Что слышит рыба?
Побудительным мотивом для написания этой статьи стала реакция на предыдущую статью, посвященную звучанию воблеров: «Судак и звук». Как оказалось, я шагнул сразу слишком далеко. О каком восприятии хищником звука воблера может идти речь, если одни читатели даже не подозревают, что рыба слышит, а другие слух рыб переоценивают. Комментарии, начинающиеся словами «Ушей у рыбы нет, а почти всю информацию она получает при помощи боковой линии...», выражают среднестатистические познания значительного количества любителей рыбалки.
В общем, многие не имеют по этой теме даже базовых знаний, а следовательно, именно с таких знаний и надо начинать, чтобы хоть как-то найти общий язык.
Так есть ли у рыбы уши?
Есть. И точно так же, как и у человека, они находятся в задней части черепа и хорошо защищены его костями. Речь идет о внутреннем ухе, которое отвечает за получение информации из внешней среды. Понятно, что ушная раковина, подобная человеческой, у рыб появиться никак не могла, так как, обитая в плотной водной среде, рыбы эволюционировали в основном в сторону развития обтекаемости тела. А вот внутреннее ухо вполне себе присутствует и даже чем-то смахивает по принципу работы на внутреннее ухо человека.
Более того. У некоторых видов рыб есть и среднее ухо. Помните: молоточек, наковальня, стремечко…. Кто прогулял не все уроки анатомии, должны были слышать название этих слуховых косточек.
Я сейчас не буду подробно рассказывать о строении внутреннего уха рыб, так как все эти эпителии, отолиты и слуховые камешки могут переместить нас из сферы рыбалки в чистую, незамутненную анатомию. А сайт у нас все же для рыболовов. А вот на что обязательно укажу, так это на то, что слуховой аппарат у рыб бывает двух типов и эту информацию настоящим рыбакам лучше не пропускать.
Внутреннее ухо одних рыб связано с плавательным пузырем, который служит резонатором (аналог барабанной перепонки). Своеобразным микрофоном, который усиливает колебания и передает их через особую систему от внутреннего уха в головной мозг, где информация перерабатывается. Как известно, граница между воздухом и водой поглощает существенную часть звуковой волны. Так вот, именно наличие плавательного пузыря в слуховой системе позволяет эту информацию частично восстанавливать и доставлять в анализатор. Следовательно, шуметь на рыбалке сильно не рекомендуется. В первую очередь, это информация для любителей фидера, так как именно нехищные рыбы имеют соединение плавательного пузыря с внутренним ухом и очень чувствительны к шуму. И в том числе к шуму в воздушной среде.
Хищники чаще всего такого соединения не имеют, и диапазон прослушиваемых ими частот заметно уже, чем у тех же карповых.
Последнее, что стоит отметить в этом разделе, это то, что внутреннее ухо рыб отвечает не только за слух, но и за равновесие. Удаление его отдельных элементов приводило к тому, что рыбы то глохли, то теряли равновесие и начинали плавать боком. Или и то и другое вместе.
Второе ухо
Есть
в организме у рыб и вспомогательная сейсмоакустическая система, которая помогает рыбам ориентироваться в пространстве. Это боковая линия. Именно ее ихтиологи порой называют «вторым ухом». Ее значение часто сильно преувеличивается, так как рецепторы боковой линии работают только в ближнем информационном поле, чаще всего в нескольких сантиметрах от тела рыбы, и в очень узком диапазоне частот.
То есть основную массу звуковой информации с разных расстояний рыбы получают через внутреннее ухо. А вблизи включаются рецепторы, расположенные в жировых тканях боковой линии.
Что слышат рыбы
Как я уже писал выше, лучше других слышат нехищные рыбы. Диапазон реакции на звук у карповых расположен между 5 и 2000 Гц (1 Гц — одно колебание в секунду). Гольян — 40-6000 Гц. Гуппи — до 1200 Гц. Человек, для сравнения, слышит в диапазоне 20–20 000 герц. То есть диапазон прослушиваемых частот у рыб заметно уже, чем у человека, и смещен в сторону низких частот. Многие рыбы слышат инфразвук, который абсолютно не подвластен человеческому уху. Если бы у человека была возможность поговорить с карпом, то сделать это было бы вполне реально только в диапазоне 20–2000 Гц. На более высоких частотах карп нас просто не услышал бы, на более низких — мы не услышали бы карпа. Кстати, обычный человеческий разговор в этот диапазон вполне укладывается, а значит, карп громкий разговор на берегу слышит.
Хищники слышат в еще более узком диапазоне. Их верхний предел часто не превышает 700 Гц.
Только тем, кто физику знает еще хуже, чем биологию, не надо воспринимать все слишком упрощенно. «Чистых» звуков в природе практически не бывает, и колебания разных частот могут присутствовать в каждом отдельном звуке антропогенного или природного происхождения.
Способность слышать в разных диапазонах выработалась у рыб по мере приспособления к условиям жизни. Сельдь, например, может производить ультразвук частотой до 180 000 Гц, который слышит дельфин и таким образом обнаруживает добычу. В свою очередь, сельдь тоже слышит «переговоры» дельфинов и пытается уйти от опасности.
А многие рыбы прибрежной зоны перед штормом уходят от берега. Оказывается, они отлично слышат в инфразвуке (сверхнизких частотах) и улавливают издалека низкочастотный шум приближающихся громадных морских волн, так как скорость движения звука в воде в 4,5 раза выше, чем в воздухе.
К тому же, слух у рыб отличается не только у разных видов, но и у отдельных особей одного вида. Что, видимо, и позволяет двигать эволюцию вперед.
Реакция рыбы на звук
Именно эволюция привела к тому, что рыбы, прежде всего, слышат шумы, которые заполняют их окружающую среду и которые напрямую влияют на вид. Это звуки, производимые добычей, и звуки опасности. Плюс внутривидовые сигналы.
Любой резкий звук на воздухе хорошо улавливается рыбой в воде. Особенно нехищной рыбой. Карповые настолько не любят резких шумов на суше, что даже могут откладывать из-за них нерест на неопределенное время!
В этом я сам убеждался ни раз, наблюдая нерест леща и плотвы. Просто хлопок в ладоши — и плотва сразу с шумом бросается от берега. Если же удастся подобраться к воде предельно тихо, то вполне возможно поймать нерестящуюся в камнях на мели рыбину руками. Доводилось не раз. Лещ сверхосторожен. Его руками не поймаешь. Подозрительный шум заставляет его затихать и ложиться на дно в буквальном смысле слова. Отлежавшись какое-то время, он чуть позже покинет место нереста и в эту ночь к нему уже точно не вернется.
Замечали, как в тихий летний вечер отзывается на резкий, громкий звук малек, собирающий добычу с поверхности воды? Вся поверхность водоема на секунду вскипает от рассыпавшейся в разные стороны мелочи. Но к постоянным сильным звукам рыба привыкает и перестает на них реагировать. Работающая драга и проходящие катера становятся привычными для обитателей водоема, и рыба их полностью игнорирует. Отсюда и поклевки верхового судака буквально в 10–15 метрах за идущей моторной лодкой.
Для нехищной рыбы, чаще всего, любой нетипичный шум — сигнал опасности. Хищники же реагируют на шум по-разному.
Налим
Самая необычная в этом смысле рыба — налим. Налима чаще всего привлекают непонятные ему звуки. Пришлось попросить фото у местного населения. Посмотрите, на какую снасть здесь ловят налима.
И приманкой у этой конструкции является звук. Именно поэтому вместо лески тут цепочка с дополнительными лепестками металла на ней. Вся конструкция издает при подергивании металлический звон, и налима, как магнитом, тянет к снасти. Обратите внимание, что лепестки и цепочка должны быть медными, так как на железо налим отзывается значительно хуже. Дело, видимо, в частоте звука, издаваемого тем или иным металлом.
Сом
Издавна известна ловля сома на квок. Достоверно никто не знает, какие тона квока и почему привлекают хищника, хотя версий хватает. Но звук квока работает, сом его слышит и поднимается из глубины именно на звук.
Окунь
Среди
местного населения окунь известен, как самый храбрый хищник, которого абсолютно не пугают новые звуки, а порой даже привлекают. Кто ловил окуня зимой по тонкому, прозрачному льду на мелких местах, тот знает, что сверлить лунку там, где есть окунь, можно даже на глубине 30 см и на полосатика это не повлияет никак. Если не прочищать лунку буром и не пугать окуня, а просверлив, аккуратно вынуть лед рукой, то можно сразу забрасывать приманку прямо под нос хищнику, и он будет на нее реагировать.
Раньше здесь ловили окуня на «балду». В озеро опускается достаточно большой кусок свинца, скользящий на шнуре, которым рыбак просто стучит по камням, привлекая окуней. А на леске расположены незакрепленные крючки с мотылем, который от ударов сползает вниз. Привлеченный шумом окунь находит мотыля и попадается на крючок. Ловят такой снастью исключительно на каменистом дне. Звук от ударов по песку или глине полосатика не устраивает.
Интересный эксперимент проводили ученые именно с окунем. В бассейн помещали гидроизолированный динамик, который воспроизводил звуки, издаваемые окунем при захвате добычи. Стая голодных окуней обнаруживала этот звук с расстояния примерно полтора-два метра и сразу начинала движение к его источнику. А потом полосатики просто гонялись друг за другом, не понимая, куда делась добыча.
Если же в бассейн помещали молодь карповых, то тот же звук ее пугал и малек уходил от динамика.
Щука
Как
говорят у нас рыболовы, «у щуки памяти на три минуты». Береговая хищница, испуганная неосторожным ударом о металлическое дно приближающейся к берегу лодки, сразу уйдет в сторону. Но не пройдет и трех минут, как она уже снова готова атаковать приманку, если рыболов не будет греметь железом снова.
Комментировать предпочтения щуки сложно, так как эта хищница исключительно непривередлива и всеядна. Точек зрения о ее реакции на шумные и тихие приманки существует множество, но все они либо недоказуемы, либо абсолютно некомпетентны в силу биологической неграмотности авторов.
Я же на 100% уверен только в одном. Щука звуковые приманки на Ладоге слышит с гораздо большего расстояния, чем бесшумные. Особенно в тихую погоду, когда движение воды не ломает конструкцию гидроакустической волны от воблера. Реакция же ее, даже не смотря на чрезмерную жадность, может быть разной и будет зависеть от степени активности хищницы на момент рыбалки. И от некоторых дополнительных факторов.
Судак
О предпочтениях верхового судака я написал целую статью, упомянутую в самом начале, и здесь я полностью уверен во влиянии звука приманки на клев клыкастого. В разные моменты своего биологического цикла судак предпочитает разные по шумности воблеры. Но не буду повторяться и пересказывать предыдущую статью. Что касается донного клыкастого, то надо отметить один момент. Рыболовами замечено, и я эту точку зрения полностью разделяю, что постукивание воблером по дну при проводке отлично стимулирует судака на поклевку. Система работает и днем, и ночью. По моим наблюдениям, лучший вариант, когда дно каменистое. Стоит воблеру защелкать по камешкам, как спиннинг тут же сгибается в дугу и рука ощущает приятную тяжесть. Особенно, если воблер тихий или слабо шумящий.
И короткое резюме.
Мое мнение состоит в том, что для эффективной рыбалки по щуке и судаку в течение всего сезона требуются воблеры с разным уровнем шумности. Они зачастую работают одновременно. Но довольно часто именно звук приманки (или его отсутствие) обеспечивает хороший результат. И не исключу, что порой дистанция от ноля до трофея составляет всего один герц.
Засим заканчиваю. Хорошей погоды и отличного клева!
Можно было конечно привести ссылки на исследования институтов мира-только думаю что таких нет. Это очень и очень не простое дело. И в промышленной рыбалке и военные это дело давно бы качнули. И сделали бы акустический манок или добычу через частотные атаки.
В целом интересно ,но очень бездоказательно.
Опыт вещь бесценная. От себя могу добавить -хищник очень чувствителен к землетрясениям. Полностью пассивен в течении 5-6 часов с момента землетрясения от 3 и выше.