано лучше не смотреть. Я сам как-то протупил в прошлом году, взял на пробу дайву ниндзю, а надо было Кузьмина послушать, и не выпендриваться в роли дегустатора котов и мешков. 

Автор прав практически во всем. 
Добавлять комментарии могут только .

Регистрация




Отправляя данные формы, вы автоматически соглашаетесь с правилами сайта.

Вход с паролем