Встречи на льду

Вертлюг 23 марта 2022

                                                                                                                                                                         Все события и персонажи вымышленные,

                                                                                                                                                                                  а любые совпадения случайны.

 

Художник

 Ну, никак не мог найти Алексей толковых зимних блесен на судака. Единственная его уловистая блесна была та, которую он купил еще в декабре 1991 году на рынке у толстого рыбака в очках. У него, помимо блесен и мормышек, рядом на прилавке лежали несколько свежих судаков. Собственно, вид этих рыбин и подтолкнул Алексея к покупке блесны. Продав блесну, рыбак дал ему, еще совсем пацану, навсегда запомнившийся совет:

- Только никогда не полируй блесну до блеска. Перед рыбалкой пару раз пройдись «нулевкой» и все, можно ловить. Судак не любит ярких блесен…

 Пролежала эта блесенка у него в коробке со снастями четырнадцать лет. Как – то не заладились у него в юности отношения с судаком. Зато потом, в 2005 году, «выстрелила» на первой рыбалке. Да и после, в течение нескольких сезонов, Алексей только на нее и ловил практически всю рыбу.

 Долго пытался он найти этой блесне альтернативу – перепробовал кучу всяких «магазинных» безделушек. Но, все без толку. Затем наступила очередь и «самоделок». Алексей покупал их на том же рынке, у Миши. Миша «впаривал» ему разные блесны с легкостью, рассказывая об их необыкновенной уловистости.

- Ты вот эту возьми, с мельхиоровой подложкой. Судак ее берет везде – и на «море», и на озерах. Ну, а если не сработает я тебе следующий раз свою «поисковую» продам. Она уходит в сторону далеко от лунки, и «сыпется» медленно.

 Знал же, шельмец, за что задеть начинающего судачатника. Только потом Алексей узнал, что Миша сам не делает блесны. А просто покупает у других рыболовов. Пробует ловить на них сам, и продает те, на которые ничего не поймал. И его маржа на проданных Алексею блеснах была далеко не пятьдесят процентов.

 Наконец, через несколько знакомых, Алексею довелось купить блесны Николая Б. Николай Б., известный в кругах судачатников как Коля Рыжий, среди них слыл умелым рыболовом и, что немаловажно, мастером по изготовлению блесен. Его изделия на рынке практически не встречались – Коля Рыжий продавал их барыгам по той же цене, что и своим знакомым – по десять долларов. Цена и так немаленькая, а если еще «накинуть» сверху процентов семьдесят, как любят наши торговцы, то провисеть эти блесны могут на витрине очень долго. Тем более, что мало кто из рыболовов увлекается судаковой ловлей. Алексей же заказал сразу девять штук – по три каждой из существующих у Коли Рыжего моделей. И отдал за эти «игрушки» ровно четверть своей итак небольшой зарплаты. Впрочем, об этом Алексей ни разу не пожалел. Все эти блесны действительно были «рабочие», и его «неповторимая» блесна могла спокойно отдыхать в коробке.

 … Судак взял блесну с четким ударом. Есть, красавец! После короткой борьбы, Алексей выбрасывает зачетного судака на лед. Прижав ко льду рыбину, он оглянулся – в метрах семидесяти ловили двое коллег. Явно заметили, но даже не дернулись в его сторону. Значит, не «обрубят». Только через пару часов, один из них, который постарше, подошел. Поприветствовал, поговорил за клев минут пять и ушел. Алексей во время разговора обратил внимание на то, как сильно дрожали у него руки. Причем не мелко подрагивали, а действительно ходили ходуном. «Болезнь Паркинсона? Как же он удочку держит, бедолага?» - подумал с сожалением Алексей.

 После обеда Алексей сам подошел к нему.

 - Как у Вас дела? Были удары?

 - Одного поймал, грамм на пятьсот. Отпустил обратно. Был бы он хотя бы с килограмм, забрал бы. А так, что с ним делать?

 Ответив, рыболов окинул взглядом его снасть.

 - А ну - ка покажи блесну.

 Взяв дрожащими пальцами долго ее разглядывал.

 - Ну, что же – вполне пристойно. Где взял?

 - Купил через знакомых. Это блесна Коли Рыжего. Знаете такого?

 Рыболов, еле усмехнувшись, ответил:

- Знаю. И сколько отдал ему за блесну?

- Десять долларов.

 Лицо рыболова потемнело. Крутнув головой и что – то недовольно бормоча, он полез к себе в рюкзак и вытащил оттуда коробку. Открыв ее, протянул Алексею:

- Это мои, самоделки. Возьми себе, которые глянутся…

 Алексей открыл коробку и присвистнул. В ней лежало штук двадцать блесен. «Рабочие» блесны Алексей уже научился определять сразу - в коробке действительно были с толком сделанные приманки. С трудом оторвав голову от содержимого коробки, он внимательно посмотрел на рыболова. Тот, натянув перчатки, взял дрожащей рукой удильник со льда. Затем обхватил рукоятку второй. Руки, обхватив удильник, сразу же замерли. И куда только делась болезненная дрожь! Движения рыболова стали правильными и четкими. Нерезкий взмах – пауза, взмах – пауза – все четко, как работает автомат.

 Алексей некоторое время следил за руками рыболова, затем взял наугад блесну из коробки и сказал:

- Спасибо огромное, я одну возьму. Будьте здоровы, встретимся еще…

 Только спустя несколько лет, рассказывая эту историю Леониду, Алексей узнал имя мастера.

 - Так это же Виктор, художник. Я его хорошо знаю, у него дача рядом с «морем». И ночевали мы у него на даче. Руки у него золотые, блесны он хорошие делает. Хороший рыбак, трудяга.

 Затем Леонид на секунду замолчал, и коротко бросил:

- Был…

 

Саша Матрос

- Добрый день? Вы Александр?

- Ну и что? Чего надо?

- Да ничего, собственно…

- Ну и иди, шморгай…

 Алексей всегда с улыбкой вспоминал первую встречу с Сашей Матросом. Именно с такого диалога началось общение с рыболовом, благодаря которому он научился понимать зимнюю ловлю судака. Как правило, поклонники такой ловли объединяются в небольшие коллективы – «бригады» или «команды». Влиться в такой коллектив довольно сложно, что в первую очередь объясняется спецификой ловли судака в зимний период. В каждой «бригаде» есть неформальный лидер – наиболее опытный рыболов, чей опыт и понимание приводит коллектив к успешной рыбалке.

 Алексей слышал разные истории об «атаманах» судачатников, но относил их к рыбацким байкам. И вправду, все коллеги по увлечению, даже самые опытные делали на рыбалке все то же самое, что и он – бездумно дырявили лед в местах, где был возможен клев судака. Поэтому, когда Серега восторженно рассказал ему о своем знакомстве и нескольких успешных рыбалках с Сашей Матросом, он отнесся к его рассказам скептически. Серега еще тот рыбачок - «заливальщик»! Его и сомы по полтора часа по берегу реки тягают, и леща он на озере берет по сто килограмм за выезд. А уж про ловлю судака заливать он горазд еще больше. Но, все же Алексей попросил Серегу описать, как выглядит Саша Матрос, чтобы при встрече подойти познакомиться. Все – таки опытных «судачатников» не так много, и любой контакт будет полезен.

…Сашу Матроса Алексей узнал сразу. Здоровенный мужик под два метра ростом, одетый в куртку защитного цвета и шапку – ушанку сидел на рыбацком ящике еще советского образца. Такой внешний вид сразу выделяет рыболова среди современных «фишерменов», одетых в разноцветные шмотки, и выглядевших словно попугаи. К тому же, он сидел на льду именно в том районе, где по слухам уже несколько дней шла «раздача» - была найдена большая стая судака, и наблюдался устойчивый клев. Ловля в «толпе» была для Алексея неинтересна, и он предпочитал искать свою рыбу. Но, узнав по описанию Сашу Матроса, решил подойти, познакомиться. После колючего приветствия, Алексей уже был и не рад, что подошел. И тут беседа получила неожиданное продолжение:

- А, это про тебя Серега рассказывал? Ты Леша? Волчонок?

- Почему «волчонок»?

- «Роешь» один, без компании. Вот тебя и прозвали Волчонком…

 Алексей немного смутился. Вот уж не знал, что его еще и прозвищем наградили. Не показывая заинтересованности в знакомстве, ответил:

- Да, я Леша. Сергей о Вас мне говорил, поэтому просто подошел поздороваться…

- Что ловить здесь не будешь?

- Нет, пойду дальше, к затопленным карьерам…

- Нечего там делать в этом году, здесь надо «рыть»…

- Почему?

- По кочану.

 Вот и поговорили. Попрощавшись, Алексей ушел на свои места. Насверлив за сотню лунок, он так и не увидел ни одной поклевки. Возвращаясь к берегу в потемках, он услышал, как его окликнули:

 - Алексей!

 Он подошел. На льду стояло несколько рыболовов, среди которых выделялась фигура Саши Матроса.

- Ну, что, трудяга, «нарыл» чего?

 Алексей, поздоровавшись с Сашиными коллегами, ответил:

 - Вообще никак. А у вас есть успехи?

  Саша, довольно ухмыльнувшись, открыл крышку своего ящика и достал из него судака килограмма на полтора весом. Алексей бросил косой взгляд в ящик – там лежало еще несколько рыбин поменьше. «Вот, черт! Все ловят, а я только зря ноги бью» - мелькнуло у него в голове. Совладав с эмоциями, сдержанно сказал:

- Неплохой судачок. Под вечер выход был?

- Нет, вечером не брал. Днем хватал…

- А я ни одного не поймал – вступил в разговор самый молодой из Сашиной «бригады».

- Да и я впустую отбарабанил – сказал второй.

 - Ну, это же рыбалка – сказал Алексей. Перемолвившись еще несколькими фразами, все стали собираться. Сашины коллеги, быстро хватанув ледобуры, ходко зашагали по льду. Алексей хотел было последовать их примеру, но Саша еще возился с ящиком. Медленно взял ящик, так же медленно поднял его и забросил за плечо. Заложив руки за спину, размеренным шагом двинулся к берегу. «Походка, словно у журавля» - подумал Алексей, идя рядом с ним. Словно прочитав его мысли, Саша Матрос ответил:

- Со спиной проблемы, радикулит. Да и ноги подводят. Вот и ледобур уже хлопцы носят…

 Через некоторое время он продолжил:

- Ты правильно делаешь, что «толпы» избегаешь. Только далеко ходишь.

Саша остановился, топнул ногой по льду, и сказал:

 - Вот здесь ловить надо. Где обнаружили судака в этом году, там и надо сверлить до марта.

- Почему до марта?

- В марте судак сбивается в стайки – самка и несколько самцов, и жирует перед нерестом. Вот тогда нужно уходить с глубин и искать его ближе к берегу.

- Но, в этом месте, где вы ловите, ни перепадов нет, ни коряг. Да и дно илистое. Как узнать, в каком направлении сверлить?

- Ловить просто надо. Ты когда лунку просверлил, что сразу делаешь?

- Опускаю блесну, уточняю глубину. Затем постукиваю ей по дну – выясняю плотность дна…

 - Ну и зря. Опустил блесну в лунку, дай ей спланировать, выдержи паузу - судак часто хватает блесну с лету. Глубину и плотность грунта уточнишь после, а сначала сделай несколько взмахов – активная рыба берет приманку сразу.

- А как Вы находите места, где судак собирается на зимовку?

- Выбираем маршрут по глубине и идем, сверлим лунки. Чем больше лунок, тем больше шансов обнаружить рыбу. Где взялся один, неподалеку должен быть и другой судак. Поэтому, в таком месте надо сверлить лунки плотно, через метр.

- Да я видел, что вы чуть через полметра их сверлите. Есть ли в этом смысл?

- Значит, есть, раз сверлим. Иной раз надо судаку прямо в морду блесну сунуть. Он же, как собака, если возле пасти палец показать – клац, и нет пальца…

- Как просто все…

 - Если было бы просто, ловили бы все и всегда. Хороший рыбак не будет языком трепаться, «балаболам» всяким места показывать и объяснять им, как рыбу ловить. Меньше говоришь, больше ловишь…

 - Но, Вы же мне объясняете?

 - Ты на рыбу не жадный. Да и сам до всего дойдешь со временем. Будешь ловить, Волчонок…

 

Старый «судачатник»

 Что за расстояние в два километра для здорового тридцатипятилетнего мужчины? Минут двадцать ходьбы и все дела. А если зимой по льду со снегом? Да еще быстрее – факт! Особенно, если в качестве будущего трофея выступает судак. Здесь главное успеть добежать вовремя до нужного места и опередить вероятных конкурентов. Алексей это знал. Быстро выскочив из салона машины, переобулся в легкие «пенки», и, подхватив из багажника рюкзак с ледобуром, щелкнул замком автомобиля.

 Еще только послышался шум прибывающей на остановку электрички, а рыболов уже подходил к своим заветным «корчам». Стояла середина декабря, лед уже стоял недели две и был покрыт небольшим слоем снега. Самое время для ловли клыкастого хищника!

 Алексей был достаточно опытным блеснильщиком, и ловил эту рыбу десятый сезон. Немногословный, редко идущий на контакт с людьми, Алексей «заболел» судаком сразу же, как увидел эту рыбу на льду у других рыболовов. Хотелось доказать, что и он не «лыком шит». Так и втянулся. Немало пришлось ему попотеть, чтобы освоить эту нелегкую науку самостоятельно. Три сезона, что называется, «отбарабанил» практически впустую. И только после этого, рыбалка за рыбалкой, научился находить стоянки клыкастого подо льдом. В навигаторе было уже отмечено порядка тридцати мест, где можно было поймать судака. Каждому месту – свое время, и Алексей точно знал, на каком из них в эту пору следует искать рыбу.

 Прибыв на место, рыболов просверлил сразу десятка три лунок и присев на корточки, закурил. Прежде чем облавливать лунки, следует минут пятнадцать подождать – лед еще тонкий, а крупный судак не любит возни и шума над головой. Докурив сигарету, Алексей прислушался: где – то в районе слива зашуршали своими ледобурами пришедшие с электрички рыболовы. Достав из рюкзака удильник, пристегнул к вертлюгу проверенную блесну – «лыжу» и подошел к первой лунке. Время для него остановилось…

- Что ты здесь делаешь, внучок?

 Алексей неспешно обернулся. В метрах пяти от него стоял совсем пожилой рыболов, вопрос которого и отвлек его от рыбной ловли. Он хорошо был знаком с такими «рыбачками» - сначала скромный вопросик, а потом расположится рядом, да и «обрубит» в самый клев.

- Ничего, дед, не делаю. Воду в лунке толку…

 Стараясь быть нарочито грубоватым, Алексей немного стеснялся подобного тона. Не в его манере грубить старшим, но при ловле судака лишние «компаньоны» - большой шанс остаться без улова.

 - Я и вижу, что «толкешь». Тут ловить раньше надо было, а теперь тут и ерша толкового не зацепишь. Место тебе это Игорь Копченый показал?

 Это вопрос показался обидным молодому рыболову. Он эту «точку» нашел сам, еще четыре года назад.

 - Никто мне ничего не показывал. И не знаю я Вашего Копченого.

 - Да я и вижу, что лицо незнакомое. Как зовут?

 Поняв, что это надолго, Алексей положил на снег удильник, закурил и только потом ответил:

- Ну, Леша…

- Не будет брать тут судак, Лешка, вычерпали его еще пять назад. Приехали на «море» рыбаки – артельщики с тралом, и гребли все подряд несколько дней. Раньше на этом месте корчи были под два метра высотой. А после трала этого, они все по берегу и валялись. Вот в этом районе само больше и тралили, здесь судак всегда на зиму собирался. Поэтому и не ходит сюда никто. Мелочь когда – никогда попадается. Сейчас ты сколько лунок насверлишь, пока одного судака поймаешь? А раньше на «море» сколько судака было? Уйма! Все «судачатники» здесь собирались. И всем рыбы хватало. Бывало, ловили помногу, иной раз пока до электрички рюкзак донесешь – несколько раз отдыхаешь. Да… Но, это ж все равно не каждую рыбалку – два, три раза за зиму… Не ведают, что творят сейчас люди. Недалеко от берега, тут деревня была. Еще тридцать лет назад хорошие люди в ней жили. Нет ее теперь. Зато коттеджей понастроили, весь берег заборами огородили. Даже к воде не подойти! А мусорка какая на берегу!? Да, что на берегу – на лед глянь, всюду бутылки на льду, окурки, везде хлам какой – то валяется… С начала девяностых это началось – «бизнесьмены» у нас появились, чтоб их… Народу тогда совсем никак было – на заводах продукцией зарплату выдавали. Ну, славяне народ спокойный – от горя на рыбалку утекают. Народу тогда на «море» сидело по выходным уйма, три первые электрички с города забитыми уходили. Ну, а где мужики, там и водка. Ну, начали эти «бизнесьмены» водку разносить по льду. Идет и кричит – «Кому водочка?». Ну, а когда народ выпил по рюмке, кто же откажется еще, если предлагают? Так и довели народ до скотства – все деньги на водку. Тьфу, мерзота! Нет, Лешка, не будет на «море» рыбалки. Да и рыбаков уже не осталось…

 Старик (только сейчас Алексей заметил, насколько тот уже стар – лет под восемьдесят, не меньше) мрачно кивнул и ушел.

 Рыбачить расхотелось. В монологе старого рыболова была вся правда – и о рыбалке, и о жизни. Каждое слово старика, будто камнем ложилось на сердце. Знал Алексей и ту старую деревню возле «моря». Еще совсем пацаном он сюда бегал за черемухой для мамы. Смотав снасть, Алексей пошел к машине. Шел и думал про старика. Во многом был прав старик. Изменилось все за последние двадцать пять лет – и люди, и окружающий мир. И не в лучшую сторону. Совсем разучился народ беречь то, что надо бы беречь. Выловить всю рыбу из водоема, разрушить деревню, все разломать можно очень быстро. Но как потом восстановить? На это уходят десятки лет, да и то, если будет на это воля у народа. А где ее взять эту волю? Нет ее. Да и народа этого нет – осталось население. И у этого населения скоро останутся одни лишь воспоминания, и больше ничего….

Комментарии

Андрей-drdrew-Туманов
С удовольствие прочитал, хотя сам и не судачатник. Спасибо!
Добавлять комментарии могут только .