Немного о грузиках и чуток рассуждений

nikola2264 18 апреля 2021

В принципе, для тех, кто в спиннинге не первый день, а тем более не первый месяц, новое тут найдется вряд ли, а вот новичкам, осваивающим джиговую ловлю, эта статья может быть немного полезна, ну или, как минимум, она будет для них информативна. На сегодняшний день существует огромное множество различных вариантов формы грузиков. Кто-то может сказать, что разницы нет, все одинаковые, но позвольте не согласиться. На этот счет у меня есть свое мнение, которое я и хотел бы изложить. А вот соглашаться ли с ним, прислушиваться ли к нему, — исключительно ваше дело.

В этой статье я постараюсь я постараюсь осветить те формы грузов, которые я применяю, с которыми мне довелось столкнуться. Но рассказывать буду исключительно со «своей колокольни». Безусловно, есть и другие мнения, но я изложу свое.

Джиг-головки

Начать свое повествование я хотел бы именно с них. Ведь именно с такого варианта оснастки начинался джиг для большинства рыболовов.

Джиг-головка с грузом в форме шара

Самая что ни на есть незабвенная классика. Данную продукцию вы можете найти в любом рыболовном магазине. Эти джиг-головки представлены в ассортименте многих рыболовных компаний, причем на всевозможных крючках. Это могут быть крючки Owner, Gamakatsu, Barbarian и еще огромное множество других. Также данную продукцию вы можете найти в продаже кустарей, ну или вообще сделать сами — для этого необходимо только иметь достаточное количество свинца и добротные крючки.

Преимущество данного «устройства» сразу так двумя словами и не описать. Классическая джиг-головка прекрасно стабилизирует приманку в воде, убирая излишний «роллинг», позволяет приманкам из мягкого силикона жить гораздо дольше, чем на шарнире (о котором поговорим позже). Но основное ее преимущество перед другими вариантами — самая лучшая подсекаемость.

Но и без минусов не обойтись. Открытый крючок прекрасно собирает траву, мусор, коряги, камни. Сами понимаете, количество зацепов и обрывов резко возрастает. Да и по дальности заброса такая оснастка очень сильно уступает шарнирным оснасткам и многим разнесённым. Но, как бы то ни было, я до сих пор с завидной регулярностью применяю такие джиг-головки в своей рыболовной практике. Классика есть классика, как ни крути.

Джиг-головка с грузом в форме зуба

Не буду повторяться, а скажу так: основные преимущества и недостатки смотри выше.

Откуда взялись у меня эти причудливые штуковины, я до сих пор вспомнить не могу. Но осталось их у меня не так много, как хотелось бы. А все потому, что я не осознавал истинного назначения такой формы. Особенность этой джиг-головки в том, что нижняя поверхность, которая соприкасается с дном, не плоская, а выпуклая.

 

Преимущество джиг-головок такой необычной формы полностью раскрывается при сочетании их с плавающей «резиной». Причем плавучесть силикона должна быть достаточно высокой. Дело в том, что при контакте с дном обычная силиконовая приманка также ложится на дно вслед за грузом. А вот плавающая резина в сочетании с этой джиг-головкой в состоянии приподнять крючок и находиться на плаву (в толще воды). Способствует же такому «подъему» именно выпуклая поверхность нижней части груза.

Такое сочетание позволяет выдерживать невероятно длительные паузы, что самым положительным образом сказывается при ловли вялого, капризного или просто осторожного хищника.

Разборные грузики

Со временем к таким грузам приходит практически любой рыболов. Или сам увидит (на реке или в интернете), или подскажет ему более опытный товарищ (как это было в моем случае). И тут начинается целая эпоха освоения, познания и применения таких вариантов огрузки.

Разборный груз «Чебурашка»

Это, пожалуй, самый распространенный тип разборного груза, с которого начинали освоение этого класса грузов. Это такой же распространенный вариант, как и классическая джиг-головка. Его можно найти в магазинах, причем чуть ли не в сельской рыболовной лавке, у тех же кустарей или сделать самому. Усилий и затрат еще меньше, чем при создании джиг-головок. Но если вы делаете сами или покупаете у кого-то, то, пожалуйста, не совершайте моих ошибок! Обращайте внимание на качество и толщину проволоки. Я неоднократно попадал на товар, у которого проволока ржавела после первой рыбалки, что делало невозможным разобрать груз.

Ну, что-то я отвлекся. Основное достоинство этого груза — его доступность, как я писал ранее. В отличие от джиг-головок, разборный груз обеспечивает очень высокую подвижность приманки, что делает применение пассивных приманок, приманок с небольшим «роллингом» более разумным, целесообразным и успешным. Также такой формат груза позволяет применять не только одинарные открытые крючки, но и двойники, и офсетные крючки.

Как мне кажется, среди всех разборных грузов именно у «Чебурашки» самый лучший и звонкий отстук о дно. Ну и, пожалуй, самые лучшие полетные качества. Но, в то же время, у груза этой формы самое быстрое опускание на дно среди всех разборных грузов, которые будут далее перечислены. В какой-то ситуации это может быть плюсом, ну а в какой-то и сыграть отрицательную роль.

Назвать какие-то особенности или уникальные свойства именно этой формы груза я затрудняюсь, так как ничего такого не вижу. Ну а выдумывать, придумывать или обманывать попросту не хочу.

Разборный груз «Проходимец»

Основные качества у него практически такие же, как и у предыдущего груза. Но из названия видно, что есть и отличие. Основное отличие — визуальное. Данный тип груза очень напоминает острие ножа. Тут же можно и провести аналогию: с какой легкостью прорезает нож, с такой же легкостью проходит везде и этот груз.

И это не шутки. Из своего опыта скажу, что на каменистом дне количество зацепов с применением «Проходимца» гораздо ниже, чем с тем же «Чебурашкой». Да, с этим грузом необязательно ловить в труднопроходимых местах, можно применять его везде. Но вот в сочетании с объемной резиной «Проходимец» уже не дает такого звонкого контакта с дном (тем более, если дно мягкое), ну а на камнях любой груз зазвенит.

Также «Проходимец» превосходно пробирается сквозь заросли травы благодаря своей конусной форме. Причем на себе, как правило, не приносит ничего. А это тоже, хоть небольшой, но плюс. Правда, для себя я сделал вывод следующий: стезя «Проходимца» — камни! Но запасаться этими грузами лучше заранее. Купить их можно далеко не везде.

Разборный груз «Зуб» (в некоторых редакциях — «Сапожок»)

Не путать с «Проходимцем»! Это два абсолютно разных груза. В принципе, основные свойства и возможности «Зуба» такие же, как и у всех разборных грузов, но есть и свои особенности. «Зуб» — это нечто среднее по проходимости между «Чебурашкой» и «Проходимцем». Точно такое же место — золотую середину — он занимает и по полетным характеристикам: хуже шара, но лучше «Проходимца».

Но основное его преимущество, которое я для себя открыл, раскрывается при использовании его с плавающей резиной. В отличие от джиг-головки аналогичной формы, тут приманка мало того, что приподнимается, но еще и раскачивается не только на крючке, но и покачивает груз.

Но также зачастую я использую такую форму груза вместе с мандулами или поролоновыми рыбками — как эксцентрик. Все-таки «Зуб» неплохо раскачивает приманку в период проводки и в дополнение ко всему дает некоторое движение после контакта груза с дном, что дополнительно провоцирует пассивного и осторожного хищника на совершение атаки.

Разборный груз «Таблетка»

Особенность этого груза заключается в срезанных краях, причем срезанных не ровно, а под углом. Такое решение создает смещение центра тяжести, что позволяет увеличить эффективность применения таких приманок, как мандулы и поролон. Прелесть сего груза — способность заваливать приманку на бок после контакта с дном посредством собственного заваливания.

«Таблетка» находит применение и при ловле на пассивные приманки типа червей, раков и прочих кракозябр. Такое сочетание добавляет приманкам дополнительную подвижность и, соответственно, реалистичность и привлекательность. Но и для активных приманок применение «Таблеток» не менее актуально. Если у приманки слабый «роллинг», такая форма груза позаботится об этой проблеме.

К сожалению, как мне кажется, такая форма груза — самая редкая, особенно если разговор идет о весах 10 граммов и выше. Поэтому, если есть такая возможность, заранее запасайтесь грузами такой формы и в большом количестве, так сказать — про запас.

Джиг-риг

Эволюция освоения различных вариантов грузов и типов оснасток не стоит на месте, и вот уже мы подобрались к «узаконенной» (так говорят некоторые спортсмены береговики) версии отводного поводка. Тут, в принципе, форма груза не столь принципиальна, как мне кажется. Но по уровню зацепляемости такая оснастка, выдает, как мне кажется, самые превосходные показатели. Да и дальность полета приманок на такой оснастке просто на высоте.

На своих рыбалках я чаще всего применяю такие формы, как капля, банан и — очень редко — столбик (их еще для дроп-шота часто используют). При помощи таких грузов и такой оснастки очень удобно проходить достаточно крутые бровки. Получается так, что груз лежит, а приманка парит в толще воды.

Но у разных форм и поведение немного разное. Капля дает самую высокую дальность полета и самый явный отстук. Но применение ее на мягком и илистом дне не так эффективно, как банана и столбика. Два последних варианта не так сильно утопают в мягком грунте. Поэтому запас грузиков надо иметь внушительный и разнообразный.

Из личного опыта (размышления)

Зачастую, по незнанию и по отсутствию личного опыта, многие совершают глупые и досадные ошибки. Я не был исключением и «хлебал» это счастье мелким ситечком. Ну вот и хотелось бы поделиться своими ошибками, чтобы те, кто начинает осваивать спиннинг, их не повторяли.

В погоне за дальностью заброса я часто увеличивал массу груза, что отрицательно сказывалось на качестве проводки и подачи приманки. Сейчас же я вижу несколько вариантов решения этой проблемы. Первое — переход на более тонкий шнур. Второе — применение вольфрама. Третье — применение джиг-рига.

Более тонкий шнур позволит вам совершать заброс более дальний, но не стоит в дополнение к этому увеличивать еще и груз (будут отстрелы приманок, ненужные потери). Поэтому я всегда ношу с собой в рюкзаке 2 дополнительные бобины с более тонкими шнурами, чем основной шнур на катушке.

Вольфрамовые груза имеют меньший размер по сравнению со свинцовыми и меньшее сопротивление воздуха. Но и тут есть нюансы: при одинаковой массе вольфрам будет тонуть несколько быстрее, поэтому надо искать золотую середину. А вот ценник на вольфрам совсем не «демократичен», и потерять один грузик массой 10 граммов по цене пачки свинцовых как минимум досадно.

Остается третий вариант решения проблемы — применение джиг-рига. Но тут тоже есть свои тонкости. Это примерно золотая середина между обычным разборным грузом и вольфрамовым разборным грузом, но все же массу джиг-рига стоит немного уменьшить по сравнению со свинцовым разборным.

В заключение хотелось бы сказать: не бойтесь различных экспериментов как с формой груза и его массой, так и с оснасткой. Никто не знает, что принесет успех, а что нет. Искренне надеюсь, что данная статья была вам полезна, интересна и получилась достаточно информативной. Всем ни хвоста ни чешуи!

С уважением

Николай

Комментарии

Shamic
Shamic 20 апр. 2021
Действительно классная статья. Николай а на каких глубинах применяете Джиг Риг? Во многих обзорах данной оснастки рекомендуется только небольшие заглубления - 1-3 метра максимум
nikola2264
nikola2264 20 апр. 2021
Спасибо! Применяю на глубинах до 3 метров, ну как максимум до 5 метров (но если вода стоячая). Хотя на больших глубинах не пробовал, да особо и негде, но думаю что толк будет!
Добавлять комментарии могут только .