Щука в июльской жаре, или август всему голова…

Rybolov46 24 октября 2017

Привет друзья! Бытует мнение, что якобы в августе щука становится более активной, а в июле с ней у рыболовов значительные проблемы по части уловов. А почему так – объяснений как правило нет. Вроде бы из-за жары в июле и прохлады в августе. Так ли это? Давайте посмотрим на ситуацию не через то, что нам самим жарко, и мы переносим это на поведение рыб, а через гастрономический интерес щуки, который просто незыблем как обложка популярного когда-то журнала «Наука и жизнь». Тем более что мы не знаем досконально насколько критически жарко все тем же щукам.

Меня, если честно, в принципе удивляет привязка клева щуки к месяцам. Почему-то считается, что в одни месяцы щука ловится лучше, а в другие можно даже не ходить на рыбалку. То же самое касается и времени суток и даже погоды. Однако если отбросить, что щука делает согласно своему биологическому графику, иначе - нерест, да предзимний либо посленерестовый жор - то я не стал бы утверждать такую зависимость. На мой взгляд, нет никакого отличия клева щуки в июле от клева в августе, а равно клева в апреле от клева в сентябре. А как быть с опытом рыбаков? Множество рыбаков подмечают эту разницу, а я один не в ногу? Может быть и так, но давайте я вначале поделюсь с вами своими соображениями, а уж вы сами думайте насколько они справедливы.

Наиболее значимые для всех без исключения рыбаков-любителей это, разумеется, три летних месяца, хотя знатоки отдают пальму первенства осенним месяцам. В этом, кстати, есть рациональное зерно – впереди зима и рыбы «нагуливают жирок», а значит, наши приманки ждет больший успех. Что же касается летних месяцев, то наиболее «уловистыми» обозначены июнь и август. А вот июль как будто бы считается почти полностью провальным и можно даже не расчехлять удочки.

Разбираться начнем с июля, раз уж он главный герой. Прежде всего, представьте себе, где в июле находится щука и что вообще он такое для рыбьего населения водоемов. Очевидно, что в этом месяце щуку мы скорее найдем траве и под кувшинками. Под всевозможными корягами. Почему? Обычное объяснение – прячется в тени от палящего солнца. Так ли это? Считаю, что совершенно не так! Июль, конечно же, обычно наиболее жаркий месяц, пик жизненного буйства всевозможной растительности, как в воде, так и на берегу и животный мир благоденствует. Однако кушать животный мир не перестает, в том числе и любимая нами щука, а значит, ее реакции на приманки не изменились. Стоп! Но почему не клюет? Жарко? Это вы бросьте! Клюет! Да еще и как клюет! Только в другом месте…

Почти все рыбы закончили нерест еще месяц назад, то есть в июне, и уже появились микроскопические мальки. Они маленькие, им страшно и им надо прятаться до поры до времени. Где прячутся эти мальки? Разумеется, в подводной траве, в зарослях кувшинки или между стеблями камыша, а может и в густом коряжнике. Щуке эти мальки пока еще бестолковы в качестве пропитания, но на них охотятся рыбы, на которых в свою очередь охотится щука. Где эти рыбы? Да там же где и наши мальки, либо рядом. Следовательно, мы просто обязаны предполагать, что щука как раз в траве, под кувшинками, в камышах именно по причине того, что там наиболее доступный корм, да еще сам плывущий зубастой на обед. Щука в засаде малозаметна, жертва там же менее осторожна, да и скована в возможностях уйти от атаки щуки — места для маневра мало. Зубастой, чтобы поймать рыбку, нужен всего один прямой и короткий рывок. Вывод: забрасываем туда, в крепкое место! А многие ли из нас умеют ловить в таких вот неудобных местах, чтобы потом не говорить, что щука в июле не клюет?

Традиционное место для ловли щуки — это нависающие над водой ветви деревьев и кустов. Почему? Обычно это объясняется тем, что под ветвями тень, прохлада и щуки там прячутся от июльского зноя. По голавлям вопрос тот же самый, но объяснение иное – с ветвей падают жучки, и паучки которых очень любит лобастый.

А почему щука не может стоять под ветвями по той же причине? Разумеется, она жучков и паучков не ест, но зато ест тех, кто охоч до этих насекомых и стоит под этими же ветвями или заглядывает туда. То есть налицо минимальный расход энергии на поимку жертвы. Получается, что нам с прицелом на щуку обязательно надо облавливать такие места справедливо считающимися исключительно «голавлевыми». Самое интересное, что практика, моя, по крайней мере, это подтверждает.

Так же надо облавливать довольно бурные струи, где тот же голавль ждет пока река не принесет что-нибудь вкусненькое и там тоже абсолютно спокойно можно рассчитывать на щучью поклевку, что опять же не единожды проверено практикой. Поток несет обессилевших мальков или мальки невнимательны в своей борьбе с могучим потоком и… В таких местах щука зачастую может составлять вполне приличную конкуренцию голавлю, а значит даже ловя голавля блесной или воблером неплохо бы иметь на леске металлический поводок.

Вот июль прошел и наступил август… Считается, что он месяц более холодный и это благотворно влияет на клев щуки. А вот предположим такую ситуацию — август, уже вторая неделя как, стоит испепеляющая жара на зависть июлю, который в этом условном году был довольно пасмурным и прохладным. В такой ситуации, с какой радости щука сейчас в августе должна ловиться лучше, чем в июле? А если августу в какое-то конкретное лето выпадет быть холодным, то почему нужно доверять неявному влиянию среднесуточной температуры воды? А как тут быть с зимней ловлей? Сильно сомнительно, что зимой щука будет ловиться в проруби лучше или хуже, чем сейчас в августе. Следовательно, мы не можем принять объяснение лучшего или худшего клева влиянием температуры воды. Какие-то поправки в поведение рыб температура воды, безусловно, дает, но явно далеко не принципиальные.

Но вернемся на наш водоем. Что такое август для реки или озера?

Во-первых, над водой становится намного меньше насекомых, а это пища для щучьей еды, которая теперь стала искать пропитание ближе ко дну и совсем не обязательно под любимым кустом – уже начинает распределяться по всему водоему. Соответственно щука отходит от мест, где возможно падение букашек в воду – делать там уже нечего. А куда щука отходит? Да вот туда как раз, куда мы сами любим, забрасывать наши блесны и воблеры, то есть на более открытые места.

Во-вторых, подводная трава потихонечку начинает опускаться на дно и щуки, за компанию со своими будущими жертвами, вынуждены выходить из нее. Что это означает, я думаю, вы уже поняли – больше вероятность спровоцировать хищника на поклевку на открытой воде и отсюда мнение, что в августе клев щуки улучшается. Поверьте, мне, что в сентябре по этой же причине он еще более «улучшится». А в октябре ну совсем хорошо станет. Даже не сомневайтесь!

Отдельно хотелось бы затронуть тему приманок. Бытует мнение, что приманки по месяцам должны применяться разные. Это верно и определено опять же состоянием растительности в каждом конкретном водоеме, но никак не «кулинарными» предпочтениями щуки. Например, в июне с каким-нибудь «хорватским яйцом» еще особо и делать-то нечего – применять толком негде и в ходу более эффективны иные приманки: вертушки, воблеры, классические колебалки, джиги. Иначе говоря — такие приманки, для которых пока еще время фатальных зацепов не наступило.

Уже в июле баланс разумно стремится к незацепляющим формам приманок и самый разгар ловли по кувшинкам всевозможными «хорватами» и прочими незацепляйками. В этот же месяц есть предпочтения приманкам с большой вибронагруженностью – вертушки, цикады, воблеры с очень активной игрой и с шумелками. Связано это с тем, что называется «щука пассивна» — ей явно недосуг вылезать из травы просто так, еда сама под нос приплывает. Жара в пассивности щук тут совсем не причем, а посмотреть, что же там такое «зубодробительное» плывет это, пожалуйста – сам бы вылез и наказал возмутителя спокойствия, по-своему, по-щучьи…

Август по части приманок тоже самое, что и июль, но ближе к концу месяца наблюдается постепенный возврат к июньским «предпочтениям», а сентябрь по тому же выбору становится похожим на конец весны. Так и идет по кругу год за годом.

А бывают периоды, когда на искусственные приманки ловить щуку, и не только ее, крайне сложно? Бывают и еще какие! По крайней мере, мне такой период знаком не понаслышке – лягушка «пошла в воду» и происходит это осенью, обычно в сентябре. Это можно считать катастрофа для рыбаков – полчища лягушек мигрируют с берега в водоемы и тут можно просто забыть про щуку, голавля, сома, жереха, налима. Не знаю у кого как, но у меня в такое время всегда неделя как минимум вычеркнута из активного рыболовства и приходится заниматься пассивным, то есть забрасывать донку с наживкой лягушки. Иногда помогает…

Относительно августа, сентября и далее по календарю до ледостава можно отметить одно интересное для нас поведение щуки в частности и, наверное, большого числа подводных хищников вообще – они становятся менее разборчивыми и позволяют себе гоняться за мелочью. Причем тем больше, чем ближе к зиме. Можно ли увязать это явление с меньшей температурой воды, большей пасмурностью погоды и общей хмуростью дней? Я считаю, что прямой связи нет и причина такого поведения хищников в их биологическом календаре. Все как всегда: «Ах ты, черт возьми! Зима уже на подходе, а у меня еще не все калории запасены!». Вот и гоняются горемычные за всем, что ни попадя и даже за откровенной мелочью – главное плотнее набить брюхо. Все это говорит о том, что осенью совсем не нужно удивляться поимке трофейной щуки на экстра-ультралайтовые приманки размером с букашку.

Искать любые объяснения любого поведения любой рыбы, очевидно, стоит с использованием обычной житейской логики: рыбы лишены каких-либо эмоций, они не могут думать и действовать алогично как человек, всегда подчиняются безусловным инстинктам. Которые в свою очередь диктуют модель поведения такую, чтобы было меньше затрат той же энергии, но больше выгоды от ее использования. На прогулку или вечерний моцион рыба никогда не потратит ни одной калории. Жара египетская или холод собачий, прохладная вода или теплая от солнца, а рыбы все равно находятся там, где наиболее вероятно нахождение пищи. Трава или открытые места, ямы или отмели, тихая заводь или струя после переката – если там есть малек, то там рядом обязательно есть и хищник. Это простое правило, мы давно его вызубрили назубок, но зачастую напрочь забываем про него, когда нам ловить неудобно и забрасываем с пустой надеждой туда, где хищника сейчас, в этот момент, наверняка нет, а потом клянем те же жару или холод.

Комментарии

vitly
vitly 27 окт. 2017
великолепная статья! наглядная, понятная, отлично и грамотно изложенная. спасибо - прочитал с удовольствием. всех благ!
АлексейВосков
АлексейВосков 27 окт. 2017
Спасибо, ваши статьи тоже всегда читаю с удовольствием!
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
Статья понравилась. Молодец! Только добавить хочу, что щука более требовательная к кислороду, при заморах первой гибнет. В летний зной она почему в траве? Не только из-за легкодоступного и обильного корма. Днём вся водная растительность выделяет кислород и поглощает углекислый газ (биология). К ночи щука траву покидает, так как водная растительность при недостатке освещенности начинает кислород поглощать и выделять углекислый газ.  Кислород в тёплой воде плохо удерживается (физика), вот щука и дышит кислородом там, где его больше (в траве). С похолоданием воды и осадками, холодная вода лучше обогащается кислородом и равномернее (особенно на течении). Щука из "травяной клетки" на свободу рвётся и за кормом, отходящего от берега, тоже. 
АлексейВосков
АлексейВосков 27 окт. 2017
Очень дельное примечание, уверен, что та и есть
A.Sobolev
A.Sobolev 14 мар. 2018
Далеко не факт, что в зной щука в траве. Я гораздо чаще в жару ловил ее на открытых участках.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 14 мар. 2018
Согласен, есть много факторов, по которой рыба может обитать в траве, не траве и где угодно. На мелководье в воде даже заросшей обильно траве кислорода может быть мало и рыбы там тоже, так как из ила может выделяться болотный газ, а так же в сильно нагретой воде кислорода может содержаться меньше, чем в более холодной на глубине. В стоячей воде могут быть проблемы с кислородом. В реке рыба может предпочитать не тёплую прибрежную стоячую оду, а наоборот проточную, более богатую кислородом  и холодную. А на дне могут бить ключи с холодной и богатой кислородом водой. Много разных причин почему щука приходит в траву и покидает её. Об этом можно не одну статью написать и нет смысла об этом подробно расписывать в комментарии. Факт в том, что многие виды рыб придерживаются травы и часто курсируют вдоль неё, а так же могут "пастись" длительное время в её зарослях, а могу и полностью отсутствовать. А на счет щуки в зной я с вами полностью согласен, что в траве её может и не быть, особенно на мелководье. Неоднократно приходилось проплывать на лодке по крупным озёрам и видеть щук, стоящих под лопухами лилии у поверхности воды, а на более мелком участке того же водоёма щука у берега отсутствовала. Даже при купании с лодки в летний зной своим телом очень хорошо чувствуется разница температуры воды. Так вот щука ловилась и зрительно встречалась в более холодной воде подальше от берега, а не в тёплой у самого берега. Температура воды и её насыщенность кислородом иногда сильно сказывается на поведение и поклёвках рыбы.  Поэтому ни чего удивительного нет, что в жару щука может лучше ловиться на открытых участках воды. Зачем рыбе лезть в тёплую и бедную кислородом прибрежную воду, в которой еще и вредные газы присутствуют от разложения биологических остатков, накопленных годами в иле? Полностью согласен с вами. А еще воздействие термоклина сильно летом сказывается в стоячих водоёмах. Из-за него и насыщенность кислородом уровней воды тоже разная. Можно и про термоклин отдельную статью писать.  Пишите сюда и зарабатывайте баллы.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
Алексей, Вы пишите:" ... сентябрь по тому же выбору становится похожим на май, когда ловить можно всем без разбора." А у Вас разве весенний запрет на ловлю спиннингом в мае не распространяется? Или рыбнадзора нет? Как так "можно ловить всем без без разбора?" И спиннингистам тоже? На любые приманки? На воблеры, колебалки и прочие спиннинговые приманки? Наверное с этой фразой что-то не так, по другому надо было мысль сформулировать, а так в целом статья хорошая.
АлексейВосков
АлексейВосков 27 окт. 2017
За замечание спасибо, по делу! Конечно, запрет есть везде... Щуку по правилам запрещено ловить до 1 мая, другое дело запрет на спиннинг. И инспектор есть, и не один... А вот с десяток лет назад я о них даже и не знал, и никто не подсказал, а множество ловящих вокруг спиннингистов не вызывали тогда подозрений. Да и на арендованных прудах приходится часто ловить, а там слезное: "... да, пустил сдуру, а она косит бель, надо вылавливать". Хотя это ни сколько не оправдывает моих слов...уже меняю. А вообще имел ввиду, что к концу весны щука так же активна, как и в сентябре.

И вот еще "Ежегодный фестиваль по ловле щуки «Майская селедка 20...» дельта Волги и таких огромное количество...
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
Алексей, я предполагал, что Вы о месяце лова пишите, но понять можно и так. Придраться к Вам можно и по месяцам лова, но делать этого не буду. Мы живём в разных климатических поясах, у вас тепло приходит раньше и уходит позже. Я живу в Нижнем Новгороде и у нас смена времён года происходит резче, поэтому у меня есть некоторые незначительные несогласия, но это не принципиально. Самое главное, что Вы пишите в целом очень правильно, а всё остальное - несущественные детали. Всего Вам самого хорошего!
АлексейВосков
АлексейВосков 27 окт. 2017
Спасибо, ваше примечание по поводу кислородного режима мне очень понравилось, взял его на заметку.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
Пожалуйста. А еще, под вечер щука траву покидает не сразу (не по команде). При выходе из травы она далеко не всегда спешит от неё удаляться, иногда образуются скопления щуки. Тогда пробросами вдоль границы травы и чистой воды можно удачно половить. Ну ладно, удачи Вам! 
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
А у нас запрет на спиннинг до 15 июня (в редкие годы до 10 июня). Совсем не получается половить "в мае, как в сенябре". crying
АлексейВосков
АлексейВосков 27 окт. 2017
Да, мне знаком этот срок, так как езжу периодически к другу на Ахтубу. Обычно недельку разминаюсь дома, а потом туда
zabrodin-nn
zabrodin-nn 14 мар. 2018
Алексей, здравствуйте! Сразу не заметил, а теперь возник еще один вопрос. Почему вы пишите, что щуку запрещено ловить до 1 мая? Об этом я слышу впервые. Разные виды рыб мечут икру в разное время в зависимости от прогрева воды и погодных условий. Из-за похолоданий рыба может прервать и отложить икромёт до лучших времён. Некоторые виды рыб икру мечут не всю сразу, а порционально. Установлены сроки запрета ОТ и ДО на весь нерестовый запретный сезон. Почему щуку нельзя ловить до 1 мая, а с 1 мая можно? Про неё разве в правилах отдельно что-нибудь написано? У нас про щуку в правилах на запрет о ней ни чего не прописано. Если запрет действует до 15 июня, то это распространяется на ловлю спиннингом на всю рыбу. Для щуки исключений нет.  Бывает в отдельные года рыболовный запрет действует до 10 июня, но так же на всю рыбу. Почему у вас щуку можно ловить уже с 1 мая? А другую рыбу? У вас щуку не на спиннинг можно ловить уже после ! мая? У вас такие официальные правила? Я думал, что на удочку, фидер, .... , но не на спиннинг можно ловить в запретный период не только щуку. Дата 1 мая откуда взялась?
МытаревСергей
МытаревСергей 14 мар. 2018
Насчет того, что нельзя её ловить до 1 мая я не слышал, но вот есть изменения по щуке и судаку, вступившие в силу в этом(возможно прошлом) году: 47.21. с 15 января по 28 (29) февраля - щуки повсеместно;

(п. 47.21 введен Приказом Минсельхоза России от 29.11.2017 N 596)

47.22. с 15 марта по 30 апреля - судака повсеместно;

(п. 47.22 введен Приказом Минсельхоза России от 29.11.2017 N 596)
zabrodin-nn
zabrodin-nn 15 мар. 2018
Спасибо, Сергей. Очень любопытно. Не сегодня, но всё же надо будет заняться и поискать эти законы и вообще на этот год надо будет повнимательнее с правилами ознакомиться.
МытаревСергей
МытаревСергей 15 мар. 2018
Я каждую весну освежаю память, читая правила любительского и спортивного рыболовства нашей области. И это было именно освежение, так как нового  там ничего не замечал. Но в этом году изменений море. Наконец-то ввели суточное ограничение вылова в 5 кг на человека. На некоторые виды рыб дополнительно ввели поштучное ограничение. Да и по мелочи много чего добавили, а что-то, наоборот,  убрали. Так что да, стоит повнимательнее ознакомиться с правилами вашего региона, чтобы быть в курсе всех новшеств)
zabrodin-nn
zabrodin-nn 16 мар. 2018
Спасибо, очень интересная информация. Обычно каждый год в правилах рыболовства изменений практически не было. Иногда изменялись сроки ограничения запрета, иногда минимально допустимые размеры щурят и раков. Всё остальное не менялось, поэтому и интереса особого штудировать правила не было. Теперь будет чем заняться. Еще раз спасибо.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 27 окт. 2017
Алексей, я Вам к комментарию прикрепил плачущий смайлик, а вместо него на сайте появилась надпись "crying". Не удивляйтесь, это не ругательство. Шутка.
AgentSPb
AgentSPb 14 мар. 2018
Статья была написана осенью 2015 года. У меня помимо иных доказательств, что это моя статья, сохранилась и переписка с редакторов "Спортивного рыболовства".
Rybolov46
Rybolov46 14 мар. 2018
Уважаемый A.Sobolev, данная статья куплена мною на бирже статей и после редактирования опубликована здесь. И не надо переходить на личности. Да, статья интересна и меня заинтересовала, поэтому я ее и купил, т.е заплатил за нее деньги с целью дальнейшей переопубликации, так как проверка уникальности на каких-либо  других ресурсах не выявила ее публикации.
A.Sobolev
A.Sobolev 14 мар. 2018
Ну такой отмазки следовало бы ожидать. Хотя эта отмазка лишний раз подтверждает, что автор статьи не ты. И как минимум лох, что купил ворованный контент. Кстати сайт на котором эта статья была опубликована прекратил свое существование незадолго до публикации здесь. Так что тут можно сказать, что ты просто врешь. И вообще... очень хотелось бы увидеть пруфы (так сейчас говорят) этой продажи. У меня таки есть есть доказательства что эта статья моя. Причем начиная с декабря 2015 года (написана она была месяцем раньше). 
 
Rybolov46
Rybolov46 14 мар. 2018
Я и не утверждаю, что я ее писал. Я пишу, что купил ее, т.е стал ее владельцем. Походу ты не совсем внимательно читаешь ответ, скрины покупки есть. Прошу ваш эмайл и получите скриншоты покупки
A.Sobolev
A.Sobolev 14 мар. 2018
В ВКонтакте передам в личку. Я там постучался. Здесь не знаю как в личку писать

 
Rybolov46
Rybolov46 14 мар. 2018
Могу все подтвердить скриншотами, в том числе администрации Fmagazina
A.Sobolev
A.Sobolev 14 мар. 2018
Вот и подтверди :))
A.Sobolev
A.Sobolev 15 мар. 2018
Ситуация разрешилась. Я еще не получил все подтверждения, но и из той информации, что уже имею понятно, что Алексей Восков попросту стал жертвой... ну скажем так... преступления. Это не он украл опубликованную здесь статью, а другой человек. Алексей просто обезличенно купил ее на бирже контента. Т.е. как бы приобрел авторские права на статью, не зная что сделка по сути ничтожна. А обнаружилось это лишь через несколько месяцев, когда я сам захотел опубликовать ее здесь.
Так вот я хочу принести Алексею свои глубочайшие извинения за то что посчитал и назвал его вором. 
Что касается авторских прав на статью, то считаю так, что НЕ нужно отнимать их у Алексея. Пусть права на статью останутся у него. Мне же лично это будет уроком впредь поступать более осторожно и не публиковать значимые для меня статьи где попало. 
Что касается комментариев Алексея по этой статье, то пообщавшись с ним я понял что он рыбак действительно опытный, понимающий и полностью в теме статьи. Так что вот так...

Администрацию сайта прошу никаких телодвижений не совершать и полностью забыть мои требования к ней относительно Алексея.
 
fmagаzin
fmagаzin 15 мар. 2018
Добрый день! Хорошо, что ситуация разрешилась в конструктивном руслеyes

Посовещавшись с коллегами, мы решили оставить этот материал на сайте за авторством Rybolov46. На момент публикации статьи, текст был уникальным (успешно прошел проверку одним из "антиплагиат" сервисов). В правилах акции также не было пункта о запрете публикации контента приобретенного на бирже статей. Получается, что Алексей Восков не преследовал злого умысла и ничего не нарушил. 
В тоже время нам не нравится подобная практика - мы за оригинальный искренний контент - поэтому  в правила акции внесены дополнения:  "Запрещена публикация обзоров и материалов, купленных на так называемых "Биржах статей". При обнаружении подобных фактов, мы будем наказывать авторов на свое усмотрение. 
A.Sobolev
A.Sobolev 15 мар. 2018
Очень интересно то, что на этом сайте обнаружилась и другая моя статья. Алексей и показал.  Причем, что очень интересно, они продают статью не просто сворованную, а опубликованную в январе 2016 года в журнале "Спортивное рыболовство"... Это вообще чер те что... 
A.Sobolev
A.Sobolev 15 мар. 2018
"на этом" в смысле на том где ворованные статьи, а не Fmagazin :)))
zabrodin-nn
zabrodin-nn 16 мар. 2018
Очень рад, что у вас с Алексеем всё благополучно разрешилось. Он действительно хороший рыбак и в "теме". И как человек он мне очень правится. Легко с ним общаться и интересно. Оказалось, что бирж статей несколько разных. Напишите пожалуйста название этой биржи, может там и свои карточки найду.
A.Sobolev
A.Sobolev 16 мар. 2018
textnet.ru
Кстати Леша вчера меня спросил, не моя ли там же статья "Бойцовый голавль, 100 метров адреналина". Я, уже предполагая худшее, сразу сказал что моя. Леша дал сразу две ссылки на предложения к продаже этой статьи. Захожу - моя. Я к администрации письмо, что так мол и так статью сперли, и дураки сперли такую что даже была опубликована в журнале "Спортивное рыболовство"... Через полчаса этой статьи там не стало.. 
 



 
Добавлять комментарии могут только .