Неизвестный «Ивовый лист»

m_ustinov54 10 апреля 2022

Неизвестный «Ивовый лист»       Михаил Устинов     Санкт-Петербург

Если попросить опытного спиннингиста назвать лучшую марку вращающихся блесен, ответ, скорее всего, будет известен заранее. Легендарный Мepps прочно вошел в жизнь уже нескольких поколений рыболовов. И занял в ней заслуженное почетное место. Но так ли хорошо мы его знаем?

Мое первое знакомство с продукцией знаменитой французской фирмы состоялось очень давно. Дело было на Каменном острове Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) погожим днем какого-то далекого года времен социализма. В те времена на острове иногда снимали кино, например, «Гиперболоид инженера Гарина». В фильме есть эпизод, где действие происходит на лодочной станции. Так вот, рядом с этой и поныне существующей лодочной станцией я впервые увидел Mepps. И даже подержал его в руках и внимательно рассмотрел. Что имело неожиданный результат. На обратной стороне знакомого сейчас каждому рыболову серебристого лепестка была надпись на английском языке: «Сделано в Японии».

Это меня удивило. Но со временем я узнал, что и собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких первыми напечатали японцы. В общем, Mepps, попавший мне в руки (на «посмотреть»), оказался «японцем», выполненным с высоким качеством и даже изяществом. Тем более что он был небольшого размера и обладал (сейчас и вы удивитесь) аккуратной свинцовой головкой с недлинным проволочным поводком.

«Ивовый лист», как иногда называют приманку Aglia Long из-за формы ее лепестка, мне дали посмотреть какие-то люди, уютно устроившиеся «отдохнуть» на травке у воды и зачем-то захватившие с собой рыболовные снасти. Я вернул им приманку, поблагодарил и в задумчивости пошел в ЦПКиО.

Случайно увиденная знаменитая приманка меня покорила, и не только ореолом рыболовной славы, но и тем, насколько продуманно и целесообразно она была выполнена. Что не могло не вызвать желание сделать похожую по конструкции вращающуюся блесну.

К тому же, я имел на тот момент некоторый опыт и собрал небольшой запас материалов. Так что затруднения вызывал лишь свинцовый груз-головка, для отливки которого требовалась форма. Поэтому мне пришлось пилить, сверлить и работать надфилем, что бы создать примитивное, но пригодное для многоразового использования изделие. Его плоская центральная часть, имевшая крышки, скрепленные сквозным винтом и гайкой, была сделана из толстого алюминия. В нее вставлялся проволочный каркас будущей головки (узкая прорезь позволяла располагать его по центру). Зафиксировав крышки дополнительным винтом, можно было заливать внутрь расплавленный свинец. В завершение следовало освободить крышки, сдвинуть их в крайнее положение и осторожно выбить отливку.

Отливка получалась грубая, немного больше по размеру, чем надо (это пригодилось в дальнейшем) и нуждалась в дополнительной обработке. Но окончательный результат походил на то, что я видел на Каменном.

С лепестком я справился быстрее. Начертил по памяти на кусочке листовой латуни его форму (используя циркуль и линейку). Сгладил острые окончания, вырезал ножницами, выровнял, обработал шкуркой края и шилом пробил отверстие — получился первый трафарет. Позже я сделал еще два, для которых в большей или меньшей степени облегчал грузы-головки при окончательной обработке.

В качестве материала для лепестков я выбрал тонкий листовой мельхиор. Выбрал из-за его матового блеска и цвета, похожего на серебряный. Лепестки изготовил методом чеканки с помощью легкого молотка и свинцовой чушки. У приманок Aglia Long они почти плоские и простые по форме, поэтому угол вращения, если нужно, удобно регулировать их «глубиной» и соотношением длины и ширины.

 Скажу несколько слов о вращающихся блеснах вообще.

Почти у всех вращающихся блесен есть груз. В конструкции типичной заднеогруженной вращающейся блесны он расположен несколько позади дужки, на которую надет лепесток. И это не только самая популярная конструкция, но и самая проблемная. Не углубляясь в детали, можно сказать, что в ней важно присутствие некого баланса между элементами, который помогает им слаженно работать при разных скоростях проводки. Без «стука» лепестка о груз, его «залипания» и необходимости «поддергивать» приманку, чтобы она вовремя «заводилась». Все это — «народные» названия недостатков заднеогруженных «вертушек».

Такое положение вещей вынуждает производителей использовать разные хитрости для стабилизации работы блесны. Например, снабжать крючок «мухой», которая при движении тормозит и как бы «растягивает» приманку, приподнимая крючок и груз.

Но главным недостатком заднеогруженных вращающихся блесен является их способность перекручивать леску, что происходит, когда свободно вращающийся на оси лепесток передает вращение закрепленному на ней грузу. Некоторые производители борются с перекручиванием, смещая центр тяжести груза. Это снижает уровень «вредного» воздействия лепестка.

 Что же касается блесен Меррs, то они по большей части лишены отрицательных черт. Меррs сразу включается в работу, не «стучит» при медленной проводке, и хотя тоже имеет на крючке яркое дополнение, это дополнение меньше и прочнее «мух». Но оценить это я смог лишь спустя годы. А тогда, впервые увидев настоящий Меррs со странным, почти плоским лепестком, я скорее почувствовал, чем понял, что он почти не имеет недостатков. Конструкция переднеогруженной приманки показалась мне решением многих проблем. Кроме, может быть, самой важной: понравится ли она рыбе?

Однако для того, чтобы это выяснить, мне предстояло окончательно собрать приманку. За головкой следовало поместить проволочный каркас — своего рода булавку. В ее задней части — тройной крючок соответствующего размера. А впереди, выше застежки, — металлический шарик или два и дужку с лепестком. Булавку после примерки и сборки всех элементов полагалось присоединить к головке аккуратным проволочным колечком со скруткой. Производственный порядок работ, наверное, был бы другим, а я мог позволить себе лишь надеть крючок в самую последнюю очередь (чтобы не мешал при скрутке). Примерно так я и закончил приманку.

Оставалось провести контрольные испытания. Ведь испытывать на практике собственноручно изготовленный аналог приманки, которая даже не Меррs, а «француз японского происхождения», мне еще не случалось. Хотя в городе были умельцы, делавшие приманки а ля французский Меррs не хуже оригиналов.

Так что, придя на пруды ЦПКиО, я сначала больше наблюдал за игрой приманки, чем пытался кого-то поймать. И только вдоволь наглядевшись на работу блесны, перешел к обычным забросам. Что дало закономерные результаты. Ловились щука и окунь. Именно там, где ожидалось, потому что мы с коллегами бывали в парке и представляли себе здешнюю рыболовную обстановку.

В то время в ЦПКиО по будням бывало мало посетителей, а жил я недалеко, на Большой Зелениной, поэтому испытания проходили в условиях «максимально приближенных» и в разное время суток. Результатом стали мелкие изменения: у крючка появилась тощая, разумеется красная, «муха» (или кембрик), а на булавку для надежности была надета прозрачная трубочка. В остальном все осталось по-прежнему — приманка работала и ловила рыбу.

Теперь, наверное, следует объяснить, почему я подробно описал процесс изготовления блесны. Причина проста: главным образом потому, что я не могу как следует эту блесну показать. Ведь все происходило очень давно, когда рыболовы не носили с собой фотоаппарат (даже если он был), а спиннинговые приманки — это расходный материал.

Но среди «Меппсов» есть одна аналогичная конструкция (о чем мы узнали вместе со всеми и значительно позднее). Это Lusox. Приманка, предназначенная для медленной проводки у дна. Что достигается благодаря сменным груз-головкам. Эти головки делают проводку гармоничной: приманка работает без шума и сбоев, с заданной скоростью. Чему способствует и объемная красная «муха», не дающая крючку цепляться за леску при забросах и провисать (и, конечно, «муха» привлекает внимание хищника).

У Lusox’а есть три разные по массе сменные головки, и сами приманки тоже представлены в трех размерах. Если сравнивать Lusox с другими вращающимися блеснами Меррs и ничего не знать об их назначении, то их можно посчитать даже грубоватыми. Однако при ловле щуки эта «грубоватость» — скорее плюс, как и поводок, являющийся неотъемлемой частью груз-головки.

Со временем, благодаря ловле в разнообразных условиях, появилось и более ясное представление о преимуществах аналога Aglia Long с головкой. Оказалось, что ее положительные качества не только повторяли достоинства Lusox в спокойной воде, но и сохраняли их в «неспокойной». То есть Aglia Long с передним грузом успешно работала как в стоячей воде, так и на течении, где обычные приманки потоком воды выдавливало к поверхности. И ее узкий и длинный лепесток с небольшим углом вращения позволял ловить не только окуня и щуку. Ведь при относительно малой площади она имела достаточную общую массу, обладала живой игрой и, что также важно, не крутила леску.

В те далекие годы, как, впрочем, и сейчас, с наступлением весны форель покидала места зимовки и рассредоточивалась по реке. Она спешила занять лучшие, что называется форелевые, участки. Однако спиннинговая ловля в такую пору затруднялась сильным течением и темной водой. Поэтому работали в основном небольшие, компактные, но тяжелые колеблющиеся блесны. Случалось, с них ножом сдирали цветное эмалевое покрытие.

Вращающиеся блесны, в том числе проверенные летние самоделки, течение выносило к поверхности. И они были полезны лишь на неглубоких перекатах, где играли среди переменных струй. Но опустить их ко дну в местах, где на большей глубине лежали крупные камни, не удавалось. Вот тогда-то и была по достоинству оценена приманка, способная туда добраться. Ведь благодаря небольшому углу вращения узкого лепестка и свинцовому грузу, выполняющему и роль рассекателя, Aglia Long с головкой оказывала меньшее сопротивление весенней воде.

В заключение хочу заметить, что до тех пор пока я не придумал свои, принципиально иные приманки и активно интересовался блеснами фирмы Меррs, мне так и не встретились вращающиеся блесны Aglia Long с груз-головкой.

 

   

Добавлять комментарии могут только .