Не уколоться о цены
За последний год на портале fmagazin вышло две публикации («Бюджетные спиннинги бросают вызов» и «Скупой платит чаще»), несколько выбивающиеся из общей тематики о том, как больше и эффективнее ловить рыбу. Обе статьи, несмотря на то, что напрямую не относятся к секретам рыболовного мастерства, тем не менее затрагивают важнейшую тему – выбор снастей с точки зрения их цены. Не берусь оценивать статьи как таковые, но их авторы – большие молодцы, поскольку а) подняли этот вопрос б) не побоялись озвучить свою позицию и отстаивать ее в комментариях. Единственное, что бы я добавил – больше фактов, ведь собственные эмоции и характеристики вроде «лучше», «хуже» – это очень личная и плохо передающаяся материя...
Неожиданно для себя, я пришел к тому, что также решил разобраться – а стоит ли экономить на снастях? Насколько это оправдано? А окончательным толчком к написанию данного текста для меня послужил недавний вопрос одного из моих приятелей, решившего заняться спиннинговой ловлей. «Я готов отдать 300 долларов за классную палку. Подскажи, что выбрать?» - сказал он. Поначалу я собирался ответить, что ему (как новичку) вовсе не обязательно тратить столько денег на покупку спиннинга. Но потом я посмотрел на него – успешный, вполне отдающий себе отчет в своих поступках человек, умеющий «считать деньги». И если он готов, не разбираясь в деталях, отдать такую сумму за спиннинг, которым будет ловить первый раз в жизни – однозначно у него есть и другие причины так поступать, кроме сиюминутной прихоти.
Мне стало очень интересно смоделировать ситуацию, когда выбрать снасть предстоит людям, ничего не понимающим в рыбалке. Глупо? Почему же? Ведь мы все (хотя бы иногда) сталкиваемся с выбором товаров, в которых разбираемся совсем слабо, либо не разбираемся совсем. Так как же поступит человек, для которого «Балисонг» - не один из лучших воблеров по щуке, а национальная балийская песня, решивший накупить себе снастей?
Ах да, если вы рассчитываете в этой статье узнать секретные секреты, как же все-таки ловить рыбу в мокрой воде – увы, не в этот раз. Если же вам интересно посмотреть на покупку снастей с различных точек зрения, то двигаемся дальше!
Итак, первое, что бы я сделал на его месте – разобрался, что покупают другие.
Одних только серий штекерных спиннингов на fmagazin (из тех, что в наличии) – 1020! 17 страниц по 60 вариантов. А ведь в каждой серии по несколько моделей. Как тут не запутаться...
И к счастью, функционал сайта fmagazin позволяет это сделать.
Мы (на примере спиннинговых удилищ) можем не только отсортировать нужный нам товар по производителю:
или характеристикам (длина, тест, вес):
но и подглядеть, а на что же больше всего засматриваются:
и даже на то, что чаще всего покупают другие рыболовы:
Самую малость зная основы экономики, мы понимаем, что более дешевые товары продаются чаще, чем более дорогие. И первая же страница после применения фильтра «по продажам» нам это и демонстрирует: лидируют бюджетные (не значит «плохие»!) спиннинги. В первой десятке средняя цена составляет 2 920 рублей. А «средняя по больнице» - 4 054 рубля (60 серий первой страницы).
Хочу обратить внимание читателя на следующий график. 60 наиболее продаваемых серий спиннингов отмечены зелеными столбцами, и располагаются в той же последовательности, что и на странице магазина. Красная линия – это линия тренда. Ее направление подтверждает общую тенденцию, что с увеличением цены уменьшается количество продаж. Желтая горизонтальная линия – это уровень средней цены.
Ничего не понимая в спиннингах, я бы начал выбирать с первой страницы, исходя из своего бюджета. Кстати, два из имеющихся у меня в наличии спиннингов, именно тут и располагаются :-) Цена одного немного ниже средней, второго – немного выше. То есть я ловлю вполне бюджетными спиннингами, однако и популярными среди других рыболовов. И я вполне доволен выбором – на текущий момент это один из лучших вариантов по соотношению цены и качества, что лишний раз демонстрирует мне фильтр fmagazin.
Но тут есть еще кое-что интересное! Не трудно заметить, что на первой же странице, то есть один из наиболее часто покупаемых среди 1000 с лишним серий спиннингов (если совсем точно – то 34-е место), есть спиннинг с ценой намного выше средней. Его стоимость – 17 440 рублей, что в 4,3 раза выше средней цены этой странице. Я сам не имею таких дорогих спиннингов. Поэтому, как вы думаете, какой спиннинг (с поправкой на требуемые длину и тест конечно же) я рекомендовал тому своему знакомому, который хотел «дорогую палку»? Конечно же этот, потому что у меня нет личного опыта со спиннингами такой ценовой категории, и мне просто не от чего более отталкиваться. К слову, это спиннинг St.Croix Legend Elite. И я думаю, что мне не придется краснеть перед товарищем за свой совет. Ну не зря его продается столько же, сколько спиннингов с ценой 4 000 рублей.
Возвращаясь к фильтру «по популярности», можно лишь убедиться в своей правоте – этот спиннинг на 2 месте. Это означает, что очень много желающих его приобрести:
И если с фильтром «по продажам» на первой странице всего несколько (3 из 60) спиннингов с ценой выше 10 000 рублей, то с фильтром «по популярности» - их уже 11! Есть деньги на дорогой спиннинг – присмотритесь к тому, о чем мечтают многие рыболовы. Наверняка это не просто результат активного маркетинга владельцев бренда, но и вполне заслуженная на воде репутация.
Далее тенденция в целом сохраняется – с подорожанием спиннингов уменьшаются их продажи, но частенько встречаются исключения – дорогие спиннинги с высокими продажами, и дешевые но при этом с продажами совсем скромными. Логичный вопрос: почему некоторые недорогие спиннинги не очень хорошо продаются? Причин может быть несколько – новая не успевшая стать популярной серия, слабо раскрученный бренд, либо на самом деле – не лучший вариант по цене/качеству.
Только ли со спиннингами складывается такая ситуация? Вовсе нет. Посмотрим на воблеры:
Лидерами продаж из более чем 3000 вариантов на fmagazin являются воблеры с ценой до 500 рублей (в среднем 300-400 рублей). Однако и тут, на первой же странице есть несколько воблеров с ценой в 3-4 раза выше средней:
Я категорически не хочу обсуждать сами воблера, тем более разделяя их на хорошие и плохие. Но тем не менее не могу игнорировать тот факт, что многие рыболовы готовы заплатить столько денег за воблер в условиях, когда есть огромный выбор в принципе однотипных приманок и даже откровенных реплик. Это просто факт. Как говорится, no comments.
Итак, с тем, о чем мечтают и что покупают в итоге рыболовы, мы более-менее разобрались. Переходим к следующему шагу. В снастях мы не разбираемся, но деньги считать умеем. Поэтому проверим, сможем ли мы продать не понравившийся товар и сколько мы на этом потеряем.
Да, спиннинг, в отличие от каких-нибудь ценных бумаг, не лучший объект для инвестирования. Да и в отличие от вина, с годами он лучше не становится. Хотя видел случай, когда владелец купленного 5 лет назад спиннинга продавал его за 12 000 рублей, в то время как серия распродавалась в магазинах по цене в двое ниже.
Это конечно же плохой пример :-) Но все же есть неплохие шансы, пусть и со скидкой от первоначальной цены, продать его на вторичном рынке, если в процессе эксплуатации выяснится, что он чем-то не устраивает хозяина.
Изучив предложения на популярных интернет-«барахолках», я собрал некоторую статистику по продаже б/у спиннингов:
Конечно в любом деле невозможно обойтись без нюансов. Так и тут – многое зависит от таких моментов, как состояние спиннинга и популярность модели. Иногда даже старые, снятые с производства серии бывают очень востребованы на вторичном рынке, и могут быть проданы (с учетом инфляции) даже за более высокую цену, нежели они покупались много лет назад. Но, в большинстве случаев нужно рассчитывать, что при продаже не понравившегося вам спиннинга вы потеряете в среднем четверть его стоимости.
Однако на это можно посмотреть и с другой стороны – как и в случае с автомобилями, вы можете, однажды раскошелившись на дорогую снасть, далее периодически ее менять на новую с относительно небольшой доплатой, равной разнице в цене вашего б/у спиннинга и нового предмета желаний.
Аналогичная ситуация и с катушками, и с воблерами, которые также довольно хорошо продаются и покупаются на вторичном рынке.
Поэтому, даже если вы – не начинающий рыболов, все же изучите, что покупают другие, пользуясь не только подбором по параметрам, но и фильтрами «по популярности» и «по продаже» - на fmagazin, в отличие от многих других площадок, есть отличная возможность это сделать, и грех этим не воспользоваться.
* Еще раз хочу повторить, что выводы, которые могут быть сделаны после прочтения, не описывают какой-либо товар с точки зрения «хороший» или «плохой».
Все написанное в данной статье – смоделированная ситуация, когда рыболовные снасти приобретает человек, абсолютно не разбирающийся в рыбалке (но кое-что понимающий в экономике). Но может быть и нам есть чему у него поучиться?
И не забывайте: полученное на рыбалке удовольствие – бесценно!
Всем НХНЧ!
Но, замечу еще, что реально плохих удилищ - их уже почти и нет. Конкуренция выдавила. Их действительно нужно искать на Али и в прочих выгребных ямах. Практически всеми палками, что из "популярное", что из "продаваемое" я мог бы ловить и не жаловаться - даже Катаной. Разве что поправка - исключая самое дешевое и кондовое, вроде вариаций "крокодилов" от разных марок - но это, грубо говоря, уже и не спиннинги, это донки. То есть я к чему - трагически ошибиться и действительно влететь становится трудновато, весь сколько-либо осмысленный выбор идет из "средне", "хорошо" и "очень хорошо". А это уже другой подход и другие ставки, тут важнее не ошибиться с направленностью удилища.
Ну а Катана... Тут дело в другом. Есть целая тьма палок, которые сильно лучше и при этом дешевле - в полтора, в два раза даже. И ведь все равно берут. Ну а Крой - он в "популярном". Что это значит, поди разберись.
Кстати говоря, даже ангажированные отзывы и обзоры полезны. Все это легко детектируется и отделяется. Это как коврики от авто вытряхнуть. Вы же не будете выбрасывать сам коврик)))
В любом случае плюс за статью, по означенной Palfedor-ом причине.
Ну а обзоры и статьи...))) Здесь ситуация занятная и в какой-то мере обратная - в подавляющем большинстве (единичные исключения вызывают грустное недоумение, на тему, а зачем это ему вообще нужно?) случаев авторам просто не достает личного авторитета, чтобы сделать обзор таким, каким он и должен быть - кратко, сжато, без воды и фигни, в нескольких строках, без щенячьих восторгов и прочего в том духе минимум на 3000 знаков))) Обзор должен информировать, а не пускать пузыри. Ну, это в идеале, для достижения которого не соблюдается главное условие - человека должны слушать по-умолчанию, он должен сам сколько-то весить.
Ну а по снастям, все, мягко говоря, несколько сложнее.