Багажник для транспортировки лодки на крыше авто.
Рыбалка — это хобби, а где-то и страсть; в целом, она должна приносить удовольствие. Но зачастую рыбалка требует от рыболова серьезных приготовлений и усилий. При ловле с лодки много времени занимают погрузочно-разгрузочные работы. Лодку, якорь, мотор, бак, сумку с множеством мелочевки и еды, и прочее и прочее надо сначала сложить в машину, а потом выгрузить и сложить в лодку, а потом тот же процесс повторить в обратном порядке. Самое большое «удовольствие», на мой взгляд, — это сборка пайолов. Привычка подсчитывать время на дорогу, погрузку, сборку лодки приводила у меня к интересным результатам: пятичасовая рыбалка, как правило, требовала трехчасовой подготовки, включающей полтора часа дороги туда-обратно и полтора (как минимум) часа на «погрузить-разгрузить, просушить». Попробуйте засечь время: загрузить машину, дорога до водоема, разгрузить-собрать лодку, разобрать лодку, просушить, загрузить машину на водоеме, дорога обратно, разгрузка машины дома (в гараже). Соотнесите это время со временем рыбалки. Если раньше так делать не пробовали, то получатся интересные результаты. У меня больше всего времени занимала сборка лодки на водоеме. Но лень — двигатель прогресса. Однажды я увидел проезжающую мимо машину с лодкой на крыше. Поискал варианты самодельных багажников в интернете. Получился свой вариант, который из пробного превратился в постоянный. Вариант покупки прицепа, его регистрации и прохождения техосмотра, приобретения отдельного гаража, где хранить этот прицеп, отпал сам собою как бессмысленный.
Уже три года я не представляю себе, как я без этого багажника обходился. Какие у него плюсы?
1. Очевидно, что не нужно собирать лодку на водоеме и разбирать после рыбалки.
2. Не нужно покупать прицеп и проходить ежегодный техосмотр. Соответственно, нет и вопроса, где этот прицеп хранить.
3. Нет опасений, что, оставляя без присмотра машину с багажником у водоема, вы его лишитесь. Ценность этого приспособления минимальная.
4. Экономия времени при разгрузке.
5. Не надо просушивать лодку после рыбалки.
До применения багажника на крыше автомобиля погрузка занимала 15 минут, с учетом того, что задние сиденья минивена надо было раскладывать, чтобы поместилась и лодка, и пайолы с веслами, и пр. После того как стал использовать самодельный багажник, погрузка стала занимать те же 10–15 минут. Сиденья складывать не пришлось, мотор, бак, якорь, спасательный жилет, удилища и подсак, а также рюкзак с мелочевкой отлично помещались в авто. Эхолот стационарно крепился к лодке на весь рыболовный сезон.
Основные, самые очевидные и приятные улучшения проявились при разгрузке лодки на водоеме. Вместо 30 минут сборки пайолов, стингеров, весел, банок, эхолота и пр. достаточно было 5 минут, чтобы снять лодку, поставить мотор, загрузить вещи и дотянуть на транцевых колесах лодку до водоема. Итого, 25 минут экономии времени за рыбалку, 75 минут в неделю, 300 минут в месяц, 1200 минут за сезон (минимум). Это 20 часов не самого лучшего времяпрепровождения. Гораздо приятнее подольше поспать, а потом, двигаясь с лодкой на крыше чуть с меньшей скоростью по шоссе, слушать радио и неспешно пить кофе. Потом в течение пяти минут снаряженную лодку спустить на воду и уже прогревать мотор. Если на крыше вашего авто есть рейлинги, а на лодке транцевые колеса, то от комфорта вас отделяют не более 30 у.е. на материалы и пара часов несложной работы.
Первоначальный вариант планировался как опытный образец и предусматривал только деревянные брусья, собранные в конструкцию, и пенные изоляционные трубки (изоляция для труб из вспененного полиэтилена).
Контакт с элементами машины происходил только через изоляцию вспененного ПВХ. Изоляционные трубы одевались на рейлинги, а на них уже ложился сверху багажник.
Контакт ПВХ самой лодки с деревянными брусьями тоже сводился к минимуму, на брусьях были те же изоляционные трубы из вспененного ПВХ, только большего диаметра. Вариант оказался рабочим. Но если нижние трубы из вспененного ПВХ прослужили все три года, то верхние унесло ветром во время стоянки авто без лодки, да и в целом они оказались непрактичными.
Выходом стала покупка сантехнической трубы диаметром 50 мм, в которую поместился верхний деревянный брус багажника.
Для чего поверхность верхних брусьев должна быть гладкой, думаю, всем понятно — для сохранности ПВХ днища лодки и легкости загрузки лодки на багажник. За три года эксплуатации днище лодки осталось без повреждений, а труба из ПВХ износилась совсем немного.
Рабочую версию багажника было решено покрыть слоем старой краски, которая нашлась в гараже, а потом еще и яхтным лаком. Багажник активно использовался, и на три года покрытие «не по технологии» отлично защитило дерево от попадания влаги.
Багажник в таком виде остается рабочим до сих пор.
Как происходит погрузка лодки.
1. Нос лодки задирается на край багажника.
2. Важно следить, чтобы края баллонов не касались земли, иначе могут быть заломы на концах.
3. Лодка приподнимается за транец и толкается вперед на багажник по ПВХ-трубам.
4. Далее откручиваем транцевые колеса. Лодку разворачиваем вдоль багажника. Все эти процедуры не требуют больших физических усилий.
6. Теперь остается закрепить лодку на багажнике стяжными ремнями.
Изначально я использовал ремни с храповым механизмом. Это отнимало много времени, и получалось опять много возни. Тогда я подогнал длину ремней так, чтобы крючки застегивались с оптимальным натяжением ремней.
За три года такое крепление себя оправдало:
1) уходит минимум времени на крепление лодки к рейлингам;
2) лодка надежно крепится к рейлингам и багажнику.
Если вы внимательно смотрели фото выше, то, наверное, заметили, что ремни проходят под рейлингами. Таким образом, и багажник, и лодка плотно фиксируются и прижимаются к автомобилю через рейлинги.
Если вы решите использовать храповой механизм, то в процесс погрузки вернется та же возня, похожая на сбор пайолов, от которой так хочется уйти к упрощению процесса.
Храповой механизм (фото из интернета)
Разгружаем лодку в обратном порядке: снимаем ремни, разворачиваем лодку поперек машины и прикручиваем транцевые колеса, тянем лодку на себя и опускаем, пока транцевые колеса не коснутся земли (при этом нос лодки должен еще находится на багажнике). Берем лодку со стороны носа и аккуратно скатываем до горизонтального положения.
Ни в момент погрузки, ни в момент разгрузки лодка не касается авто.
Как крепится багажник к рейлингам?
1. Кладем на рейлинги трубки из вспененного ПВХ.
2. Кладем багажник сверху (весит он буквально пару килограммов) и привязываем его веревками с четырех сторон.
Веревки можно заменить чем-нибудь более эстетичным, но, изначально прикрепив багажник веревками, я понял что, это очень практично, и так на три года веревочный вариант крепления и остался. Узел — не что иное, как «бантик». Узла должно быть достаточно, чтобы багажник не приподняло от рейлингов, когда мы опускаем нос лодки на багажник при погрузке. Далее лодку и багажник к рейлингам прижмут стяжные ремни, и вся конструкция получит достаточную фиксацию.
Размеры багажника для моего авто получились следующие.
Обратите внимание на то, что поперечные к ПВХ-трубам брусья разного размера. Это оттого, что и рейлинги на авто идут не параллельно друг другу, а сужаются от багажника к капоту.
Два нижних бруса 120*1,5*3 см должны идти параллельно рейлингам на минимальном расстоянии, достаточном для того, чтобы при посадке багажника на изоляционные трубы из вспененного ПВХ было плотное соединение. Их основная функция — исключить поперечное движение багажника.
Остальные брусья — 3*5 см. Два верхних бруса спрятаны в сантехнические трубы из ПВХ. Брусья крепятся на болт.
Просверленное отверстие в ПВХ нужно для позиционирования гайки, в которую должен попасть болт. Отверстия зашкурены и никак не царапают лодку.
Алюминиевая трубка, параллельная сантехническим ПВХ-трубам, нужна для того, чтобы вынести часть багажника подальше от авто и чтобы можно было без контакта с автомобилем положить носовую часть лодки. Алюминиевая трубка — от лыжной палки, внутри — гайки, через которые с помощью болтов трубка крепится к брусьям. Ролики помогают закатывать лодку на багажник.
Что касается выносной алюминиевой трубки и роликов, то конструкция оказалась рабочей и менять я ничего не стал в течение трех лет, но практика эксплуатации показала, что ролики или иные вращающиеся элементы не являются обязательными. Достаточно гладкой поверхности, будь то просто гладкий, а лучше отполированный деревянный брус или ПВХ-труба с деревянной вставкой для жесткости.
Дерево для брусьев лучше брать без смолы, чтобы на жаре исключить вероятность испачкать авто.
Для моей 54-килограммовой лодки брусьев 3*5см оказалось достаточно. Нагрузку они держали достойно. Главное, чтобы не было сучков, которые снизят прочность брусьев.
Покрытие дерева у меня как получилось, так получилось, временный вариант багажника, как нередко случается, стал постоянным. Но багажник можно сделать вполне эстетичным и ПВХ-трубы можно поменять на красивое полированное тонированное дерево, что придаст эстетичности и не приведет к сильному удорожанию всей конструкции.
При перевозке лодки на багажнике надо иметь в виду один важный момент. Передний стяжной ремень на скорости выше 60 км/ч начинает стучать о крышу автомобиля. Для предотвращения этого ремень необходимо приподнять. В переднем поперечном брусе ввинчены два самореза, которые, после крепления лодки, фиксируют стяжной ремень.
Задний стяжной ремень никаких звуков у меня не издавал. Если такое вдруг случится, то его тоже можно приподнять на саморезы.
Несмотря на спартанский вид, устройство позволяет буквально за пару минут прикрепить багажник к рейлингам, погрузить на крышу автомобиля лодку и скрепить все стяжными ремнями. Если не спешить, то можно уложиться в три минуты. Если сдавать норматив, то минуты в полторы.
Лодка касается только гладких элементов багажника и не касается автомобиля. Багажник лежит на вспененном ПВХ и не касается непосредственно рейлингов.
Максимальная скорость, с которой я пробовал ездить с лодкой на крыше, составлала 85 км/ч. Обычно еду медленнее, 75 км/ч. Расход топлива если и увеличился, то не более чем на 0,5 литра на 100 км.
На этом все.
Всем ни хвоста ни чешуи!
Николай Бровкин-Русловой
По поводу ветра, если хватает ума надуть лодку, то хватит и не ехать в штормовую погоду на рыбалку, тем более с лодкой на крыше. При порывах до 10-15 м/с лучше снизить скорость. За три года был один эпизод, когда пришлось перестраховаться и сложить лодку в багажник на обратном пути. Был оранжевый уровень опасности.
Перевозка лодки такая же рыбацкая тема как и футляр для транспортировки спиннинга и рыбацкий рюкзак. А учитывая что с багажником не надо полчаса от времени рыбалки ползать на карачках вставлять пайолы, то весьма нужная тема. Опять же поймет тот кому эта процедура со сборкой лодки успела надоесть.
Насчет ГАИ ни у меня ни у моих знакомых за годы частой эксплуатации проблем не было, но тут каждый должен решать сам. По сути это перевозка габаритного груза, поскольку багажник не крепится отдельно к рейлингам а вместе с лодкой фиксируется стяжными ремнями, но в дебри лезть не буду поскольку проблем никогда не возникало.