Ловля зимними жерлицами: принципы расстановки снастей

Вертлюг 18 марта 2021

 Слагаемые успеха. Один мой давний приятель, опытный рыболов, при обсуждении итогов очередного выезда обронил следующую фразу:

— Результат рыбалки прямо пропорционален количеству выездов на водоем. Чем чаще ловишь, тем стабильнее уловы.

 Не могу с ним не согласиться. Действительно, постоянно бывая на одном и том же водоеме и анализируя причины удачных и не очень удачных выездов, можно досконально изучить повадки местного хищника. Зная ответы на вопросы, где, когда и на что, можно даже в неблагоприятных погодных условиях оставаться с хоть каким-нибудь уловом. Особенно часто обладают такими знаниями местные рыболовы.

…На одном из небольших природных озер флажки наших жерлиц уныло висели. Время близилось к двум часам дня, и мы, пережидая бесклевье, принялись у кромки камыша потаскивать на мормышку средненьких окушков. Минут через пятнадцать возле нас появился еще один рыболов, явно из местных. Пробурив одну лунку, сразу сел мормышить. Достав первого окунька, местный рыболов вытащил из зимнего ящика жерлицу и направился в сторону наших снастей. Не доходя до одной из них всего несколько метров, этот «нехороший человек» сверлит лунку и устанавливает рядом свою жерлицу. Слышу, как рядом засопел товарищ, собирающийся сказать пару ласковых слов наглецу.

— Да ладно, тебе. Пусть ставит, все равно не берет, — останавливаю я напарника.

 Сделав свое дело, рыболов опять уселся на ящик и стал «душить» окунька. Минут через десять на его жерлице «загорелся» флаг. Спокойным, но энергичным шагом счастливчик подошел к своей снасти и, не мешкая, подсек. Спустя несколько секунд на снегу барахталась щука под два килограмма весом. Мы с напарником молча переглянулись — вот тебе и клева нет! Полностью добило нас то, что через полчаса ситуация повторилась.

Собрав свои жерлицы, подхожу к местному рыболову. Несколько фраз полностью проясняют ситуацию. На уловистом месте находилось небольшое углубление с останками затопленного дерева — идеальная стоянка для хищника. Нашел рыболов эту точку несколько лет назад, по осени, увидев затопленный ствол в кристально чистой воде. Запомнить место по береговым ориентирам и определить время выхода щуки на жировку было для опытного жерличника делом техники.

К слову сказать, поиски подобного места на этом озере сродни поиску иголки в стоге сена. Его прибрежная зона однообразна: от неширокой стенки тростника глубина плавно увеличивается, а песчаное дно через несколько десятков метров переходит в сплошной ил.

Бесспорно, знание водоема — один из ключевых факторов хорошей рыбалки. Но не менее важны и другие слагаемые успеха — грамотно настроенные снасти, выбор места ловли, умение ориентироваться даже на незнакомом водоеме и, конечно же, правильно выбранная тактика ловли.

 «Игра в шашки». При расстановке жерлиц рыболовы используют разные схемы расположения снастей. Кто расставляет их полукругом, кто в шахматном порядке, а некоторые вообще в одну линию. С чем связан этот набор «геометрических фигур» на льду?

В первую очередь, с выбором той или иной тактики ловли. Многие рыболовы считают ловлю на зимние жерлицы пассивной и даже примитивной, но очень добычливой. Такая точка зрения получила распространение в последнее десятилетие, благодаря быстро увеличивающемуся количеству поклонников этого способа ловли. Да и подготовка к такой рыбалке стала более доступной: купил в рыболовном магазине уже оснащенные жерлицы и живца-карасика — и готово. Как правило, такие «рыбачки» сбиваются в компании, которые, выезжая на лед, устанавливают большое количество жерлиц по всему водоему, через определенные интервалы. Смысл в такой тактике следующий: чем больше снастей на льду, тем больше вероятность того, что щука сядет на тройник. Именно сядет, так как жерлицы не контролируются: вся компания дружно «сугревается» возле мангала. При обнаружении взлетевшего флажка все «щуколовы» с гоготом и нечленораздельными выкриками устремляются к жерлице. Надо ли говорить о том, что именно из-за таких горе-рыболовов ловля на зимние жерлицы подвергается все большим ограничениям со стороны контролирующих органов.

У опытного жерличника совершенно иной подход к ловле, прежде всего — к выбору тактики. Например, при активном поиске стоянок рыбы на новом водоеме ловля будет очень динамичной. И, наоборот, во время охоты за трофейным экземпляром процесс рыбалки станет более спокойным и размеренным.

Ловля по рельефу. Самая тактически сложная схема расположения зимних жерлиц — ловля «по рельефу». В этом случае рыболову достаточно точно следует знать особенности рельефа выбранного участка водоема: местонахождение ям, перепадов глубин, коряжника и т.п. Наблюдения, сделанные им в предыдущие выезды, помогают определить наиболее интересные точки. В зависимости от их расположения и выставляются снасти.

Возьмем, к примеру, крупное водохранилище со сложным рельефом. Самые надежные места, регулярно радующие «жерличника» трофеями, — это затопленные русла рек. Свал в затопленное русло неоднороден, на всем его протяжении есть углубления, возвышения, коряги... Это потенциальные стоянки хищника, а значит, те точки, где в первую очередь надо установить жерлицы. Хорошо, если место ловли знакомо и «злачные» места отмечены в навигаторе. Тогда на весь процесс установки жерлиц уйдет полчаса. А если предполагается ловить в незнакомом месте? В этом случае, поступаю следующим образом. Сверля лунки и используя глубомер или портативный эхолот, нахожу нижнюю и верхнюю границу свала, располагаю жерлицы в шахматном порядке вдоль русла. Тем самым охватываю как верхнюю бровку и прирусловую площадку, куда часто выходит на кормежку активная рыба, так и глубоководную часть, где может отстаиваться пассивный хищник.

Точно таким же способом — установкой жерлиц в границах глубоководного свала — можно облавливать и ямы на озерах. Здесь следует учитывать особенности геометрии ямы и структуру дна. Если свал в яму не резкий, глубина плавно увеличивается на протяжении нескольких десятков метров, то такое место будет весьма перспективным для ловли хищника. На максимальной глубине жерличнику делать нечего, хищник там редок, а вот установка жерлиц по краям ямы может принести успех. Причем, снасти надо выставлять более широким фронтом, стремясь максимально покрыть менее глубоководную часть ямы.

Если озеро имеет более сложную структуру дна, где обширные впадины-ямы могут чередоваться мелями до метра глубиной, то ловля «по рельефу» будет очень сложна. Нет смысла искать щуку на резких перепадах дна, там ее попросту нет. Хищник очень часто «пасет» стаи плотвы или окуня на средних глубинах, так называемых «столах». Здесь рыба кормиться, здесь и проводит большую часть ледостава. И не всегда у дна.

…Впервые попав на одно из ледниковых озер небольшой компанией, мы сразу же отбросили ловлю в прибрежной зоне. Нашей целью была крупная щука, и в первый день мы вовсю сверлили толстый февральский лед, чтобы основательно познакомиться с рельефом. Найдя несколько перспективных мест с перепадами глубин, на следующий день, ничтоже сумняшеся, мы установили свои жерлицы в этом районе, зарядив их пойманными близ камыша мелкими плотвичками и окуньками. Опыт подобной ловли был нами давно освоен, и раньше мы не раз доставали на лед крупных зубастых хищниц. Но теперь первый день ловли не принес нам ни одного «флага», хотя мы регулярно переставляли снасти, пытаясь нащупать щучью «боевую тропу». Списав неудачи на погодные условия, на следующее утро мы вновь расставили жерлицы в перспективных, как нам тогда казалось, местах. Но жерлицы продолжали молчать. Один из нас, опытный «мормышечник», просверлив с полдесятка лунок неподалеку, принялся соблазнять подводных обитателей небольшой  «безмотылкой». Прошло довольно продолжительное время, прежде чем первая рыбина появилась на льду. После чего последовал короткий, как выстрел, вывод:

— Рыба стоит вполводы, поднимайте живца.

Подмотав катушки на жерлицах и расположив живцов на глубине около трех метров (при общей глубине в пять-семь метров), минут через двадцать мы увидели первую поклевку. Двухкилограммовая щука, уверенно взявшая плотвичку, подтвердила правильность наших действий.

 В прибрежной зоне. Очень часто, особенно на незнакомых водоемах, опытные рыболовы устанавливают снасти по береговым ориентирам, вдоль прибрежной растительности. Несмотря на кажущуюся легкость, эта тактическая схема установки снастей требует от рыболова наблюдательности и умения определять возможные стоянки хищника. Даже при кажущей однородности линии тростника опытный глаз рыболова, опираясь на богатый опыт и интуицию, поможет выставить снасти правильно и добиться поклевки. Зацепкой может быть небольшой разрыв в стене тростника, бухточка, выступ или «окошко». Все это потенциальные места стоянки щуки-травянки. В таких местах глубина может быть совсем небольшой, сантиметров тридцать-сорок, но поклевки будут именно здесь.

Другое дело, когда в тростнике глубины достигают двух-трех метров, а за его «стеной» начинается резкий свал в глубину. В утреннее время здесь вероятен выход крупных экземпляров, которые заходят сюда в поисках кормовой рыбы. Дело в том, что «трость» с такими глубинами кишит мелкой рыбой — плотвой и окунем, которые проводят здесь большую часть ледостава.

На границе тростника и открытой воды глубины могут достигать трех метров и более, и крупная щука предпочитает кормиться именно здесь. Чтобы вычислить места жировки хищницы, я устанавливал жерлицы в разных местах: в самой «трости», вдоль тростника и на открытой воде, на глубине четыре-пять метров. В «трости» поклевок было предостаточно, но очень часто попадалась совсем мелкая щука. Поэтому я сосредоточивал свои снасти на границе трости и открытой воды. Здесь поклевки были более редкими, зато размер щук был весьма солидным. Правда, приходилось порядком помучиться, чтобы вычислить «злачные» места. Что интересно, на открытой воде поклевок не было вообще, работали те жерлицы, которые были установлены практически вплотную в «стене» тростника. Лучшие места — тростниковые выступы, за которыми шел пятачок ровного дна, круто обрывавшийся в глубину. При благоприятной погоде щука брала с самого рассвета до часу дня, затем поклевки прекращались и не возобновлялись даже в вечерних сумерках. Хваток было не так много, но вся щука была достаточно крупная, весом от полутора до двух с половиной килограммов.

Очень часто жерличники выбирают в качестве полигона затопленные торфоразработки — «карты». Значительная часть таких водоемов представляет собой затопленный кустарник. Щуке в таких местах раздолье, и ее количество может быть впечатляющим. Однако ловить хищницу там бывает весьма непросто. Достаточно верная схема расстановки снастей в таких местах — по краю затопленного кустарника. При активности рыбы можно рассчитывать на неплохой улов, не забираясь в самые дебри. Но если щука пассивна, приходится выставлять жерлицы в самом коряжнике, что чревато многочисленными зацепами и обрывами. Чтобы избежать этого, следует уменьшить рабочую длину лески до минимума, чтобы после хватки щука могла пройти с живцом в пасти не больше метра. И, естественно, необходим постоянный контроль за снастями. Как только «загорится» флажок, следует немедленно подойти к сработавшей снасти и подсечь.

Ловля по площади. Более простая схема — динамичная ловля «по площади». Опытными рыболовами она используется на мелководных водоемах или в прибрежной зоне, то есть там, где изменения рельефа отсутствуют или они минимальны. В этом случае хищник может быть расположен равномерно по водоему либо временно концентрироваться в ничем не примечательных местах. Ловля «по площади» ведется активно, снасти все время переставляются. Если где-то происходят поклевки, то имеет смысл перенести туда часть жерлиц. Ловля трудная и требует от рыболова известной физической подготовки. Лучше всего при выборе такой тактики работать в паре: один рыболов сверлит лунки, другой работает со снастями.

Обычно процесс ловли происходит следующим образом. «Засеяв» жерлицами определенный участок водоема, рыболовы некоторое время выжидают, контролируя снасти на предмет поклевок. Если в течение часа-двух поклевки отсутствуют, то рыболовы сверлят новые лунки и переносят снасти. Так как ловля ведется двумя рыболовами, то жерлицы можно располагать более широким фронтом, построив их в любом удобном порядке: в одну линию, полукругом или другим способом.

 В заключение хотелось бы отметить, что успешная охота с жерлицами возможна лишь при серьезном подходе к организации ловли. Без знания водоема шансы на хороший результат будут минимальны. Поэтому ключом к «щучьим кроссвордам» может стать только кропотливая работа по обнаружению и изучению перспективных участков. И тогда, вполне возможно, встречи со щукой станут достаточно регулярными.

 

Комментарии

Карел1
Карел1 19 мар. 2021
Правильно все написано, спс. Но я бы "привязал" ловлю не только к характеру водоема, но и к времени года, тогда статья выглядела бы полнее и весомее. Например. Чем ближе к весне, тем чаще клёв в толще воды. Или. По последнему льду очень эффективна рыбалка у стены камыша, особенно в больших камышовых заливах, где такой порой клюет далеко не только травянка. Еще пример. По первому льду щука часто клюет в самой мели, где пространство между льдом и дном не превышает порой 10-15 см. Кстати, такое и в глухозимье случается частенько, но только тогда, когда в сильные морозы вымерз весь камыш. А так, заметно, что автор рыбу ловить умеет и соответствующий опыт есть. Спс. ЗЫ Чуть не забыл. Хорошо описан момент с утренним клевом щуки. Так и есть, зимой лучше всего с утра. Но я бы к погоде в таких случаях присмотрелся... Как мне кажется, в пасмурную погоду ближе к весне щука может клевать весь световой день. Хотя, казалось бы, какая ей подо льдом разница?))) Но нет. Ясно - до обеда (иногда вечером). Пасмурно - в любое время, если клев в целом активный.  
Вертлюг
Вертлюг 19 мар. 2021
Спасибо за комментарий.
Добавлять комментарии могут только .