Как избавиться от бэкинга и улучшить намотку. Экономайзер — наше все!

А.Соболев 04 ноября 2021

Всем рыболовам знакомы ситуации, когда из-за слишком большого объема шпули под основной шнур (или леску-мононить, но дальше для краткости буду говорить «шнур») приходится подматывать бэкинг. Так вот, этого можно легко и недорого избежать.

Как? Да просто применить так называемый экономайзер, который надевается на пустую шпулю кольцом и тем уменьшает ее лесоемкость.

Но сразу скажу, что название и ссылку на нее я вам не дам (и на AliExpress не ищите, там этой штуки нет, проверял), так как это будет попросту неэтично по отношению к Fmagazin. Так что вот так и не иначе!

Но на Fmagazin ее тоже нет, что жаль. Однако знаю, что коммерческое предложение от производителя у них лежит уже давно. Впрочем, мы все знаем, какой Fmagazin монументальный, аки Мавзолей, и я ничуть не удивляюсь такой тягомотине, хотя штука эта для всех рыболовов, особенно для настоящих рыболовов, действительно нужная (я лично приобрел ее на свои Shimano Stradic и Daiwa Regal LT).

В общем, надо напомнить коммерческому отделу сайта, чтобы он... «Поднимите мне ве-е-еки-и-и-и... ы-ы-ы...» (с).

Безусловно, у многих возникнут критические замечания по поводу этой штуки, и я уже предвкушаю сразу целых три вопроса.

Зачем избегать бэкинга, если он практически ничего не стоит? 

Почему нельзя было купить катушку сразу мелкой шпулей? 

Почему не купить сменную мелкую шпулю и не выпендриваться? 

Отвечаю...

1) Главный недостаток подмотки бэкинга заключается в том, что она не обеспечивает плотности намотки. Ведь чем больше намотано, тем сама намотка рыхлее. Это тянет за собой неприятности вроде внедрения верхних витков в нижние. Например, при большом усилии на зацепе или когда крупную рыбу тянули. Что является очень большой проблемой при самых деликатных методах ловли, так как существенно снижается дальность заброса и увеличивается риск отстрела оснастки или приманки.

2) Знать бы, где грохнешься, соломки б подстелил...

3) Можно. Но вот, например, на мою катушку Shimano Stradic Ci4+ сменная шпуля стоит более 3000 рублей. И она продается только в размере S — уменьшенная вдвое. А экономайзер на штатную шпулю стоит не более 400 рублей (плюс почта). Причем экономайзеры могут быть разные: S, SS и даже SSS (чем больше S, тем больше уменьшается объем шпули). То есть я за, грубо говоря, 1200 рублей имею аж еще три объема шпуль. Скряга, да...

Но ближе к шпуле, господа! Ближе к шпуле!

Материал экономайзеров — ударопрочный полистирол. Достаточно твердый. Они специально делаются на разные катушки, и можно подобрать экономайзер либо по модели катушки, либо по размерам. Оба способа верные.

Установка простейшая! Просто две половинки надеваются на пустую шпулю, и затем наматывается шнур. Однозначно скажу, что сразу экономайзер идеально не наденется, это точно. У меня их три, и все три мне пришлось подгонять. Причина, предполагаю, в неверном температурном режиме при отливке изделия (это я вам как бывший испытатель пресс-форм для ТПА говорю), но чем забивать себе голову всяким там, проще... В общем, всегда лучше полчаса потерять на подготовке, чтобы потом за пять минут долететь — классика!

Подгонка проста и незатейлива. Берете шкурку или наждачный круг, как в моем случае, укладываете две половинки так, как на фото, и немного сошкуриваете. После примеряете. Если мало, то еще чуть сошкуриваете. Много? А много — не мало, сгодится. В идеале сошкурить надо так, чтобы на стыке зазор был не более миллиметра или вообще его не было.

И сошкуривать надо нижнюю кромку. Это та, которая под надписью Shimano или Daiwa (в моем случае). И надевать экономайзер надо так же, чтобы и его надписи и надписи на самой шпуле не были взаимно перевернуты. Последнее особенно важно в случае с Daiwa, так как в экономайзере учтен фирменный дайвовский обратный конус.

Что по итогу применения...

А что по итогу применения? А все по нему хорошо. Намотка стала, аки камень, зацепы витков прекратились, дальность заброса, очевидно, увеличилась, чувствительность... Так-то принято считать, что с использованием катушек с мелкой шпулей улучшается чувствительность. Ну, принято и принято — считайте. Хотя по физике это не так, но не буду же я теологические споры вести...

Вы спросите, а за каким таким длинным рожном я вообще рассказываю об этой штуке, если ее все равно нет в Fmagazin. А не засланец ли я от производителя? Казачок, понимаешь ли... Ух, я... Надо бы разобраться, где там бобик-то порылся...

Но нет, я не казачок, а наполовину кривич, наполовину карел (а вообще, в древности татаро-монгольское иго было) и потому гордо скажу, что не представитель производителя этих экономайзеров я! И не надо молотить меня палками больно! Но мы с ними в теплых дружеских отношениях, и чего бы ребятам не помочь, хотя бы даже вот так. Не убудет же... 

А вот Fmagazin мы давайте попросим, чтобы они обеспечили нас от них этими замечательными экономайзерами! Пускай он чуть заработает на них, а мы дюже сэкономим на лишних покупках. Давайте похлопаем Fmagazin'у, чтобы поднять его в его же собственных глазах и сподвигнуть на контракт на поставку экономайзеров...

Не, ну смотрите, как он от наших аплодисментов засмущался-то, а...

 

Комментарии

ДмитрийВетюгов
ДмитрийВетюгов 04 нояб. 2021
Спасибо за статью! Да, таких вещиц я бы прикупил. И про витки, врезающиеся при намотке, вы правы. Правда, это если много наматывать. Я поступаю так. Чередую намотку старой плетенки с изолентой (ширину изоленты нужно подбирать под ширину шпули катушки).  И вот, бекинг готов! Как говорится, дешево и сердито
А.Соболев
А.Соболев 05 нояб. 2021
Спасибо в ответ за комментарий :) Надеюсь коммерческий отдел Фмагазин'а преодолеет свое смущение и договорится на поставку экономайзеров :))
avencool
avencool 15 нояб. 2021
а я вот давно охочусь только за мелкошпульными катушками. бэкинг не понимаю, носить ссобой то что никогда не пригодится.
StanleyPikes
StanleyPikes 04 нояб. 2021
Кстати, про эти же самые экономайзеры с подробной инструкцией по установке делал видос Иван Базик, тоже публикуется тут периодически и ведёт хороший канал на ТыТрубе.
Alexey_U
Alexey_U 04 нояб. 2021
Никакие витки никуда не врезаются, если делать бэкинг как полагается, из монофила, пусть даже копеечного, специально для этой цели купленного. Монофил решает проблему и прокручивания всего массива, свойственного для бэкинга из шнура, если только он не закреплен как полагается, снова же, посредством полоски скотча или изоленты, или же с привязанным фрагментом того же тягучего монофила. Есть ли та же самая проблема, что у бэкинга из шнура, у этих экономайзеров - тайна, покрытая мраком. 
А.Соболев
А.Соболев 05 нояб. 2021
Проблема в том, что "как полагается" делать умеют не все и далеко не все. Вот я не умею. И поэтому экономайзер - отличный выход из положения.
StanleyPikes
StanleyPikes 04 нояб. 2021
Если посмотреть видос Базика, то там подробно описан момент, как правильно закреплять шнур. Думаю, что прокрутка исключена. Уважаемый автор, тоже посмотрите. Вы не учли некоторые особенности при фиксации шнура с данным экономайзером - не просто шнур мотается сверху. Шнур сначала надо закрепить жёстко на шпуле, хоть скотчем, а потом одевая половинки , пропустить его в зазор. Получается в итоге , что шнур крепится под экономайзером.
Alexey_U
Alexey_U 05 нояб. 2021
Да я же не для себя спрашиваю, мне и так понятно, что нужно делать и как крепить, чтобы точно обошлось без проворотов - один слой изоленты на шпулю, и чуть зашершавить наждачкой контактную поверхность экономайзера. Дальше - как обычно, наматывается сверху, а не на шпулю - чтобы обойтись без нагрузки шнура на излом, а экономайзер сам стягивается шнуром, и никаких проблем нет. Другое дело, что мне все оно не очень нужно, мне и с бэкингом из монофила нормально. Но кто-то ещё может и не знать, и влипнуть зимой. Единственный серьезный плюс, как по мне, это вес. Любой бэкинг тяжелее по идее.      
А.Соболев
А.Соболев 05 нояб. 2021
Шершавить не стоит - площадь соприкосновения резко уменьшается. Про вес - верно.
Alexey_U
Alexey_U 05 нояб. 2021
Не уменьшается, если это работает в паре с полоской изоленты - тогда все это работает как протектор в грязи - площадь, напротив, увеличивается. Я же говорю о испытанных вещах - что-то похожее на эти изделия мы со знакомым токарем сварганили еще черт знает когда, но тогда почему-то не зашло, хотя штуковина эта валяется где-то в гараже и сейчас. Но можно реально проще, как вот тогда не догадался, просто на полоску двухстороннего скотча, и все, намертво.
А.Соболев
А.Соболев 05 нояб. 2021
Вы не поверите, но я шнур цепляю за клипсу. Очень удобно и ничего не проворачивается. Поэтому я не совсем понимаю о каких особенностях крепления шнура вы говорите. Почему вы думаете, что шнур крепится ПОД экономайзером я тоже не понимаю, т.к. вначале надевается экономайзер, а уже потом наматывается шнур. Зачем делать иначе так же не понимаю. Но допускаю, что вам представляется будто экономайзер крутится на шпуле. Такое возможно только если переточить экономайзер. Если оставлять хотя бы полмиллиметра зазор, то он встает в шпулю очень плотно и жестко и его не то чтобы за шнур не провернуть, но и силы пальцев не хватит..
Alexey_U
Alexey_U 05 нояб. 2021
Зимой с этими бэкингами и подобными конструкциями творятся занятные вещи. Если хоть что-то является потенциально слабым звеном, оно обязательно отработает. Летом, да и плюсу вообще, все нормально, но с точкой замерзания все это начинает проскальзывать, если может. Я вот влетел с летней намоткой то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году, просто обработал джонсонс бейби, и думал все норм, а летом-то намотал как попало, просто шнур на шпулю. Ну и началось. Пришлось сделать дальний заброс, скинуть еще пару десятков метров, зацепить за клипсу, и н6амотать обратно. Проскальзывать перестало, но из-за клипсы начало петлить. Вот потому и нужно "как полагается". Вспомнишь или не вспомнишь, что там, под шнуром - вопрос ведь. 
А.Соболев
А.Соболев 05 нояб. 2021
Вот, вот, вот...
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
Вот что я вам, мои дорогие, скажу. Перед намоткой шнура на шпулю, особенно на мульт., намотайте один оборот изоленты шириной чуть меньше шпули. Потом накладывайте витки из уже завязанной петли 3-4 витка в одну сторону, 3-4 витка - в другую с перехлёстом по шпуле. На мелкой шпуле - лучше сделать больше витков, чем подматывать изоленту.
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
Это вы имеете в виду для фиксации первого витка?
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
Когда-то давным-давно я перешёл с Невской иннерционки сразу на AbuGarsia мульт. Там такая мелкодиаметровая шпуля, что даже при наложении многих витков - проскальзывает. После первого сезона я обратился в сервис, мол тормоза не держат. Они сказали - леска ВСЯ целиком вращается по шпуле. На следующий сезон привязал многовитково с прехлёстом. Чувствую при вываживании крупной - скользит. Размотал на ходу всю на 15м глубины, затянул. Наматываю - поклёвка! Кумжа на 2.5. После этого обязательно на мультах и даже на мясорубках хоть один оборот мотаю изоленты. (Кроме последней катушки, где лишние десять метров имеют значение, сделал просто много встречно-поперечных витков и намотал первые десять метров с сильным натягом - это я теперь всегда делаю).
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
А кто мешает зацепить первый виток за клипсу? Это если говорить о безынерционках (я так и делаю). А на мультах в моих катушках на полках шпуль есть отверстия. Пропускаю шнур через них и привязываю. И нет никакого прокручивания-проскальзывания.
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
Ну клипса ведь не для этого. На моих мультовых AbuGarsia привязного отверстия нет, хотя на мясорубках от AbuGarsia - они всегда были. Понравилась последняя DaiwaDsmarts2506PSSH - у нее шпуля обмотана бумажкой, к которой приклеена тоненькая подложка на шпулю (типа изоленты, только тоненькой раза в три). Это говорит мне , что идея правильная, раз Daiwa это поняла.
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
Ну Жигули тоже не грузовик, однако многие дачники возят на ней картошку. Это я про клипсу. :) Если нет отверстия, то кто мешает вам его просверлить? Хотя идея с изолентой в принципе вполне здравая и, наверное, лучшая.
dvaslona06
dvaslona06 15 нояб. 2021
Вообще некорректно и даже глупо сравнивать запасную шпулю с другим шнуром и определенной глубины экономайзер.Перестановка шпули займет 20-30 секунд,а с учетом протяжки лески через кольца 1-2 минуты.Перестановка и перемотка экономайзера и шнура под него займет минут 20-30.После каждого снятия-установки экономайзера, возникают различные перекосы этого девайса и на регулировку уйдет еще сколько-то времени.А главное  пойдет процесс износа самого экономайзера.Можно сравнить этот процесс с заменой колес на автомобиле.Большинство предпочитают "резину на дисках", и только немногие перебрасывают резину каждый сезон.И то "каждый сезон",т.е. 2 раза в год.А здесь "переброска" по теории автора возможна по нескольку раз в день!!!Экономайзер хорош по принципу "поставил и забыл", ибо на каждую катушку надо иметь,имхо, 2-3 постоянных вариантов с различными лесками-шнурами.И еще такой момент,автор,как я понимаю предлагает воспользоваться изделиями сторонних производителей,которые самостоятельно произвели замеры и на 3D-принтере изготовили изделие.Которое скорее всего никоим образом не согласовано и одобрено компаниями производителями, которые сами выпускаю "родные" экономайзеры, правда за совсем другие деньги.Можно поднять еще вопрос гарантии,в случае самостоятельно измененной конструкции, опять же по аналогии с автомобилями.И если обычному потребителю это пох, то официальной компании, такой как "Ф-магазин", я думаю нет.Может по этому так долго этот товар не появляется в продаже? И последнее экономайзер - это нужный и полезный прибор,созданный для удобства эксплуатации катушки,но ни коим образом для удешевления процесса рыбалки.Появился он(экономайзер) сравнительно недавно, а "бэкинг" мотают уже очень давно.Появление экономайзера было обусловлено только разницей в весе бэкинга и самого экономайзера.Последний значительно легче,что положительно сказывается на балансе и шпули и ротора, и как следствии-дальности и точности заброса.В определенных случаях бэкинг нужен и при установке экономайзера, ибо обеспечить тонкую подмотку шнура возможно только с бэкингом.Вопрос автора по "проваливанию и закусыванию" витков бэкинга и основного шнура ,это какойто детский сад.Наматывайте бэкинг в воде, и шнур кстати тоже, и не будет никаких подвохов. 
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
Если разница между 20-30 секунд и 20-30 минут составляет 2600 рублей, то я предпочту 20-30 минут. 
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
А если разница в 20 тр и время замены 2 сек.? У меня две совершенно одинаковые палки с двумя совершенно разными катушками, лесками и оснасткой.
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
Вы немножко не так поняли. Экономайзер стоит 400 рублей, а шпуля стоит 3000 рублей (об этом упомянуто в статье). Катушка у меня уже есть. Мне нужна мелкая шпуля и каков должен быть мой выбор при разнице в 2600 рублей и одинаковом в итоге результате? очевидно же, что я куплю экономайзер за 400, а не шпулю за 3000. Правда, вам возможно требуется часто менять размер шнура и тогда вам удобнее будет купить именно шпулю. Но у меня (и у многих) такой потребности нет. Я стараюсь под то или иное собирать конкретные комплекты. И для этого нужны экономайзеры, т.к. шнур берется тоньше, к бекингу отношение так себе, а катушка точно подходит по весу. Вот такая логика... :)
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
А изолента-то ещё дешевле!
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
Согласен - дешевле. Но есть три нюанса. Первый (и для меня самый главный, я люблю красивые решения) - это колхоз таки. Второй - есть большая вероятность, что в жаркую погоду выдавленный из под изоленты ее клей попортит шнур (о таком я слышал, но сам не сталкивался). Третий - не уверен, что получится изолентой получить такую же ровную поверхность полки, которую обеспечит экономайзер.
bzdynk
bzdynk 15 нояб. 2021
Красивые решенья - это когда не было-не было и, вдруг, есть. Попортит шнур в первый год, пока не засохнет, А шнур на последних витках нужен не каждому (мне вот нужен, я не мотаю изоленту под мелкую шпулю - еле 85 метров #1.0 (0.165мм) влезло - заброс 5гр 35м). А под вторую - намотал один виток изоленты (#1.5 (0.205мм) 100 метров - заброс 12гр 50м). И ты прав, и я при своём - дерзай. Ведь если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно.
Alexey_U
Alexey_U 16 нояб. 2021
Вы, досточтимый сэр, слишком северно живете. Откуда у вас взяться толковой жаре?))) Изолента в качестве основы бэкинга - совершенно негодное решение для географии южнее средней полосы. Разве что зимой. 
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Вы сильно, милорд, удивитесь, но по статистике в Петербурге солнечных дней больше. чем в Сочи... :)
dvaslona06
dvaslona06 15 нояб. 2021
"Кто-то любит арбуз,а кто-то свиной хрящик...",как говорил классик.Попробуйте поменять таким образом леску на шпуле хотя бы 3-4 раза за рыбалку и мне кажется,2600 уже не булдут выглядеть запредельной суммой.Средний ценник по ТО катушек где-то в районе 1300-1500 рублей...
А.Соболев
А.Соболев 15 нояб. 2021
В упор не понимаю зачем менять леску или там шнур 3-4 раза за рыбалку... Я ловлю спиннингом, иногда ставлю донку, иногда ловлю поплавочкой - ни в одном случае нет потребности вообще менять леску (шнур) прямо на рыбалке. 
dvaslona06
dvaslona06 15 нояб. 2021
Я вообщем тоже не понимаю,зачем городить огород с перестановкой различных шнуров-лесок на одну и ту же шпулю,когда можно купить запасные шпули ,с любой нужной глубиной.Поставить на них нужный шнур или леску,с помощью экономайзера или бэкинга и забыть про то,что за 1200р. можно " иметь аж три объема шпуль".Это какая-то особая жадность,возведенная в культ.Жадность воспетая с искуством Цицерона,обрамленная в рамку и выставленная на всеобщее обозрение.Абсолютно согласен,что менять леску или шнур по 3-4 раза за рыбалку,это так себе занятие.Проще иметь несколько спиннингов с различной оснасткой.Хотя нет, могу привести пример где последовательная замена шнура на флюрокарбон, а затем и на монку бывает необходима и связана : со временем суток,изменяющейся погодой,активной или пассивной рыбой, переход с одного вида рыбы на другую, переход с одного рельефа на другой(на одном водоеме), просто смена водоема-пройти 100 м до другого пруда, смена приманки(блесна-воблер-джиг) итд...Вариантов очень много.Можно прийти с одним универсальным,как принято говорить, спиннингом имея в арсенале различные приманки и просто идти по реке и по мере необходимости менять и приманки и леску-шнур.Причем все это делать быстро и с удовольствием.
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Можно купить шпули. Согласен. По 3000 рублей каждая... Будете покупать при наличии экономайзера стоимостью 400 рублей и отсутствии необходимости по 3-4 раза за рыбалку менять шнуры (лески)? Вот и я не буду... Я возьму экономайзер (если мне надо).

Что касается 1200 рублей, то это показывается 3 диапазона изменений глубины шпули (одной и той же) за такие деньги. Образно это аналог трех шпуль по 3000 рублей каждая. Нет, менять их между собой на рыбалке не получится, или этой займет много времени и неудобно. Экономайзеры меняют дома.
АртемК.
АртемК. 16 нояб. 2021
Поддержу. Какие-то "танцы с бубном"!))) Что за бред с заменой шнура на одной катушке (даже несколько раз за сезон!). В идеале - пару шпуль + к каждой по экономайзеру (под необходимый шнур), т.е. поставил его и забыл. И да... экономайзерам быть!)
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Спасибо за поддержку! :))
АртемК.
АртемК. 16 нояб. 2021
Так, это... того... Я за разъяснения @dvaslona06 ...))) Почитайте, что я написал..
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Тогда не спасибо! :)
O2xygeN
O2xygeN 16 нояб. 2021
Статья, конечно, копеечная. А необходимость экономайзера - позерство. Даже при самой обычной, бездумной намотке бекинга с использованием монофильной лески, не происходит таких критичных провалов и щелей в намотке, которые бы потом спровоцировали залипание основного шнура, и тем более его обрыв, это все надумано и преувеличино. Так что экономайзер для перфекционистов, а не потому что без него вылет хуже. Не пудрите людям голову.
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Допустите, что вокруг вас ОЧЕНЬ много перфекционистов (и это здорово!). И им нужен такой экономайзер.
fenix.vip
fenix.vip 16 нояб. 2021
+ Одно замечание, эта штука не отлита, а напечатана на 3d принтере. Даже соответствующие полосы видны =). На тингиверсе и культ3д даже модельки есть. А так да, штука полезная, когда лень леску в бекинг мотать.
А.Соболев
А.Соболев 16 нояб. 2021
Кстати, да - верное замечание. Я про принтер как-то позабыл. Тогда становится понятным почему их хоть чуть, но надо подгонять.
Добавлять комментарии могут только .