Совсем другой воблер! Да неужели?
Наш брат спиннингист любит экономить.
И в этом нет ничего плохого, это просто разумный подход, особенно сейчас. К его услугам вся рыболовная индустрия, дерущаяся между собой за возможность продать становящиеся все прекраснее и все дешевле удилища, катушки и шнуры.
Но с приманками, особенно, с воблерами, ситуация несколько иная. Нет, в основе все то же самое — огромное количество разных марок, из которых, как и в случае, к примеру, с удилищами, выделяются явные лидеры, например Megabass, Jackall, ZipBaits, — и прочие из второго и третьего эшелона.
И если условный второй эшелон еще проявляет какую-то индивидуальность, выпуская наряду с копиями моделей первого эшелона и собственные, оригинальные модели, то третий эшелон существует только за счет копий той или иной степени точности.
Во всем этом нет ничего страшного, да и сама проблема есть разве что для производителей первого эшелона, так как вся тяжесть разработки оригинальных моделей, их испытаний, производства и продвижения ложится именно на них, а потому их приманки просто не могут быть дешевыми и не могут выдержать конкуренции со стороны нижних эшелонов, ничем подобным не отягощенных, без потери огромного куска рынка. И чтобы не потерять весь рынок, в ход идет всякое.
Strike Pro Montero: реплика, которая мне нравится больше оригинала OSP
Мы должны понимать, откуда происходят все эти рассказы о бесспорном преимуществе оригиналов перед копиями и прочее в том же духе. Если известные производители не будут создавать легенд вокруг своих приманок, продаваемых у нас от тысячи рублей за штучку, им останется только сдаться.
Эти легенды распространяются простафферами известных производителей, подхватываются спортсменами и уже как инфекция распространяются дальше. В большей части случаев, когда я слышал что-то вроде «я на „Косадаку” не ловлю», это исходило либо от спортсменов, как-то связанных, или знакомых со связанными, либо от работающих в рыболовных магазинах, опять же, спортсменов. Им есть прямая выгода от подобных высказываний. Ну да ладно, здесь все предельно ясно.
В любом случае, главный рекламный аргумент известных производителей чисто имиджевый. А теперь об одном важном отличии рынка приманок, в частности воблеров, от рынка тех же удилищ или катушек.
В отличие от катушек или удилищ, воблер — это очень простое изделие, которое даже на пике своей технологической сложности не представляет собой ничего этакого, а потому очень легко копируется. Да, наши трудолюбивые друзья из подвала дядюшки Ляо умудрялись и умудряются халтурить и в случае столь простой продукции, как воблеры, но это лишь дело контроля, и, постойте, мы ведь не знаем оптовую стоимость и себестоимость безымянных подделок из ближайшего к забитому городскому водоемчику полунелегального киоска, так ведь?
Быть может, для трех с половиной копеек это еще очень качественные изделия. Но и среди них попадаются на удивление хорошо работающие экземпляры. Даже среди этого так называемого четвертого эшелона.
Даже на этом дне, даже там не все совсем плохо.
В одной из предыдущих статей я уже пускал слезу по безвременно почившему безродному уродцу на фото слева. Я долго искал, землю рыл, пытаясь найти такой же, из той же партии. Нашел. Фото справа. Среди донных жителей тоже встречаются уникумы.
Зачем я это рассказываю? Для полноты картины. Воблеры — настолько простая штука, что иногда кажется, что клепать их могли бы даже помойные коты.
Сделать качественный воблер — не проблема для производителей второго-третьего эшелона, имеющих и приличный контроль, и — иногда — даже творческий подход к копированию приманок. Воблеры уткнулись в свой потолок сложности, и он невысок. На этом заканчиваю преамбулу.
А теперь — важное. Адресовано это важное именно фанатичным сторонникам оригиналов, чаще всего японских, так как и накал страстей именно в этом случае максимален, и, что уж говорить, японские воблеры — ориентир для всего остального.
То есть тем, для кого магия, присущая имени собирательного г-на Ито, и гражданство куска пластика — не пустой звук, а вполне себе аргумент. Именно от гражданства куска пластика и будем плясать. Сколь бы ни был талантлив г-н Ито, сколь бы точно его воблеры ни были выверены по всем мыслимым параметрам, на них лежит именно печать японского гражданства этих кусков пластика.
О чем я? Воблеры японского производства, всеми копируемые, исходно рассчитаны, проверены и выверены применительно к такой рыбе, как привозной американский басс, и в меньшей степени — применительно к другим японским рыбам. Их никто не адаптировал ни под нашу щуку, ни под нашего окуня, ни под нашего судака, ни под наших белых хищников. То есть, вся «магия», в них вложенная, нас не затрагивает, и этап кропотливой адаптации приманки под конкретную рыбу не приносит нам особых дивидендов.
В сухом остатке у нас — относительная привлекательность их для любого хищника, высокое качество и точность исполнения.
Но даже если бы «воблерный топ» был исходно сделан под нашу рыбу или хотя бы адаптирован под нее, то магия, присущая имени собирательного г-на Ито, не содержит в себе никакой защиты от копирования. Помешать этому могут лишь проблемы юридического характера, очевидно, не везде присутствующие в достаточной мере.
Megabass Ito Shiner, Megabass Vision Oneten
Эти воблеры даже их автор считает родственными, верхний — прямой предшественник нижнего. Так что мешает нам считать родней значительно более похожие куски пластика?
Далее, прямое сравнение оригинала и копии не всегда корректно. Потому что бывает, что и оригинальная модель — лишь одна из целого семейства, представители которого отличаются размерами, плавучестью, заглублением и прочими параметрами, но имеют некие объединительные признаки, позволяющие собрать эти модели в единое семейство. Как пример: Vision Oneten, обширное семейство воблеров Megabass, имеющих в качестве объединительного признака геометрию тела воблера и его характерную игру, но различающихся по прочему букету параметров.
TsuYoki Wink 110SP, Akara Mullet 110F, Megabass Vision Oneten
Поэтому если мы имеем на руках копию Oneten’а, то логичнее осмыслить ее принадлежность к самому семейству, чем выискивать мелочи, отличающие ее от прямого оригинала.
Разброс параметров внутри семейства может быть значительно шире этих отличий. Конечно, одна лишь геометрия тела не гарантирует соответствия семейству, тут еще важна балансировка, не менее сильно влияющая на игру, чем геометрия. Но если балансировка совпадает, это может простить и некоторые мелкие отличия в геометрии. И в итоге мы имеем если и не прямой аналог конкретной модели, то уж явного представителя семейства, и вполне можем считать его таковым хотя бы для себя, хотя очень часто речь идет и о прямом аналоге тоже.
А в чем могут заключаться отличия, не дающие сделать вывод о подобной принадлежности? Поскольку отличия в геометрии редко бывают существенными (хотя иногда все же бывают), гораздо чаще все дело портит отличие в балансировке. Что понимается под балансировкой воблера?
Это схема примененной в нем огрузки, кучность, или, напротив, рассредоточенность груза, расположение центра тяжести по высоте. К счастью, производители копий редко предаются творчеству на этой сомнительной ниве, предпочитая использовать как внешние, так и внутренние особенности оригинальной модели.
Чаще они идут по пути упрощения схемы огрузки, заменяя магнитные системы дальнего заброса на штанге, будь они неладны (а они и неладны), простыми магнитными системами «пластина/шар(ы)», заменяя простую магнитную систему простейшей (без магнита, канал с порожком), заменяя вольфрамовые шары железными, и так далее.
Главное, чтобы общий баланс при этом не изменился, потому как в рабочей позиции системы и на штанге, и с простым магнитом, и без магнитов вообще, с точки зрения баланса представляют собой примерно одно и то же. То есть, не важно, как организована система дальнего заброса, если она не изменяет баланса.
Есть еще один аспект. Разница в реализации системы дальнего заброса, не меняя баланса, может изменить шумность воблера.
Магнитные системы, как правило, тихие, и чтобы воблер, оснащенный такой системой, стал шуметь, в него добавляют дополнительные шумовые камеры. Или просто оставляют его тихим. А вот простая СДЗ без магнита на шарах, при канале с порожком, может сама быть одновременно шумовой камерой: шары СДЗ выполняют, кроме функции заброса и балансировки, еще и функцию погремушки.
TsuYoki Wink 98SP и Mottomo Ostra 100F — случаи, когда уже правомерно говорить о «совсем другом воблере». По сравнению с прототипом, Megabass Oneten Jr., в обоих случаях есть два функционально значимых отличия: двухкрючковая схема вместо трехкрючковой, маленькая относительно прототипа лопатка у Wink и чрезмерная облегченность у Ostra, не оставляющая иного выбора, кроме как пользоваться догрузкой. Но даже при этом поведение прототипа нет-нет да и проглядывается.
К несчастью, излишнее творчество клоноделов может идти во вред. Я знаю примеры, когда даже более-менее серьезные марки второго эшелона, ради, как им представлялось, массового спроса, превращали урожденный суспендер в плавающий воблер, уменьшив диаметр двух основных балансировочно-дальнезабросных шаров, нарушив и баланс, и роллинг, и работу СДЗ, и степень шумности.
Или когда заменяют дорогие вольфрамовые шары дешевыми железными, попутно пихая по дополнительному шарику в нос и в хвост, — это что вообще такое? Разнесенная огрузка — очень тонкое и сложное дело, и вот так вот, с бухты-барахты, просто для компенсации плавучести (вольфрам тяжелее железа), это не делается. Такие вот штуки и дают «совершенно другой воблер», и очень часто свойства его меняются далеко не в лучшую сторону.
Но если упрощение произведено грамотно, то это практически не отражается на рабочих качествах воблера, как, впрочем, и на его функциональном сходстве с прототипом, зато часто (ведь упрощение есть упрощение) добавляет надежности.
Иногда случается и такое, что намеренное изменение и упрощение конструкции приводит к неожиданному положительному эффекту. В качестве примера приведу Kosadaka Mystic XS 95F. Его прототипом послужил Megabass Vision 95, абсолютно тихий воблер с экстремально низким центром тяжести и массивной балансировочной штангой в конструкции. Вместо этого, вероятно сложновоспроизводимого, элемента, в воблер запихнули совершенно банальную СДЗ на шариках и с порожком, даже без всяких магнитов. Более того, порожек этот не очень надежно фиксирует шарики в рабочей позиции, поэтому их иногда срывает даже на паузе, и воблер совершает непредсказуемые движения. Получилась пушка!
Оригинал посередине, Megabass Vision 95. Сверху Dhost, снизу Mystic.
В другой копии того же Vision 95, TsuYoki Dhost 95SP, балансировочная штанга была заменена чередой шариков той же длины, что и штанга у воблера «Мегабасс». Эффект получился тот же самый.
Надо сказать, тот же фокус-покус в TsuYoki провернули и с копией другого мегабассовского воблера, Flap Slap. Та же череда шариков в воблере Patric, тот же эффект. Кстати говоря, там они добавили еще модель побольше размером при сохранении прочего.
TsuYoki Patric, Megabass Flap Slap.
«Косадака» тоже отличилась в копировании Flap Slap, выполнив свою вариацию под названием Inborn медленно всплывающей, почти суспендером. Очень полезное изменение для ловли нашей рыбы.
Kosadaka Inborn
Еще один пример грамотного видоизменения касается копий Lucky Craft Pointer 78SP. Снова марка TsuYoki, модели Brut 80SP и Mover 90SP.
Пусть вас не смущает некоторый разброс по размерам, на деле это один и тот же размер, просто считается по разному — с учетом длины лопатки или без учета.
Разница с прототипом невелика, но она есть. Pointer — вверху, Mover — средний, Brut — нижний.
Во-первых, Brut'ы и Mover'ы чуточку более упитаны, буквально на полграмма, и на глаз этого не заметно. У Brut'а чуть меньше крючки и слегка подогнутый хвост, что намекает на большую тяжесть огрузки, т.е. более выраженный роллинг, и на чуть большее заглубление.
Во-вторых, система балансировки оригинального Pointer'а 78-го выполнена в виде двух широких балансировочных пластин, тогда как в копиях TsuYoki применена лишь одна, задняя пластина, а вместо передней использованы четыре шарика в ряд.
Хорошо видно, что вместо передней пластины — череда шариков.
Мы уже видели похожее у Dhost'а и Patric'а. И, более того, мы видели подобное в семействе оригинальных Pointer'ов у тех, которые крупнее размером, начиная с сотых. То есть, гибридная схема с шарами безусловно рабочая, и ничего такого в этом нет. Кстати говоря, мои экземпляры копий под маркой TsuYoki больше суспендеры, чем Lucky Craft Pointer 78SP, который на самом деле скорее медленный F.
Кто-то (не будем показывать пальцем, это невежливо) воспроизводит прототипы так, что копии наследуют и фирменные болячки этих прототипов. Я о проклятущей СЗД на штанге у ZipBaits, и о славных клонерах, породивших «Маскоты», «Ионы» и прочие «Миражи», склонные ровно к тому же. Что достаточно обидно, ведь воблеры очень рабочие и уловистые.
Kosadaka Mascot
А вот другой хит из той же конторы, Cord-R 90, имитирует свой прототип Tiny Magallon столь хорошо, что функционально их буквально не отличить. Ну, за вычетом периода, когда эту модель зачем-то сделали чрезмерно плавучей. Сейчас-то они вернули вариант с нормальной, «суспендерной» плавучестью, с которой и начинали. Спасибо!
Впрочем, старший Cord-R, срисованный со взрослого Magallon'а, со своей высокой плавучестью оказался очень уместен на отмелях.
Cord-R XS 110F
Эти примеры можно продолжать очень долго, главное — сделать из них правильные выводы. Во-первых, копия копии рознь, здесь, как и везде, нужен индивидуальный подход. Да, чтобы найти хорошие копии, не ухудшенные по сравнению с прототипом, а может, даже и улучшенные, придется приложить какие-то усилия по освоению матчасти и потратить время на поиски.
С оригинальными японцами всё проще, они известны — иди да покупай. Но тут есть большое НО. Цены отличаются в два-три-четыре и более раз. Не подумайте, я не призываю к игнорированию дорогих прототипов. Скорее наоборот, если цена не пугает, то это, наверное, самый верный путь. Более того, у части воблеров, у их очень интересной части, хороших копий нет. В основном удачно копируют популярные и ходовые модели, причем с хорошим выбором среди копий. Ну и оригиналы просто нужно покупать иногда, иначе кто будет делать новое, если все продажи будут только у клонеров? Разработчикам нужна поддержка. Но выбор ваш и только ваш, включая этический.
Как там про хвосты и чешуи говорится? Вот.
Юки Ито сам озвучил, что Ито Шайнер был раньше, сперва деревянным вообще, но долго не производился серийно. Из интервью в Москве. Вообще, идея этого материала была немного иная, чем просто оригинал/копия. Скорее о том, чем они вообще могут отличаться. Кстати, о подводных съёмках. Почему именно на реплики уходило больше времени, удалось разобраться? Или это просто из-за поисков отличий от оригиналов?