Как научить ребенка ловить спиннингом
Скажу так: несмотря на кажущуюся сложность, обучение спиннинговой ловле для ребенка гораздо интереснее и легче в отработке навыков, чем обучение ловле поплавочной удочкой или, например, нахлыстом. Хотя женщины не все это понимают (мама и бабушка моего внука до сих пор не поняли), начинать надо именно со спиннинга! И все просто, смотрите сами.
Обучение нахлысту чисто технически очень сложно даже для взрослых, и не каждый ребенок вообще поймет, чего это папа или дед прицепились с какой-то ерундой и заставляют его делать одно и то же часами (не говоря уже о том, что часы-то для малыша — это слишком много). Этим папе и деду сначала бы самим в нахлысте поднатаскаться, а уже потом учить чему-то там хитрому! Кстати, дед (то есть я) еще как-то там умеет нахлыстом, в речку, во всяком случае, мушкой попадает, а папа Женя кроме любимых вертушек «Аглия-лонг» вообще ничего не признает. Так и живем, да...
А если учиться ловить поплавочной удочкой, то делать это нужно сразу в таком месте, где гарантированы постоянные и частые поклевки. Внимание ребенка все время должно удерживаться на поплавке, и ему нужно видеть результат рыбалки тут же и часто. Иначе никак не удержать внимание маленького человечка на тихом и спокойном поплавке, или у него должен быть ну очень меланхоличный характер — много вы таких детей знаете? Мои внук и внучка «меланхолики» такие, что после них еще дня три голова трещит. Это в радость, но активности у них. В общем, если вам нужно «весело и шумно», то зовите нас — спасем!
Спиннинг же предполагает постоянное, активное и простое для понимания любым малышом действие. То есть эта снасть сама по себе является самым настоящим развлечением для ребенка, сродни возможности погонять мячик или игре в пятнашки. Спиннинг — это всегда действие! И спиннинг — это всегда весело, а если во время первого обучения еще и клюнет хищник, да еще «на треху» или «на пятерку», то все — в этот момент появится новый рыболов на всю жизнь. Останется только окончательно закрепить навык заброса и готовить большую морозилку для его будущих рыбацких трофеев. Да, коптилка тоже сгодится...
Собственно, именно в привитии навыка заброса и заключается само обучение спиннинговой ловле. А чтобы было проще учить его, обучение нужно разбить на три этапа.
1) Хват спиннинга
Это самое простое. Редко какой малыш наблюдателен настолько, что сразу подмечает правильное положение рук у папы или дедушки-спиннингиста. Он видит, что именно папа или дед держит, и какая ему разница, как он это держит. Это заблуждение нужно исправить! И сделать это легко. Просто покажите ему, что правая рука должна всегда быть на основании катушки, а левая на ее рукояти. Разумеется, если ребенок левша, то ему следует держать спиннинг иначе.
Также нужно показать, что спиннинг должен не упираться в живот или в пах, а располагаться у правого бока. И хотя первое не возбраняется, но если ставить спиннинг так постоянно, то у малыша будет очень сильно уставать вытянутая правая рука. Не верите? А попробуйте сами долго держать спиннинг таким образом. Упор в живот нужен только при вываживании крупного трофея. Про упор же в пах и так все понятно, что ничего хорошего в том нет, правнуки вам тоже нужны.
2) Порядок действий при подготовке забросу
Мы с моим внуком Саньком очень быстро пришли к обыкновенному счету! Причем, на следующий день этот счет мы передали его старшей сестре Лерочке, и уже она заткнула нас с Санькой за пояс, моментально научившись метать приманки метров на 20–30. Сашок хорошо если метров на 10, и хорошо если в речку, а не назад на берег. Ну почти как дед с нахлыстом...
Всего четыре действия.
«Раз» — указательный палец оттягивает и удерживает леску.
«Два» — другой рукой открывается дужка катушки.
«Три» — делается замах и заброс.
«Четыре» — закрывается дужка.
Счет «три» можно разделить на «три» и «четыре» (замах и бросок) и тогда счетов будет пять. Но зачем же усложнять? Для малыша замах и сам заброс явно не выглядят чем-то разным. Нюансам этих действий он научится потом сам и скоро! Ведь именно в них и заключается главное мастерство спиннингиста: точность, дозированность или дальность заброса. А пока пусть просто кидает и, говоря по-умному, вырабатывает моторику работы пальца, удерживающего оттянутую леску.
3) Отпускание пальца, удерживающего леску
Именно
этот момент определяет, куда в итоге полетит приманка. И научить, в какой момент отпускать леску, проще всего, используя обычную палку, которую мы с Саньком подобрали на берегу. Лерочка, как я уже пояснил, обошлась и без такой тренировки, но так она и постарше и уже лучше понимает, что надо делать.
Нет, можно и со спиннингом тренироваться, но спиннинг с катушкой в руках несколько отвлекает внимание, которое нужно сосредоточить именно на пальце, и потому у нас — простая палка.
Обратите внимание на указательный палец правой руки Санька на фото. Палец сжат, как будто «держит леску». Далее все нужно выполнять медленно. А потому что именно при медленных движениях мозг лучше, эффективнее запоминает порядок действий, так что впоследствии «быстро» будет выполняться «на автомате», легко и непринужденно!
И надо обязательно показать малышу, что палец нужно отпускать в самом конце упражнения, то есть когда правая рука вытянута вперед и вверх. Да, мы знаем, что отпускать можно по-разному, но сейчас важно научить ребенка забрасывать так, чтобы приманка просто полетела хотя бы вперед, а не куда-нибудь в другую сторону.
После того как вы увидели, что малыш вполне уверенно распрямляет указательный палец в нужный момент, нужно сделать пару десятков подобных «забросов», и не просто так, а чтобы малыш считал их. Например, 10 «забросов». Вот и пусть считает: "Один, раз, два, три... Не считается, четыре... Опять не считается, пять... Ой... Шесть...». И так далее. Много не надо, дети быстро устают от однообразия. Все равно он уже на мышечном уровне хоть чуть-чуть, но запомнил, что делать, и дальше ему будет намного легче.
Как долго следует проводить «урок»? Если сразу не было поклевки, то не более получаса. Иначе ему наскучит настолько, что это отобьет всякую дальнейшую охоту рыбачить. Да и полчаса может быть многовато.
Однако если поклевка все же случилась и он вытащил рыбу (или пусть даже рыбку), то держитесь! На этой эмоции он вам «вынесет весь мозг»: «Деда, пойдем на рыбалку, пойдем на рыбалку, пойдем на рыбалку!» Не отвертитесь, во сне не отстанет!
Полезные советы
Поскольку человечек еще маленький, то и удилище ему нужно покороче. Например, 1,6–1,8 метра. У вас нет таких? Не беда, сойдет и ваш 2–2,10. Главное — не длина удилища и даже не его масса, а баланс!
Например, моему Саньку было тяжеловато махать спиннингом «Волжанка-Стилет», у которого баланс таков, что передняя часть перевешивает и держать не очень удобно. «Стилет» даже мне показался несуразным, хотя и звонкий, и кидучий. Его использование для обучения внука было ошибкой, увы.
Зато другой спиннинг, Kosadaka Resolver, с центром тяжести в районе катушкодержателя, для Санька оказался очень удобным. Даже при его неудобной рукояти, рассчитанной на каких-то жертв костоправов.
В качестве приманки очень удобно использовать незацепляйку типа Minnow Spoon. И летит хорошо, и траву не цепляет, и рыба, если вдруг сдуру клюнет, попадется неминуемо. Да и побезопасней она, так как нет открытых жал, точащих во все стороны, которые могут поранить малыша. Однако следите за положением защитного усика, пусть он прикрывает кончик жала.
И учите ребенка спиннинговому забросу на каком-нибудь безлюдном пляже или там, где есть удобный спуск к воде. Надо, чтобы сзади ничего и никого не было, «во избежание». Но вот вода перед ним обязательна. А то какой же интерес кидать на поле и распугивать зеленых кузнечиков (до зеленых чертей в глазах), а не рыбу?
Добавлю, что есть мнение , что детям очень легко осваивать мультиплекатрную катушку. В Америке, например, часто как первую покупают детям спинкаст (закрытая мясорубка с пусковым крючком)