Речной джиг. Проводки. Часть 2. Ловля с берега: «на падении».
Вторая и третья части статьи посвящены береговым речным джиговым проводкам. Во второй части рассмотрим такие моменты бегового джига, как направление заброса, «контроль дна», ловлю «на падении».
Мешать и помогать нам провести приманку будет, как и в первой части, течение, добавиться ветер и стесненные условия, в которых ловит джигит-береговик.
И в самом начале рассмотрим схему на фото ниже.
На схеме речь идет о направлениях заброса приманки относительно берега и, соответственно, течения реки.
Сразу условимся, что в данной части, говоря о направлениях заброса с использованием часовых стрелок (на час, на десять часов), мы будем всегда подразумевать направление течения слева направо (как на картинке).
Применительно к береговому джигу направление заброса на 12 часов циферблата будет перпендикулярно береговой линии и течению.
Забросы влево по циферблату от полуночи будут забросами против течения, наиболее ярко себя проявляющие к 9-часовой отметке. Это будут забросы апстрим, от английского up stream, «вверх по течению». Забросы вниз по течению будут справа от 12 часов по циферблату.
Течение при речном джиге — это и наш друг, и наш недруг, в зависимости от того, в каком направлении мы будем делать заброс и какую делать проводку.
Основные сложности в проводке будут при забросах от девяти до двенадцати часов.
При таких забросах надо учитывать несколько факторов.
Первый — это разница в силе поверхностного и придонного течения.
Второй — это необходимость точно выбирать катушкой провис плетеного шнура, который образуется при сносе приманки вниз по течению.
Третий — это ветровая обстановка: ветер не преминет воспользоваться слабым натяжением плетеного шнура и выдуть его в дугу.
За счет этих факторов плетеный шнур при проводке апстрим не вытянут в прямую линию между вершинкой спиннинга и приманкой, что ухудшает тактильную чувствительность и контроль дна. А если вы потеряли контроль дна в речной проводке, то будьте готовы потерять и приманку на зацепе либо пропустить поклевку. Как правило, проводки апстрим рискованные в плане потери приманки, но часто именно они в стесненных условиях помогают подать приманку к месту стоянки хищника.
Не стану советовать «Всегда держите натянутым шнур» и т.п., поскольку это не всегда возможно. Если мы ловим на озере с лодки, мы можем установить лодку так, чтобы кидать по ветру. На реке же, как правило, мы ничего не можем поделать со встречным и боковым ветром, не всегда можем сместиться по берегу и не всегда можем поставить более тяжелый груз для контроля проводки, как как последует неминуемый зацеп. Выручает в сложных условиях доскональное знание рельефа и мест стоянки хищника, а также накопленный опыт ловли в непростых условиях, в частности понимание необходимости «контроля дна», о котором мы обязательно поговорим ниже.
Давайте обратим внимание на правую часть циферблата.
С двенадцати до часа еще сохраняется высокая вероятность образования дуги, но контролировать проводку значительно проще чем с 9 до 12. С часу до трех — самая выигрышная зона, где течение становится нашим другом и рыбалка может быть такой же и даже более удобной, чем на водоемах без течения. Более удобной, потому что три основные силы, влияющие на проводку (течение, парусность шнура, вес приманки), на реке могут быть в определенном состоянии равновесия, когда приманка практически зависает в предполагаемой зоне атаки хищника. Стоячая вода нам такой возможности не предоставит.
Именно к такому расположению рыболова на берегу реки, когда предполагаемая зона для облова находится в удобной зоне заброса с направлением от 1 до 3 часов, и надо стремиться.
И уже тут нам пригодится:
— и медленная парящая равномерка и долгая ступенька, когда приманка по дуге медленно прижимается к берегу, облизывая речное дно;
— и ступенька в разных ее вариантах, от быстрой до максимально долгой;
— и, том числе, активная проводка с грохотом и сотрясанием речного дна.
Как «действует циферблат», думаю, всем понятно. Нам придется учитывать его работу при береговом джиге при подавляющем большинстве забросов.
При забросах апстрим следует также учитывать тот момент, что при небольшом ветре и небольшой разнице поверхностного и придонного течений скорость падения приманки будет примерно такой же, как в стоячей воде. Но чем правее по циферблату от 12 часов, тем больше возрастает фактор влияния парусности плетеного шнура и тем больший вес по свинцу нужен, чтобы совершить проводку. При забросах с одного и того же места на берегу для 2-секундного падения приманки при забросе на 10 часов нам может понадобиться 10-граммовая чебурашка, а при забросе на 2 часа уже 30-граммовая. Заметная разница. Бывает, что в одном месте требуются и 40-граммовая чебурашка (прочесать дальний кордон), и 10 граммов для проводки апстрим, и 30 граммов для забросов от часа до полтретьего, и граммов 15 для ловли на падении. Случается, на берегу спрашивают: «С каким весом чебурашки ловишь?». Такой вопрос может поставить в тупик, учитывая, что и участок реки предполагает доступность с одного места на берегу и мелководных, и русловых участков, и облов ты совершаешь по всему рельефу всеми возможными проводками.
Мы уже не раз упоминали ловлю «на падении приманки». Давайте разберем, что же имеется ввиду. Рассмотрим схему.
Итак, предположим, что рельеф и стоянку хищника мы знаем.
Сместиться и улучшить направление заброса мы не можем, поскольку максимальная дальность заброса у нас — 60 метров и до «точки атаки хищника» приманка доберется, только если заброс сделать чуть правее и дальше. Кроме того, на схеме уместился и второй мешающий другим проводкам фактор — захламленность места ловли. Даже при достаточной дальности заброса нам все равно пришлось бы использовать в этом месте ловлю «на падении».
Единственное, что мы можем сделать, — это дать возможность приманке по дуге спланировать в необходимый район.
При ловле «на падении» мы имеем следующие стадии: заброс, приводнение приманки, потом (розовая стрелочка) «парение» приманки в зону поклевки, падение приманки. Атаку мы ждем либо в конечной фазе «парения», либо при касании приманкой дна.
Ловля «на падении» совсем не так проста, как может показаться.
Первое. Мы должны точно рассчитать место приводнения приманки. С учетом силы течения, веса самой приманки и парусности шнура приманка будет «парить» по дуге, и от наших расчетов зависит, увидим ли мы поклевку или будем пытаться освободить приманку от зацепа.
Второе. Даже если мы точно рассчитаем место приводнения приманки, ветер можем внести свои коррективы:
* - заброс, особенно крупных приманок на дальние расстояния, может быть очень проблематичен и необходимо попасть между порывами ветра;
* - ветер может выдувать плетеный шнур в дугу и оказывать влияние на траекторию падения (парения) приманки.
Учитывая, что зачастую ловля «на падении» происходит на максимально дальних расстояниях и в крепких местах (часто с сильным течением), такая ловля требует определенного мастерства.
После падения приманки в большинстве случаев мы сматываем шнур либо вываживаем рыбу.
Есть пять проблем в береговом джиге, которые решаются ловлей «на падении приманки».
1. Расстояние до «зоны поклевки» находится на границе возможностей нашей снасти.
2. «Зона поклевки» расположена в крепком месте и возможности подать приманку иным способом у нас попросту нет.
3. Уже обловленную «зону поклевки» хочется проверить крупным шедом или шарнирной оснасткой с минимальной огрузкой и, таким образом, максимальной составляющей падения приманки.
4. Глубина в «зоне поклевки» и сила течения предполагают использование максимально тяжелого сочетания «свинец+приманка», по верхней границы весового диапазона нашей снасти или даже с ее перегрузом. В таком случае мы делаем заброс от десяти до полдвенадцатого и после единственного касания приманкой дна вытаскиваем снасть. Глубина и течение нам не позволят еще раз коснуться дна.
5. Возможность максимально деликатно обловить место стоянки хищника. Тут поподробнее, поскольку это тоже ловля «на падении», но подача приманки несколько отличается. Схема для пятого случая приведена ниже.
Особенность пятого варианта ловли «на падении» заключается в том, что ни донный рельеф, ни береговой рельеф, ни глубина в «зоне поклевки» не налагают на нас каких-либо ограничений. И течение в пятом случае — наш друг. При правильно подобранном грузе мы можем выполнить эффектную проводку медленной ступенькой по дуге. Но нас интересует только красная «зона поклевки» и только один эпизод в проводке, когда после приводнения на медленном парении в толще воды приманка все ближе и ближе подходит к месту стоянки хищника. Мы выбираем наиболее подходящий груз для этого медленного приземления. Подбором груза мы должны как можно более эффективно уравновесить силу течения, парусность шнура с весом приманки и глубиной в перспективной точке, и приманка, если позволяет вектор заброса, по возможности должна «зависнуть», нервируя хищника, перед самой его пастью. Если вернуться к началу статьи и к циферблату, то очень удобно, когда «зона поклевки» будет находиться от полвторого до полтретьего, тогда можно буквально по сантиметру разобрать нужный участок.
Пример оптимального вектора заброса и «зоны поклевки» — на схеме ниже. Можно представить, что «зона поклевки» в примере — это выход из русловой ямы или перекат перед входом в яму. В таком случае долго парящий в нужном месте шед на джиг-головке будет поджидать выходящего на кормежку хищника. В сочетании с равномерной проводкой и медленной ступенькой по дуге ловля «на падении» будет оптимальным вариантом и для ходовой рыбалки по знакомым точкам, и для ожидания вечернего и утреннего выхода хищника на своих излюбленных, проверенных местах.
С такой подачей, когда приманка медленно опускается от поверхности воды к стоянке хищника, можно поймать практически всех речных хищных обитателей. Поклевки, как правило, звонкие и запоминающиеся.
Про ловлю «на падении» пока все. Давайте рассмотрим еще один важный для речных проводок момент — «контроль дна».
Вернемся к варианту, когда мы ловим ступенькой с часу до полтретьего. Это, как мы уже говорили, основная зона удобной проводки. При такой проводке следует учитывать, что, благодаря парусности плетеного шнура, ступенька в начале нашей проводки при одинаковых оборотах катушки будет с меньшими паузами, чем в конце проводки, где возможны долгие зависания на стадии падения. Остановимся на этом моменте подробнее, поскольку он важен для понимания «контроля дна», о котором мы поговорим сразу после схемы.
Пояснения к схеме, наверное, излишни. Важно, чтобы мы четко зафиксировали для себя тот факт, что при смещении от часа к трем часам по траектории проводки время падения приманки увеличивается. И это знание (желательно, чтобы на водоеме оно было инстинктивным) нам еще пригодится.
Обратите внимание на каменистый склон на фото. Такое же в этом месте было и речное дно на протяжении двух лет после постройки ГЭС. Потом пустоты между камней забились галькой и песком, но место все равно осталось крепким. Именно в таких условиях я, по сути, начинал свое знакомство с береговым джигом, и знакомство проходило по «бразильской системе»: совершил неправильное действие в проводке, что-то не учел — и привязываешь новую приманку вместо оторванной.
Такое дно часто встречается в местах, где есть какие-либо гидротехнические сооружения: мосты, дамбы, набережные, гидроэлектростанции, водозаборные сооружения и пр. И как раз такие места являются излюбленным местом обитания всевозможных речных хищников.
Из-за дуги, особенно на дальнем расстоянии, тактильно контакта с дном мы можем не почувствовать, и вероятность того, что приманку заклинит под валуном или оно провалится в колодец из камней, будет очень высока. Особенно, если речь идет о забросах вверх по течению (от 9 до 12 часов).
Давайте разберем пример. Что случится, если мы сделаем заброс на один час, приманка опустится на дно, но мы пропустим касание приманкой донной поверхности?
Если подрыв приманки не произошел в момент падения М1, то течение ее протащит по дну и свинец попросту заклинит при попытке поднять приманку над дном (М2). Особенно опасны такие проводки апстрим при сильном течении и захламленном дне.
Даже офсетные крючки и специального вида чебурашки не спасают в таких местах. Немного сложнее зацепить джиг-головку от номера 6/0 и выше, но и это не панацея.
Но ловить в таких местах можно и нужно, именно там мы сможем встретить долгожданный трофей.
Первое и очевидное при ловле на течении, и особенно в крепких местах, — это то, что если приманка опустилась на дно и мы не сделали подрыв, то приманку, скорее всего, мы потеряли. Плетеный шнур найдет ветку или булыжник на дне, за который зацепится и затянет или чебурашку, или джиг-головку под препятствие. На моей реке коряжника мало и, как правило, зацепы происходят при заклинивании свинца между камней.
Потеряв не один десяток приманок, уже приобретаешь определенный навык. И в первые мгновения контакта приманки с дном рука сама выполняет подрыв приманки.
Помните, мы рисовали схему с секундами на ступеньках? В крепких местах такая схема уже мысленно прорисована. И после подрыва приманки тактильные рецепторы уже настороже, чтобы при контакте с дном немедленно приподнять приманку. Если тактильно мы не ощущаем касания дна, то все внимание переносим на вершинку спиннинга. А если ветер не позволяет контролировать проводку и по вершинке, представляем тайминг проводки по мысленной схеме, делая предполагаемые подрывы приманки в нужные (как нам кажется) моменты. Основное, чего мы должны избежать в проводке, — это бесконтрольного волочения приманки по дну (от М1 к М2 на рисунке, к примеру). Если мы потеряли дно (ошиблись с глубиной, кто-то отвлек, порыв ветра выдул дугу на плетеной леске), лучше начать проводку заново. Не одна приманка была оторвана из-за того, что рыболов все ждал касания дна, а оно уже произошло и приманку все тащило и тащило по дну.
Если ветер нам не мешает и мы можем так расположится на берегу, чтобы уверенно выполнять забросы на час по циферблату, то так и надо делать, и это будет оптимальным вариантом.
Мы поговорили о направлениях заброса, ловле «на падении приманки» и о таком важном элементе речной джиговой проводки, как «контроль дна». В третьей части мы продолжим говорить о береговом джиге. Затронем тему «вынужденных проводок», джига в крепких местах, поговорим о ходовой рыбалке.
Всем ни хвоста ни чешуи!
Николай Бровкин-Русловой