Глаза боятся — руки делают. Ремонт верхнего колена спиннинга своими силами.
Главное — не бояться. Глаза боятся — руки делают.
Именно эти слова я повторял себе раз за разом, когда решился на самостоятельный ремонт верхнего колена своего второго Ардента, Zetrix Ardent 762M, сломанного еще весной, на забросе резиновой лягушки, решившей захватить с собой в гости к щукам еще и кусочек нависающей сверху ветки, вероятно, чтобы поставить им поперек пасти, по разгильдяйству, которому нет оправданий, не замеченной мною вовремя.
Итак, случилось то самое, отчего сердце падает в сапоги — вы сломали свой спиннинг. Что же делать дальше? Вариантов несколько, и они зависят от цены удилища, потому что выбросить на помойку реально дорогую палку — это одно, а совсем дешевую — совсем другое.
Остаются три варианта — заказ сломанной части спиннинга у производителя, ну или там, где это возможно, это вариант номер раз. Второй вариант — отдать на ремонт мастеру, но мы же понимаем, что отремонтированный спиннинг — не вполне равен целому, хотя этот путь и дешевле. Ну и остается третий путь, если экономическая целесообразность заказа новой части у производителя — под вопросом, в моем случае все бы погрязло под почтовыми расходами, ведь Ardent - недорогой спиннинг, и если с мастером (снова же, мой случай, он мурыжил это дело с весны, пока я не отказался от его услуг) что-то не заладилось.
Остается что? Ремонтировать самому, вот что. Понятно, что это путь не для самых криворуких, но мы же все дети страны синей изоленты и вечного паяльника, бытовой техники, неисправной с завода, мы пережили 90-е, когда все стало еще хуже, и не все из нас растеряли все что умели, споткнувшись на пороге миллениума, верно? Или по другому — азиатские женщины могут, а мы — нет? Это вызов, и он принят. Решение — делать. Это не Форт-Нокс.
Для этого нужно определиться со схемой ремонта.
Мой случай вот оказался достаточно простым для того, чтобы новичок в ремонте вроде меня мог взяться за его устранение. Самую вершинку или комлевую часть я бы боялся больше, хотя, возможно и безосновательно.
Мне повезло — место слома оказалось не под кольцом (хоть с ним не пришлось возиться), и оказалось достаточно чистым и локальным, я даже не буду срезать место слома, укорачивая колено.
Повезло и в том, что это тубуляр, вследствие чего можно применить внутреннюю вставку в виде фрагмента верхнего колена от другого давным-давно сломанного удилища, и повезло вдвойне, что это можно сделать дважды, по принципу матрешки — вставка в вставку, усилив её. Я не хотел и не хочу ремонтировать по методу внешнего бандажа, состоящего из угле/стеклоткани, пропитанной эпоксидкой, во-первых, лично у меня маловато доверия к методу, во-вторых это добавит больше веса. Ну и в-третьих, хотя, я могу и ошибаться, соединение графит/графит/графит, скрепленное небольшим количеством эпоксидного клея, позволит лучше сохранить остатки «звонкости» удилища, чем массивный многослойный бандаж из смеси ткани и той же эпоксидки, и без прямого контакта графит/графит.
Разумеется, без другой формы бандажа не обойдусь и я — но это уже будет подобие обычных намоток, которыми усиливается удилище, или крепятся кольца, и только затем, чтобы защитить место слома от дальнейшего разрушения. Силовая нагрузка ляжет в первую очередь именно на графитовые вставки. В своем роде это будет обычное шпиготное соединение двух новых колен, но намертво зафиксированное. К слову, шпиготное соединение считается лучшим, чем простое «комель в хлыст», пусть и усиленное намотками.
Почему эпоксидка, а не, скажем, суперклей? С суперклеем, казалось, было бы проще, не так ли? После полного затвердевания эпоксидка значительно тверже, а твердость = звонкость удилища.
Также стоит определиться с типом эпоксидки — быстрого затвердевания, или долгого. Тут два аспекта — эпоксидка долгого затвердевания несколько прочнее, но, по слухам, побаивается воды. Поскольку я делаю ставку на прочность вставок, а не бандажа, то выберу эпоксидку быстрого затвердевания, пусть после смешивания компонентов и придется действовать очень оперативно. В общем со схемой ремонта я определился - две графитовые вставки одна в другой - внутри, и защитно-декоративная намотка, скрепленная эпоксидкой - поверху.
Что дальше? Нужна заготовка для вставок. Это, как я уже определился, хлыст другого сломанного спиннинга. Некоторая возможная разность в конусности нас не должна беспокоить — соединение не планируется разъемным, и свободное пространство, если таковое найдется, будет заполнено эпоксидкой. В моем случае конусность совпала хорошо.
Теперь нужно избавить эту заготовку от колец. Делается это острым ножом и исключительно со стороны опорной лапки — чтобы не повредить саму заготовку. Оголяем лапку кольца, срезав эпоксидку и намотку, и просто отрываем от заготовки остальное. Конечно, останутся какие-то неровности и наплывы клея, но от них можно аккуратно избавиться все тем же острым ножом. Не нужно сильно бояться — сам графит значительно тверже ниток и эпоксидки, и порезать его не так и просто. Счищать со стороны лапки нужно в первую очередь затем, чтобы не продавить заготовку. Помните, мы имеем дело с твердым, но хрупким материалом.
В итоге, заготовка из старого хлыста у нас. Что делать теперь? А теперь нужно найти точку на заготовке, в которой сойдутся оба фрагмента нашего пострадавшего колена. Делается это просто — берется наше верхнее колено, и заготовка просто помещается туда же, куда вы помещаете в нормальной ситуации комлевую часть.
В итоге заготовка выйдет из места слома, и все, что нам останется сделать — это потянуть за заготовку, туго совместив её с пациентом, но не так туго, чтобы вы не могли потом их разъединить, и пометить место совмещения сломанных фрагментов. Далее, вытаскиваем заготовку обратно, находим пометку, и отрезаем лишнее — это три-четыре сантиметра от отметки в обе стороны, суммарно шесть-восемь сантиметров.
Дальше — важно. Не все из нас имеют специализированный инструмент для резки графита, поэтому нужно найти самый острый и самый тонкий нож, что у вас есть, и резать очень легкими пилящими движениями — занудно, долго, но так вы не расщепите края. Полезно перед операциями по заготовке потренироваться на чем-либо менее нужном. По тому же самому принципу отмеряем и отрезаем еще одну вставку — для усиления первой вставки.
Теперь склеивание вставок и, собственно, фрагментов нашего пострадавшего хлыста. Перед склейкой желательно обезжирить и просушить поверхности — ну, это дошкольная истина. А теперь, собственно, склейка. Поскольку мы используем эпоксидный клей быстрого затвердевания, наши действия должны быть точными, аккуратными и стремительными. У нас всего одна попытка, и если мы что-то сделаем не так, склеивая вставки, это еще поправимо, но вот ошибки с финальным склеиванием самого хлыста недопустимы — разгрести последствия, не сделав хуже, сможет только опытный мастер.
Итак, в нужных пропорциях (инструкция на упаковке) разводится эпоксидка, и тонким предметом (я использую спичку) оперативно обмазываем вставку. Столь же оперативно помещаем её в другую вставку, и задавливаем до искомого тугого соединения.
Затвердевания можно в этом случае не ждать, и сразу, не теряя драгоценного времени, перейти к следующему этапу — нужно поместить вставку в нижнюю часть сломанного хлыста — так же, как когда мы находили нужную точку на заготовке.
Но есть один нюанс — или сама вставка, или конец хлыста, в который с обратной стороны она будет вклеиваться, уже должен быть смазан клеем. А это значит что? То, что просто уронить её внутрь, как раньше, не получится — клей помешает. Нужно будет протолкнуть. А для этого нужен тонкий предмет нужной длины и толщины. Об этом вопросе нужно позаботиться заранее, чтобы вам, как мне, не пришлось на свой страх и риск проталкивать вставку резкими взмахами, полагаясь на инерцию. У меня получилось, но лучше не рисковать. Длинная спица нужного диаметра вполне подойдет, не одна, так две. Не перепутайте концы вставки — они разного диаметра!
Итак, вставка вклеена в нижний фрагмент сломанного хлыста. Что теперь? Ждем. Можно, ориентируясь на остатки смеси, дождаться, когда клей схватится, можно, и наверное, это правильнее, дождаться полного затвердения. Но в принципе, если вы уверены, что соединение не сдвинется, можно работать дальше.
А теперь важное — вставку я зачистил от лака до графита. Это и плюс к «звонкости», и соединение более качественное. Ну и склеиваем оба фрагмента, получая неразъемное шпиготное соединение. Особое внимание уделяем линии установки колец - все, понятное дело, должно быть ровно и на одной линии.
Так, большая часть работы сделана. Оставшаяся часть работы менее критична функционально, но требует большей аккуратности, поскольку на кону внешний вид.
А именно — нам осталась защитно-декоративная обмотка. Разумеется, всякие витки с блестками я делать не буду, это ни к чему, я не слышал, чтобы рыба питала какую-то слабость к украшениям, кроме елочных. А продавать я спин не планирую. В качестве обмотки я использую обычный плетеный шнур. Считаю, этого достаточно. Впрочем, мотать красиво я никогда не умел, не нахлыстовик и не родбилдер, поэтому образцом эстетики моя работа являться не может. Акцент на прочность, два слоя, а неидеальность обмотки — под эпоксидку.
Порядок таков — сначала тонким слоем на место слома наносится слой эпоксидного клея. Разравнивается. И на этот слой наматывается плетенка. Ну и сверху все это покрывается более толстым слоем эпоксидки, с претензией на внешний вид. Еще один момент — сперва, пока эпоксидка еще полужидкая, хлыст придется какое-то время подержать в руках, вращая его вокруг своей оси. Так мы избежим наплывов и прочей неравномерности. Если есть возможность как-то механизировать этот момент — вообще идеально. Финальное многочасовое застывание можно доверить батарее отопления, предварительно положив отремонтированный хлыст, к примеру, на пару книг.
Визуально строй не пострадал. Место ремонта нормально работает на изгиб.
На фото слева - вес хлыста без ремонта, справа - учитывая вес графитовых вставок.
Слева - с первоначальным вариантом намотки, справа - со вторым, более деликатным. Итого, общий финальный вес отремонтированного хлыста - 20.7 граммов против 19.5 у неповрежденного. Общий вес вставок, клея и обмотки составил всего 1.2 грамма. Неплохо, как я считаю.
Ну вот мы и дождались полного застывания эпоксидки, и тут еще один момент, который зависит от двух факторов — от типа клея, который вы будете применять, то есть водостойкий он, или нет, и от ваших личных вкусов — покрывать всё это лаком, или же нет. Я не считаю это нужным, так как эстетических претензий нет, а моя эпоксидка заявлена масло/бензо/водостойкой.
Ну и прекрасно, пора на водоем!
Первая же рыбалка с отремонтированным спиннингом прошла в совершенно штатном режиме, без поблажек, даже скорее наоборот — пару часов до первой поимки твичил им 110-е воблеры, которые я считаю разумным верхом для типичных унцовок, коей я и считаю этот Ардент. Правда, по причине невнятной погоды щука была не в настроении их есть, и поэтому поимка случилась на привычный Тиник. Это я к тому, что считаю нужным упомянуть, что снасть я не щадил, и грузил её как целую. Ну и щука, в порядке испытания, была доставлена на берег «подъемным краном». Принципиально данная модель Ардента это может, значит должна мочь и после ремонта.
К слову сказать, наличие ремонта никак не отразилось на ощущениях от ловли. Бросает спин нормально, игра воблеров, задевы и поклевки тоже вполне в норме.
Единственное что, в ходе рыбалки появилось чувство, перешедшее в уверенность, что примененную двойную обмотку под толстым слоем эпоксидки можно и заменить на более деликатную и эстетичную однослойную, под тонким слоем клея — она и достаточна, и будет меньше мешать гибкости хлыста. Это было проделано, и даже позволило снизить вес относительно первого варианта на 0.4 грамма.
В заключение, хотелось бы напомнить уже сказанное выше — самодеятельность оправдана не во всех случаях, а скорее тогда, когда «уже нечего терять», и если мы не ремонтируем сами, то спиннинг отправляется на запчасти, и так далее, ну и показать вам, что можно и самим попробовать.
Ну и разумеется, всё делается на свой страх и риск.
Ну а что до Ардента, то он отправляется к прочим своим собратьям, и мы еще повоюем!