СЕКРЕТ НА МИЛЛИОН или о роли звучания приманок

DmitriyForma 17 января 2019

В качестве преамбулы к данной статье расскажу давнишнюю историю на рыболовную тему, имевшую место быть лет двадцать до настоящего времени.

Случилось мне провожать в отъезд на другое место жительства одного человека. Мои знакомые звали его просто Старик, и он слыл хорошим спиннингистом в нашем Осиновом Плесе. Надо сказать, что в те далекие времена - восьмидесятые годы - на спиннинг ловили единицы, а успешно ловили - считанные люди. Так вот, уезжая, Старик на прощанье и в знак благодарности, наверно, со слезой в голосе, стоя на вокзале, сказал мне: "Дима, открою тебе секрет: сердечники для блесен надо делать из сплава свинца с оловом. Понял? Они звонче получаются."

Ну, сказал и сказал. Я проводил их семью, они уехали, а разговор остался в моей памяти. И позднее я спросил общего знакомого: "А что, Старик действительно хорошо ловит?" В ответ оказалось, что Старик был настоящим гуру: сам изготавливал блесны, и ловил - как никто другой. Его блесны копировали, но добиться такой же уловистости не мог никто. Стоят рядом, ловят на одинаковые вроде приманки, а рыбу "принимает" только он. И тут я стал вспоминать, как Старик рассказывал, что вращалка с сердечником из сплава свинца с оловом при проводке звенит, задевая по камням, по-особенному. И, вообще, в быстрине нашей реки звучит ярче. И рыба реагирует на такой звонкий сердечник приманки лучше, чем на глухой стук вращалок со свинцовыми сердечниками.

Конечно, тогда проверить или опровергнуть "рацпредложение" старого спиннингиста было непросто: информации не было никакой, периодики рыболовной тоже почти не было., пользовались сарафанным радио и собственным опытом - сыном, воистину, ошибок трудных...

Спустя время я накопил свой собственный опыт спиннинговой рыбалки, и между делом стал тоже обращать внимание на "звуковую" составляющую приманок. Тряс попперы - первые воблеры вошедшие в наш обиход, крутил блесны, обязательно тестировал все поголовно приманки дома в ванне, где был хорошо слышен каждый звук. Стал замечать, что одинаковые, вроде, воблеры при проводке издают совершенно разный звук, как по громкости, так и по тональности, и общему спектру звучания. В дальнейшем, получив опыт ловли уже на объемные твичбейты, стал делать предположения об уловистости воблеров прямо в магазине на основании "предварительного прослушивания".

Таким образом, со временем и накопленным опытом, я пришел к абсолютному убеждению, что звучание приманок имеет очень сильное влияние на их уловистость и назначение.

В чем секрет простых мелодий (так поется в песне) давайте разберемся на приманках.

Начнем с блесен. Скажите, чем объяснить баснословную уловистость абсолютно по всем видам рыб, начиная со щуки и заканчивая тайменем, такого "серебряного колокольчика", как BLUE FOX SUPER VIBRAX? этой вращающейся блесны с тонким лепестком овального типа и центральной огрузкой в виде латунного ребристого цилиндрика с внешней стальной оболочкой-"колоколом"?

Наверняка, инженеры французской фирмы с мировым именем уделяли особое внимание при выборе конструкции и материалов шумовой системы этой приманки. Если специально покрутить оболочку на оси блесны, мы услышим интересный позванивающий стрекот похожий на писк птенцов скворца или "мольбы" пескаря на крючке (если кто-то замечал подобное в детстве при ловле этой рыбки).

Обратите внимание, насколько сложна конструкция этого звукового механизма: центральный латунный грузик с продольными нарезами вращается на специальной втулке-"подшипнике", а не глухо сидит на проволочной оси блесны. Он легко вращается на оси, и блесна при проводке выдает не скрежет колокольчика по осевому грузу, а легкий рокот. Плюс лепесток звенит по оболочке-колоколу - слышите какой грамотный оркестр собран в одной приманке?

"К чему такие сложности! - скажут многие, - есть миллион вращающихся блесен с более простой огрузкой!" - Правильно, есть. Но так ли они уловисты? И, кстати, многие другие блесны тоже не совсем просты, и имеют сердечники из специальных "звонких" металлов, и снабжены кольцевыми проточками на них для генерации дополнительных волн при проводке.

Перейдем к объемным воблерам - самым полярным и сложным приманкам на сегодняшний день.

Вот, например, в чем причина феноменальной уловистости, в общем-то, простого с виду поппера Sert KillerPop?

А в звучании его неявной шумовой системы! У этого щучьего поппера роль погремушки выполняет единственный металлический грузик приманки, закрепленный в специальной хвостовой камере поперечными ребрами жесткости с небольшим зазором. Вот этот-то зазор и дает возможность грузу постукивать при рывках поппера! Звук грузик дает негромкий, близкий к глухому - тот, который обычно нравится щуке. И я совсем не удивлюсь, если узнаю, что этот груз отлит из сплава свинца с оловом.

Совсем другую шумовую систему имеет поппер Yo-zuri 3Ds Popper. У этого небольшого поверхностника, предназначенного в основном для ловли окуня, используются в хвостовой части два небольших стальных шарика разного диаметра.

Опять же, шарики не имеют большой свободы в своей камере и дают очень негромкий звук средней тональности. Не в этом ли кроется универсальность по разной рыбе - щука, окунь, жерех - этой приманки?

Тут можно вспомнить еще для примера всем известную приманку - OSP AsuraRudra, с её громыхающими по корпусу шарами. При рывковой проводке в воде Rudra130 гремит очень сильно. В этой особенности воблера кроется как плюс, так и, при определенных условиях, - минус.

Плюс заключается в шумовой заметности приманки - с очень больших расстояний. Насколько больших? Дотошные американцы (и об этом есть публикации) провели при помощи подводных камер эксперименты по изучению реакции щуки на раттлины на подледной рыбалке. Оказалось, щука реагирует на шум игры "громкой" приманки (в том конкретном случае был раттлин Lindy Darter - гиды называли его лучшей зимней приманкой по щуке на водоемах со стоячей водой) на расстоянии 50 метров! Уже через минуту после начала игры раттлином, рыба была тут как тут возле него! То есть, бросая "громкую" Рудру в воду для проводки, вы можете собирать щуку с площади 100 на 100 метров, не сходя с места! Важно лишь делать забросы не спеша, и не частить, для того, чтобы у хищницы было время подойти к вашей приманке. Это плюс. А минус заключается в этой же пугающей осторожного хищника на запрессованных водоемах громкости. Для осторожной или наколотой щуки чересчур громкая Рудра будет казаться опасной. Специально для этого случая производитель "изобрел" более тихую Рудру - OSP Asura Rudra spec2. Во "второй" Рудре шарики имеют гораздо меньшую степень свободы и стучат тихо, а-ля грузик в поппере SertKillerPop. Вот вам очередной пример грамотного "шумового" подхода при изготовлении приманок от известного японского производителя.

В продолжение "звуковой" темы расскажу о еще нескольких своих выдающихся приманках, показывающих высокую уловистость, в том числе, благодаря правильному звучанию при проводке.

Невозможно не сказать о самой, наверно, любимой моей приманке - Yo-zuri 3Ds Crank65DD. Этот шедевральный воблер буквально напичкан высокотехнологичными ноу-хау (и заслуживает в дальнейшем отдельного повествования), но сейчас я отмечу его такую особенность, как правильная судачья погремушка.

В головной камере приманки помещены три стальных шарика одинакового диаметра. Шарики небольшие и дают негромкую высокочастотную, сыпучую, как я называю, игру. Именно эта погремушка привлекает всех судаков и щук при троллинге за лодкой. У меня были разные расцветки этой приманки, разные варианты цветового исполнения - все они хорошо, с небольшим плюсом-минусом, провоцируют судака на поклевку. О количестве поклевок на 3Ds Crank65DD говорят боевые шрамы на боках этих моих приманок.

Я уже высказывал в предыдущих публикациях общую мысль, что щуки любят громкие (при высокой своей активности) или не очень громкие (при осторожном отношении к приманкам и общей своей пассивности) низкочастотные погремушки (такие получаются от больших, крупных шариков). Судак любит "мелкие" сыпучие погремушки из мелких шариков. Также важен суммарный спектр шумовой камеры.

В качестве очень удачных судачьих приманок с негромкими выразительными "сыпучими" погремушками можно привести: Duel Hardcore LongBill 90sp; Halco Sorcerer 125XDD; Bomber B25A.

Если успешность первого воблера Duel Hardcore LongBill90sp можно попытаться объяснить только удачной формой и размером идеальной добычи судака - небольшого малька, - то успех у судаков любых калибров здоровенного буратины Halco Sorcerer 125XDD я могу объяснить только крайне удачной "сыпучей" погремушкой (ну, и плюс удачной игрой при проводке, конечно же).

Посмотрите в какое состояние приводят судаки приманку от заслуженной американской фирмы BomberLure (вам слово Bomber ни о чем не говорит? Его можно перевести как "грохотун") - Bomber B25A! А знаете какие там шарики внутри? Смесь - стальные и стеклянные!

Трофеи буквально продрали крючками его корпус насквозь!

Обязательное наличие правильной и заметной погремушки внутри воблеров может гарантировать успех при ловле на обширных просторах водохранилищ и больших рек.

Опять же, при рыбалке на небольших реках, при наличии в них относительно некрупной рыбы, при значительном рыболовном прессинге нужно использовать для ловли воблеры с негромкой приглушенной погремушкой. Для щуки - с низкочастотными звуками, для окуня и судака желательно использовать погремушки со звуковым шумом высокой тональности.

Лучшей приманкой для щуки в условиях моей рыбалки является воблер Fishycat Bobcat100sp. Он звучит "скромно", среднечастотно - на него попадается разная рыба: и небольшие щучки, и окунь Бобкетом не брезгует.

Производители воблеров с мировым именем уделяют звучанию приманок очень большое внимание. Проводятся специальные эксперименты по изучению влияния звуков разной тональности и спектра на поведение рыб. О таких исследованиях я читал про фирму Yo-zuri, например. Не согласиться с правильностью такого подхода трудно, если учитывать что звуки в воде распространяются с большей силой и скоростью, чем в воздухе. Лучше всего в воде распространяется ультразвук: его используют множество видов рыб и млекопитающих для природной эхолокации. В том числе, и наши современные рыбопоисковые эхолоты работают на ультразвуковых частотах.

Обратите внимание на такие новые приманки от Yo-zuri, как воблеры серии DB (DR) и Sashimi. Зачем на их боковых поверхностях сделана ребристая насечка? А знаете вы, что прибой и бурная или падающая вода сами генерируют ультразвук? То есть, в условиях морского прибоя, в порогах горной реки, или просто в ветреную погоду, разгоняющую волну, в воде присутствует ультразвуковой естественный шум, и для повышения заметности в такой воде приманки дополнительно наделяют "генераторами" волн в виде насечек на корпусе, привлекающими рыбу.

Могу с большой ответственностью посоветовать для ловли тайменя на горных реках такие приманки, как воблеры Yo-zuri серии Sashimi - Yo-Zuri Sashimi Jointed 100f (100мм, 19гр).и Yo-zuri Sashimi Minnow 130f (130мм, 28гр.). Эти приманки, кроме того, что меняют цвет при проводке в зависимости от угла падения света и угла зрения, генерируют дополнительные волны в воде, способствующие большей заметности для хищника. Кстати, на эти же модели люди ловят щуку в тростниках при ветре.

Завершая данную статью, выскажу мысль общую для моего повествования: в будущем в части открытия звуковых свойств приманок нам предстоит увидеть и услышать еще много интересного!

СЕКРЕТ НА МИЛЛИОН или о роли звучания приманок — товары

Комментарии

zabrodin-nn
zabrodin-nn 18 янв. 2019
Правильно пишите про влияния звуковой частоты на разные виды рыб, понравился рассказ. Только вот вертушки от Blue Fox меня не сильно впечатлили. Нормально, они ловят, но как-то сильно ограничивают уловы белой рыбы. По щуке, окуню претензий у меня к ним нет.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 18 янв. 2019
Дмитрий, Вы заинтриговали по поводу сплава свинца с оловом. Судя по верхней карточке свинец и олово не перемешано, груз состоит из двух частей, примерно 50 на 50. А может быть нужен реальный сплав, когда два материала перемешаны? А вообще есть много разных припоев для пайки с различным содержанием металлов, причем разных. В сплавах могут содержаться кроме свинца и олова также медь, висмут, цинк, алюминий, кадмий в разных соотношениях. Какой ПОС выбирать? Звучание точно будет разное. Заинтриговали рассказом про Старика и его секрета, но ясности не прибавили. Сплошные вопросы.
Дмттрий Форма
Дмттрий Форма 18 янв. 2019
Груз отлит в разъемной форме из сплава уже. Смысл не в сплаве конкретно, а в шумовом влиянии приманок. Вы сами, наверно, знаете, что внешне абсолютно похожие приманки могут иметь совершенно разную уловистость. А причина - в разном "звучании". Вот об этом статья.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 18 янв. 2019
Дмитрий, Вы правы, это я всё понимаю. Просто вы написали, что блесна бьётся о камни, а лепесток о тело груза. Лично я стараюсь не допускать, чтобы блесна касалась камней, чтобы не потерять приманку.

У каждой формы лепестка во время проводки происходит отклонение от оси, обычно от 30 до 60 градусов, поэтому если не замедлять движение блесны умышленно, то и касания лепестка о тело блесны не будет, а значит и не будет звука, независимо из какого сплава сделано тело блесны. Если использовать вертушки с узкотелыми формами лепестков Long (ивовый лист), то отклонение лепестка от оси будет минимальным. Если для неё сделать слишком широкое тело сердечника, то да, лепесток может сердечник задевать, но тогда появляется большая вероятность залипания лепестка. С этим я столкнулся, когда сам пытался по неопытности делать свои первые вертушки. Любой производитель в зависимости от формы лепестка и его отклонения для вращения лепестка подбирает толщину сердечника так, чтобы лепесток вращался без проблем, не касался тела огрузки и крючка, значит, старается избежать подобного шума.

По блесне Blue Foxs моё представление о причине её шумности кардинально отличается от Вашего описания. Считаю, что лепесток не касается колокола, не вышибает из него звук своим касанием.Для себя я этот процесс звучания объясняю другими физическими процессами. Лепесток при проводке постоянно вращается вокруг колокола и прикрывает его от встречного давления. С той стороны, где находится лепесток, давление под ним наиболее разряжено, а с противоположной стороны давление воды максимальное. Вот и получается, что колокол постоянно бьётся о ребристый сердечник. Чем больше рёбер у "языка" колокола, тем большее количество раз за один оборот лепестка вокруг своей оси блесна позвонит. Пли проводке Blue Fox получаются частые и негромкие шелчки. В итоге к частотно-амплитудным характеристикам от вращения лепестка вокруг своей оси добавляется более высокочастотная "трель" от взаимодействия колокола с самим сердечником. Теперь Вы можете писать обзор про блесну Blue Fox. 😁 Да, звук добавляет интереса и любопытства рыбы к подобным вертушкам, только не все звуки одинаково положительно действуют на разные виды рыб. Тем более, надо учитывать их активность, время года и прочие условия. Блюе Фоксы с разными размерами лепестка и их формами производят разные звуки, поэтому на рыбалке их надо иметь разные. Одна блесна не может быть гарантом на все случаи жизни. От скорости проводки, силы течения воды и частоты вращения лепестка это тоже зависит.

Если исходить из вашей теории, что лепесток бьётся о сердечник и этим извлекает звук, тогда интерес к материалу сердечника и его сплава резко повышается. Вот поэтому меня и заинтересовало, какое процентное содержание олова и свинца должно быть в "правильном" сплаве сердечника, потому как звуки будут выбиваться совершенно разные (разная частота звучания).

Считаю, что звуки и частота для рыбы очень важны, согласен в этом с Вами, но Вы неудачно привели в пример блесну Blue Fox, точнее, не правильно указали физику процесса извлечения звуков.

"Смысл не в сплаве конкретно, а в шумовом влиянии приманок." С "шумовым влиянием приманок" полностью с Вами согласен. Непонятно только причем тут Старик и его секрет про сплав олова и свинца, если "смысл не в сплаве конкретно"? Зачем тогда это писали, если реального толка от этого сплава нет? Всю статью читал и до последнего ждал разоблачения "правильного" сплава от гуру Старика. Где "секрет на миллион"? Я именно от сплава секрет ждал. Вы так много об этом писали... Облом вышел. А секрета то и нет... А про "звучание" других приманок мне всё понятно. Я про сплав олово и свинца секрет получить хотел. Я всё понял, с Вами согласен и могу многое добавить, но это дело уже не комментария, а отдельной статьи. Уж извините, не буду об этом писать.
DmitriyForma
DmitriyForma 21 янв. 2019
Реальный толк в сплаве есть, только сейчас такие блесны из СПЛАВА делать смысла нет! Шумовой эффект достигается в современных приманках разными ДРУГИМИ способами. Или вы реально хотите получить СЕКРЕТ НА МИЛЛИОН - химический состав сплава??? Рассмешили...
zabrodin-nn
zabrodin-nn 22 янв. 2019
"Реальный толк в сплаве есть...". Да, это так, но только потому, что сделать вертушку с телом из свинца можно, но заставить её играть очень сложно, потому как такая вертушка из-за тяжести свинца имеет сильный наклон в сторону крючка и  лепесток действительно бьётся о тело сердечника и залипает. А сплав (облегчение свинца) помогает выровнять блесну при проводке, так как снижает тяжесть хвостовой её части. Вот именно в этом польза олова в сплаве, а вы в своей преамбуле затронули тему, заинтриговали, а внятный ответ дать не смогли. Давал вам возможность раскрыть ваш "Секрет на миллион", но пришлось это сделать за вас. Уж извините. А вы еще надо мной смеётесь... А Старик был прав, только вы не поняли смысл его СЕКРЕТА (почему надо свинец оловом разбавлять).

Вот на сильном течении или очень быстрой проводке задняя часть вертушки отклоняется меньше (встречное течение её выравнивает). Чтобы блесну не выносило на поверхность, поэтому и применяется свинец, но, видимо, даже в ваших условиях приходится свинец оловом разбавлять, вот поэтому и применяется баббит. Уж поверьте, не один год бился со свинцовыми сердечниками вертушек, знаю, о чем пишу. В крайнем случае, только переднюю часть вертушки можно свинцом огружать, а вторую её часть оловом, стабилизатором или мушками (хоть немного, но, может быть, выравниется  наклон блесны). Так что Ваш Старик был прав, есть толк в сплаве, но вы же про быстрое течение не написали ни слова, ввели рыбаков в заблуждение. Не нужно было вам вообще свою преамбулу писать, тогда статья была бы лучше. Для быстрого течения вам больше переднеогруженные вертушки подойдут.
Дмттрий Форма
Дмттрий Форма 18 янв. 2019
Делать сейчас такие блесны я смысла не вижу, а вот производителям джиг-головок этот СЕКРЕТ на заметку взять стоит, я думаю. И может оказаться, что некрашеные головки из такого сплава будут "уделывать" дорогие золоченые.
zabrodin-nn
zabrodin-nn 22 янв. 2019
В своё время я много времени убил, когда разбирался в вертушках со свинцовыми сердечниками. Не один год на это у меня ушел. Я с вами согласен, что "делать сейчас такие блёсны я смысла не вижу". Лучше делайте переднеогруженные вертушки. Проще и толку на течении будет больше.

Вчера на другом ресурсе увидел интересный видеоролик (ловля окуня по Сабонееву). Зимой со льда из кормушки рассыпали мотыля. Окунь крутился рядом, но его не ел. По рекомендации Сабонеева подняли муть, но не как рекомендовал Сабанеев (поковырять палкой), а постукиванием по дну свинцовым грузиком. Пока по мягкому дну стучали тихонько, то окунь на это действо осторожно косился издалека, но чуть звук от грузика раздался посильнее, то вся стайка тут же убежала. Такие испытания со стуками по дну проводились неоднократно и результат был всегда один и тот же. Вот вам пример, что не каждый звук положительно влияет на поклёвку. Стучали свинцовым грузиком, а если бы звук был еще звонче от сплава, то мог напугать и при более слабых стуках.
СуровыйПрофи
СуровыйПрофи 20 янв. 2019
Под данным сплавом, видимо, подразумевается гарт - типографский сплав (свинец+олово+сурьма), который изобретен 500 лет назад и использовался в старых типографиях. Звонкости в нем нет, но он гораздо тверже и легче свинца при меньшей температуре плавкости - работать с ним гораздо удобнее. Вертушка со свинцовым сердечником такой же формы просто не стала бы играть из-за его тяжести и подверженности деформациям. Весь секрет.
Просто Профи
Просто Профи 20 янв. 2019
Просто вступление))) Чушь полная. Вертуха задней огрузки, сердечник там для веса. Для джига, что бы был звон, она не подходит. Какой звон может быть, если лепесток при движении не касается сердечника, ведь приманка для равномерки. 

 

Автор высосал историю про Старика из пальца и от конструкции вертушек далёк. Хотя про звук воблеров мнение место имеет быть.
DmitriyForma
DmitriyForma 22 янв. 2019
Товарищ, вы просто сами не в теме. И история стопроцентов бывшая. Речь идет про ловлю на сильном течении - а течение у нас на Терсях (о которых идет речь) - горное, река мелкая каменистая, блесна частенько задевает по каменистому дну (и об этом написано в статье). По сплаву (я не думал, что это кого-то станет интересовать, статья совсем не об этом) привожу конкретные сведения: сплав - технический баббит, используется у нас на шахтах в подшипниках стационарных машин. Мы все шахтеры (о ком идет речь в статье), механики (в прошлом), почему и знакомы. Состав процентный баббита приводить надо?
Добавлять комментарии могут только .