Рыбацкие мелочи-2
1. Скрип уключин.
В начале текущего года я уже делился приятной новостью – приобретением новой лодки «Пеликан 270», а также некоторыми «самоделками» для её комплектации: стул и кронштейн для эхолота. И вот прошедший сезон в процессе эксплуатации лодки дополнился некоторыми мелочами, возможно, владельцам аналогичных плавсредств кое-что и пригодится.
Во-первых, раздражал скрип уключин. В какой-то мере спасала «смазка» - ладонью черпал воду и плескал на шарнир, скрип исчезал, но ненадолго. Кроме того, при длительной гребле ось начинала выходить из отверстия уключины, потому приходилось периодически забивать её на место. Хочешь-не хочешь, а пришлось разобрать соединение, выбив ось из узла, и устранить причину дискомфорта.
Естественно, пресс-форма для литья детали имеет конусность, что и способствовало затиранию шва отливки в гнезде уключины, на фото видно место контакта. Наждачной бумагой подшлифовал и цапфу, и ось, после чего установил детали на место и саморезом закрепил ось в корпусе. Всё – тишина. В остальном лодкой очень доволен.
2. «Флюгер»
Стул в лодке для меня - мера вынужденная, хоть и комфортная, но при этом несколько ограничивающая свободу выбора направления заброса.
Водоём, переменный ветер - лодка на якоре как флюгер в зависимости от точки крепления якорного шнура. Рыболовам с жёстким пайолом дальше можно не читать – стоя переступил с ноги на ногу, повернулся чуток и продолжай проводку без проблем. Я же сижу как при казни в стуле, да, могу немного повернуться, но незначительно, забросив при одном направлении ветра, а через пару оборотов катушки –другой, к концу проводки – третий… При ловле на реке немного попроще – течение как-то стабилизирует ориентацию лодки «на орбите», а вот стоячая вода при переменном ветре – проблема. За свою практику «слил» не одну рыбу, пытаясь подсечь рывком вертикально расположенной палки от себя, а шнур – за спиной! Смех сквозь слёзы.
Так вот, на штатном сиденье у меня с обеих сторон на петлях закреплены карабины,
за которые я креплю якорный шнур, при этом продольная ось лодки, примерно, перпендикулярна направлению ветра, поскольку сидение находится в первой трети длины лодки, а значит и точка крепления шнура расположена там же. Но если необходимо встать спиной к ветру и бросать по ветру (максимальный заброс), при котором я в большинстве случаев якорю лодку, то шнур я накладываю поверх лопасти весла (весло при этом располагаю лопастью к носу лодки, а ручка зафиксирована в рыме), а, чтобы он не сполз при качке, на торце весла круглым напильником пропилил паз около 1см. Можно, конечно, что-то прицепить на носу и фиксировать за это «что-то», но я перепробовал разные варианты – этот мне подошёл больше. Вынимаю шнур из прорези, переношу в район сидения – одно направление, на уключину – другое (среднее) положение, переношу дальше на рым (почти на корме) – третье (лицом навстречу ветру), таким образом разворачиваю лодку на 180 градусов, не перевязывая шнур. Мелочь, необходимая для меня…
Кстати, карабины при транспортировке размещаю под резиновыми накладками (о них я писал) сиденья, кроме того, петли достаточно плотно охватывают сиденье, упираясь снизу в кронштейны-«полозки», что предотвращает их сползание с него и как следствие потерю.
3. Футляры для эхолота и катушек.
Пришло время идти в баню, точнее ехать… за 200км. Проехали на РЕДКОСТЬ без происшествий – половодья, практически, не было, но это другая тема, а вот сама рыбалка началась с досадного эпизода – отказал эхолот, вероятнее всего – датчик. Он уже накануне поездки начал «глючить» (не показывал глубину или фантастические цифры), но вроде, пришёл в норму, а тут раз и … я оказался «слепым» в самом начале рыбалки. Позднее, по приезду домой, пытался в инете выяснить причину, надеясь на лучшее - отремонтировать, но все рекомендации, по сути, между строчек гласили: «Блажен кто верует». Короче – нужен новый.
Так вот, спрашиваю у коллег, у кого аналогичный Humminbird PiranhaMAX 170, чтобы проверить, подключив датчик к другому, но оказалось, что у всех другие модели. И тут «шэф» приносит коробку и говорит: «Пробуй». Оказывается, беспроводной «FFW718». Сразу же бросаю все «кухонные» дела, рискуя навлечь на себя вечером «непонимание» коллег и - на реку. К датчику я присоединил через пару застёжек-карабинчиков полуметровый отрезок из поводкового материала, а затем к лееру лодки. Все пять дней с ним. Но по прошествии нескольких рыбалок поводок заменил на отрезок плетёнки 50lb от мульта для джерков, т.к. поводок перекрутился в «поросячий хвостик», а распрямлять его весьма нудное занятие.
Понравился. Тем более, что на «бесптичье» и … рак рыба. В конце поездки в процессе сборов возвращаю хозяину с благодарностью игрушку, он забрал, ушёл, а через пять минут идёт обратно, протягивает и говорит: «Бери, на память!» Я обалдел…, ну и тронут был, конечно. Вот так.
Вот только футляра к нему штатного нет, а на шее мне уже и так вешать некуда – фотоаппарат и мультитул, к тому же изображение вверх ногами, если грести при этом обеими руками. Кстати, и бликует он избыточно, приходится манипулировать положением, прежде чем отчётливо картинка на экране отразится, но это дело привычки, а вот футляр – плачь, а надо.
Мог бы и из фанеры выпилить коробочки-ларцы, которых я уже десятка четыре сделал по разным поводам друзьям для катушек за последние пятнадцать лет, в том числе активистам «ПЖР» (когда-то популярная партия на форуме «ДАМ»), внутри оклеены бархатом (или что-то аналогичное, иногда тонкий лист вспененного полиэтилена), но дерево, хоть и пропитано лаком, под дождём как-то …
Футляры делал из 3мм фанеры, выпиливая детали лобзиком, с последующим их склеиванием эпоксидкой, шлифовкой, выжиганием и покрытием лаком. Шарнир из полосок плотной кожи, пришитых к задней стенке и крышке медной проволокой диаметром 0.2-0.25мм. Крышка фиксируется посредством кольца широкой резины (резинка для пояса шириной 20мм), закреплённой на задней стенке той же проволокой. Мои имеющиеся футляры сделаны в 2003 году, все катушки до сих пор транспортирую в них, в том числе и мульты, правда, шаблон (из картона) другого размера, сохранность катушек гарантирована. Вместимость футляра универсальна для катушек до размера 3000 по Дайве, только пару другую штук изготовил для большего размера (3500-4000). Зима длинная…
И тут на глаза попадается футляр старой электробритвы, такие раньше делали для бритв «Бердск» и «Харьков», старшее поколение помнит наверняка. Корпус из тонкого алюминия, обтянутого какой-то пластиковой плёнкой, жёсткий корпус, крепкий шарнир, но одна беда – узковат корпус, буквально, не хватает 5-6мм для размещения датчика-кораблика. Порылся ещё в «закромах» всякого хлама – вдруг ещё чего-нибудь найду подходящего, нет, ничего нет и опять к этой коробке – гладить… Ё! Так взять чуток и «проштамповать» небольшие углубления с обеих сторон для «корабля»!
Наковаленка у меня из старого утюга, подкладка из 5мм резины с отверстиями, пуансоны из деревянной ручки старого напильника и какой-то «приблуды» со сферическим наконечником. Аккуратно, не спеша…
Но углубления следует формировать на разных створках в разных местах, поскольку «кораблик» располагается внутри наклонно и створок касается «бортами».
Затем оклеил изнутри 3мм листом вспененного полиэтилена.
В коробке антенна, запасные батарейки для эхолота и для датчика.
Створки дополнительно соединяются резиновым кольцом (кольцо из авто- или мотокамеры). Да, следует внимательно отнестись к поводку для «выгула» датчика-«кораблика», повод для этого более чем достаточен.
Октябрь, с берёз сыплются листья, красивые, а значит – жёлтые…
Плыву над затопленным руслом, 5; 5,5; 6м, ну и т.д., останавливаюсь, бросаю, бросаю… пусто. Плыву в сторону «полива», 3,5; 3; 2,5м; и вдруг 4,5; 5; 5,5 – яма! Вот это да, да ещё с рыбой! Вот это сюрприз, секретная точка будет. Поднимаю глаза.. откуда тут яма, да я тут тысячу раз проплывал, тут мель тотальная была! Дурит датчик. Беру рукой… а брать-то нечего – нет датчика, Ё-комбат! А тут как раз ветерок, рябь приличная, да зрение ещё такое, что лучше на ощупь… Листья красивые, чтоб им неладно… Вроде, там что-то поярче, плыву, точно – ОН! Плывёт метрах в пятидесяти-семидесяти и показывает мне русло, а я смотрю на него вдалеке на поливе счастливый, что «открыл Америку»… Расстегнулась застёжка, точнее и не застёгивалась – «Акелла промахнулся»… А если бы на реке, да с хорошим течением?
В таком положениИ «бликование» не так критично.
4. Застёжка дроп-шота «для ленивых».
Я уже рассказывал о застёжках для Дроп-шота, но тема мне интересна, тем более что невольно-вынужденно я опробовал ещё один вариант застёжки, похоже, в будущем имеющий шансы быть основным. Ловля на воблеры, ни шатко ни валко… Джиг, примерно то же самое… Точка уже пробита «в три наката» и предыдущими «джигитами» и я уже сколько здесь… А что делать – ветер не даёт и носа высунуть из залива. Займусь-ка я дроп-шотом, открываю сумку – оп-па! Коробку дома оставил на верстаке…В пакетике с запасными крюками случайно попадается на глаза джиговый крюк, кручу в руках… А попробую я так! В сумке была какая-то завязка (вроде, от якоря) из отрезка провода с изоляцией:
Кусочком медного провода намотал на цевье что-то вроде стопора для резины (дома потом напаивал). На ступеньку насадил отрезок кембрика, чуть короче ступеньки, чтобы был виден краешек колечка крюка, снизу ввёл скрутку нижнего поводка из «полёвки», затем «штатным» поводком на шнуре зафиксировал оба колечка (и крюка и нижнего поводка), насаживаю резину, предпочитая типовую именно для этой оснастки (червей, слагов и пр. аналоги), а далее как повезёт.
При первой проводке – судачок, при второй – щука, и это при тотальной длительной предварительной пробивке места.
Потом на разных рыбалках с переменным успехом, но конструкция себя полностью оправдала.
И зацепы есть, но отцеп помогает…
Сюда даже использовал сломанные в процессе различных «изысканий» фирменные крюки, припаивая к ним ступеньки от накопившихся в своё время джиговых крюков в процессе всё тех же поисков и экспериментов, а место стыка при этом выполняло роль штатного фиксатора резины. Замена приманок аналогична как и при джиговой ловле, предпочтительно иметь несколько крюков с разными приманками, нежели снимать-надевать силикон, особенно съедобных моделей в силу их невысокой прочности.
5. «Сухие ноги».
В начале года приобрёл вот такие «бахилы», для меня очень удобно – посуху в тапках, в дождь их надеваю поверх тапок, легко снимаются и надеваются, что очень важно. Одна беда – очень «деликатные», никаких кустов или бездорожья, только для чистого берега-лодки. Но, собственно, я и брал именно с таким расчётом, но всё-таки не уберёг уже на первой рыбалке – щука за трёшник вырвалась из рук и грохнулась как раз на ноги с раскрытой пастью. В результате на правом в двух местах порезы, но заклеил без проблем и весь сезон пользовался при любой погоде, думаю, что за такие деньги вполне приемлемо, а в летний сезон при постоянных поездках на «каторгу» на велосипеде они для меня просто незаменимы.
Кроме того, позволяют с чистой обувью сесть в лодку с грязного (глинистого) берега, особенно если эта не своя лодка, оперативно сняв бахилы, а затем ополоснув их в воде. Ведь не везде есть хороший песчаный причал или как у нас «в бане» привезённые с собой трапы. Очень неловко чувствуешь себя, если с грязными сапогами лезешь в комфортный и чистый катер…
6. «Тёплые руки».
Конец октября-начало ноября…
В своё время на зимней рыбалке за долгие годы ловли «приморозил» руки, суставы пальцев стали болеть - с год не рыбачил, потом перешёл только на блеснение, исключив мормышки, проводка которых обычно сопряжена с игрой как раз «открытыми» кистями рук. Ловил только в «шубинках», поскольку хищник не требует такой деликатной игры приманкой, как при мормышинге. Езжу и сейчас периодически, но только с блёснами (и ратлинами) и «шубинками». Но они в последние холодные дни для ловли спиннингом не подходят, а морозы, хоть и слабые до -5-6 град (зимнего спиннинга у нас нет в принципе), пальцы на держаке «обжигают». Перчатки проблему до конца не решают, вот и приходится каким-то образом исключить контакт пальцев с металлическими частями катушки и спиннинга.
Стойку катушки обматываю 3мм листом того же вспененного полиэтилена, закрепив его скотчем, а в верхней её части размещаю прямоугольный лоскут, примерно, 100x130мм с прорезью, которую потом заклеиваю тем же скотчем, чтобы не соскользнула со стойки. Далее, вставив катушку в держак, лоскут оборачиваю вокруг держака и фиксирую кольцами от велосипедной камеры, предварительно насаженными на рукоятку спиннинга.
Конечно, не так эстетично, аляповато, но пальцы этого не замечают, главное – теплее. Достаточно удобны рукавицы с обрезанными «пальцами», а поверх них накидной клапан с фиксацией липучкой в откинутом положении, но всё равно с изоляцией комфортней. Да и клапаны с липучки бывает слетают и под шнур норовят лечь - путаница...
7. «Гермы» из старой лодки.
В своё время иногда в одиночку сплавлялся по речкам по нескольку суток, естественно, дождь, переноска вещей через завалы на реке и т.д., так или иначе стояла проблема сохранности вещей сухими. Одна «герма» у меня есть, но в «персональном компьютере» тема зафиксировалась, и вот когда пришла пора выбрасывать старую лодку, а отслужила она 17 лет, проблема внезапно решилась – отсоединил у лодки баллоны от днища и сделал пару мешков под вещи (можно и под рыбу) для транспортировки как в лодке, так и в машине. Если проклеить место разреза, то можно получить ещё пару больших мешков, правда, изогнутой формы – нос и корма. Если одолеть лень, то вместо завязок, как под картофельный мешок, можно по кромкам приклеить усиливающие полукольца с карабинами или застёжками, и получится полноценный гермомешок.
Я не преодолел… Просто продёрнул шнурок в прошитую вдвое кромку мешка.
Снаружи и изнутри. Из днища сшил сумку, проклеив все швы изнутри и снаружи, в которой у меня размещаются сумка-рюкзак, термос, бутерброды и все рыбацкие аксессуары, крышка-клапан на длинном замке с трёх сторон по периметру. Её можно заметить на некоторых фото (фото с судачком).