Как фотографировать на рыбалке и не только
Как фотографировать на рыбалке и не только
Как возник замысел этой статьи? Я перечел множество обзоров и статей на этом сайте. И мне стало как-то прямо обидно за некоторых авторов: у них без преувеличения прекрасные, информативные тексты и просто ужасные фотографии. А мне кажется, что все должно быть прекрасно, не только текст, но и иллюстрации к нему. По крайней мере, нужно к этому стремиться, к совершенству то есть.
Так сложилось, что с фотографией я знаком не понаслышке. Сразу оговорюсь: кто считает, что о фотографии знает все, дальше может не читать, далее будет текст с элементами ликбеза.
Я не буду подробно писать о композиции, о золотом сечении или о том, как фокусироваться на гиперфокальное расстояние и т.д. Иначе нетерпеливым читателям скоро наскучит это чтиво, а я, чего доброго, сотру пальцы о клавиатуру.
Как говорится, нельзя объять необъятное, поэтому расскажу лишь о том, что считаю наиболее важным для рыболова-любителя с фотоаппаратом.
Итак, первое. Назовем это условно «Организация пространства в кадре».
Да, именно так, «организация», ибо только фотограф решает, что попадет в кадр, а что нет, а также, как именно этот кадр и все, что в нем находится, в целом будет выглядеть. Кадр, кстати, в переводе с французского означает «рамка». Итак, начнем с правила третей.
Правило третей подразумевает разделение кадра на девять равных прямоугольников. Сделать это можно, мысленно проведя две вертикальные и две горизонтальные линии. В точках пересечения этих линий и нужно располагать ключевые элементы снимка, так как именно эти точки, точнее объекты, расположенные на них или близко к ним, привлекают взгляд.
В некоторых фотоаппаратах, в моем, например, Nikon D7000, подсказка: можно включить сетку, которая делит кадр в видоискателе как раз по правилу третей. Я, правда, ее отключил, давно уже привык обходиться без нее.
Еще один способ выделить объект в кадре — размыть фон, сделать его менее резким, точнее, расфокусированным. Тут нужно сказать несколько слов о ГРИПе. Нет-нет, это не инфлюэнция, как можно было бы подумать. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, в которой объекты выглядят достаточно резкими, то есть находятся в фокусе. Глубина резкости зависит от значения диафрагмы (выставляется вручную или программно), а также от расстояния до объекта съемки. Еще глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива.
Не вдаваясь в технические подробности, дабы не затягивать повествование, скажу только, что размыть фон, как на фото ниже, удастся макрообъективом или телевиком, и гораздо хуже выйдет, если использовать широкоугольный объектив. Широкоугольником, как правило, снимаются пейзажи, так как в пейзажном кадре нужна большая (протяженная) глубина резкости. Там все должно быть в фокусе, от переднего плана до заднего.
Пример очень малой глубины резкости
Чтобы получить такой кадр, нужно снимать на открытой диафрагме. Если вы обладатель зеркалки, то наверняка знаете, как это делается. Остальные могут использовать программные режимы Макро» или «Портрет», таким образом тоже можно получить более или менее размытый фон.
Избегайте посторонних, не несущих смысловую нагрузку объектов в кадре.
На первых порах, пока у вас немного опыта, не кадрируйте впритык: возможно, при редактировании вам не хватит пространства. Всегда можно обрезать лишнее, современные многопиксельные матрицы позволяют нам такую роскошь. Если вы, редактируя, производите кадрирование, то старайтесь не обрезать людям в кадре руки по локоть или ноги в районе колена. Да и вообще лучше не заниматься подобной, простите, расчлененкой.
Хотя иногда можно обрезать и использовать часть человеческой фигуры как фон. Особенно, когда снимаемый объект намного меньше по размеру.
В данном случае лицо человека и особенно глаза будут только отвлекать нас от объекта съемки. Обратите внимание на яркие пятна на руке и шее. Эти «выжженные» участки уже нельзя восстановить, там практически нет информации о цвете. В летний солнечный день бороться с этим можно только с помощью зонта «на просвет», смягчающего и тени и света. Или фотографировать в тени деревьев.
А лучше устраивать фотосессию рано утром, за час до рассвета или через час после него. Или вечером, за час до заката. То есть когда свет более мягок.
Вообще-то, попытаться убрать засветку, конечно, можно, в «Фотошопе», работая со слоями. Но информацию о цвете, а также о тональных переходах придется воссоздавать по образцу, и т.д. Мороки очень много. Иногда не стоит оно того.
Одним словом, не забываем, что фотография — это светопись, и без хорошего, правильного света нет и хорошей в техническом плане фотографии (да и в художественном смысле тоже).
Если мы снимаем рыбу в движении, впереди должно быть больше пространства.
Перед любым движущимся объектом должно быть больше пространства, чем позади него. Если, конечно, не стоит задача показать, что объект выходит из кадра.
А вот на фото ниже, вроде бы, и пространство впереди есть, а все равно нет ощущения перспективы, как будто мотоциклу особо-то и некуда дальше ехать. Почему так? А потому что параллельную линию с правой стороны дороги нужно было продлить вдаль. То есть фотограф выбрал неправильный ракурс.
Если в кадре есть параллельные или почти параллельные линии, избегайте их горизонтального расположения, располагайте их по диагонали. Так кадр будет более выразителен (но помните о мотоцикле). То же самое иногда касается и вертикальных параллельных линий.
Это касается и расположения рыбы в кадре, на берегу или в воде. Гораздо выигрышнее выглядит диагональное или близкое к диагональному расположение.
Можно даже так сказать: диагональное расположение протяженных объектов в кадре почти всегда выглядит выразительнее.
Не делите кадр ровно пополам по линии естественной и контрастной границы, например береговой линии или линии горизонта, если они явно присутствуют в кадре. Отведите примерно две трети для наиболее важной, по вашему мнению, части кадра.
Но иногда от этого правила можно отойти, если вы снимаете, например, зеркальное отражение в воде. Или когда передний или средний план нагружен яркими деталями, как на фото ниже.
Всегда следите за линией горизонта, она должна быть именно что горизонтальной, если, конечно, ваш художественный замысел не предполагает иное. Но если не уследили, не беда. Это легко правится в любом графическом редакторе. В окне режима редактирования выбираем «Коррекция перспективы», затем ставим галочку «Показать сетку» и правим, ориентируя горизонтальные и вертикальные линии в кадре по сетке.
Второе. Баланс белого и цвет в кадре
Если по-простому, баланс белого — это то, как фотоаппарат видит (передает) белый цвет, ну и все остальные цвета соответственно. Неправильно выставленный баланс белого сильно бросается в глаза, особенно если мы снимаем объект на белом листе бумаги. На фото ниже я намеренно сдвинул баланс белого, чтобы было наглядно. Здесь он неверный, смещен в сторону холодных тонов.
А вот здесь правильный баланс белого (ББ).
И здесь правильный ББ.
К сожалению, даже современные фотоаппараты, даже дорогие, не всегда корректно передают баланс белого на фото. Поэтому приходится править. И к счастью, ББ легко правится в графическом редакторе, например, ACDSee Pro 9. Выбираем в меню режима редактирования «Баланс белого», а дальше все интуитивно понятно.
Если вы не уверены, что сможете корректно снять или поправить баланс белого, лучше не снимайте на белом фоне. Возьмите цветной, однотонный. Там тоже будет виден неправильно выставленный ББ, но это хотя бы будет не столь заметно, как на белом фоне. Можно использовать фон даже в цвет снимаемого объекта, но с разницей в несколько полутонов, или другого оттенка.
Конечно же, можно уводить баланс белого в сторону теплых или, наоборот, холодных тонов, но только с целью художественной выразительности кадра. А для начала нужно научиться выставлять его правильно.
Редактируя свои фото, не переусердствуйте с опциями «Насыщенность» и «Сочность». Часто на таких фото трава выглядит так, словно она облита зеленкой.
Хотя иногда легкая перенасыщенность уместна, когда в ней есть смысловая нагрузка, например краски золотой осени. Впрочем, на фото ниже краски осени не очень-то бросаются в глаза. Догадались, почему?
И еще. Если на фото есть открытые участки кожи, то, редактируя, посмотрите на свои руки, ну, те самые, что на клавиатуре, они ведь у вас не имеют ярко выраженных синих, зеленых и красных оттенков. Так ведь? Тогда почему на фото руки у вас, как у мертвеца? Или как у человека, только что вышедшего из парилки (если только это не первый загар).
Третье. Эстетика кадра
Как вам вот это фото?
А это?
Вот сейчас речь не о Catch & Release. Вы можете эту рыбу забрать и съесть. На здоровье. Да хоть прямо на берегу, даже сырую, даже с песком. Но нам это видеть не обязательно. Ну, это фото... Даже не знаю, это уже просто оскорбление чувств... Пора статью вводить в Уголовном кодексе... Ну просто ужас...
А как вам вот это фото с рыбой?
Зачем нам эта кровь? Кто это снял? Эксперт-криминалист на осмотре места происшествия? Нет, это фото со страницы одного из коммерческих прудов в Воронежской области.
А вот так, на мой взгляд, должно выглядеть фото на рыбалке.
Здесь и пространство в кадре организовано более или менее правильно. И атмосфера передана прекрасно: рыболов улыбается и ребенок рад. И даже кажется, будто золотая рыбка не слишком обеспокоена тем, что ее извлекли из естественной среды обитания. Словно знает, что скоро ее отпустят обратно в пруд. Хороший кадр. Правда, горизонт слегка завален, но не критично.
Что еще? Пожалуй, для начала достаточно. Да, чуть не забыл. Не стесняйтесь делать большое количество кадров одного объекта с разных ракурсов. Потом выберете лучший. Даже у профессионалов процент кадров «на корзину» может составлять от пятидесяти до восьмидесяти, а то и девяносто. Это я вам абсолютно со знанием дела говорю, но по секрету.
И еще, как я уже упоминал, иногда правила можно нарушать, с художественной целью. Но прежде чем что-то нарушить, нужно четко себе сформулировать, что именно ты хочешь этим сказать.
Сам я, каюсь, изредка правила нарушаю, и порой вовсе не с художественной целью. Просто-напросто у меня иногда нет подходящего фото, а так хочется вставить иллюстрацию к тексту. Но если я целенаправленно что-то фотографирую, то стараюсь придерживаться правил, как бы банально это ни звучало.
И совсем не обязательно использовать профессиональную или просто дорогую аппаратуру.
Есть такая избитая фраза: фотографирует не техника, а человек. Банально, но верно. А в руках мастера даже простенькая «мыльница» превращается в творческий инструмент.
И в заключение: выше речь шла о культуре фотографии, а не о фотографическом искусстве. Все, что я здесь изложил, это о ремесле, это азы, малая толика. Совершенствуйтесь. Я, к примеру, считаю не зазорным учиться даже в свои пятьдесят с лишним лет.
P.S. Все использованные мною фото — мои, за исключением трех, которые с сайта minnow.ru.
С уважением, Сергей Гладышев (gladwork).
Тут вопрос в другом: а зачем я читаю обзоры? Лично я читаю их для того, что бы получить инфу о конкретном изделии.
Поэтому для меня, просто просмотреть фото, и если они мне не понравятся, не прочитать материал просто не катит, особенно, если я имею интерес к приманке.
Да, по фото из обзора можно получить много инфы, в том числе и том, стоит ли читать обзор вообще. К примеру, если приманка выглядит в обзоре нулёвой, то такой обзор можно не читать. Лично он у меня уже не вызывает доверия.
А вообще, обзоры, которые мы тут пишем – это не материал для статьи, где фото должны быть красочными. Обзор, как по мне, это в первую очередь сочинение, которое должно быть подтверждёно цитатами. Вот фото и есть цитаты, которые подтверждают текст. Если в тексте речь идёт о ловле судака, а судака на фото нет, то такой обзор у меня вызывает не доверие, только и всего.
Именно благодаря красивой упаковке и процветают такие компании как Финика и МММ, потому что у них крутая упаковка. Люди ведутся на красивую упаковку, и мало кто вникает в то, что находится внутри.
Поэтому, я и написал, каждому своё.
Кому – то достаточно красивой упаковки, и он не стремиться вникнуть в то, что находится внутри, а кому – то важна суть вопроса или то, что находится в ней.
И это... сами вы... мистер... :))))))))
Два... Могу ошибаться, но мне кажется, что вы спутали фотовыставку с примерами фото как надо и как не надо снимать.
Три... Если вы умеете, то сделайте (напишите) лучше. Кто ж не дает-то? Это будет лучший ответ "неумехе". Разве нет?
В этой фразе кавычки для чего? Если вы не понимаете их значения в русском языке, то потрудитесь изучить, прежде чем обижаться. И не заставляйте людей оправдываться в том, что они дже помыслить не собирались.
А правила все эти я знаю - жена фотографией занимается серьезно.