Рыбацкие мелочи (3)
1. «Защита» для ратлина
Этот год прошёл у меня под знаком ратлинов, хотя периодически я полавливал на них и в предыдущие годы. Основной причиной, сдерживающей использование этой приманки на постоянной основе, являлась, как и для большинства спиннингистов, обоснованная боязнь зацепов за коряги, коих на моих ближайших небольших водохранилищах предостаточно. Большинство рекомендаций, снижающих «смертность» этих приманок, сводится, как правило, к замене тройников на двойники с ориентацией поддева крючков в сторону хвоста, а более радикальные меры предусматривают откусывание одного крючка на штатных тройниках. Начитавшись, наслушавшись и насмотревшись подобных «проповедей», я тоже вооружился кусачками, но изуродовал только пару тройников на одном ратлине, потому что стало жалко губить «народное имущество»!
В итоге, я нарезал кембриков длиной около 20 мм (в зависимости от размера тройника) и насадил их передний крючок обоих тройников. Один конец находится на жале крючка, обращённого к голове приманки, другой — в петле тройника; при выступе 2–3 мм это превращает тройники в двойники, исключая одно жало из процесса подсечки. Но перед такой операцией необходимо иногда переустанавливать штатные тройники, переориентируя направление крючков: вперёд должен смотреть один крючок, а не два.
Конечно, подобная процедура не гарантирует комфорта при ловле на «лесоповале», но она, как минимум, исключает расход далеко не копеечных «якорей», к тому же значительно повышает результативность подсечки при ловле уже на чистых местах, где достаточно лишь снять кембрик с крючка и ловить на тот же самый ратлин, но уже с полноценными тройниками. Подсекаемость с кембриками ничуть не уступает подсекаемости с двойниками, при этом кембрик нисколько не ограничивает движения тройника в колечке приманки. На фото ниже — двойники, установленные взамен тройников, тройники с «ампутированными» крючками и тройники с «защитой».
Иногда при вываживании особо буйной рыбы в процессе извлечения крючков корцангом или при прохождении по корягам «защита» слетает с крюка, поэтому следует иметь определённый запас кембриков, цвет которых, как я заметил, значения не имеет. Другое дело — диаметр кембрика, как внутренний, так и наружный. Первый определяет возможность размещения жала, которое должно достаточно плотно сидеть внутри кембрика, второй — положение в колечке тройника. Приходится подбирать «правильный» провод.
Наличие «защиты» никак не сказывается на игре приманки, независимо от ее размера; по крайней мере, так обстоит дело у тех ратлинов, которыми я пользуюсь, от 40мм; просто более мелкими я чаще ловлю над дном (как правило, окуня), подбирая для них более тонкие провода. А крупные чаще веду джиговой проводкой с касанием дна, предпочитая проводку удилищем, с разными амплитудами и скоростью. Равномерную проводку с ее вариациями использую значительно реже, просто не хватает воли и терпения… Второй сезон восхищаюсь проявлением и того и другого у экипажа Питерцов — Елисеев с их «печальной проводкой»: медленно и печально.
Понятно, что при ловле на ратлины зацепы случаются чаще, поэтому при попытках освободить приманку резким потряхиванием кончика спиннинга необходимо следить, чтобы в этот момент шнур намертво не захлестнулся петлёй за тюльпан, иначе при перемещении лодки возникнет вероятность поломки удилища. Предпочтительнее метод «лука», там шнур всё время в натяг, не захлестнётся.
На снимке ниже виден размер чешуи (правда, слегка деформированной в процессе высыхания) сазана, который был забагрен мной на одной из последних рыбалок. А началось всё с мёртвого зацепа. Я подёргал резко — нет, не отцепляется. Пришлось поднять якорь. Подплыл, заякорился и начал насаживать отцеп. Шнур сместился. Думаю — ветром сносит. Снова приподнял якорь, чуток сместился, опять отцеп примеряю... И тут шнур заметно пошёл в сторону. Я поддёргиваю, а ТАМ зашевелилось! Короче, катался на нём, как на моторе! Пытался завести в подсак, а он и близко по размеру не подходит, за двадцать кило точно, бронзовый, красивый! Свободный крюк за дель зацепился, рывок — и сошёл. Ловлю дальше, что-то поймал (судачков приличных), снова зацеп, причём в зоне, где их никогда не было. Снова якорь, позиция, резко подёргиваю — ноль, мёртво. Тяну вверх за шнур — жёсткий зацеп. Отцеп примеряю (якорь не опускал, штиль), лодка отошла, подтянулся за шнур, отцеп — отошла, и так ТРИЖДЫ, пока не понял, что там РЫБА! Но этот был ещё крупнее, почти чёрный, очень тёмная бронза, я до этого момента даже не представлял себе, что такие рыбы бывают. А когда дёргал удилище, пытаясь отцепить приманку, захлестнул на тюльпане шнур в узел! Да не одна петля, а несколько, как я потом разобрался, я за всю жизнь столько не вязал петель, а тут — сразу. Как удилище не сломал, сам не знаю, катушка-то бездействует, а он буксирует, если бы под лодку пошел, то всё, конец. Он когда к лодке прислонился — чуть меньше весла, а ратлин возле плавника крепко засел... Я исхитрился развернуть его и пару раз резко дёрнул в противоход, чтобы крюки вырвать. Удалось. Он пошевелился и по-королевски отвалил. Не судьба! Да я всё равно бы их отпустил, зачем они мне, ведь весной столько икры дадут, а потом туча мальков. Ну, зато адреналина на всю оставшуюся глотнул. Вот только фото хотелось бы. И это за одну рыбалку! Потом еще лодку клеить пришлось: крючком свободным борт проткнул, не сильно, но все равно.
2. Пароварка из армейского котелка
Эта конструкция, возможно, пригодится «коллегам по диагнозу», в силу разных обстоятельств вынужденных придерживаться диеты «исключить солёное, кислое, острое». А ведь в походных условиях не всегда получается выполнять «поручения партии и правительства».
Зашёл в «суперлабаз», купил тёрку из нержавейки, самую примитивную, копеечную, прямоугольного сечения, вырезал две полки, придерживаясь конфигурации донышка армейского котелка. Нижняя — с боковыми опорами (три грани тёрки) на четверть по высоте от дна, а к верхней полке (из четвёртой грани, заусенцами вниз) припаял «зацепы-плечики», вырезав их из этой же тёрки, чтобы держалась на треть высоты от крышки. В комплект добавил старую детскую зубную щётку, чтобы удобнее было чистить полки-решётки. Туда же кружка, деревянная ложка, полотенце и нож. Всё.
На дно наливаю чуток воды, на полки укладываю либо рыбу, либо котлеты рыбные, либо филе, овощи и т.д., затем на костёр над углями на полчасика.
Но проблема была в том, что хвостовик ручки может сгореть на углях, что и произошло с моим котелком большего размера, а также с котелками всех моих знакомых — увы. Можно использовать разные подпорки-палочки, но в походных условиях… Пришлось сделать крючок из велосипедной спицы, закрепив его на прямоугольной петле крышки, а в верхней части ручки надфилем сделать небольшой паз, в котором и фиксируется крючок. В рабочем положении крючок удерживает ручку в приподнятом положении, что повышает её сохранность. Можно, конечно, перевернуть крышку, но, во-первых, получится недостаточно герметично для пароварки, а во-вторых, крышка у меня иногда падала с котелка в угли, пока я использовал этот вариант. Поскольку котелок продавался без чехла, то пришлось сшить чехол из остатков брезента от старой палатки, укрепив стенки в местах контакта шарнира с чехлом толстым брезентом от тента УАЗа, вшить замок по периметру и пристрочить ручку.
3. «Горшочек, вари!»
В этот раз я пока не решился описывать ежегодную поездку в «баню», т.к. особых событий не было, да и рыбалка вышла не особенно удачной: дожди, уровень воды подпрыгнул на три метра — весной столько не было, вода стала мутная, рыба ушла «на дальний кордон», но без ухи, кляра, ХЕ и котлет не остались. Вот только одна новинка в нашем арсенале — печка повышенной эффективности. Расход дров значительно меньше, а время на готовку почти вдвое короче (сам я не засекал, поскольку костровые у нас и помоложе есть). Ведро и котелок практически наполовину находятся внутри выходной трубы (внутри вварена опорная решётка), весь жар вокруг ёмкости, отсюда и эффективность. Правда, для казана пришлось вставить смятые консервные банки сверху на кромке трубы для зазора, иначе днищем он герметично перекрывал выход и тяга пропадала; на следующий год приварим бобышки. А саму топку предполагается сделать из отрезка прямоугольной трубы, чтобы избежать коротеньких поленцев, иначе в топку не входили — недостаток надо исправлять.
4. Почти «Кон-Тики»
О местных Кулибиных замолвите слово… Замолвлю.
Во время сильных ветров приходится искать спасения на небольших акваториях типа стариц, проток и пр., и вот на одной такой проточке, когда на водохранилище «бегали барашки», точнее «бараны», пришлось прятаться в извилистой протоке-старице, где в любой ветер можно найти тихую заводь; вот, правда, с рыбой там… Как у Высоцкого: «Не сравнить с Афинами — про-хладно, правда, шведы с финнами, ну ладно».
Весь день посвятил картографированию дна с помощью Garmin, плавая туда-сюда поперёк протоки, и в одном заливчике увидел не то причал, не то какую-то баржу типа «Фортуны» на СП-2. Подплыл, но не очень близко — частная территория, там вроде дач что-то, к тому же, недалеко на берегу бесновалось некое существо, изрыгая хлопья пены от яростного лая.
Двухслойная палуба. Нижняя, похоже, из фанеры, верхняя — из ДВП, из неё же и борта-опалубки, заполненные блоками пенопласта. Бальсовый «Кон-Тики» у Тура Хейердала продержался более 100 дней и прошел 7000 км, причём плавучесть брёвен бальсы сохраняется в течении двух лет после того, как дерево срубили. Экипаж мог управлять судном даже без рулевого весла, с помощью одних только швертов. «Тигрис» плавал более четырех с половиной месяцев и тоже проплыл порядка 7000 км. Этому же плавсредству, судя по состоянию бортов и палубы, никак не меньше двух лет, управляется, очевидно, только шестами и предназначено в большей степени для отдыха, но вполне подходит и для рыбалки. В любом случае, заслуживает уважения. Но только для закрытых водоёмов.
5. Универсальная заглушка
У знакомого потерялась заглушка от палки-отцеплялки, той, что со штопором на конце. Он насаживал разные колпачки, мотал изоленту и пр., пока я не предложил ему наконечники от костылей, которые производятся в двух исполнениях. Первый —жёсткая резина, почти пластик, обычно чёрного цвета, второй — достаточно эластичная резина, коричневого цвета. Оба имеют внутренний диаметр 30 мм, но во втором исполнении за счёт эластичности наконечник можно насадить и на палку чуть большего диаметра. Сам я ранее использовал подобное изделие в качестве заглушки на весло, а затем и на рукоять подсака. Ему подошёл первый вариант, правда, пару слоёв изоленты всё-таки пришлось наложить для более плотной посадки; кроме того, в донышке наконечника пришлось сделать отверстие для выхода как воздуха, так и остатков воды при складывании, поскольку конструкция телескопическая.
А на весле, кроме заглушки, пришлось устранять ещё и трещину в кронштейне: чересчур затянул сжимающие винты, и пластиковый хомут лопнул, а ведь «хотели, как лучше», чтобы труба весла не ползала в хомуте. Пришлось наложить «пластырь» из миллиметрового алюминиевого листа, по контуру хомута, закрепив его мелкими саморезами, зато теперь — намертво.