Рыбацкие мелочи
Кресло.
Лет шесть-семь назад возникла острая необходимость повысить уровень комфорта в лодке-резинке в процессе ловли – рецидив радикулита требовал лежачего положения или, как минимум, сидячего. Ну, для решения первого достаточно было всего-навсего отказаться от рыбалки и круглосуточно любоваться «ящиком». Не рассматривается.
А вот второй вариант давал надежду. Приобрёл подходящее складное кресло, немного поработал с фанерным сиденьем, сшил чехол – всё! Я об этом уже рассказывал.
Но дело в том, что это кресло изначально создавалось для «стюардесс», «комсомолок, спортсменок и красавиц», а пользоваться пришлось «в меру упитанному мужчине в самом расцвете сил», что и стало роковым обстоятельством – стул по прошествии лет стал разваливаться. Усилил подлокотники дюралевым уголком, стойки - трубками от старой раскладушки и т.д. и т.п., надоело… Отслужил. К тому же приобрёл новую ПВХ-шную лодку и конструкция сидения уже не позволяла использовать старое кресло.
В магазине нашёл подходящее (никакой рекламы) со стальными трубками бОльшего диаметра, но оно было чуть высоковато – сиденье не могло разместиться между его рамками. Пришлось распороть передний шов и надставить двойную полоску брезента, после чего вновь прошить, соединив рамки. Увеличение полотна полоской позволило развести рамки, уменьшив его высоту и тем самым обеспечить оптимальное расположение подвижного сиденья под полотном стула. Кроме того, бока полотна усилил киперной лентой, прошив её вдвое. Стул опирается на жёсткую слань (собирал зимой в квартире, слань не ставил), при плавании сиденье крепится на продольном рыме (лик-трос), в свою очередь фиксируя и стул, так что бесконтрольное перемещение стула исключено, в конце концов не на американских же горках применять и не в десятибалльный шторм.
Кроме того, на концы сиденья насадил кольца шириной 100-120мм от старой автомобильной камеры (предпочтительнее в два слоя, т.е. одно кольцо поверх другого) с целью, во-первых, предотвратить деформацию рёбер сиденья и трубок стула, а во-вторых, в определённой степени повысить устойчивость стула, препятствуя его поперечному перемещению за счёт более плотного сопряжения резины и рамок.
Посидел, пошевелился, откинулся на спинку – радикулит пока не возражает, комфортно…
Чехол подошёл старый, только чуток расширил, вставив дополнительно полосу брезента, на нём есть карман с задней стороны спинки стула, там термос, сухпаёк, рыбацкие мелочи и пр. В собранном положении карман (пустой) располагается внутри чехла.
Кронштейн для датчика эхолота.
В своё время я рассказывал о креплении датчика эхолота на лодке-резинке, где использовал дополнительный рым, приклеив его на баллон лодки в нижней части (на фото впереди видна чёрная точка ниже шва),
позднее, на другой лодке использовал штатный рым, в котором крепится леер.
Но дело в том, что, во-первых, диаметр баллона ПВХ-лодки больше резиновой, а во-вторых, рымы и леер на некоторых ПВХ расположены ближе к верхней части баллона. Имеющаяся длина стойки датчика, которую я изготавливал для резиновых лодок, не обеспечивает полного погружения датчика в воду при плавании, а переделывать стойку гораздо сложнее, чем изготовить новый кронштейн.
К тому же её длина обеспечивает оптимальное размещение в рыбацком контейнере, из которого я удалил шарнирные «этажерки».
.
Из листа резины толщиной 16мм вырезал прямоугольник 40X60мм, в торцах коротких граней ножом (можно и диском болгарки) сформировал углубления сферического сечения, в которых будут размещены отрезки резиновых трубок с внутренним диаметром 8-10мм и длиной, совпадающей с размером грани резинового прямоугольника. В верхней трубке сделал прорезь стенки на всю длину трубки. Раздвинув кромки стенки разрезанной трубки, насаживаю её на леер лодки, затем прикладываю пластину короткой гранью со сферой к трубке, ориентируя её прорезь внутрь сферического паза пластины. Цельный отрезок трубки прикладываю к нижней сферической грани пластины и далее все три элемента плотно соединяю посредством изоленты.
Стойка датчика плотно входит в нижнюю трубку, а внутренний диаметр верхней трубки обеспечивает плотную посадку на леере лодки. Почему я разделяю понятия внутреннего диаметра «верхней» трубки и «нижней»? Потому, что диаметр стойки может не совпадать с диаметром леера, а значит и трубки могут потребоваться разные. У меня диаметр и того, и другого – одинаков, потому и трубка использовалась одна. Если бы стойка была длиннее, то и пластины не понадобилось, а просто соединил два отрезка трубки – всё. Кронштейн можно перемещать по лееру, прикладывая приличное усилие, так что при плавании он произвольно скользить по нему не будет. При прохождении участков с растительностью на поверхности стойку с датчиком перемещаю в верхнее положение, вращая её в нижней трубке кронштейна, а на исследуемой зоне вновь возвращаю в воду. Сместив кронштейн с установленным датчиком вплотную к рыму, он придаёт всей конструкции достаточную степень жёсткости, что, в свою очередь, обеспечивает оптимальный режим работы эхолота в целом. Не думаю, что вёслами можно обеспечить выход лодки на глиссер, и тем самым сместить датчик. Предполагал первый вариант крепления, но никогда не работал с ПВХ, какой клей надёжнее для дополнительного рыма, насколько качественно в домашних условиях… Пока так, хотя нет ничего более постоянного, чем временное…
Вот только печалят последние изменения в правилах рыболовства: а не запретят ли пользование эхолотами, может, зря заморачивался?
Отцеп, как пришёл, так и ушёл.
Однажды при ловле на глубоководные крэнки на проводке, - а теория и практика рекомендует в процессе «чиркать» по дну, - ощутил зацеп. Да не проблема, сколько их было… Подплываю, достаю свой штатный для воблеров (а вообще у меня их несколько разных типов и для зимы и для лета), опускаю, вроде бы, засёк, тяну, вынимаю капроновую нить. Понятно, «экранчик». Тяну нить за одну сторону, появляется удильник зимней удочки. Во! Тяну за вторую часть нити – непонятное кольцо?! Оказалось, что это отцеп необычной конструкции, во всяком случае я подобного ранее не встречал. Надо сказать, что оба предмета полностью заросли какими-то скользкими «полипами-кораллами», похоже, не один год пролежали на дне. Забрал домой, очистил.
Свинцовое кольцо с косой прорезью стенки, поперёк установлен карабин с винтовым «язычком», закреплённый посредством нескольких оборотов капроновой нити, покрытой каким-то клеем или лаком. Капроновая нить, рукоять с катушкой зимней удочки. У меня ещё сразу возник вопрос о несоответствии массы отцепа и тонкой нити, но, очевидно, бывший владелец счёл это целесообразным и, возможно, применял на течении и глубоких местах для блёсен и балансиров. Вообще, я не склонен без острой необходимости пользоваться чужими вещами-находками, предпочитая кому-нибудь их подарить, а тут оставил, предполагая оценить «приблуду» в работе на ближайшей рыбалке. Раза два-три применил, приемлемо.
Даже на Оби в коряжнике отцепил поролонку с шарнирным грузом, которым стараюсь не пользоваться в таких условиях, но как уж есть. Когда подплыл, привязался к коряге, подёргал – груз внизу постукивает, значит что-то вроде «вилки» из веток, крюки свободны. Опустил отцеп, начал «мормышить-макать» - освободил! Крюки чистые, «броня» не деформирована, приманка целая.
Отплыв от этого места на десяток метров встал в начало следующей изученной ранее «тропинки». Как и большинство рыбаков в таких условиях на первом этапе пробиваешь участок, «сканируешь» рельеф и, отметив ориентиры, запоминаешь направление забросов на будущее с последующей проводкой по чистой «тропинке». Так вот, забросив офсетник с резиной, начал вести приманку, «вот оно – дерево, а вот и …» БУМ! Но сход, сразу выматываю снасть, чтобы не зацепиться наверняка обнажившимся крюком, поздно – зацеп… Несколько раз сбрасываю шнур по течению в расчёте на резкие рывки в противоположную сторону – никак, мёртво. Подплыл, подёргал вертикально, опустил отцеп, постучал по коряге - бесполезно, до приманки не доходит, обрыв… Расходный материал, досадно. На следующий день, дойдя опять до этой «тропинки», начинаю привязывать якорную верёвку к коряге (якорь лучше не опускать в таких местах) и вижу…
Зацепился вольфрамовым плетёным поводком за веточку коряги. Возможно, кто-то пытался ловить на поппер среди коряг по окнам и либо отстрелил, либо очень аккуратно щука срезала шнур у самого вертлюжка, а мог комплект просто выпасть из коробки. Но так или иначе, это какая цепь случайностей замкнулась, чтобы эта «компенсация» за вчерашний оторванный комплект оказалась именно здесь и именно в это время! Ведь пройди моторка по протоке и волной его наверняка смыло с веточки, он еле держался на ней. Попробую, потом подарю.
Или это магия необычного отцепа сработала?
Но в этот же сезон при ловле на джиг на местном небольшом вдхр, казалось бы проверенном участке, но рядом было затопленное русло, зацепил за корягу на бровке. Долбил-долбил этим кольцом – никак, заклинило, ни туда, ни сюда… Решил подтянуть небольшим усилием – щёлк! Сам виноват, не зря говорят: « Лень-матушка вперёд родилась», ну вот хотел же поменять шнурок, сколько раз!!! Ладно, что выросло, то выросло…
Приехал домой и на каторге (садовый участок, если кто не знает), чтобы не травить себя и родственников, отлил новое кольцо, установив карабин немного другой конструкции, ну, какой под руками был. Кстати, тоже поймал воблером кусок верёвки с ним. Соединил несколькими витками медной проволоки, залив эпоксидкой. Но уже шнурок поставил около 3мм!
Пока не пользовался, поскольку в ходу основной для воблеров, купленный в магазине, но слегка «тюнингованный» добавленной цепочкой, наличие которой я посчитал необходимым, о чём я тоже как-то рассказывал, ничего нового. Отмечу только, большую часть воблеров я освобождал именно цепочкой. Но дело не в этом, а в том, что он был участником нескольких курьёзных поучительных случаев.
По следам катастроф.
Конец октября. Ловля глубоководным минноу возле русла, на бровке. Зацеп. Странно, ещё неделю назад и до этого постоянно в этом месте ловил вдоль и поперёк воблерами разных типов, и крэнками, и минноу, и джигом – чисто! Подплываю, якорюсь, опускаю отцеп. «Поклёвка», тяну, тяжело, очень тяжело, как бы шнур отцепа не лопнул – верёвка… Тяну за верёвку и вынимаю …кувалду! Тяну за другой конец и выплывает непонятно что, это в первый момент, потом соображаю, что это сиденье необычной конструкции для лодки. Нижняя сторона доски подбита войлочным полотном, сверху на её концах имеются два мотовила для якоря, а в средней части подушка-сиденье, обтянутое дерматином, а на торцах в средней части треугольные пазы для фиксации якорных верёвок. Как мой шнур отцепа это выдержал – не знаю… Я обалдел.
На водоёме в тот момент народу было немного, рабочий день. Подплыл к одному рыболову и спросил, не знает ли он, кто-нибудь не терял тут сиденья лодочного, и он рассказал: оказывается, неделю назад, как раз после последнего нашего посещения, у одного рыболова лопнула лодка «Нырок», по шву, кстати, самое «больное» место у этого типа лодок. Рыбак чуть не утонул, спасли рыбаки рядом, а сиденье ушло на дно. Я попросил, кого встретил на водоёме, чтобы передали друг другу, что сиденье я положу в кустах (указал место), может быть инфа дойдёт и до него. Случайно это были его земляки из соседнего городка. Не знаю, но весной следующего года сиденья на месте не оказалось, то ли хозяин забрал, то ли просто кому-то «легло в руку», ладно, всё на пользу…
Через несколько дней, где-то рядом от этого места очередной зацеп, но повезло, что зацеп далеко от груза, верёвку вынул воблером, а затем и якорь, то ли из того же арсенала, то ли нет … У напарника теперь есть запасной.
Очередной случай, в котором участвовал отцеп, произошёл на Оби, где основная ловля хищника приурочена к затопленным прибрежным корягам. Опять зацеп, опять отцеп… Очередное постукивание, но очень звонкое, тяну – плетёнка … Тяну за плетёнку, чувствую, вроде, знакомый звук потрескивания, тяну, точно, шпуля на катушке! Продолжаю вытягивать шнур и сбрасывать петли в лодку, уже пол-лодки накидал, кончилось. Дальше опасаюсь, порвётся. Снова опускаю отцеп, поклёвка! Тяну – спиннинг! Ну, не Zenag и не Graphiteleader, но кто-то же ловил тут и такими. Обернулся, сидит местный рыбак в «Казанке», спрашиваю, мол спиннинг нужен, ответ очевиден. Сматываю шнур, подплыл, отдал.
Жемчужина инженерной мысли.
К сожалению, снимок лодки не сохранился, но и представить то, о чём я скажу, под силу каждому.
Вот там, среди «лодочной элиты» спряталась обычная на вид обшарпанная резиновая надувнушка, что-то из серии старенькой «Омеги».
Но что меня восхитило, «сейчас вы будете гордиться нашими», как говорил М. Задорнов: «Готовы?!»
«Начинка» этой лодки: она была «фарширована» пустыми пластиковыми бутылками с крышками различного калибра до 5л, а оставшееся пространство полностью заполнено монтажной пеной!
Решение на уровне Леонардо да Винчи!
А ещё эта стоянка знаменита тем, что года три назад во время сильнейших дождей несколько лодок, привязанных к пирсу, наполнило дождевой водой и затопило, и они вместе с моторами затонули, владельцев потом вызывали для спасения своих плавсредств. Нам об этом поведал один из «хранителей». Так что имейте это в виду и почаще смотрите на небо, оставив лодку на причале.
Для милого дружка и серёжку из ушка.
Это я о воблере, который неоднократно меня выручал в самые неклёвые дни, особенно в начале лета, при большой воде у самого берега, когда в затопленных «мочалках» корней сбивается на нерест туча плотвы, а за ней подтягивается и щука. Деревья нависают над водой и приходится чуть ли ни скиппинговый заброс имитировать, но у меня нет такого уровня профессионализма, потому на очередном забросе (да ещё и ветер помог) загарпунил здоровенную нависшую сухую лесину. Надо спасать «любимого дружка». Пришлось плыть на стоянку, а это не менее полкилометра, брать топор, возвращаться и валить её. «В лесу раздавался топор дровосека…»… Хорошо, что не так много народу на водоёме было, а то утопили бы за шум… Спас.
Чёрт меня дёрнул сказать напарникам, когда проплывал мимо них, что поплыл за топором и теперь без него выплывать на вдхр не буду, пока вода не спадёт, так они меня потом чуть не год спрашивали перед заплывом не забыл ли я топор… Окружающие при этом недоумённо косили глазом. Возить с собой топор или нет - решать вам.
Коврик.
Полиуретановый коврик можно, конечно, использовать и в качестве «фигового листа», но я уже более 10 лет использую его для поддержания чистоты в лодке. Резиновые тяжелее, хотя за неимением повара… После рыбалки, принесённую сапогами грязь, легко смыть, ополоснув коврик, только при выборе следует обратить внимание на «рельеф» полотна коврика: гладкий легче отмывается.