Ремонт проколов в сапогах из ЭВА
У многих из нас, рыболовов, если даже не у большинства, есть среди экипировки обувь, изготовленная из ЭВА, то бишь из этиленвинилацетата. И не только обувь, кстати; рукояти многих спиннингов выполнены также из ЭВА.
Хороший материал, лёгкий, упругий, очень тёплый за счёт пористой структуры, сохраняющий свои свойства и при низкой температуре. Огромным плюсом обуви из ЭВА является то, что изделия (в нашем случае — сапоги) отливаются целиком, то есть изначально отсутствуют какие-либо швы: клееные, шитые, сварные… Однако в сравнении с привычной резиной, а резиновые сапоги тоже пока занимают достойное место в снаряжении рыболовов и охотников, этиленвинилацетат не такой прочный.
Проколы, разрывы или порезы для этиленвинилацетатной обуви — явление более распространённое, чем для резиновой, и вопрос ремонта таких сапог однажды встанет перед их владельцем обязательно.
Свою первую пару, изношенную чуть ли не до дыр в подошве, мне пришлось клеить не один раз, а однажда даже подвергать серьёзному ремонту, возвращая на место оторванный при зацепе за торчащую арматуру треугольный лоскут голенища. Именно на этих сапогах я впервые испробовал тот клей, который хочу посоветовать и вам, тем более что случилась оказия в виде прокола правого сапога в районе пятки. На сучок где-то напоролся на берегу, а заметил это, вернее почувствовал, уже когда зашёл в воду.
Первым делом, естественно, надо очистить место повреждения от грязи, мусора, протереть насухо не только снаружи, но и внутри.
Далее следует обезжирить ремонтируемое место, и для этого подойдёт ацетон, уайт-спирит, просто спирт… Я использую бензин «Галоша», тоже замечательно справляющийся с поставленной задачей.
В принципе, можно и не обезжиривать, современные клеи допускают такую возможность, но я всё же предпочитаю не отказываться от этого этапа, тем более что он не занимает много времени.
С помощью ватной палочки наношу обезжириватель и в само тело прокола, на пористую поверхность.
Ну а теперь — непосредственно о клее.
В сети натыкался на утверждение, что этиленвинилацетат можно ремонтировать только специальным клеем, который точно так же, этиленвинилацетатным, и называется. Ещё читал, что для этого следует применять состав «Жидкая латка».
По поводу ЭВА-клея ничего сказать не могу, не было опыта его использования, но из сведений, почерпнутых в интернете, выделю один нюанс: его нанесение во время ремонта происходит исключительно на пористые участки разрыва, так как с гладкой глянцевой поверхностью клей не взаимодействует. То бишь, если я правильно понял, наклеить какую-нибудь заплатку поверх дефекта не получится. Можно ли произвести ремонт, просто залив ЭВА-клей внутрь прокола и дождавшись его полимеризации? На этот вопрос я мог бы ответить, если бы попробовал, но, как уже было сказано выше, такого опыта у меня нет.
Зато есть ответ на вопрос, можно ли так сделать «Жидкой латкой», и этот ответ, каким бы не удивительным он ни казался притом что на тюбике крупными буквами написано ЭВА, — нет! Тюбик «Жидкой латки» мне подарил друг после посещения им выставки «Охота и рыболовство на Руси».
На обратной стороне тюбика читаем последовательность проведения операций: зашкурить — обезжирить — нанести тонким слоем на поверхность.
Следующий этап там не описывается, а он должен звучать так — крепко прижмите склеиваемые части друг к другу. Ну и заодно обратим внимание на слова «тонким слоем».
Тут дело вот в чём. Если клеевой слой будет толстым, то полимеризация сильно затрудняется, таковы уж свойства клея. Намазать же тонким слоем участки прокола, а затем сильно прижать их друг к другу довольно непросто чисто физически. Здесь прошу заметить, что я говорю о конкретном участке именно на своём сапоге, в зоне пятки, рядом с подошвой. Будь это, к примеру, разрыв голенища, как на старой паре сапог, то, возможно, всё получилось бы как следует.
Но вот в данном конкретном случае не получилось. На какое-то время сапоги течь перестали, но довольно скоро я стал ощущать, что вода опять проникает через прокол внутрь, видимо клей до нужного состояния так и не смог полимеризоваться.
И вот тогда я вернулся к тому материалу, который использовал для ремонта сапог из ЭВА раньше — к прозрачному гелю «Момент».
Не вспомню, кто мне его посоветовал, но применив его однажды, я потом долго ничего другого не использовал, поскольку любой порыв-прокол-разрез этот гель заклеивал наглухо! Главное — дать выстояться изделию после применения в течение 24 часов, и о проблеме протечек через отремонтированный участок можно забыть!
Причём есть второе, немаловажное свойство этого клея — его доступность. В отличие от той же «Жидкой латки», гель «Момент» можно купить в любом хозяйственном магазине.
Вот и в этот раз выдавил гель прямо внутрь прокола, выступившие на поверхность излишки немного разгладил, но особо на эстетику упор не делал.
После ремонта сапог отходил в них уже две рыбалки, каждая почти по колено в воде на протяжении двух-трёх часов, то есть половину рыболовного времени.
Ещё вот читал, что заклеить сапоги из ЭВА можно с помощью термоклея, используя специальный пистолет, но этот способ я точно не буду применять. Зачем изобретать велосипед, если уже имеется проверенный метод?
Всем ни хвоста ни чешуи, и до встречи на водоёмах в непромокаемой и целой обуви! Держите ноги сухими!
Вопрос: Где-то видел предложение по-быстрому запаять такой прокол, как вы показали, чем-то раскаленным. Проволочкой, цевьем крючка, гвоздиком. После, конечно же, залить Латкой. Как вы оцените подобное предложение?
Совет: Разумеется, речь идет не о полевом ремонте. Если прорез голенища, то есть смысл изнутри голенища (а можно и снаружи тоже, если на эстетику внешнего вида пофик) на разрыв наклеить серебристый тканевый скотч. Кажется он применяется для герметизации вентиляционных труб. Держится очень прочно. Понятно, что это помимо собственно склеивания.