Поймал и отпустил. Или не отпустил?
Поймал и отпустил. Или не отпустил?
Что знает среднестатистический российский рыболов-любитель о принципе Catch & Release, или «лови и отпускай»? В основном, это набор штампов: поймал — поцеловал — отпустил, кодекс чести рыболова, бережное отношение к рыбе и т.д. Некоторые, более «продвинутые», вспомнят про одинарные и безбородые крючки, подсак из безузловой нейлоновой или специальной резиновой сетки и смачивание рук водой перед тем, как принимать рыбу. Да, пожалуй, и все. Хотя нет, вот еще мат для рыбы у карпятников.
Однако не все так просто, как кажется. С чего все начиналось, откуда пошло? Ну тут, как раз, просто: как прорубил Петр I окошко, так и прет к нам с тех пор все самое прогрессивное и не очень... Как бы там ни было, а за рубежом Catch & Release появилось раньше лет на двадцать, если не ошибаюсь. А у нас и по сей день вот такие фотографии — не редкость.
Увидев подобное, некоторые чрезмерно впечатлительные рыболовы с берегов Туманного Альбиона, скорее всего, падают в обморок. Они ведь привыкли карпа целовать и отпускать, а тут за жабры его...
Справедливости ради нужно отметить, что и закон о любительском рыболовстве у нас есть, регламентирующий количество и размер выловленной рыбы. И общественные организации присутствуют, к примеру «Русский лосось». И коммерческие водоемы есть, которые пропагандируют «бережное отношение к рыбе» и принцип «лови и отпускай». Но приживается как-то не очень. Ну, не любит у нас народ пропаганду, не воспринимает. Ну, что тут поделать? Хотя есть, вероятно, и этому объяснение.
А вот за рубежом работает не только пропаганда, но и закон, причем работают они одинаково успешно. К примеру, в одной далекой от нас стране есть закон о рыболовстве, а в нем прописано, как следует отпускать рыбу, которую рыболов не забирает с собой. Я перевел, как смог.
Руководящие принципы или указания
«Лови и отпускай» означает, что рыбу поймали, а затем вернули в воду невредимой, чтобы она выжила и продолжила свое существование в естественной среде обитания. В приведенных ниже рекомендациях объясняется, как это сделать:
— всегда используй мелкие одинарные крючки;
— не используй тройные крючки;
- используй крючки без зазубрин (крючки с зазубринами можно сделать без зазубрин, защемив их плоскогубцами)
— используй прочную удочку и леску, чтобы быстро взять под контроль рыбу, не утомляя ее чрезмерно;
— подумай о силе течения и размере рыбы при выборе подходящей снасти;
— держи рыбу в воде и избегай попадания ее на берег или волочения по крутому берегу перед выпуском;
— после того как рыба попалась на крючок, как можно быстрее подхвати рыбу рукой или подсаком — это уменьшит стресс и утомление и обеспечит быстрое восстановление рыбы;
— сведи манипуляции с рыбой к минимуму;
— постоянно держи рыбу в воде, так как если держать рыбу на воздухе в течение длительного времени, она может не выжить;
— перед тем как брать рыбу, убедись, что твои руки влажные;
— избегай сдавливания рыбы;
— используй плоскогубцы, чтобы удалить крючки;
— если крючок находится слишком глубоко и удаление приведет к повреждению рыбы или задержке освобождения, отрежь леску как можно ближе к крючку
— поддерживай рыбу в воде, направив ее головой против течения;
— наберись терпения, так как рыбе может потребоваться несколько минут, чтобы восстановиться;
— подожди, пока рыба не оправится достаточно, чтобы уплыть;
— высокая температура воды (более 21 градуса Цельсия) может значительно снизить выживаемость, поэтому рыболовам следует проявлять особую осторожность, практикуя ловлю и отпускание при высокой температуре воды (типичные летние условия).
Такие вот правила, имеющие силу закона. К слову, штрафы за нарушение закона там «совсем не детские».
Но вернемся к нашим тараканам. Не могу сказать, чтобы я был совсем уж дремуч (и образование университетское, и с искусствами всяко разными знаком, и тонны книг прочел в свое время), но сидит во мне крепко-накрепко память предков, тех самых, что за мамонтами бегали в поисках пропитания. И хотя сейчас за пропитанием я, как правило, хожу в магазин, гложет и гложет меня червячок дуализма на берегу водоема: а что я здесь делаю, если и вовсе рыбу не забираю?
Нет, сам по себе принцип Catch & Release вроде бы хорош: вроде, развлекаемся и вреда не приносим, рыбу отпускаем. А что если применить этот принцип к охоте?
Почему нет? Ну, допустим, подранил лося в ногу, подмазал зеленкой, наложил шину — и отпустил. Нет? Нет, что-то не то. А так хочется быть хорошим и правильным, аж зубы скрипят и скулы сводит.
А между тем, далеко не вся отпущенная рыба выживает. Канадские ученые-ихтиологи провели исследование, в результате которого выяснили, какая часть судака выживает после поимки и отпускания. Смертность составила в среднем чуть больше двадцати шести процентов. Смертность среди особей, выловленных с глубины от девяти до двадцати трех метров, доходила до пятидесяти процентов. Смертность зависела от глубины ловли и не зависела от размера рыбы.
В свое время много копий было сломано о Catch & Release на российских рыболовных форумах. Каждый приводил, как ему казалось, «железные» аргументы «за» или «против». На мой взгляд, много лукавства и лицемерия в тех аргументах. Лукавят почти все, в том числе и те, кто пропагандирует принцип Catch & Release, не слишком задумываясь о том, сколько рыбы выживает после отпускания. Вероятно, им нравится сама мысль о том, какие они правильные. Это приятно, это тешит самолюбие. Напрашивается вопрос: «Если ты такой правильный, может, лучше вообще не ловить и не мучить ни рыбу, ни себя?» Или все же ты не настолько правильный?
Лукавят и те, кто, оправдываясь, утверждает, что браконьерский вылов, несоблюдение промышленными предприятиями экологических норм, а также чрезмерная промысловая добыча несопоставимы по ущербу с мешком рыбы, которую они забирают «на поесть». Их много, очень много, имя им легион. Они просто не хотят выходить из зоны комфорта, им так удобнее и приятнее думать.
Не лукавят лишь те, кто заявляет: «На рыбалку иду исключительно за рыбой».
Отдельная категория — это те, для кого рыба — единственный источник пропитания, кто живет у черта на куличках. У них практически нет выбора. Там ведь нет «Магнитов» и «Пятерочек», как и прочих прелестей цивилизации. Впрочем, многие из них, скорее всего, и не слышали о Catch & Release. А если и слышали, то решили однозначно: «с жиру бесятся».
Есть у нас и такие рыболовы, которые отпускают рыбу избирательно, аргументируя это не только и не столько законом о рыболовстве. Одни говорят: мол, совсем уж мелочь я отпускаю (и по закону положено), вот я герой какой.
А другие парируют: а я трофейную рыбу отпускаю, ту, что весит более 7–10 кг, это важнее.
А что говорят ихтиологи? А вот что: мелочь и так составляет более семидесяти процентов поголовья, а крупная старая рыба не столь продуктивна, как та, что не так давно достигла половозрелого возраста. Получается, если мы заботимся о популяции, отпускать нужно ту рыбу, которую мы обычно забираем. Словом, куда ни кинь, всюду клин.
Так где же выход? Честно сказать, не знаю. Но рискну предположить, что спустя несколько десятков лет мы, скорее всего, будем ловить рыбу исключительно вот так.
Почему? В некоторых странах потому, что люди примут своеобразный общественный договор и откажутся от подобного рода развлечений, при этом рыбы там будет в достатке.
В остальных потому, что рыбы там попросту не останется. Ну разве что кто-нибудь выудит последнего ротана в какой-нибудь затхлой лужице за городом и выложит в соцсети как трофей.
P.S. На первом фото (фото с сайта pixels.com) с удилищем и рыбой — не Грета Тунберг.
С уважением
несостоявшийся футуролог, по совместительству рыболов-любитель
Сергей Гладышев (gladwork)
При этом я всегда иду на рыбалку за рыбой. Просто она не всегда попадается пригодная для моей сковородки. Но так чтобы целенаправленно поехать ловить и тут же отпускать - не дождетесь.
А рыбы меньше не станет. Ее и сейчас не меньше. Это нас стало больше в одних и тех же местах. А чуть в стороне рыбы полно :)))
Более того, скажу, что в Челябинске есть Озеро № 1, которое находится в черте города, и которое является промышленным. Его каждый год по весне тралят. Озеро по форме круглое. Сколько там рыбы останется после траления?. Я вообще, никогда не подумал бы, что в этом Озере есть карпы размером до 10,0 кг., если бы однажды не увидел их своими собственными глазами. Как они там выживают? Почему их никто поймать разрешённой снастью не может? Может люди не подозревают, что такая рыба способна выжить после траления?
А принцип «поймал – отпусти» - это чистой воды лицемерие. Отпускают только в разговорах на Форумах, а на воде таких людей почти нет. Многие бьют себя в грудь, дескать я отпускаю, лишнюю не беру. А на деле, не берут рыбу мормодрочники, потому что там брать нечего. А другая часть, когда попадает на выход судака или щуки лупит её только в путь, потом уловы свои выкладывают с переловом…хотя до этого тоже били себя в грудь, что рыбу отпускают. Почти никто не отпускает зачётного размера судака или щуку. Поймают 10 штук, заберут всех, ещё и фото улова на Форумах размещают.
Да, знаю человека, который трофейную щуку отпускает, фотками это подтверждено. А в целом, есть только разговоры, а фоток с отпуском рыбы почти нет. И отмазки есть на вроде, фото не делал, потому что рыба при отпуске может камеру замочить.
А вообще, на форумах полно фоток с переловом, и почти нет с отпуском рыбы.
А вообще, у каждого места есть свои секреты. Мало знать это место, нужно ещё правильно провести приманку, особенно, когда нет жора. В жор да, поймать не сложно.
Машина и прочие аксессуары у меня тоже в фото не попадают. Знаю точно, что моё место с крупным голавлем некоторые люди пытаются вычислить по фоткам.
Просто надо понимать, когда трофей ловится на дурака, а когда нет. Бровкин – Русловой, если не ошибаюсь, писал про ловлю трофеев. Я хоть и не вчитывался внимательно, но суть сразу понял, потому что это так и есть.
Сейчас, по телеку идёт пресс конференция Президента, почему никто из рыбаков не может задать Президенту вопрос по этому поводу, хотя бы по пивнушкам? Почему никто из рыбаков не напишет письмо в Росрыбаловство? Потому что, проще языком трепать и на кого – то всё свалить, не делая при этом НИЧЕГО.
Могу сказать, что лично я писал в Росрыболовство по электронке по поводу сетей, мне ответили. Нужно поднимать эту проблему, а не жевать сопли на различных ресурсах. Нужно понять одну простую вещь: это нужно нам в первую очередь, и пока эту проблему не поднимать на высоком уровне, ничего не изменится. Чиновники, вряд ли знают, что происходит с водоёмами. Жалоб нет, а у чиновников есть более важные проблемы.
Даже промысел можно не запрещать. Тут вопрос в другом: у промысловиков есть квоты, которые они просто не соблюдают. Опять же нужен жёсткий контроль.
К примеру, про Первое Озеро о котором я писал, промысловики берут лицензию на три захода траления, а вместо этого они проводят не менее 15 заходов. Нет контроля. Потом, эти же промысловики должны запустить в озеро мальков, в каком – то объёме, а они эту опцию игнорируют, потому что их никто не контролирует.
По Закону сети запрещено продавать, а они продаются на рынках. Кто это дело должен контролировать? Что бы решить наши проблемы, нужен простой контроль.