Трагедии на Ладоге. Факты. Анализ. Комментарии.

Карел1 11 апреля 2021

Сказать, что Ладога суровое озеро, — это ничего не сказать. Огромные просторы, сложная ледовая обстановка и осенние шторма делают этот водоем не просто опасным, а смертельно опасным как для рыболовов, так и для людей, которые связали свою жизнь с Ладогой по долгу службы. Народ здесь погибал испокон веку. Потери доходов от торговли в связи с гибелью судов были таковы, что в 1718 году Петр I был вынужден начать строительство Староладожского канала, который проходил вдоль южного берега Ладоги, связывал реки Нева и Волхов и, таким образом, позволял судам, идущим из Балтики в Волгу, не заходить в Ладожское озеро.

Свой указ Петр предварял следующими словами: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

«Так то когда было!» — скажете вы. И будете неправы. Жизнь, в сущности, мало меняется. Отмечают течение времени только некоторые шаги научно-технического прогресса. В основе же все неизменно. Метко это отметил один подражатель Блоку:

Ночь. Ладога. Луна и ветер.

Идешь во тьме, сквозь шторм и мрак.

Живи хоть 1000 лет на свете,

Суть не изменится никак.

Жизнь через много воплощений

Так же богата и бедна.

Опять пройдет без изменений

Ночь. Ветер. Ладога. Луна.

Гибнут люди и суда и сейчас. На самом деле, причин, которые приводят к трагедиям на воде, не так много, я бы выделил всего три основные. А еще есть великое множество сопутствующих факторов, которых я тоже чуть коснусь в тексте ниже.

Одна из первых по числу трагических исходов системная причина — это злоупотребление алкоголем. 

Русский человек выпить любит, а выпив, становится лихим и бесшабашным, что зачастую приводит к трагическому итогу. Показательный случай произошел лет 20 назад на одном из островов Ладоги, расположенном в открытой части озера, за пределами ладожских шхер. В те времена поздней осенью народ выбирался туда за сигом. Рыбу ловили сетями. Сами рыбаки жили на острове, занимаясь заготовкой сига, а долгими осенними вечерами без меры пили водку. Если же задувал ветер с открытой Ладоги (в народе просто «Открытая»), то выбраться с острова не было никакой возможности, и рыбаки были вынуждены маяться, порой неделями, ожидая хорошую погоду.

Лодки укрывали в заливе, который называется «Штаны». Название четко характеризует форму залива. Вдающийся в берег прямо из Открытой достаточно узкий залив («узкость», как говорят на Ладоге), разделяется на две совсем узкие «штанины», которые полностью безопасны и где можно укрыться от штормов катера. Разогнавшаяся за 200 км озера волна влетала в залив, нарастала, зажатая узкостью, и разбивалась о скалу, которая разделяла залив на два рукава. Именно в такой момент по причине отсутствия водки закончилось празднование дня рождения одного из рыбаков. Напиток, который, как известно, всегда заканчивается не вовремя, поступил так же «подло» и в тот злополучный вечер.

Именинник не выдержал первым и решил прорваться на материк на своем катере. Разогнался по «штанине» и на полном ходу вылетел в узкость, стремясь сразу выйти на глиссер. Первая же волна перевернула катер. Рыбак вылетел из него и упал на разделяющую рукава скалу, а приземлившийся сверху катер в лепешку размозжил ему голову. Так день рождения стал и днем смерти, а труп пролежал на острове, укрытый брезентом, еще 5 дней, в ожидании хорошей погоды.

Случай исключительно типичный. Народ, выехав на выходные и застряв в Отрытой на неопределенное время, зачастую не выдерживает и стремится прорваться в шхеры, где можно укрыться от ветра за островами. А там уже и до дома не далеко.  Кого-то гонит работа, кого-то любовь, кто-то по пьянке разругался с коллегами, а кто-то, «махнув 100 грамм», просто хочет показать, что ему «море по колено». Перевернувшаяся лодка никогда не тонет, так как внутри всегда остается воздух. И поэтому рыбаки привязывают себя к лодке, чтобы потом было легче искать катер и труп, и отправляются в путешествие, которое порой становится последним.

Вот так же и мой сосед рванул с Валаамского архипелага в город на своей Казанке, выпив лишнего и разругавшись с коллегами по рыбалке, и прорвался, все же, через Открытую Ладогу. Уже на подходе к архипелагу, где волна всегда нарастает у островов, лодку залило полностью. Но Казанка не тонет из-за запаянного в булях воздуха, и он остался на плаву, привязанный к лодке. И тут ему повезло сразу три раза.

Во-первых, в город возвращался МРБ, пытаясь сбежать от шторма, что уже очень большая удача. Обычно в такое время на воде уже никого не встретишь.

Во-вторых, в кромешной тьме с МРБ его все же заметили, бросили спасательный круг на канате. И в-третьих, у него на поясе оказался нож, которым он перерезал связывающую его с лодкой веревку, так как к тому моменту замерз настолько, что уже не мог ее отвязать и даже про нож не вспомнил, пока не стали кричать с борта рыбаки.

Очень часто погибают пьяные, проверяя сети. Падают из лодки и, запутавшись в собственных сетях, тонут очень быстро даже летом. Часто гибнут, выбираясь на рыбалку по последнему льду. С утра осторожно выходят на подмерзший за ночь лед, а к обеду набираются настолько, что полностью утрачивают бдительность и тонут, забыв, что лед к полудню становится совсем слабым.

Переворачиваются на лодках, которые казалось бы, невозможно перевернуть. Режут баллоны надувных лодок о лед и тонут, не имея возможности добраться до земли. Часто тела не находят и только православные кресты на островах напоминают о сгинувших в суровых ладожских водах людях.

Но порой случаются и трагикомичные истории, которые, как минимум, заканчиваются травмой психологической.

Шумная компания, прибывшая на двух катерах, высадилась утром на симпатичном, скалистом мысу, где есть удобное место для стоянки. Народ принялся «накрывать поляну», а одна из женщин отправилась за грибами, обнадеженная уверениями «знатоков», что остров небольшой и если идти в одну сторону, то все равно придешь к лагерю. Нашли ее случайно местные рыбаки, почти в полночь, примерно в 12 км от места, где высадились отдыхающие. «Знатоки» ошиблись — это был не остров. А северные берега у Ладоги очень трудно проходимы повсеместно, а порой просто непроходимы.

За это время она обошла два озера, которые соединены с Ладогой речушками, пересекла одну мелкую речку вброд, продралась через непроходимые чащобы, обошла отвесные скалы и уперлась, в итоге, в узкую, но глубокую речку, которую не смогла перейти. По моим прикидкам, километров 20 в тяжелейших условиях за день она прошла. Вся искусанная комарами и мошкой, со слезами на глазах и на грани нервного срыва. Догадалась выйти на мыс, где ее увидели с лодки деревенские мужики и привезли к лагерю, просто двигаясь вдоль берега. Не знаю, смеяться тут или плакать, но оказалось, что компания набралась настолько, что к этому моменту про нее никто даже не вспомнил…

Следующая причина, которая, на мой взгляд, стоит на втором месте по количеству трагедий, но не намного уступает алкоголю, — это отсутствие даже минимального опыта у погибших людей. Или его недостаток.

Гибнут люди случайные, плохо знающие или совершенно не знающие Ладогу. Люди, которые в силу образа жизни просто не в состоянии оценить возможные опасности, либо те, кто действует, положившись на слова местных «знатоков».

Надо понимать, что Ладога — это настолько непростое озеро, что даже из местного населения более или менее хорошо его знают немногие. Говорят, что озеро — это водоем без течения. К Ладоге это не относится. Течений здесь полно, а следовательно, есть множество мест, где лед не встает совсем. Бывает, что даже в сильные морозы намерзает только ледовая корка, и рыбалка в незнакомом месте всегда сопряжена с определенным риском.

Только в прошлом году прямо у нас в городе один из туристов попал в полынью на снегоходе вместе с двумя детьми. Все погибли. Часто проваливаются на машинах, мотоциклах и другой технике. Лично знаю человека, который утопил «жигули», «буханку» и мотоцикл. Поднять технику — не проблема, гораздо хуже, если техника уходит вместе с водителем и пассажирами.

Той же зимой под лед ушла двухдверная легковушка с двумя пассажирами на заднем сиденье. Шансов выскочить у них не было никаких. Лет тридцать назад погиб тракторист, который отправился чистить мужикам дорогу на рыбалку по озеру на гусеничном тракторе! Вроде бы, местный житель, но человеку не хватило опыта, чтобы трезво оценить возможную опасность. Положился на слова «специалистов». Так и нашли его в кабине трактора.

Шанс выбраться в таких случаях, есть. Первое — нельзя паниковать. Второе — нельзя пытаться открыть дверь, если провалился и машина уже утонула. Те, кто сумел выбраться, все вылезали через окно. Пока машина заполняется водой, есть время снять куртку, а там, как повезет. Есть еще один нюанс. Машина, когда тонет, уходит чуть назад по ходу движения. Следовательно, надо смотреть и плыть на свет, чуть вперед.

Как-то в декабре упал, пробив лед, вертолет с экипажем из трех человек. Утонул на глубине, примерно, 15 метров и, тем не менее, второй пилот сумел выплыть наверх и выйти на дорогу. Естественно, повезло, но в том, что у человека железный характер, можно не сомневаться.

Сейчас у нас множество туристов и отдыхающих. Только вчера буквально завернул одного рыболова-москвича, который, приехав в первый раз, шел прямо на гиблое место, похоронившее уже несколько человек только за последние годы. Сразу у берега, но почти никогда не замерзает, а лишь чуть схватывается корочкой льда сверху.

Тут, наверное, имеет смысл кратко сказать о безопасности именно на льду. Ведь только за первую неделю декабря в Карелии на разных водоемах утонуло 11 человек вышедших на первый лед на рыбалку.

Самое главное, не лезть без оглядки в незнакомые места. Но если уж провалился, то не паниковать. Выбираться только в ту сторону, откуда шел и как можно быстрее, хотя, без суеты. Надо сразу раскинуть руки назад и в стороны, облокотиться о лед сзади и чуть наползти на него спиной. При этом, ноги сразу всплывут наверх, пока еще сильно не намокла одежда. Дальше, выбрасывать ноги на лед в сторону, стараясь не слишком ими давить, и откатываться в бок и назад.

Лично знал человека, который провалился в тулупе, унтах, с буром и рыбацким ящиком в руках. Трижды обламывал лед, двигаясь  в обратную сторону, но ничего из вещей не бросил и выбрался, все-таки, с четвертой попытки. Вот это нервы! А через несколько лет утонул у самого берега поздней осенью, выпав из своей маленькой резиновой лодчонки в ледяную воду и получив повторный инфаркт.

Летом вполне можно налететь на каменистую луду и в лучшем случае угробить мотор и расквасить нос, а в худшем — погубить себя и пассажиров. Такое случалось неоднократно. Мелей в шхерах бесчисленное количество, и, не зная озера, надо, как минимум, иметь подробную карту глубин или хорошего проводника.

Именно из-за недостатка опыта произошла и самая большая трагедия за последние два года на севере Ладоги. Пятеро выпускников школы отправились кататься на катере по ладожским шхерам в районе Импилахти. Спасательными жилетами они пренебрегли. Решили выйти за острова, и как только оказались за пределами архипелага, попали на приличную волну с Открытой и запаниковали. Будь в лодке хоть один толковый мужик, трагедии не случилось бы. А так — паника, крутой разворот и перевернутая лодка. И, вроде бы, земля недалеко, но доплыли до нее только двое из пяти, которые поплыли к острову сразу. Трое суетились, не верили в себя, потеряли время и поплыли чуть позже. Один пытался вернуться за девушкой, которая отставала. В итоге, все трое погибли. А ведь берег был рядом.

Поплыви они сразу, и шансы добраться до земли были бы куда выше. Еще больше увеличивались шансы на спасение, если бы они остались и до последнего держались за лодку. Ее неизбежно выбросило бы волной на остров, до которого было, по разным оценкам 80–100 метров. Да, вода не была теплой, но все же это был июнь, пусть и очень холодный, а не ноябрь. И наверняка жизни спасли бы спасательные жилеты.

Я приведу еще один пример, чтобы показать: единых правил спасения и выживания не существует. Действовать в каждом случае надо в зависимости от обстоятельств. Этому событию уже лет двадцать, если не больше. В те времена о спасательных жилетах у нас даже речи не было, и когда четыре рыбака ночью перевернулись на лодке в конце осени, шансов у них было немного. Двое поплыли к берегу, который был недалеко. Но ледяная вода парализовала, а теплая одежда сковывала движения. Один до земли не доплыл. Второго нашли в воде у самого берега. Он добрался до камыша, вцепился в него, но сил выползти из воды у него не хватило, и он замерз прямо в шаге от спасения. А вот двое оставшихся выжили.

Видимо, воздуха в лодке осталось достаточно много, и они смогли навалиться телом на днище и частично сохранить тепло. Сэкономили силы. К тому же, ночь, штиль. Звук над водой несется на большие расстояния. Они стали кричать и докричались. Через какое-то время их услышали ночующие на островах рыбаки и вытащили из воды.

В первом случае спаслись те, кто поплыл сразу, во втором — те, кто остался. Действовать надо, исходя из обстоятельств.

И раз уж речь зашла о камыше, то надо отметить еще два момента. Когда лодка переворачивается, многие в панике просто пытаются добраться до любого берега и плывут к камышу. А это очень часто лишает их шансов на спасение. Глубина на бровке у нас почти повсеместно больше двух метров. В итоге, пытавшийся спастись не может пробиться через растительность и не может встать на дно. Он запутывается в камыше и погибает.

И исключительно опасен береговой камыш по первому и последнему льду. Осенний лед намерзает в нем гораздо позже, чем на открытой воде, и любые заросли растительности в начале зимы надо обходить. Еще опаснее береговая растительность по последнему льду. На весеннем солнце растения нагреваются быстрее и отражают тепло, которое растапливает лед. С виду такие места кажутся безопасными. Более того, некоторые рыболовы инстинктивно прижимаются к берегу, к мели, и попадают в западню. Если на открытой воде из ледяной ловушки выбраться можно, то в камыше шансов практически нет, если не достал дна. Помимо того, что намокла одежда, нет прочного льда рядом, так держит еще и растительность. И порой такие места становятся опасными задолго до того, как ослабнет лед на открытом пространстве.

Третья группа причин, которая приводит к трагедиям, — это технические неисправности или огрехи. Обычно это проблемы с мотором, появляющиеся в неподходящее время в неподходящем месте.

Показателен один случай, который прогремел в конце 90-х на всю страну, т.к. попал в СМИ. Питкярантский рыбак с соседом (совершенно случайным человеком, которого выдернули «помочь на минуточку») отправились поздней осенью в открытую Ладогу снимать сети, что бы, те не ушли под лед. Было уже очень холодно­­, примерно,  5-6 градусов мороза. Ветер был от берега, с севера и достаточно сильный. Сети кое-как сняли, но у них сломался мотор и они не смогли вернуться. Пробовали грести, что изначально было утопией по такой погоде, но тут сломалось одно из весел. И рыбаков понесло по бушующей Ладоге в лютый холод.

Представляете, что такое минус 6 на воде в сильный ветер в железной лодке. Уверяю вас, это точно много холоднее, чем минус 20 на берегу в штиль. Берег и ориентировку в условиях пасмурной погоды они потеряли очень быстро. Когда ветер усиливался, разворачивали лодку носом к ветру и держали ее против волны с помощью единственного весла, что бы не перевернуться. Когда ослабевал, пытались спать по мере возможности. На третьи  сутки их катер вынесло прямо на небольшой остров - скалу и понесло к земле. На остров громоздились льдины, и если бы лодку прижало ко льду, то перевернуло бы сразу. Еле-еле удалось обойти камень, отгребая одним веслом. К тому моменту, они сожгли в лодке все, что могло гореть, включая сиденья. Съели 5-6 небольших рыбин, которые были в сетях. Гребли просто куда попало, что бы хоть как-то согреться. Потеряли счет времени. На седьмой день они проснулись от того, что лодка обо что-то ударилась. Оказывается, их вынесло к Приозерску. Залив у города замерз уже полностью, и они выбрались на лед. Только успели выскочить, как катер, прижатый волной ко льду, затонул. 100 км по прямой через Большую Ладогу на железном корыте без мотора и весел за шесть суток! У дилетантов шансов не было бы никаких.

Яркий пример важности надежного мотора и необходимости всегда иметь запас. Именно поэтому у нас при выходе в Открытую кладут в нос лодки маленький мотор на всякий пожарный случай.

Но описанный выше пример закончился благополучно, а множество других — нет. Так, погибли в середине июля в Ладоге двое сортавальских рыбаков, когда поставили мощный мотор, не предусмотренный конструкцией лодки, и тот оторвал транец. Даже в середине июля в ладожской воде за пределами шхер долго не выдержишь. Не поможет никакой жилет. Сертифицированные ГИМС мотор и лодка полностью страхуют от крупных технических проблем. Но ведь народ наш неугомонный и склонный к самопальному экспериментаторству. Гибнут, когда ставят мощные моторы на легкие лодки и те просто переворачиваются на скорости. Еще одна ошибка — это мощный мотор без рулевого управления. Достаточно дрогнуть руке в неподходящий момент, и трагедия становится неизбежной.

И самое плохое, когда соединяются все три основные причины, приводящие к трагедиям на воде. Случайные люди в пьяном виде на неподготовленном судне. Это в 99% случаев отдыхающие и туристы.

Как-то в начале лета я прятался от ветра за островами, рыбача со дна, и ко мне от берега подошла надувная лодка с четырьмя людьми на борту. Лодчонка была перегружена до предела, 20- сильный мотор явно не соответствовал по техническим характеристикам лодке. За рулем — здоровенный мужик, далеко за сотню килограммов весом, в капитанской фуражке и без жилета, пьяный, как сапожник. С ним женщина в совершенно невменяемом состоянии и двое маленьких детей, лет шести-семи. Все сидели просто друг на друге, поскольку места не было. Баллоны поднимались над водой сантиметров на 15—20. Первая же приличная волна утопила бы лодку наверняка. Пытались узнать у меня, как проехать в город по воде.

Пробовал им объяснить, что в проливе серьезная волна и соваться им туда нельзя категорически, и вообще, лучше пересидеть какое-то время на берегу. Но ведь пьяному море по колено, и пока я сматывал спиннинг и поднимал якорь, они уже двинулись к проливу. Пришлось идти за ними, проклиная толстого пьяницу, с мыслями о том, чтобы спасти хотя бы детей. Вот только у них мотор в 20 сил, а у меня в 4…

Видимо, Бог в тот момент, как и я, пытался спасти тех, кто еще не успел нагрешить. Уже на выходе в пролив лодка заложила опасный вираж, слегка черпанув воду бортом, и ткнулась в берег ближайшего острова. Люди были на волосок от смерти и даже не понимали этого.

Я мог бы перечислять трагические и не очень случаи, случившиеся в наших местах, бесконечно, если бы не боялся затянуть статью. Вместо этого я лучше кратко напомню основные правила, которые точно сделают вашу рыбалку или отдых на Ладоге гораздо менее опасными или помогут в сложной ситуации. Некоторых я уже коснулся выше. Некоторые не буду иллюстрировать примерами, чтобы не писать лишнего, но кратко прокомментирую. Все они — следствие опыта, выводов из чужих трагедий и собственных ошибок. Очень советую вам этих ошибок не повторять.

1. Сертифицированный спасательный жилет с паховым ремнем и соответствующий техническим характеристикам лодки мотор сделают вашу рыбалку намного безопаснее. Спасут не только жизнь, но и кошелек от штрафа сотрудников ГИМС.

2. Спасательный жилет при выходе на первый и последний лед, с одной стороны, поможет, так как не даст утонуть быстро и даст шанс подоспеть подмоге, с другой стороны, затрудняет попытки выбраться на лед. По статистике, провалившиеся под лед гораздо чаще тонут, чем замерзают, а следовательно, надеть жилет все-таки имеет смысл. И, конечно, в любом случае поможет пешня, которой стоит проверять лед впереди себя.

3. Не приближайтесь к любой растительности, рыбача на льду, к любым темным предметам, оказавшимся на поверхности, так как именно в таких местах лед тает наиболее быстро. И помните золотое правило местного населения для рыбалки именно по последнему льду: «на темное не вставай». Это не только посторонние предметы, заросли растительности или что-то еще. Темный лед весной опасен, светлый — путь к спасению. Если уж попали в оборот, старайтесь выходить по пятнам светлого льда. В крайнем случае, ползите.

4. Если все же провалились, то выбирайтесь в ту сторону, откуда шли. Я рассказал выше, как надо выбираться, навалившись на лед спиной. Но это только в том случае, пока не намокли сильно и если можно зацепиться за поверхность ногами и лед держит. Если нет, то поможет бур. Он увеличивает площадь опоры и дает возможность облокотиться и попытаться спастись. Если и бур оказался в стороне, что случается часто (провалившийся инстинктивно взмахивает руками и бур отлетает в сторону), а лед скользкий и за него не удержаться, то используйте любые металлические предметы, что бы зацепиться за поверхность. Нож, ключи, разбейте телефон и пытайтесь удержаться ребром. Финны носят на шее два связанных на веревке шила.

5. В незнакомых местах требуется предельная осторожность. Летом — надежная, крупномасштабная карта глубин. Зимой — хороший проводник. На Ладоге это обязательно. Не слушайте «знатоков». «Знатоки» часто просто бахвалятся. А вам рисковать жизнью.

6. Если вы попали в шторм и у вас проблемы с мотором или вы видите, что лодка просто не справляется с волной, то вставайте носом к ветру и удерживайте лодку в таком положении на минимальной скорости или на веслах, по градусу смещаясь в нужном вам направлении. Самое страшное — это боковая волна.

Я три раза попадал в такие передряги, причем два раза из этих трех пришлись на глухую ночь, что сильно усложняет обстановку. В первый раз — в Открытой. Отделались разбитым волнами лобовым стеклом катера («Прогресс-4», «Ямаха-8»). Насквозь промокли, замерзли, но два с лишним часа при минус двух градусах на пределе нервного напряжения выдержали, двигаясь просто по сантиметру.

Ночные случаи гораздо страшнее. Нет возможности хоть как-то маневрировать между волнами, и не видно берегов. Тем не менее, двухкилометровый пролив при боковой волне на самом малом ходу («Пелла-фиорд» и «Ямаха-4») мы проходили больше часа, располагая лодку исключительно носом к ветру.

Конечно, лучше всего в подобную катавасию не попадать. Но когда выбираешься из шторма, прячешься за островами и, хоть вымокший до нитки и замёрзший, но все же расслабленный и счастливый, идёшь последние 3–4 км до берега, в голову в это время приходят слова одной старой, забытой песни. Они сказаны по другому поводу, но как нельзя лучше подходят именно к этой ситуации.

    От морей и от гор

    Веет свежестью, веет веками.

    Как увидишь — почувствуешь:

    Вечно, ребята, живём…

Пожалуй, именно этими словами, подчёркивающими ценность человеческой жизни в философском смысле и вечность мироздания одновременно, надо закончить эту статью. Если она поможет хотя бы одному человеку, то буду считать, что я свою задачу выполнил. Берегите себя. И до встречи на наших суровых ладожских берегах!

Комментарии

Учитель
Учитель 14 апр. 2021
Замечательная статья, спасибо за неё.
Карел1
Карел1 15 апр. 2021
Рад, что Вам понравилось. Спс за отзыв.)
Timberwolf
Timberwolf 24 мая 2021
Спасибо!  Очень полезно!
Карел1
Карел1 25 мая 2021
Ну значит я свою задачу выполнил.
Ingvar
Ingvar 24 мая 2021
Очень интересно!) Сам я из Ленобласти. Как-то был случай и мы в Карелии выходили из маленького залива Сегозеро в большое озеро, само Сегозеро, а вот обратно мы шли в лодке и такой ветер поднялся в минуту, что волна была выше меня стоячего! А возвращаться только туда.. в Паданы. Мужики со мной напились уже, а я никогда не пью.. На носу я сидел и кричал куда рулить, а мы то боком, на по диагонали на волну.. Думал не дойдём. Потом, когда пару раз нас болтыхнуло так, что даже в пьяных глазах я увидел страх - они стали более слаженными. С Божьей помощью дошли, точнее мы больше пересекли узкую протоку в залив и пошли вдоль берега, но протоку с 1-1.5 км мы проходили минут 40. А лодка то пвх была, хоть и хорошая, мотор 9.9, но все же.. Мы 3 метра вперёд, 5 назад. 

Промок, естественно, насквозь и замёрз как цуцик. Сказал больше с выпившими в лодку ни ногой. 

Интересная статья!

Спасибо)
Карел1
Карел1 25 мая 2021
Я скажу, может быть, парадоксальную вещь на эту тему. В зависимости от человека и дозы алкоголь может помогать или мешать. Людям опытным и с крепкими нервами он ни к чему. Они и так понимают, что их жизнь зависит от концентрации внимания и хладнокровия. Другим - помогает снять колотун и они хотя бы не будут мешать в лодке. Напиваться до поросячьего визга вредно в любом случае.))
logicam
logicam 25 мая 2021
Правила всегда написаны кровью. Вполне очевидно, что не стоит стремиться добавлять в них новые пункты личным примером. Всё верно написано.
rezxzer
rezxzer 25 мая 2021
Спасибо за статью. Отлично написано и главное познавательно.
Карел1
Карел1 03 июн. 2021
Спасибо за отзыв.
divlyudmila
divlyudmila 08 июл. 2021
Отличная статья. Не ожидала увидеть на рыбацком сайте материал такого уровня. Язык отличный и содержание на уровне. Спасибо.
Добавлять комментарии могут только .