Коротко о главном, или некоторые соображения по поводу написания обзоров
Коротко о главном, или некоторые соображения по поводу написания обзоров
Прежде чем начать писать здесь, я прочел множество обзоров. Да и сейчас продолжаю читать: собираю интересные, иногда яркие фразы.
Это не значит, что я буду вставлять их в свои тексты. Нет. Я продолжаю осмыслять прочитанное и учиться писать продающие тексты. Учиться ведь никогда не поздно.
Тема эта весьма емкая, и я не претендую на полноту охвата. Просто хочу поделиться некоторыми соображениями. Итак, начнем.
Целевая аудитория
Тут, вроде бы, все понятно: целевая аудитория данного ресурса — рыболовы. И они уже здесь, тепленькие, зарегистрировались. Однако могут быть нюансы.
Допустим, есть у вас любовница и подарила она вам спиннинг Shimano World Shaula 2651F-3 на 23 февраля. Вы, конечно, как обычно, сказали жене, что сами его купили, за пятьсот рублей. А заодно решили написать обзор этого спиннинга, чтобы за бонусы воблерочек приобрести.
Ну, понятно же, что люди, которые могут себе позволить Shimano World Shaula 2651F-3 или другой подобный спиннинг, обычно не читают обзоров на сайте fmagazin. Они просто заходят в ближайший рыболовный магазин и покупают самое дорогое удилище, которое есть в наличии. И, как правило, угадывают с выбором. А заодно они могут скупить полмагазина в придачу. Или весь магазин. Поэтому делаем выводы: что, как и для кого пишем.
Продающий заголовок
Известно, что удачный заголовок — это почти половина успеха. Примеры? Пожалуйста.
«Обзор T-Minnow XS 55 SP. Маленький терминатор от Kosadaka».
«Обзор Kosadaka Gravy-4XS: воблер для нескучной рыбалки».
«Обзор Kosadaka Realizer XS: соблазнитель пассивной щуки».
Тут, как говорится, комментарии излишни.
Затравка, или с чего начать
Все самое важное и убедительное должно быть в начале текста. Почему? Читатель ведь может и не дотерпеть до конца текста. Так ведь?
Поэтому с самого начала нужно заинтересовать его, читателя, и держать в тонусе до конца (это в идеале, конечно).
Продающий слоган
Давно прошли времена слоганов вроде: «Летайте самолетами Аэрофлота!» Или: «У метеоризма шансов нет, Эспумизан».
Мягче тут надо быть, нежнее. Вот как пишет один из авторов о воблере: «... рекомендую попробовать поладить с ним, надеюсь, он станет вашим надёжным товарищем в бесконечных рыболовных приключениях».
Или вот еще о воблере минноу: «Шрамы украшают бойца!» Ну, хорошо же. То есть как бы отсылка к факту, подтверждающему, что продукт-то стоящий.
О недостатках продукта
Расписывая
достоинства продукта, не забывайте о недостатках. Ведь ушлый читатель скажет: что это он нам впаривает очередную дешевку?
Напишите о недостатках, не особо их подчеркивая. К вам будет больше доверия, ведь это объективно, недостатки всегда есть.
К примеру, один из авторов пишет: «Сразу скажу — заброс с Nautilus Basstard нельзя назвать выдающимся». И дальше следует объективное объяснение, почему так.
И сравните: «Правда, кидает он слабо».
Первая фраза ведь лучше звучит, верно?
Продавайте выгоды
Если продукт не выдающийся, то продавайте выгоды, а не продукт. Главное, чтобы выгоды были действительно значимы. А не вот так вот: «Его не жалко потерять». Это о дешевом воблере. Сомнительная выгода. А на фига его покупать ради того лишь, чтоб не жалко было потерять? А рыбу-то он ловит вообще, этот воблер? Или один раз в год?
Разрушайте стереотипы
Одна из форм убеждения — разрушение стереотипов. Продумайте стереотипы, которые вы будете разрушать. Почитайте в интернете, покопайтесь в соцсетях. Их там полно. Ну, например:
- дешевое не может быть качественным;
- чем тяжелее удилище, тем оно прочнее;
- ловить спиннингом, сделанным в Китае, — это клеймо на всю жизнь.
Ну и тому подобное.
Пишите проще
Проще — не значит примитивно, проще — в смысле доступно. Не нужно перегружать читателя терминологией и заумными фразами. Захочет — сам прочтет в интернете. «Гугл» ему в помощь. Или «Яндекс». Вдумчивый читатель, выбирая продукт, например спиннинг, прошерстит не один десяток сайтов, посмотрит видео, картинки и почитает отзывы. Наша задача — заинтересовать его и попытаться убедить, что выбор он делает правильный.
Конечно, простота эта кажущаяся. Совсем непросто свести воедино высокую информативность, логику повествования, доступность изложения и эмоциональную составляющую. И авторов, умеющих блестяще это делать, не так уж и много.
Вот если б можно было скрестить одного неплохого автора с данного ресурса с другим неплохим автором, получился бы, наверное, просто выдающийся копирайтер. Экий я мичуринец, да? Но, думаю, они против скрещивания.
Роль фото в обзоре
Фото тоже должно быть продающим. Фотография размером с почтовую марку, как правило, ничего не продает. По себе знаю, как это раздражает, когда интересующий тебя товар невозможно рассмотреть даже толком. Таких фото на страницах интернет-магазинов до сих пор хватает. В подобных случаях покупатель просто уходит с сайта на другой ресурс.
Как-то я прочел здесь в комментариях, что фото в обзорах однообразные: рыба в руке, рыба у моих ног.
Конечно, вот такое фото гораздо выразительнее.
Оно цепляет, вызывает положительные эмоции, погружает нас в атмосферу рыбалки.
Хороший ракурс, но без помощника никак не обойтись. Да и помощники не всегда расторопны и умелы. Поэтому у меня и нет подобного фото.
Пока нет.
Или вот еще: автор описывает какой-нибудь кренк, а под текстом приводит фото, типа вот такого.
Ну, то есть «рыбозаготовка» в чистом виде. Наверное, обзоры все же не для этого пишутся.
Далее. Фото в обзоре — это прежде всего факт, подтверждающий ваши слова.
Если вы пишете о качестве окраски и прорисовке деталей воблера, то подтвердите фотографией свои слова.
К примеру, хотя бы так.
Или вот так.
Если вы пишете, какие у воблера острые крючки, ну так подтвердите это фотофактом.
Придержите эмоции
Текст должен быть в меру эмоциональным. Избыток эмоций обычно воспринимается вдумчивым читателем как некий субъективизм. Это как если бы автор описывал свои ощущения от вождения автомобиля «Шкода-Октавия», всю жизнь до этого проведя за рулем «Жигулей». Так это он еще в «Мазерати» не сидел.
Не спешите публиковать
Хороший текст — выдержанный текст. Это как с вином. Не спешите публиковать. Процесс осмысления — он ведь не только перед клавиатурой, он с вами всегда: на работе, дома, в дорожной пробке, на очередной рыбалке. Он идет постоянно, как бы в фоновом режиме. Вполне может быть, что вы упустили нечто важное, а исправить уже невозможно.
Пишите правду
И только правду. И ничего, кроме правды.
У меня немало рыболовных аксессуаров, которые продаются на сайте fmagazin, но о некоторых из них я писать не буду никогда, ну в смысле обзоры, потому как рука не поднимается.
Пользоваться ими на рыбалке, в общем-то, можно, но написать о них действительно стоящий продающий текст я не смогу. Больше тут нечего добавить.
Всегда помните: вас читают не идиоты.
С уважением, Сергей Гладышев (gladwork)
Комментарии








