Как фотографировать на рыбалке и не только

YinYang 18 января

Как фотографировать на рыбалке и не только

Как возник замысел этой статьи? Я перечел множество обзоров и статей на этом сайте. И мне стало как-то прямо обидно за некоторых авторов: у них без преувеличения прекрасные, информативные тексты и просто ужасные фотографии. А мне кажется, что все должно быть прекрасно, не только текст, но и иллюстрации к нему. По крайней мере, нужно к этому стремиться, к совершенству то есть.

Так сложилось, что с фотографией я знаком не понаслышке. Сразу оговорюсь: кто считает, что о фотографии знает все, дальше может не читать, далее будет текст с элементами ликбеза.

Я не буду подробно писать о композиции, о золотом сечении или о том, как фокусироваться на гиперфокальное расстояние и т.д. Иначе нетерпеливым читателям скоро наскучит это чтиво, а я, чего доброго, сотру пальцы о клавиатуру. 

Как говорится, нельзя объять необъятное, поэтому расскажу лишь о том, что считаю наиболее важным для рыболова-любителя с фотоаппаратом. 

Итак, первое. Назовем это условно «Организация пространства в кадре».  

Да, именно так, «организация», ибо только фотограф решает, что попадет в кадр, а что нет, а также, как именно этот кадр и все, что в нем находится, в целом будет выглядеть. Кадр, кстати, в переводе с французского означает «рамка». Итак, начнем с правила третей.

Правило третей подразумевает разделение кадра на девять равных прямоугольников. Сделать это можно, мысленно проведя две вертикальные и две горизонтальные линии. В точках пересечения этих линий и нужно располагать ключевые элементы снимка, так как именно эти точки, точнее объекты, расположенные на них или близко к ним, привлекают взгляд. 

В некоторых фотоаппаратах, в моем, например, Nikon D7000, подсказка: можно включить сетку, которая делит кадр в видоискателе как раз по правилу третей. Я, правда, ее отключил, давно уже привык обходиться без нее. 

Еще один способ выделить объект в кадре — размыть фон, сделать его менее резким, точнее, расфокусированным. Тут нужно сказать несколько слов о ГРИПе. Нет-нет, это не инфлюэнция, как можно было бы подумать. ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, далее глубина резкости) — это зона, в которой объекты выглядят достаточно резкими, то есть находятся в фокусе. Глубина резкости зависит от значения диафрагмы (выставляется вручную или программно), а также от расстояния до объекта съемки. Еще глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива. 

Не вдаваясь в технические подробности, дабы не затягивать повествование, скажу только, что размыть фон, как на фото ниже, удастся макрообъективом или телевиком, и гораздо хуже выйдет, если использовать широкоугольный объектив. Широкоугольником, как правило, снимаются пейзажи, так как в пейзажном кадре нужна большая (протяженная) глубина резкости. Там все должно быть в фокусе, от переднего плана до заднего.

Пример очень малой глубины резкости

Чтобы получить такой кадр, нужно снимать на  открытой диафрагме. Если вы обладатель зеркалки, то наверняка знаете, как это делается. Остальные могут использовать программные режимы Макро» или «Портрет», таким образом тоже можно получить более или менее размытый фон. 

Избегайте посторонних, не несущих смысловую нагрузку объектов в кадре. 

На первых порах, пока у вас немного опыта, не кадрируйте впритык: возможно, при редактировании вам не хватит пространства. Всегда можно обрезать лишнее, современные многопиксельные матрицы позволяют нам такую роскошь. Если вы, редактируя, производите кадрирование, то старайтесь не обрезать людям в кадре руки по локоть или ноги в районе колена. Да и вообще лучше не заниматься подобной, простите, расчлененкой. 

Хотя иногда можно обрезать и использовать часть человеческой фигуры как фон. Особенно, когда снимаемый объект намного меньше по размеру.

В данном случае лицо человека и особенно глаза будут только отвлекать нас от объекта съемки. Обратите внимание на яркие пятна на руке и шее. Эти «выжженные» участки уже нельзя восстановить, там практически нет информации о цвете. В летний солнечный день бороться с этим можно только с помощью зонта «на просвет», смягчающего и тени и света. Или фотографировать в тени деревьев.

А лучше устраивать фотосессию рано утром, за час до рассвета или через час после него. Или вечером, за час до заката. То есть когда свет более мягок. 

Вообще-то, попытаться убрать засветку, конечно, можно, в «Фотошопе», работая со слоями. Но информацию о цвете, а также о тональных переходах придется воссоздавать по образцу, и т.д. Мороки очень много. Иногда не стоит оно того.

Одним словом, не забываем, что фотография — это светопись, и без хорошего, правильного света нет и хорошей в техническом плане фотографии (да и в художественном смысле тоже). 

Если мы снимаем рыбу в движении, впереди должно быть больше пространства.

Перед любым движущимся объектом должно быть больше пространства, чем позади него. Если, конечно, не стоит задача показать, что объект выходит из кадра.

А вот на фото ниже, вроде бы, и пространство впереди есть, а все равно нет ощущения перспективы, как будто мотоциклу особо-то и некуда дальше ехать. Почему так? А потому что параллельную линию с правой стороны дороги нужно было продлить вдаль. То есть фотограф выбрал неправильный ракурс.

Если в кадре есть параллельные или почти параллельные линии, избегайте их горизонтального расположения, располагайте их по диагонали. Так кадр будет более выразителен (но помните о мотоцикле). То же самое иногда касается и вертикальных параллельных линий.

Это касается и расположения рыбы в кадре, на берегу или в воде. Гораздо выигрышнее выглядит диагональное или близкое к диагональному расположение.

Можно даже так сказать: диагональное расположение протяженных объектов в кадре почти всегда выглядит выразительнее.

Не делите кадр ровно пополам по линии естественной и контрастной границы, например береговой линии или линии горизонта, если они явно присутствуют в кадре. Отведите примерно две трети для наиболее важной, по вашему мнению, части кадра. 

Но иногда от этого правила можно отойти, если вы снимаете, например, зеркальное отражение в воде. Или когда передний или средний план нагружен яркими деталями, как на фото ниже.

Всегда следите за линией горизонта, она должна быть именно что горизонтальной, если, конечно, ваш художественный замысел не предполагает иное. Но если не уследили, не беда. Это легко правится в любом графическом редакторе. В окне режима редактирования выбираем «Коррекция перспективы», затем ставим галочку «Показать сетку» и правим, ориентируя горизонтальные и вертикальные линии в кадре по сетке.

Второе. Баланс белого и цвет в кадре

Если по-простому, баланс белого — это то, как фотоаппарат видит (передает) белый цвет, ну и все остальные цвета соответственно. Неправильно выставленный баланс белого сильно бросается в глаза, особенно если мы снимаем объект на белом листе бумаги. На фото ниже я намеренно сдвинул баланс белого, чтобы было наглядно. Здесь он неверный, смещен в сторону холодных тонов.

 

А вот здесь правильный баланс белого (ББ). 

 

И здесь правильный ББ.

К сожалению, даже современные фотоаппараты, даже дорогие, не всегда корректно передают баланс белого на фото. Поэтому приходится править. И к счастью, ББ легко правится в графическом редакторе, например, ACDSee Pro 9. Выбираем в меню режима редактирования «Баланс белого», а дальше все интуитивно понятно.

Если вы не уверены, что сможете корректно снять или поправить баланс белого, лучше не снимайте на белом фоне. Возьмите цветной, однотонный. Там тоже будет виден неправильно выставленный ББ, но это хотя бы будет не столь заметно, как на белом фоне. Можно использовать фон даже в цвет снимаемого объекта, но с разницей в несколько полутонов, или другого оттенка.

Конечно же, можно уводить баланс белого в сторону теплых или, наоборот, холодных тонов, но только с целью художественной выразительности кадра. А для начала нужно научиться выставлять его правильно.

Редактируя свои фото, не переусердствуйте с опциями «Насыщенность» и «Сочность». Часто на таких фото трава выглядит так, словно она облита зеленкой. 

Хотя иногда легкая перенасыщенность уместна, когда в ней есть смысловая нагрузка, например краски золотой осени. Впрочем, на фото ниже краски осени не очень-то бросаются в глаза. Догадались, почему?

И еще. Если на фото есть открытые участки кожи, то, редактируя, посмотрите на свои руки, ну, те самые, что на клавиатуре, они ведь у вас не имеют ярко выраженных синих, зеленых и красных оттенков. Так ведь? Тогда почему на фото руки у вас, как у мертвеца? Или как у человека, только что вышедшего из парилки (если только это не первый загар).

Третье. Эстетика кадра

Как вам вот это фото?

 

А это?

Вот сейчас речь не о Catch & Release. Вы можете эту рыбу забрать и съесть. На здоровье. Да хоть прямо на берегу, даже сырую, даже с песком. Но нам это видеть не обязательно. Ну, это фото... Даже не знаю, это уже просто оскорбление чувств... Пора статью вводить в Уголовном кодексе... Ну просто ужас... 

А как вам вот это фото с рыбой? 

Зачем нам эта кровь? Кто это снял? Эксперт-криминалист на осмотре места происшествия? Нет, это фото со страницы одного из коммерческих прудов в Воронежской области.

А вот так, на мой взгляд, должно выглядеть фото на рыбалке. 

Здесь и пространство в кадре организовано более или менее правильно. И атмосфера передана прекрасно: рыболов улыбается и ребенок рад. И даже кажется, будто золотая рыбка не слишком обеспокоена тем, что ее извлекли из естественной среды обитания. Словно знает, что скоро ее отпустят обратно в пруд. Хороший кадр. Правда, горизонт слегка завален, но не критично. 

Что еще? Пожалуй, для начала достаточно. Да, чуть не забыл. Не стесняйтесь делать большое количество кадров одного объекта с разных ракурсов. Потом выберете лучший. Даже у профессионалов процент кадров «на корзину» может составлять от пятидесяти до восьмидесяти, а то и девяносто. Это я вам абсолютно со знанием дела говорю, но по секрету.

И еще, как я уже упоминал, иногда правила можно нарушать, с художественной целью. Но прежде чем что-то нарушить, нужно четко себе сформулировать, что именно ты хочешь этим сказать. 

Сам я, каюсь, изредка правила нарушаю, и порой вовсе не с художественной целью. Просто-напросто у меня иногда нет подходящего фото, а так хочется вставить иллюстрацию к тексту. Но если я целенаправленно что-то фотографирую, то стараюсь придерживаться правил, как бы банально это ни звучало. 

И совсем не обязательно использовать профессиональную или просто дорогую аппаратуру.

 

Есть такая избитая фраза: фотографирует не техника, а человек. Банально, но верно. А в руках мастера даже простенькая «мыльница» превращается в творческий инструмент. 

И в заключение: выше речь шла о культуре фотографии, а не о фотографическом искусстве. Все, что я здесь изложил, это о ремесле, это азы, малая толика. Совершенствуйтесь. Я, к примеру, считаю не зазорным учиться даже в свои пятьдесят с лишним лет.

P.S. Все использованные мною фото — мои, за исключением трех, которые с сайта minnow.ru.

С уважением, Сергей Гладышев (gladwork).

За этот обзор автор получил 2519 бонусных рублей! узнать подробнее об акции

Комментарии

tracker.67
tracker.67 18 янв.
Многим будет полезно прислушаться, а то читаешь некоторые обзоры, а смотреть не на что, все фото одинаковые - рыба в моей руке, или рыба у моих ног ))))
YinYang
YinYang 18 янв.
Все так. Но хочу заступиться за пишущую братию: непросто вываживать рыбу и при этом весь процесс фотографировать, даже легким смартфоном. Нужен помощник.
IlliuShkO
IlliuShkO 18 янв.
Однозначно многим полезная статья будет! Странно, что сам не додумался написать что-то подобное))) не знаю для кого как, для меня если фото не привлекает взгляд, текст просто не буду читать каким бы полезным он не был. Применительно к рыболовным обзорам и статьям уж точно визуальная составляющая в первую очередь цепляет, а потом интерес подогревается написанным. 
А.Соболев
А.Соболев 19 янв.
У вас, Илья, фоты классные! Но... Очень уж их много в статьях... Текст теряется. Впрочем, это я не за старую тему (надеюсь забыто уже), а действительно ваши статьи и обзоры слишком перегружены фотками. Но они реально красивые.
IlliuShkO
IlliuShkO 19 янв.
Алексей, я ещё тогда объяснял - не могу себя заставить их не вставлять в количестве, потому как люблю фотографию на рыбалке не меньше её самой. К тому же, в силу своей профессии привык каждое слово подтверждать доказательством, поэтому и наглядных фото прикрепляю много. Иногда действительно много. Для обзора не считаю, что это сильный порк, для статьи стоит поменьше. Но в итоге отбираю 50, прикрепляю 20 хотя стоило бы 10)))
tracker.67
tracker.67 18 янв.
Всегда сначала смотрю все фото в любой статье, по ним уже можно оценить, стоит ли это читать вообще.
zolo7575
zolo7575 18 янв.
Каждому своё, конечно.

Тут вопрос в другом: а зачем я читаю обзоры? Лично я читаю их для того, что бы получить инфу о конкретном изделии.

Поэтому для меня, просто просмотреть фото, и если они мне не понравятся, не прочитать материал просто не катит, особенно, если я имею интерес к приманке.

Да, по фото из обзора можно получить много инфы, в том числе и том, стоит ли читать обзор вообще. К примеру, если приманка выглядит в обзоре нулёвой, то такой обзор можно не читать. Лично он у меня уже не вызывает доверия.

А вообще, обзоры, которые мы тут пишем – это не материал для статьи, где фото должны быть красочными. Обзор, как по мне, это в первую очередь сочинение, которое должно быть подтверждёно цитатами. Вот фото и есть цитаты, которые подтверждают текст. Если в тексте речь идёт о ловле судака, а судака на фото нет, то такой обзор у меня вызывает не доверие, только и всего.  
YinYang
YinYang 18 янв.
Куда-то коменты не в ту степь ушли. Понятно, что хороший обзор лучше плохого, а хорошее фото приманки лучше плохого фото приманки. Обзор с судаком лучше, чем без него, а с хорошим фото судака обзор будет лучше, чем с плохим фото судака. Посыл статьи простой - совершенствуйтесь. 
zolo7575
zolo7575 18 янв.
Да я Ваш посыл прекрасно понял. Это к дискуссии выше был комментарий.
А.Соболев
А.Соболев 19 янв.
Не соглашусь. Фото в обзорах имеют большее значение, чем текст. Хорошие фото при плохом тексте продадут приманку или снасть скорее, чем хороший текст при плохих фото (я про конкретно обзоры говорю, а не про статьи). Мы выбираем глазами, а в тексте ищем чисто техническую информацию.
zolo7575
zolo7575 19 янв.
Сэр Соболев. Вы не поняли суть моего поста. В нём не шла речь о торговле. С тем, что товар в красивой упаковке продать проще я и не спорю, это очевидно.

Именно благодаря красивой упаковке и процветают такие компании как Финика и МММ, потому что у них крутая упаковка. Люди ведутся на красивую упаковку, и мало кто вникает в то, что находится внутри.

Поэтому, я и написал, каждому своё.

Кому – то достаточно красивой упаковки, и он не стремиться вникнуть в то, что находится внутри, а кому – то важна суть вопроса или то, что находится в ней.
А.Соболев
А.Соболев 19 янв.
Мусью zolo7575... Я понял суть вашего поста, но вы не поняли сути что есть обзоры (про статьи я не говорю, там свои погремушки). Суть обзоров - ПРОДАЖА!. И только она. ТТХ можно посмотреть в описании товара (воблер, спиннинг, катушка и т.д.). Для знающего человека ТТХ - Клондайк по информации. Для незнающего тоже, но чуть дольше. Обзор же - витрина товара. А витрина это всегда зрительный ряд. При этом, это всегда качественный зрительный ряд. Если зрительный ряд не качественный, то это не обзор, а базар-вокзал или унылый обзор.  Так что тут не в упаковку все упирается, а именно в показ товара лицом. А упаковка это - коробка вашего воблера, но не сам воблер.
А.Соболев
А.Соболев 18 янв.
Сам фотографирую (обычно только Canon EOS M100 и Canon EF-M 22mm), люблю это дело и все сказанное в статье знаю уже очень давно. Но сейчас прочитал с удовольствием. Очень лаконично и доходчиво написано. Есть некоторые шероховатости и недосказанности, но у кого их нет. В общем... СПАСИБО за доставленное удовольствие! :))
YinYang
YinYang 19 янв.
На здоровье, мистер Соболев. Что касается недосказанности, так первоначально статья была в два раза больше, но я все почикал и переписал заново, потому что было не читабельно. Сами понимаете, передо мной не стояла задача обучить кого-нибудь азам фотографии - это невозможно в формате статьи. 
А.Соболев
А.Соболев 19 янв.
На самом-то деле ценность вашей статьи в том, что она больше возбуждает интерес разобраться в фотоделе, чем иные талмуды занудных умников от фотографии. Даже я, уже достаточно опытный (снимал еще аж в советское время пленочным ФЭД-2), и то проникся вашей статьей. Вот...

И это... сами вы... мистер... :))))))))
DmitriyForma
DmitriyForma 20 янв.
Есть шероховатости и недосказки?? -статья вся из общих фраз и, главное, приведены все снимки, который с очень большой натяжкой можно отнести к образцовым. Фото лягушки - как раз баланс ушел в фиолет. Фото "задниц" - компоновка ужасная (так снимают фотографы у кого пунктик на бюстах и тп). "Диагональный карп" - фото выкинуть на помойку. И тд. и тп. Короче, не стоит писать о том чего сам не умеешь.
А.Соболев
А.Соболев 20 янв.
Дмитрий... Все обучение всегда начинается с простых фраз, которые знатокам кажутся общими. В этой статье именно такие фразы - простые и понятные новичкам, но общие для знатоков. Статья, собственно, для новичков, тех кто захочет научиться. Это раз...

Два... Могу ошибаться, но мне кажется, что вы спутали фотовыставку с примерами фото как надо и как не надо снимать. 

Три... Если вы умеете, то сделайте (напишите) лучше. Кто ж не дает-то? Это будет лучший ответ "неумехе". Разве нет?
YinYang
YinYang 21 янв.
Алексей, это вы кого, меня что ли обозвали "неумехой"? А вы попробуйте пройти техническую модерацию, как ваш покорный слуга, на топовый фотосток, или не очень топовый, например на Dreamstime, потом загрузите туда хотя бы с десяток фоток, пройдя модерацию каждой из них, а потом продайте хоть одну.  А потом мы с вами поговорим про "неумех" или умех :)))
Alexey_U
Alexey_U 21 янв.
Поддержу. Если фотостоки хоть чем-то напоминают аудиостоки, то, исключая прочее, успешная модерация означает знак качества по основным параметрам. И уж точно не неумеха.
YinYang
YinYang 21 янв.
Именно так. Спасибо. 
А.Соболев
А.Соболев 21 янв.
Цитирую из своего же комментария:  Это будет лучший ответ "неумехе". 

В этой фразе кавычки для чего? Если вы не понимаете их значения в русском языке, то потрудитесь изучить, прежде чем обижаться. И не заставляйте людей оправдываться в том, что они дже помыслить не собирались. 
YinYang
YinYang 21 янв.
Да ладно, Алексей, вопрос же риторический ... Ну почти. И пардоньте, что невзначай удалил ваш комент (задрал срач под статьей). 
А.Соболев
А.Соболев 21 янв.
Не видел что вы удалили (вчерашние два не считаются, там все понятно), да я сегодня и не писал сюда еще ничего. Поэтому все нормально. 
YinYang
YinYang 21 янв.
Ну и океюшки. 
А.Соболев
А.Соболев 21 янв.
Вот уж фигушки, а не океюшки... Так просто не соскочите. Оцените, пожалуйста, мои фотки (вон за два дня аж три публикации вчера и позавчера вышли, да и другие вы я вно видели). Приветствуется техническая критика (хоть я и старый перд... ой.. солдат, но учиться люблю)... 
А.Соболев
А.Соболев 21 янв.
Разгромная критика фото тоже приветствуется...
YinYang
YinYang 21 янв.
Ну уж нет, я здесь ни одно фото не критиковал, пальцем ни на кого не указывал. И не буду. Не тот ресурс. Да вы и сами все знаете, не прикидывайтесь. И статья, как понимаете, не для критики писалась. 
YinYang
YinYang 20 янв.
DmiyryForma, вы сударь, просто тролль, замечал ваши комментарии ко многим статьям ... я, я, да я, я то, я сё,  20 лет там мастер, 20 лет здесь мастер ...Я мог бы ваш комент просто удалить, но не буду. Вы-то что умеете? Пока я заметил, что только троллить. А с лягушкой всё хорошо, она  прошла модерацию (и не только она)  на многих фотостоках и не только российских. А там модераторы не чета вам, я надеюсь вы понимаете.  Тролльте дальше, если вам это такое удовольствие доставляет. Умник, блин.
Alexey_U
Alexey_U 20 янв.
А допереть, что над лягушкой небо?
YinYang
YinYang 20 янв.
Кому допереть-то? Человеку нужно просто свое Я везде вставить.
Вальдемарович
Прочитал, классно, вынес полезные вещи=)) Но мой старенький телефон с этим не согласен как-то, вот прям совсем. За статью спасибо.
palfedor
palfedor 19 янв.
Полезная статья! Автору респектище!
Карел1
Карел1 19 янв.
А я, как раз, фотографировать на рыбалке терпеть не могу, особенно ночью. Вот как фотографировать крупного, дрыгающегося судака в лодке, одному, с воблером, да еще и на волне, когда телефон надо держать двумя руками? Это же каторга чистой воды... Но, судя по всему, к званию "гурА фотографии" я уже подбираюсь - 90% фото точно никакие.)))))

А правила все эти я знаю - жена фотографией занимается серьезно.
hohreek2
hohreek2 19 янв.
я тоже не люблю фоткать рыбу, противно мучить её. Но приходится.
YinYang
YinYang 22 янв.
Карел1, прикольный комент. Какк-то я его пропустил. Статус самого прикольного комента  дня -19 января. Конечно, вы почти гуру - осталось чуть-чуть :)))
YinYang
YinYang 19 янв.
За отзывы и комментарии всем спасибо.
YinYang
YinYang 20 янв.
DmitryForma, чтобы было предметно, посмотрел я ваши аж десять статей за три года. И вам не стыдно кото-то критиковать, имея такие фото в своем архиве?   Вам лишь бы кого-то покритиковать, удовольствие доставляет.  Короче, комментарии неадекватов теперь буду удалять.  
O2xygeN
O2xygeN 25 янв.
Хорошая статья, слог, стиль, приятно читать одним словом!
O2xygeN
O2xygeN 25 янв.
Хочу обратить внимание автора на то, что сейчас подавляющее большинство рыболовов, старательно изображающих в отчетах или рассказах по средствам фотографии моменты рыбалок, используют в подавляющем большинстве случаев в качестве фотоаппарата свои смартфоны. Так вот вариативность настроек там оставляет желать лучшего, и попытка получить действительно качественный кадр с их использованием представляется мало реализуемым занятием. Я и сам делаю фотографии смартфоном, конечно, камера в нем должна быть более менее приличная, но основная нагрузка ложиться на редактор, который кстати тоже в смартфоне, в котором обрабатываются все без исключения фотографии. Это я все к тому, что мобильное устройство содержит в себе и фотоаппарат и редактор, коими пользуются все без исключения. Судя по формату статьи, она рассчитана на самых маленьких)) поэтому стоит отойти от зеркальных камер и сложных редакторов, установленных на ПК.
hohreek2
hohreek2 25 янв.
на самом деле для снимков в подобном жанре камеры смартфона за глаза хватит, и по разрешению, и по качеству картинки.
Добавлять комментарии могут только .