Секреты грамотного рыболова

Denmar 25 апреля 2023

*****

Часто во время чтения статей и обзоров на портале fmagazin.ru я замечаю речевые и грамматические ошибки, причем не только в чужих, но и в своих рассказах.

Бывает, смотришь в текст и думаешь: «В этом месте нужно было иначе выразить мысль, здесь опечатка», - а ты уже отправил работу на модерацию, и вместе с тем необратимо утратил возможность вносить изменения.

Полезный и содержательный материал, грамотно изложенный в тексте, получит более высокую оценку в рамках акции. Поэтому я взял за правило перечитывать текст на следующий день после написания и лишь затем публиковать его.

В своей работе я решил показать и разобрать ошибки, которые чаще всего встречаются в публикациях на портале fmagazin.ru.

«Вываживать»

Глагол «вываживать» употребляется в среде рыболовов очень часто. Каждый раз я морщусь, когда наталкиваюсь на него в телевизионном эфире, в печати уважаемых рыболовных изданий.

Открываем толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, смотрим:

Такое слово существует. Вот его значения:

1. вываживать – водя разгоряченную лошадь, дать ей остынуть. (Успокаивать разгоряченную лошадь).

2. «Несоверш. к выводить, т.е. в значении вывести - направить куда-н (деньги за границу), удалить откуда-н (преступника из зала суда); исключить (из состава комиссии); уничтожить (клопов)».

Толковый словарь Владимира Ивановича Даля также предлагает значения слова «вываживать», не относящиеся к процессу вылова рыбы: водить, возить.

Словарь синонимов предлагает для слова «вываживать» следующие варианты: водить, выпроваживать, выводить.

И лишь в Современном толковом словаре русского языка под редакцией Татьяны Федоровны Ефремовой мы встречаем в конце списка такое определение: «Подкручивая и снова отпуская леску, вытягивать попавшуюся на удочку рыбу». Определение дано с пометкой, что в таком значении слово допустимо употреблять только в разговорной речи.

Каким литературным словом будет правильно воспользоваться?

В том же словаре под редакцией Т. Ф. Ефремовой читаем:

Выуживать – вылавливать удочкой.

Мы получили сразу два замечательных слова-заменителя: выуживать, вылавливать.

Для справки. Слово «удить» тоже является общеупотребительным и имеет значение: ловить рыбу удочкой (Т. Сл. Ушакова).

Процесс выуживания рыбы.

 

«Отгруженная» резина, «отгрузка»

В рассказах про ловлю на джиговую оснастку часто можно встретить словосочетание отгруженная резина.

Отгрузка - оформленный расчетными документами процесс передачи изготовленной продукции перевозчику или напрямую покупателю. (Словарь бизнес терминов).

Отгрузка товаров.

В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова слову «отгрузка» предлагается два значения:

1. погрузить и отправить что-то;

2. снять и отбавить чего-то.

В том же словаре находим слово огрузить – то есть отяжелить грузом.

Правильное употребление – огруженная резина. Огрузка.

Мои огруженные офсетные крючки.

 

«Лескоукладыватель» и  «лескоёмкость»

 

В обзорах на рыболовные катушки оба слова употребляются по-разному: то верно, то неверно. Чтобы найти ошибку, проведем морфологический разбор слов. Оба слова сложносоставные, имеют по два корня. В первом слове корни: лес, клад. Во втором – лес, ём.

 

Лесоукладыватель – не только машина для укладки леса.

 

В русском языке существует слово женского рода: леса (с ударением на первый слог). В слове леса корень - лес. В сложносоставных словах суффикс к опускается.

Лесоукладыватель безынерционной катушки.

На шпуле безынерционной катушки указывается лесоёмкость.

Теперь говорим и пишем правильно: лесоукладыватель катушки, лесоёмкость шпули.

 

«Бабина»

 

Слово «бабина» встречается в словаре синонимов. Вот перечень схожих по значению слов: бабенция, девушка, женщина.

Лески и плетеные шнуры продаются на бобинах. Это слово – галлицизм. Произошло от французского «Bobine» (дословное значение - катушка, моток).

Смотри, читай, запоминай!

 

Выуживать (рыбу)

Огруженная (силиконовая приманка), огрузка (рыболовного поплавка)

Лесоёмкость (шпули) и лесоукладыватель (безынерционной катушки)

Бобина (с леской)

 

Если Вы заметили другие часто повторяющиеся ошибки, пишите их в комментариях. 

Комментарии

hohreek2
hohreek2 25 апр. 2023
это бесполезно:) читать "перлы" наших рыболовов, всё равно что словами давиться, аж кровь из глаз:)

но не всех:) плюсую!
yury.gran
yury.gran 25 апр. 2023
Статья прекрасная, но, увы, согласен с предыдущим автором - бесполезно. Что там рыболовные термины, тут один весьма уважаемый и реально толковый автор (не будем показывать пальцем, но его ник начинается на букву «В») упорно, в каждой статье героически преодолевая орфографию, пишет «длинна спиннинга». Да что там, отмотайте  на пару дней назад - прямо в заголовке статьи другого плодовитого автора (тоже неплохого, кстати) написано «дерижер». Хотя это как раз, видимо, просто опечатка, потому что внутри статьи таки «дирижёр» упоминается. Тут другая проблема - модераторы статьей вообще непонятно чем заняты. И уж точно не хватают звёзд с небес в области филологии ;)
Павел_Soop
Павел_Soop 25 апр. 2023
С существующей проблемой согласен - ошибок в статьях действительно масса. Но хочется поспорить с приведенными примерами, а именно с самым первым - словом "вываживать". Отлично, что автор привел значение из словаря Ожегова - водить разгоряченную лошадь, чтобы дать ей остынуть.  Но разве это не один и тот же процесс, что с лошадью, что с рыбой - водить на привязи мечущееся животное, чтобы сделать его покорным своей воле? Как по мне, очень удачно, что рыболовы подметили сходство в этих занятиях и используют для их обозначения одно слово - вываживать.

Все-таки нормы русского языка определяются его носителями, а задача словарей - эту норму фиксировать постфактум. И расширение значений слова "вываживать" лично мне представляется вполне уместным.  Так что надеюсь продолжить вываживать крупных голавлей, прежде чем их выудить - то есть, по мне, извлечь из воды.



Мне гораздо больше режет глаз столь распространенное неправильное использование деепричастных оборотов - пресловутое "Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа".
Alexey_U
Alexey_U 25 апр. 2023
Опередили с "вываживанием"))) Но все же напишу. Язык должен оставаться живым, по возможности минуя безобразность в виде спорного сленга, местечковых вариаций, и тому подобного шлака. Но новояз вырубать под корень нельзя, язык должен мутировать и оставаться живым. "Вываживание" - очень хороший пример того, когда новояз пришелся к месту и в тему. Это общепринятое обозначение всем понятного действия, и заменить его нечем. Устаревшие "ужение" и "выуживание" - это не замена, так как не дается достаточное представление о сути действия, да и звучат они уже пещерно и бородато.  И потом, смотрим на даты рождения и смерти перечисленных лингвистов. Они уже попросту неактуальны, точка, все, приехали. Они уже не могут быть ориентирами, их конный извоз отправился ровно туда же, куда и они сами, а хорошее и дающее полное представление о процессе слово "вываживание" - осталось. И это не безграмотность.  Безграмотность, это, к примеру, "обзор на", "попробЫвать", упомянутая вами "бАбина", "подшиБник", и прочий лютый глазорез. Беда с грамотяйством есть, и она нерешаемая. Ее в какой-то мере могли решить модераторы, но они сами, как видно, переименовывают из "обзор товара" в "обзор на товар"... При этом в рекомендациях к написанию материалов сами пишут, что любят русский язык, и не любят тех, кто его коверкает... Шах и мат, господа, дело за канделябром))    
Denmar
Denmar 25 апр. 2023
Мне приятно, что тема нашла отклик.  Поясню. Слову "вываживать" я привел исчерпывающий перечень определений. Лингвиста Т.Ф. Ефремовой не стало в 2015 году. Словарь был издан в 2000-х. Сегодня правильно говорить: "выуживать". И на экзамене ребенку поставили бы лексическую ошибку, если бы он употребил просторечное слово в своем сочинении.  Законы, правила придумывают и устанавливают люди. И потом сами им подчиняются или не подчиняются. Язык должен быть "живым" и подстраиваться под реалии. А реалии таковы, что народ становится безграмотным - и во многом по вине интернета. Если постоянно следовать моде и все упрощать, тогда вскоре ненормативная лексика станет нормативной, а заец - зайцым.  
Alexey_U
Alexey_U 25 апр. 2023
Ну попробуйте заменить вываживание другим словом без потери смысла))) Ужение и выуживание - это описание процесса рыбалки в целом, а не ее определенного фрагмента.  А вот вас не смущает слово "геометрия", например? Геометрия крыла самолета, геометрия рамы велосипеда, и так далее? Ну да, время и массовое употребление не по делу заставило лингвистов признать правомерность нелицензионного использования этого слова. То, что словари отстают от реальности лет на пятьдесят, это проблема словарей. Мы, рыболовы, живые люди, а не роботы с загруженными в нас определениями от Ожегова и прочих диванных экспертов. Если нам нужно емкое слово, мы его берем и используем. Факт ведь))) И вдумайтесь, смысл рыболовного вываживания очень схож с конным вываживанием. И не совпадает с выуживанием, где отсутствует акцент на утомлении сильной рыбы. Дело ведь совсем не в безграмотности. Это слово использовалось рыболовами задолго до появления так называемых "жертв ЕГЭ", вас, меня, и никак не соотносится с современными тенденциями.  
yury.gran
yury.gran 25 апр. 2023
«Заяц» :))))))))))))
IlliuShkO
IlliuShkO 25 апр. 2023
По результатам статьи пончл, что вписываюсь в нормативы))) кроме "вываживания", конечно. Это слово очень точно и лаконично передаёт сей процесс. "удить", "выуживать" звучит сухо и некрасиво в моем понимании. На счёт "огрузки" могу сказать, что я устал в своих текстах каждый раз править телефонный словарь, который каждый раз впихивает эту клятую букву "т"))) на самом деле в нашем деле много слов, которые с точки зрения русского языка неправильные, но понятные каждому рыболову. Как вариант ставить кавычки, применяя такие слова
palfedor
palfedor 25 апр. 2023
Вываживание абсолютно точное и правильное общепринятое определение. А выуживать можно разве что деньги из маминого кошелька ))) Повеселили, однако)))
Allerdings
Allerdings 26 апр. 2023
Ставлю палец вверх, хотя, как и многие из комментаторов, с "выуживанием" вместо "вываживания" не согласен.

Если уж приводить примеры из словарей Даля, Ожегова, Ефремовой (лингвистов, не являвшихся рыболовами по сути своей), то правомерно, мне кажется, вспомнить книгу «Руководство к ужению рыбы». 1913 год, авторства Ивана Николаевича Комарова, члена Русского Союза Рыболовов и удильщиков.

В главе "Ужение карпов и сазанов" есть раздел "Вываживание крупных сазанов". Чем не пример использования этого слова по существу? Причём заметьте - написана книга в то время, когда Ожегов был ещё подростком. 
yury.gran
yury.gran 30 апр. 2023
Смотрю вот прямо сейчас Кузьмина, маэстро именует процесс «выуживания» (как вы настаиваете), «вываживанием». Короче, мне трудно понять, чего вы уперлись. Меня, кстати, очень впечатлил аргумент, что, аналогично «вываживанию» коня из словаря Ожегова, имеет место аналогичный процесс с рыбой.
Alexey_U
Alexey_U 30 апр. 2023
Ну да. А учитывая, что для процесса используется именно слово "вываживание", пришедшее из коневодства, и которое сейчас никто бы и не вспомнил с нуля, как безнадежно устаревшее, если бы озадачился поиском нового термина, то можно себе представить, как давно вываживание перекочевало в рыбалку. А чего мы все, кстати говоря, спиннинговую ловлю не называем "верчением"?)))
yury.gran
yury.gran 30 апр. 2023
Ой, да признайте уже, что в этом месте вы лоханулись. Что не отменяет ценности статьи в целом.
Denmar
Denmar 30 апр. 2023
Таковы правила. Пока что их никто не отменял. В слове "мизерный", например, каждый поставит ударение на первый слог, но это неверно. Груженая машина с одной н, груженная кирпичном машина - с двумя. Таков наш Великий и Могучий. 
Alexey_U
Alexey_U 01 мая 2023
А вы бывалый преферансье?))) В слове "мизерный" возможно два ударения. На второй слог в французских традициях в карточных делах, и на первый во всем остальном. Но вообще, ни русский язык, ни французский едва ли вправе склонять исходно латинское слово "miser". Это примерно тот же уровень грамотности, когда продавщицы шмотья родом из под забора говорят "коттОн" вместо нормального "хлопок", или, хотя бы, в знак уважения к человечности, "кОттон". Примерно то же самое. Значимо ли, что дикость оформилась давно, и не у нас?))) Нет правил, запрещающих называть процесс вываживания вываживанием. Это правильный термин, и точка. В конечном счете правильно то, как говорят люди. Буквоедство еще никого не сделало умнее.  
Denmar
Denmar 02 мая 2023
Еще заметил, что очень часто "воблеры" и "блёсны" (мн.ч.) произносят и пишут неверно: "воблер'а" и "блёсна". 
Alexey_U
Alexey_U 04 мая 2023
БлЁсна, это вообще лингвистическое смертоубийство. Получается, если докапываться, что единственное число слова "блёсна" это "блЁсен".  "ВоблерА" сложно признать откровенной ошибкой, несмотря на дичь. Ведь это слово незнакомо Ожеговым, Далям и прочим деятелям мягкого дивана))
zolo7575
zolo7575 04 мая 2023
На мой взгляд, термины вываживать и выуживать несут противоположный смысл. В первом случае (вываживать) действие направленно на восстановлении сил разгорячённого коня. Во втором случае (процесс извлечения удочкой рыбы из воды) наоборот направлен на утомление рыбы, то есть лишение её сил к сопротивлению. Кроме того, конечная цель вываживания (коня)  - это жизнь, а конечная цель выуживания является смерть, поскольку в большинстве случаев рыба оказывается на столе.

Кроме того слова удочка, удить, выуживать сочетаются, а слова удочка, удить, вываживать не сочетаются. А вообще, какой – то человек ввёл в оборот это слово, и все стали за ним просто его повторять. Вот и всё. Теперь это слово просто стало рыболовным сленгом.

А что касается якобы того, что слово вываживание является устаревшим по отношению к коню, то с этим можно спорить. Кони есть и сейчас, и их вываживают.

Это как в хоккее, какой – то умник по телеку один раз сказал, что шайбу забили, потом второй человек подхватил этот термин, и теперь все, включая хоккеистов, говорят, что он шайбу забил. Хотя, известно, что шайбу в хоккее забрасывают, а не забивают. В хоккее есть слово бросок, а не удар, поэтому шайба забрасывается, а не забивается. Слово бросок сочетается со словами бросить, забросить, заброшенная, а не со словами забил, забитая.  Неужели слово забросил (бросок) устарело? Другой умник придумал слово щелчок, вместо обычного слова бросок. И некоторые этот термин повторяют. Так может быть теперь актуально говорить шайбу защёлкнуть, а не забросить или забить?
palfedor
palfedor 04 мая 2023
С Вываживанием рыбы все просто и понятно, это процесс вывода ее к берегу или к лодке. Вываживать - выводить. Очень точно передает смысл действия, поскольку выводить вроде как просто, как и выуживать, а вот вываживать, оно и понятно, что с усилием, то есть слово добавляет окраски, усиливает действие. А вот убогие БлёснА и ВоблерА вместо правильных БлёснЫ и ВоблерЫ, это просто бич какой-то)). Понятно, что в своей деревне можно говорить на местном наречии, но если сел писать, вышел в люди, так сказать, то изволь куда подальше свой причудливый говор засунуть))). Да еще эти причуды нашего времени - Рыбалка НА щуку, Обзор НА воблер )))) 
volski
volski 16 мая 2023
Самое ужасное - это "ДУШКА". "Душка" - это маленькая душёнка
hohreek2
hohreek2 16 мая 2023
а у Вас тоже неправильно, пишется "душонка":)))
Denmar
Denmar 16 мая 2023
Душёнка - от слова душить:)) 
А.Соболев
А.Соболев 19 июн. 2023
И это вы еще мягко сказали, автор! А обратите внимание на такое... Очень многие авторы, давая названия своим обзорам, пишут "Обзор НА спиннинг Имярек", или "Обзор НА леску такую-то". Забывая о том, что обзор может быть чего-то, а "на" может быть взгляд, например. Но взгляд - не обзор. Так и получается, что авторы ИЗНАЧАЛЬНО показывают свою безграмотность и принадлежность к касте жертв ЕГЭ.



И, к большому моему огорчению, такой дичайшей безграмотностью страдают не только реальные жертвы ЕГЭ, но даже и многолетние гранды Портала Fmagazin. Например, IlliuShkO и palfedor (по паре обзоров я запеленговал, специально порылся). Мужики! Оба! Да вы чего? Вы ж взрослые люди, уважаемые, грамотные, а позволяете себе, как сопливая школота. Вы ж примером должны быть, а тут выдали...  Но, вообще, я не понимаю, чем здесь занимается модерация, что пропускает такую лажу с заголовками. Или модерация тоже из этих?... Из жертв... Не?
palfedor
palfedor 19 июн. 2023
Соболев, вас давно не было здесь, вы просто не в курсе, что это самое "НА" нам на модерации вписали, вот такие дела, сами мы не умеем))). А на счет ЕГЭ, есть у моего сына хорошая шутка - Поколению, сдававшему ЕГЭ трудно понять поколение сдававшее бутылки )))
А.Соболев
А.Соболев 19 июн. 2023
Как это на модерации? Что за ерунда? Кто захватил модерацию? Что за бардак за этот год случился?   А поколению ЕГЭ есть чему учиться у поколения сдававших бутылки (в т.ч. и молочные). По крайней мере, грамотному языку в первую очередь.   Кстати, это "НА" я впервые массово запеленговал в Дзен. Даже статью писал (поколение ЕГЭ там в комментах полютовало). И ладно Дзен - инфопомойка, по сути. Но здесь... На портале Fmagazin у которого в требованиях к публикациям едва ли не главное - грамотность... Я в шоке, если честно. Нет, конечно же переживу (это же не я позорюсь, а они), но то, что просто не открываю эти обзоры с "НА" - однозначно. если человек изначально безграмотен, то что у него можно читать? А раз я не открываю эти обзоры, то, значит, и не вижу рекламу в этих публикациях. Но модерации, наверное, виднее с их колокольни...
Alexey_U
Alexey_U 20 июн. 2023
Соболев, это действительно делает модерация. Ну, может быть кто-то и сам, но в массе - именно так. Я даже надолго уходил отсюда из-за того, что они уперлись после претензий к редактированию статей без согласия автора. Потому что косячат они, а безграмотным выставляется автор.
А.Соболев
А.Соболев 20 июн. 2023
Охренеть....  Нет, я помню, что мне тоже менили название обзора (дописывали, что мол обзор чего-то там), но, по крайней мере,обошлось без таких косяков... Вроде... Надо проверить...
Som9Ra
Som9Ra 21 июн. 2023
"Вылавливать" и "выуживать" имеют совершенно другой смысл и обозначают другие действия. Пример определения с лошадью - исчерпавающий и только доказывает корректность употребления устоявшегося термина "вываживание", который означает именно борьбу с рыбой с целью её утомить и выловить. Никто в здравом уме не скажет, что "я с утра навываживал много уклейки", зато вполне допустимо "после непрододжительного вываживания рыба оказалась в подсачеке". Если вдруг ещё остались вопросы, вот цитаты из Л.П. Сабанеева, Рыбы России издание 1911 года: >Сачок полезен еще тем, что при нем нет уже надобности вываживать рыбу до совершенного утомления >Она нужна не столько для вываживания и утомления крупной рыбы, сколько для того, чтобы можно было подавать леску >Вываживать Щуку, не заглотавшую живца, следует только в крайности >Копаться тут с вываживанием, тем более с катушкой, совершенно нелепо, так, как при нежном обращении гораздо более риска потерять добычу. >Мелкость крючков и тонина лески не допускает слишком грубого обращения с добычей, и если она не очень мелка, то приходится ее вываживать и т.д. Сабунаев Виктор Борисович - Спортивная ловля рыбы, 1967 год есть целая глава, именуемая "Вываживание рыбы".
Добавлять комментарии могут только .