Окунь, воблеры и я. Рыбалка на мелководье.
Не так давно, всего лишь года четыре назад, я неожиданно открыл для себя увлекательнейший вид рыбалки – воблерная ловля окуня на малых водоёмах с небольшими глубинами. Нельзя сказать, что до этого знаменательного момента в моём рыбацком опыте не было случаев поимки «полосатого» на пластиковые приманки. Были, конечно, и были довольно часто, но всё это происходило бессистемно и, скорее всего, случайно, когда при охоте за другими хищниками бойкий и бесстрашный окунь попадался нежданным приловом. Этот колючий прилов меня, само собой, не расстраивал, но и особой радости, как я сейчас понимаю, не приносил. Сейчас, когда прошло уже нескольких лет, я не могу объяснить даже самому себе почему, когда и что меня подтолкнуло более серьёзно отнестись к окунёвой рыбалке. Тема оказалась настолько увлекательной, что на её изучение уходило всё свободное время. Друзья и коллеги бороздили просторы больших вод в поисках трофейных щук и судаков, а я же, с коробкой «детских» воблерочков и вооружённый «игрушечным», по общему признанию большинства моих товарищей, спиннингом, сантиметр за сантиметром, шаг за шагом вытаптывал заросшие берега близлежащих водоёмов.
Довольно быстро выяснилось, что информация, которая была бы полезна в моих изысканиях, довольно скудна и советов от кого-то особо ждать не приходилось. Объектом ловли на воблер номер один у спиннингистов нашего региона является судак, всё остальное же второстепенно и третьестепенно, оттого и ассортимент местных магазинов «заточен» именно под него. Мелководников небольшого размера, как оказалось, практически не найти, а те, что всё же были доступны, в большинстве своём по тем или иным причинам подходили под мои запросы лишь с большой натяжкой. Рекомендации коллег, за редким исключением, тоже оказались в стиле « лови на 56-й Ридж и не забивай мозг себе и другим».
Первоначально я, собственно, так и делал. Твичинг, стоп-энд-гоу, прямая проводка и периодическая замена моделей воблеров – вроде как всё вполне правильно. Результат чаще всего был, а когда окунь не клевал, то всё объяснялось тем, что он отошёл от берега, давление не то или ветер сегодня восточный. Возможно, что так оно и было, возможно… Только уж очень хотелось доказать самому себе, что я умею ловить не только ту рыбу, которая весьма активна и хватает всё то, что напоминает ей, хотя бы отдалённо, повседневное и привычное меню. Ведь куда сложнее уговорить пассивного окуня, который пребывает в гастрономических сомнениях, а потому и значительно интереснее! Мы же часто, открыв дверцу холодильника, застываем, ещё не решив для себя, хочется ли нам чего-нибудь такого вкусненького съесть или нет, а может быть лучше просто на диване перед телевизором полежать. То же самое, на мой взгляд, происходит в сознании и у подводных обитателей, вроде бы и вполне сытых и довольных жизнью, но какой-нибудь особо лакомый кусочек, наверное, им бы точно не помешал. Как преподнести этот кусочек так, чтобы у застывшего в раздумьях полосатого хищника не оставалось ни малейших сомнений, что перед ним желаннейший из деликатесов? Внутренний голос, как заржавевший подшипник в ролике катушки, настойчиво жужжал на ухо –думай головой, думай, надо что-то менять! А почему бы и нет? Эксперименты – это стиль жизни спиннингиста и ступени его эволюции, не так ли?
Ловля окуня на мелководных водоёмах разделяется на два периода. Первый – от схода льда до зарастания большей части акватории водной растительностью. Далее вступают в дело топвотеры, но это совсем другая история и поэтому имеет смысл отложить её до поры до времени. Второй период, осенний, начинается с приходом ночных холодов и опадением водорослей и продолжается до ледостава. Встречаются, хотя и крайне редко, озёра, которые в летнее время не зарастают сплошным ковром флоры, но, как правило, их нельзя назвать мелководными. Темой разговора, как вы, наверное, уже поняли, будут так называемые "жабовники".
Уже после своих продолжительных окунёво-воблерных исследований, набрав какого-никакого собственного опыта и обрастя довольно приемлемым багажом специализированных приманок, я стал акцентировать своё внимание на вещах, которые для меня всегда казались общеизвестными и малозначительными.
Хорошая дальность заброса всегда актуальна, особенно при рыбалке с берега. Окунь, если не брать в расчёт прибрежных «матросиков», не всегда, а, точнее даже, крайне редко стоит в пределах среднего заброса и приходится искать его на дальних рубежах. Случается и такое, что безопасные подходы к воде, особенно в перспективных, с нашей точки зрения, местах можно пересчитать по жалам на тройном крючке. Здесь всё в наших руках, ведь оттого, насколько мы готовы к подобным условиям, в большой степени зависит и конечный успех предприятия. В данном случае – это максимальное количество поклёвок при минимальных потерях рыбацкого снаряжения.
Первое – нужен скользкий, крепкий и, в то же время, в меру тонкий плетёный шнур. Отрицательный опыт применения восьмижильных шнуров на заросших жёсткой растительностью и закоряженых водоёмах заставил перейти, практически безоговорочно, на использование четырёхжильных моделей. Нельзя сказать, что всё было так плохо с «восьмижилками», но, после трёх-четырёх случаев непрогнозируемых обрывов на вываживании рыбы и отстрелов любимых приманок на забросе, появилось чувство неуверенности. Тут у каждого свой выбор, не буду оспаривать, а я остановился на таком варианте. Проверенные «четырёхжилки» # 0,8 - 1 от положительно зарекомендовавших себя японских производителей вполне успешно выполняют свою функцию и являются «золотой серединой» в нашем конкретном случае.
Второе – это, конечно же, спиннинговое удилище. Каким я вижу его? Быстрого строя, хорошо отрабатывающее рывки пойманной рыбы, с удобной и короткой рукояткой, которая не мешает выполнять рывки в разных плоскостях и не цепляется за бока и одежду. Оно должно хорошо выполнять заброс, иметь силовой запас (на случай форсированного вываживания из бурелома и травы), иметь небольшую длину, чтобы было удобно выполнять рывковую проводку и не цепляться за кусты при забросе. Наибольший комфорт, в моём варианте, получается с двухметровыми удилищами (плюс – минус несколько сантиметров) – это уже не совсем коротыши, но ещё и не громоздкие «береговики». От явно «лайтовых» моделей окончательно отойти я всё же не смог, но чаще всего, всё же, уместнее будет тест, рекомендуемый производителем, с приблизительным верхом в районе 30 граммов. Это будет и разумная мощность и, в то же время, возможность полноценно забросить среднестатистический окунёвый воблер.
Третье – конечно же, сами воблеры. Они, после головы и рук, важнейшие участники рыболовного процесса. Основной рабочий размер «минноу», которые я стал применять всё чаще, постепенно уходя в сторону увеличения, приблизительно равен 70-ти миллиметрам. Пластиковые «малыши», пусть даже самые замечательные и любимые, не смогут улететь, условно говоря, за горизонт. Ни самый тонкий шнур, ни ультралайтовый спиннинг, даже при попутном ветре, не дадут обработать максимальное количество точек, в которых есть возможность дислокации окуня. Можно даже сказать, что наш воблер, с большой долей вероятности, атакуют постоянно находящиеся в прибрежной зоне щучьи сыны и дочери, поджидающие лёгкую добычу в виде малька. Маленькие приманки приходятся вполне по зубам даже прозрачно-камуфляжным особям прошлого года выпуска, которые, несмотря на свой нежный возраст, заглатывают атакуемый объект совсем не по-детски. По этой причине мелкокалиберная артиллерия применяется мной только при ловле на небольших речках и при обследовании незнакомых водоёмов, на которых применение приманок большего размера не принесло желаемого результата. Поэтому «семидесятки», которые летят намного дальше, как я уже говорил ранее, и успешно поедаются даже «матросами» из детского сада, практически всегда будут более уместными.
Если же продолжать эксперименты в сторону увеличения, то результатом, скорее всего, будет уменьшение количества поклёвок без изменения качества улова. Но пробовать можно и нужно, особенно в ситуации, когда ты всё, казалось бы, делаешь правильно, но рыба «бастует» и не хочет выходить на переговоры. Опять же, увеличивается вес приманки, а значит и выброс её получится более дальним. И тогда, соответственно, можно обловить уже большую зону акватории, увеличивая шансы достать до той самой точки, которая сработает и спасёт от бесклёвья.
Большим плюсом, несомненно, является наличие системы дальнего заброса. Приманка, оснащённая такой системой, при прочих равных, будет забрасываться дальше, легче и точнее. Это происходит за счёт ускорения от груза, передающего ей деликатный толчок, а так же из-за правильной балансировки и отсутствия кувыркания в полёте.
Несколько слов о заглублении и горизонте проводки. Тут всё значительно проще – выбор делается исходя из условий рыбалки и предпочтений рыбы на данный момент. Один метр от поверхности воды, как правило, это уже критический максимум, воблеры с заглублением от 30 до 60 сантиметров – мой основной рабочий набор. Только не надо забывать, что от диаметра шнура и способа проводки параметры, которые указывает производитель, могут довольно сильно меняться. Да и верить написанному на упаковке, оказывается, не всегда нужно – встречаются небольшие несоответствия в ту, либо в другую сторону и даже явные ошибки или опечатки. Поэтому лучше доверять собственному опыту и интуиции, используя заявленные характеристики только лишь как базовые.
Хотелось бы несколько подробнее остановиться на характеристиках плавучести воблеров. Это немаловажный момент, на который нельзя не обратить внимание. Многие рыбаки, зачастую, просто не придают ему большого значения и исходят только из того, что плавающую приманку проще уберечь от зацепа, а если зацеп всё же случается, то всё равно остаются большие шансы её спасти. В плане экономии приманок у такого подхода к выбору, действительно, есть разумное зерно, особенно в условиях мелководья. Но если отбросить в сторону жалость к накопленному арсеналу и закрыть глаза на устремившийся вниз график семейного бюджета, то картина вырисовывается абсолютно другая.
Весной, в начале лета и осенью, когда вода не прогрета, то окунь крайне редко выказывает желание догонять и рвать всё подряд, что только шевелится. Оттого и при выполнении проводки воблера очень важны паузы, зачастую они имеют даже большее значение, чем, собственно, сама проводка. Зависшая, медленно тонущая или неспешно всплывающая приманка заставляет окуня обратить на себя внимание и включает у него хватательный рефлекс, а резво рассекающая воду и быстро исчезающая из поля зрения пластиковая рыбёшка оставляет неактивного охотника равнодушным.
В рыбалке, как и во всей нашей жизни, аксиомам весьма мало места. Я никогда не возьмусь утверждать, что так надо делать всегда и везде, но пауза – это действительно весьма действенный и эффективный приём спиннингиста. Остановку игры с зависанием в толще воды, если брать в расчёт целенаправленную ловлю щуки, давно и успешно применяют многие, но вот при рыбалке на «полосатого», на моё удивление, ситуация обстоит кардинально по другому. Не скажу, что для меня такой поворот событий стал откровением, но стереотип, что окунь либо активен и бросается на всё подряд, либо наелся и отдыхает, был разрушен. Поэтому большинство плавающих воблеров были постепенно вытеснены из моей коробки их тонущими и суспендерными собратьями и стали использоваться по несколько другому назначению. Нет, конечно, они не стали брелоком для ключей, ни в коем случае! Просто есть такие условия ловли, где они будут весьма востребованы и станут номером один, показывая все свои лучшие качества.
Возможно, что кто-то захочет задать вопрос, почему я не рассказал о конкретных моделях воблеров для окуня. Почему? Возможно потому, что тогда получится довольно объёмный рассказ, особенно если останавливаться подробно на каждом в отдельности и разбирать его особенности, преимущества и недостатки. Я написал лишь о том, что будет, если хоть немного отойти от своего простого и привычного образа мышления на рыбалке. Изменения в сознании, ко всему прочему, принесли и положительные изменения в мой личный график рыболовного сезона – холодные водоёмы, которые ещё совсем недавно казались совсем спящими и, как будто, абсолютно необитаемыми, стали приносить мне долгожданные поклёвки. И появилось то непередаваемое чувство, когда с удовлетворением можно сказать самому себе – я этого добился, я сделал это!
P. S. Я, без сомнения, не открываю рыболовной Америки, но буду искренне рад, если для кого-то время, потраченное на прочтение, не будет бессмысленно потерянным.